Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, – акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниево-ориентированной, безличностной педагогике; школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс отечественной школы.
Одной из современных педагогических технологий является метод учебного проекта.
Учебный проект – это организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Типология проекта: информационный
Категория учащихся: учащиеся 9 класса
Продолжительность проекта: 3 академических часа; с включением самостоятельной домашней работы – 1 учебной недели
Предметная область: литература
Учебная тема: «А.С. Грибоедов – дипломат, драматург…»
Оборудование: Портрет А.С. Грибоедова, выставка художественной и библиграфической литературы о А.С. Грибоедове.
Образовательные цели: Способствовать освоению знаний о жизни и творчестве А.С.Грибоедова, особенностях восприятия и толкования его произведений на протяжении XIX−XX веков.
Развивающие цели: Создать условия для
- развития познавательных навыков;
- развития умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
- развития критического и творческого мышления;
- развития умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
Воспитательные цели: Способствовать воспитанию патриотизма, любви к родному языку и культуре; гражданской позиции при анализе культурного события.
Система уроков
Урок 1. Погружение в проект
Пробудить у учащихся интерес к теме проекта, формулируя проблемные вопросы учебной темы. Определить основополагающий вопрос проекта. Совместно с учащимися определить цель и задачи проекта. Определить способы решения проблемы проекта.
Итак, основополагающий вопрос нашего проекта:
В чем загадка личности А.С. Грибоедова?
Учителем дается выборочная информация по теме для стимулирования интереса к проблеме.
Определяются проблемные вопросы, т.е. относящиеся к конкретной теме учебной программы, на которые учащиеся ищут ответ в результате участия в проекте.
Составление таблицы.
Проблемные вопросы | Темы исследования |
Почему называются две даты рождения А.С. Грибоедова? | Биография А.С. Грибоедова |
«Дуэль четверых» - миф или действительность? | История «дуэли четверых» |
Что давал России Туркманчайский мирный договор, заключенный А.С. Грибоедовым с Персией? | Дипломатическая деятельность А.С. Грибоедова |
Почему талантливый дипломат женится на 16-летней девочке? | История любви А.С. Грибоедова и Нины Чавчавадзе. |
Организация групп.
Целеполагание: научиться увидеть, сформулировать и решить проблему, четко излагать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, выбирать главное и представлять новые идеи.
Составление планирования самостоятельной деятельности учащихся по проекту.
- Выбор темы исследования. Постановка проблемы исследования.
- Поиск нужного материала по проблеме. (Рекомендации учителя)
- Изучение подобранного материала.
- Выдвижение гипотез. Обсуждение выдвинутых гипотез.
- Постановка целей исследования.
- Составления плана исследования.
- Подведение итогов исследования. Формулировка выводов. Оформление результатов.
- Защита полученных результатов и выводов
Формирование групп учащихся для проведения исследований организуется учителем с учетом желаний и индивидуальных особенностей детей. Возможна и индивидуальная работа. Определение формы представления результатов – в виде презентации, буклета, веб-сайта, альбома, выпуска газеты и др. Учитель знакомит с требованиями, предъявляемыми к работам.
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе. Учащиеся продумывают пути проведения своих исследований. Обсуждают порядок оформления работы. Учитель оказывает консультативную помощь.
Обсуждение с учащимися возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав, достоверности источников информации.
Домашнее задание: Сбор материала по теме исследования.
Анализ литературы, предложенной учащимся:
- Е.Муза, С.Овчинникова. Жизнь и творчество А.С.Грибоедова: материалы для выставки в школе и детской библиотеке.- М.: Детская литература, 1989.
- В Мещеряков. Жизнь и деяния Александра Грибоедова. – М.: Современник, 1989.
- Ю.Тынянов. Кюхля. Смерть Вазир-Мухтара. – М.: Современников, 1971.
- История любви Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе www.griboedow.net.ru/lib/ar/author/849
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
Урок 2. Анализ собранных материалов
Проводится анализ собранного материала на соответствие выбранной теме. Корректируется план работы над исследованием. Формулируются цели исследования. Определяется последовательность изложения материала. Роль учителя -консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
Домашнее задание: оформление результатов исследования, подготовка к защите проекта.
Урок 3. Защита проектов.
Каждая группа представляет и защищает проект. Проводится обсуждение представленной работы. Учащиеся обучаются задавать вопросы по выявлению недостатков работы. Выступающие, отвечая на вопросы, должны рассказать то, что осталось за рамками выступления
Оценка работ проводится на основании критериев, подготовленных учителем.
См. (приложение 1, приложение 2 )
Используемая литература:
- Intel® «Обучение для будущего»: Учеб. пособие – 9-е изд., исправленное и дополненное – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007.
- Программа Intel «Обучение для будущего» http://www.iteach.ru/