Цели урока: Развить понятие о герое и о героическом характере в литературе; развить понятие о жанре; вызвать учеников на самостоятельные размышление о жизни, воспитывать любовь к близким, к Родине.
Оборудование: Портреты писателей.
Методические приемы: Вступительное слово учителя, литературоведческая справка, сообщения учеников, работа в группах с привлечением заранее подготовленных индивидуальных заданий, комментированное чтение эпизодов.
Словарная работа.
Психологизм – подробное и глубокое изображение в литературе внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, переживаний.
1. Вступительное слово учителя.
Сила и слабость человека в русской и зарубежной литературе. Эта тема нашла отражение в произведениях великих мастеров слова Проспера Мериме и Н.В. Гоголя.
Герои Мериме и Н.В. Гоголя всегда необыкновенные люди с исключительной судьбой. И есть одна черта, объединяющая повесть “Тарас Бульба” и “Маттео Фальконе”, - это глубокий психологизм, позволяющий раскрыть внутренний мир героев.
Новелла “Маттео Фальконе” была написана в 1829 году и тогда же переведена на русский язык Н.В. Гоголем. И в связи с этим невольно вспоминается фраза Тараса Бульбы так же, как и Маттео Фальконе, совершившего сыноубийство “Я тебя породил, Я тебя и убью”
Объективность повествования Мериме и Гоголя выражается в том, что они ставят читателей лицом к лицу с действительностью, о которой читатель сразу не может сказать, хороша она или плоха.
Писатели словно ищут строй жизни, ценный для человека в любой век, определяют, как должны соотноситься в судьбе человека личное и общее.
Гоголь и Мериме наделяют своих главных героев необыкновенной духовной силой, цельностью, бескомпромиссностью, несокрушимой волей и мужеством. История чести и предательства в повести “Тарас Бульба” и новелле “Маттео Фальконе”
- Каким судом судить Маттео Фальконе и Тараса
Бульбу, убивших своих сыновей?
- Как защитить юного Андрия и десятилетнего
Фортунатто?
На эти вопросы писатели не спешат дать ответ. Они показывают, что каждый из героев действует в строгом соответствии с условиями, в которых он живет.
Итак, давайте соберем свои мысли в круг, завяжем узелки на память и отправимся в путь. Человеку, идущему по дороге жизни, часто приходится останавливаться на развилке, на распутье, принимать решения.
2. Работа в группах.
Первая группа “Историки”
Глазами историков мы увидим мир далекого прошлого и побываем в Запорожской Сечи и на острове Корсика, входящем в состав Франции, но сохраняющем свою самобытность, ревниво оберегающем древние обычаи.
- Сравните законы и обычаи корсиканцев и
“товарищества” (запорожцев).
- Что мы узнали о быте и нравах запорожцев и
корсиканцев?
- Что превыше всего они ценят в жизни?
Место действия: Остров Корсика.
Непроходимые лесные заросли, полуцивилизованное
население, примитивный быт.
Не утруждают себя тяжелыми работами. Превыше всего ценят долг чести: убийство не грех, а нарушение извечных законов справедливости и долга. |
Идеальное, справедливое общественное
устройство – Запорожская Сечь. Общество
равноправных и свободных людей, живущих по
строгим, но справедливым законом.
Народ избирает правителей, воинская служба – это не принуждение, а добровольное служение отечеству. Сечь карает за нарушение законов – превыше всего долг чести, товарищества. |
Вывод: Характеристика места действия, обстановка, в которой жили герои, поможет нам понять глубже характеры героев, их психологию и объяснить поступки, совершаемые ими, передать атмосферу времени, в котором формируется поведение человека.
Вторая группа “Психологи”
- Сопоставьте характеры Андрия и Фортунатто.
- Какими средствами пользуется автор для
создания характера героя? (художественные
детали, глубокий психологизм)
Учитель:
Авторы внимательно исследуют характеры героев, обращая внимание читателей на некоторые особенности в поведении героев. Внимательно проследим, как герои становились на путь совершения преступления.
Автор ставит героев перед выбором, где каждый должен принять решение. Глубокому психологическому анализу подвергается поведение Андрия. Художественные детали используются в создании характера Фортунатто.
Сходство
Андрий и Фортунатто совершили предательство, предали близких, не оправдали надежд, возлагаемых на них.
Различия
Андрий | Фортунатто |
Дерзость поступков, сила страсти,
безудержность натуры, жажда подвига, тонкая
душевная организация, способность чувствовать
красоту, умение увертываться от наказания.
Вывод: Изменил отчизне, потому что полюбил. Ничего, кроме любимой, для него не существовало. |
Фортунатто не боится ни бандитов, ни
полиции, но оказывается бессильным перед
соблазном обогащения, смело отвечает на вопросы.
Гордится, что его отец - уважаемый человек.
Вывод: Страстное желание получить часы пересилило долг гостеприимства. |
Третья группа “Литературоведы”
- В чем высший смысл жизни и счастья человека?
- Что является главным в жизни для Тараса Бульбы и
Маттео Фальконе?
- Сравните образы Тараса Бульбы и Маттео
Фальконе.
- Что в них общего и чем они различаются?
Сходство
Мужественные, отважные, уважаемые всеми люди, закаленные жизненными трудностями, не привыкшие колебаться при исполнении долга, совершили убийство сыновей.
Вывод: Для Маттео Фальконе и Тараса Бульбы доброе имя и честь дороже всего, дороже детей.
Составьте синквейн, характеризующий Тараса Бульбу и Маттео Фальконе.
Синквейн – пятистрочный стих, вид работы, в котором в 5 строках дается полная характеристика предмета.
Название синквейна.
3 прилагательных; 3 глагола; 3 существительных; Формула жизни героя.
Тарас Бульба | Маттео Фальконе |
Мужественный, волевой, любящий. | Честный, умный, прямой. |
Сражается, защищает, погибает. | Убивает, защищает, хоронит. |
Честь, Родина, мудрость. | Честь, совесть, правосудие. |
Тарас Бульба являет истинное величие. | Маттео Фальконе совершает правосудие. |
Четвертая группа “Исследователи”
Сопоставление сцены убийства Фортунатто и Андрия
- Почему отец убил сына? Имел ли он на это право?
- Какого ваше отношение к тому, что сделали герои?
Убийство Андрия | Убийство Фортунатто |
Тарас чувствует вину перед товарищами,
перед Родиной. Тарас Бульба не разглядел в сыне
предателя. Самое страшное преступление – измена
отчизне, общему делу. Он гораздо выше ставит
родство по духу, чем по крови.
Тарас – сын своего жесткого времени. |
Фортунатто – Фортуна – значит удача,
надежда семьи, продолжатель рода. Маттео Фальконе – трагичное несоответствие судьбы героя и первоначальных надежд. Маттео Фальконе – герой, совершивший правосудие. |
Учитель ставит читателей лицом к лицу с суровой действительностью, с конфликтом, доведенным до логического и нравственного предела.
Фортунатто поплатился жизнью из – за своего эгоизма и корыстолюбия, приведших его к предательству. Причастен к этому сержант Тальба, подкупивший мальчика, спровоцировавший его поступок. Тарас Бульба казнил сына, предавшего Отчизну, веру, казаков.
Вывод: Исключительная по своей (причине) природе ситуация сыноубийства выступает как закономерное, естественное проявление сильных и цельных натур Маттео Ф. и Тараса Б. , всего уклада корсиканской жизни и жизни запорожцев.
Тот, кто совершил предательство, не может рассчитывать на уважение людей.
3. Заключение.
Итоги урока.
- Какие общечеловеческие вопросы поднимаются в произведениях и к каким нравственным выводам приводят читателей?
Бесчестье, неуважение, предательство были во всех веках, были предметом осуждения, позора, отвержения.
А умение любить Родину, свой народ, высоко нести в себе чувства собственного достоинства чести, всегда было достойно глубокого уважения.
Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос.
Какие общечеловеческие вопросы поднимаются в произведениях и к каким нравственным выводам приводят читателя?