Интегрированный урок "Что за прелесть эти сказки"

Разделы: Литература, Музыка, Начальная школа


Тема: «Что за прелесть, эти сказки!»

Класс: 4

Цель: обобщить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина и познакомить с отрывками   из сказки-оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Задачи:

  • Образовательная: знакомство и разбор музыкальных тем произведения;
  • Развивающая: развитие образного и аналитического мышления, творческих способностей и  воображения.
  • Воспитательная: формирование  любви к поэтическому слову и музыке, интереса к классическому искусству.

Тип урока: интегрированный.

Оборудование:  портреты А.С.Пушкина, Н.А.Римского-Корсакова, карточки музыкальные инструменты( флейта, гобой, кларнет, медные духовые, скрипка, виолончель, челеста, ксилофон), презентация слайдов, иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, диски с музыкой «Сказка о царе Салтане», текст песни «Дорогою добра», карточки «Терминологические термины».

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

1. Вход учащихся под музыку

2. Вступительное слово.

– Сегодня у нас будет необычный урок, который соединяет в себе два предмета: литературное чтение и музыку. В ходе урока, мы будем анализировать образы героев и записывать их характеристики в таблицу, которую на прошлом уроке , мы с вами подготовили в тетради. Откройте, пожалуйста, свои тетради и подготовьте ручки.

Таблица 1.Сравнительная характеристика образов героев сказки-оперы

Образы

Чтение

Музыка

Инструменты

Город      
Белка      
33 богатыря      
Лебедь      
Комар
Шмель
муха
     

Учитель музыки:

Тихо, тихо рядом сядем
Входит музыка в наш класс.
Ветер чуть слышно поёт,
Дуб вздыхает в саду.
Чуткая музыка всюду живет –
В шелесте трав, в шуме дубрав –
Только прислушаться надо.
Плещут волны на морском берегу,
Чутко дремлют герои на дубу.
Наш поэт сидит при свече
И выводит прекрасные строки.

– Вместе с поэтом мы оказались в музыкальной гостиной. А тему урока вы можете прочитать по кругу: по ходу часовой стрелки, пропуская всё время 2 буквы.

 

(Что за прелесть эти сказки!)

Приложение. Слайд 1.

II. Познавательный этап

Учитель чтения. Сегодня мы с вами остановимся на творчестве А.С.Пушкина. Вы уже знаете, что Пушкин написал множество прекрасных сказок.
– Ребята, скажите, пожалуйста, кто привил А.С.Пушкину любовь к сказкам? (Ответы детей)   
Приложение. Слайд 2 Дом няни.
Приложение. Слайд 3 Няня и Пушкин
Учитель чтения. А.С.Пушкин записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои сказки. Его сказки удивительные: добрые, веселые, они полны красоты и вдохновения.
– А какие сказки А.С.Пушкина, вы можете назвать? (Ответы детей)
– Давайте вспомним строки из названных вами сказок:

1.
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда…
2.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Он жил в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года…
3.
Царь с царицею простился,
В путь – дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет – пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи,
Не видать милого друга!

4.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То сама на весь бы мир
Приготовила я пир”.
“Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”.
“Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки царя
Родила богатыря”…

Приложение. Слайд 4 «Три девицы под окном…»

Учитель чтения. Сегодня на уроке, мы остановимся на одной из самых любимых сказок  А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Учитель музыки. Своей сказкой А.С.Пушкин вдохновил выдающегося русского композитора, Н.А. Римского-Корсакова, на написание одноименной оперы «Сказка о царе Салтане».

Учитель чтения. Ребята, давайте с вами вспомним , как начинается сказка?

«Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица, –
Говорит одна девица
Я б на весь крещеный мир,
Приготовила бы пир».
«Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица,
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна».
«Кабы я была царица, –
Третья молвила  сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила б богатыря».

Учитель музыки. Если в литературе великим сказочником считают А.С.Пушкина, то в музыке  композитором-сказочкником называют Н.А.Римского-Корсакова.. Прочитав сказку А.С.Пушкина он обнаружил в ней близкую себе морскую стихию. Которая вдохновила его на сочинение различных сказочных музыкальных образов и произведений. Н.А.Римский-Корсаков был морским офицером, служил на клипере «Алмаз».

Приложение. Слайд 5. Бочка в море

Учитель чтения.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

Учитель музыки. Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы «Сказка о царе Салтане». Последовательность музыкальных картин та же, что и в стихах А.С.Пушкина. Композитор, по новому раскрывает чудеса Пушкина, написав сюиту. Звучит фанфарный призыв, он начинает каждую картину оперы. В оркестре возникает широкая, величественная тема океана, она «пронизана» холодными звуками, и мы «видим», как зажигаются звезды (инструмент челеста)Неожиданно тревожно загудели литавры, мрачно забасили фаготы и тромбоны – идет по небу туча. Затем возникает новая тема в оркестре, тяжелая, неуклюжая. А в ней плачет, бьется царица – всхлипывают флейты и кларнеты, скрипки и гобои. Светлая тема Гвидона, зарождается она в прозрачном звучании кларнета, переходит к низкому тембру валторны, словно ломается голос подростка, который превращается в юношу.

Учитель чтения. Тема города.

– Город Леденец, какой по характеру в строчках Пушкина

Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С теремами и садами,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.

– Опишите, каким вы представляете город, в стихах А.С.Пушкина (Волшебный, блестящий, величественный)

Учитель музыки. А если бы вы были композитором, как бы изобразили тему города в музыке? Каким инструментам вы поручили бы сыграть тему города? (Ответы учащихся)
– Давайте сравним с симфоническим фрагментом сюиты.

Приложение. Слайд 6 Белка

Учитель чтения. Назовите первое чудо.

Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра чистый изумруд;
Белку холят, берегут.

– Какой нам показывает А.С.Пушкин белку? (Веселая, задорная, трудолюбивая)

Учитель музыки. Белка. Сравним, с музыкой Римского-Корсакова Н.А. Обратите внимание на то, какой или какие инструменты исполняют тему Белки. (Ксилофон – щелканье орешков, челеста – хрустальный дом)

– Ребята, а какую народная песня звучит в данном фрагменте? (Во саду ли в огороде. Флейта-пикколо)

Приложение. Слайд 7 Богатыри

Учитель чтения. 33 богатыря.

Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор –
С ними дядька Черномор…

– Богатыри. Какими мы  представляем их, читая эти строки? (Могучими, смелыми, грозными)
Музыка 33 богатыря.
– Как вы думаете, какие инструменты  могут изобразить богатырей. (Группа медных духовых инструментов: трубы, валторны, тубы)
Тема богатырей нарастает постепенно. В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра. Давайте послушаем.
– Какой характер, мы впишем в таблицу раскрывающий образ? (Сильный, могучий, несокрушимый)

Приложение. Слайд 8

Учитель чтения. Лебедь.

И последнее, третье чудо.
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

– Записать характер образа в таблицу (нежный, красивый, хрупкий).

Учитель музыки. Ребята, какой инструмент по своей тембровой окраске, наиболее ярко может  раскрыть образ персонажа?
«Третье чудо» является нам в сопровождении арфы – нежного и пленительного инструмента. Которое помогает нам представить что? (Скользящее движение Лебедя по глади ночного моря, освещенного луной).
На фоне арфы, мы услышим с вами солирующий гобой, напоминающий своим звучанием голос водяной птицы., т.е. пение Лебедя. Ведь Лебедь еще не превратилась в Царевну, ее первое появление совершается в облике величественной, царственной птицы. При последнем проведении темы Лебедь-птица превращается в Царевну. Здесь изображается восторг и восхищение Гвидона , в этот момент в музыке оркестр достигает полноты и яркости, в общем потоке звучания выделяются тембры медных духовых инструментов, ведущих свою торжественную мелодию.
– Давайте обратимся к музыке.
– Что мы с вами запишем в таблицу? (Нежная, пленительная, волшебная)
– Оркестр в симфонической сюите «Три чуда» раскрыл нам неисчерпаемые  чудеса музыкальных тембров, оркестр достиг такой живописности, что становятся понятными безграничные возможности музыки.
Надо сказать, что музыка творит свою собственную красоту , как творит ее поэзия или живопись.
Давайте с Вами познакомимся с картиной  Михаила Александровича Врубеля «Царевна-Лебедь».
Дивная красавица. А в глазах у нее печаль и тайна. Нежные губы, белоснежный наряд, царственное величие стана и под стать облику – драгоценные украшения. Ее взгляд манит нас в неведомые дали ее сказочного мира. Так и кажется, сейчас она скажет пушкинскими стихами:

Учитель чтения.

– Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный,
Опечалился чему?

Учитель музыки: Не кажется ли вам, что именно этот эпизод из пушкинской «Сказки о царе Салтане…» запечатлел Врубель?
А позировала художнику его супруга – красавица, актриса и душевный человек Надежда Забела-Врубель.  Надежда Забела была оперной певицей  в частной опере Саввы Ивановича Мамонтова.

Учитель чтения. Ребята, мы с вами перечисли все три чуда сказки. А каким образом Гвидон узнал об этих чудесах?

Учитель музыки. Н.А.Римский-Корсаков в музыке использовал только один образ Гвидона – шмель. Давайте послушаем с вами известный фрагмент «Полет шмеля» и дадим ему характеристику. (Стремительный, грозный. Скрипки)
С необычайной легкостью и блеском, скрипки передают звучание не музыкальной природы. Стремительное звучание мелодии скрипок создают ощущение шмелиного жужжания.

III. Заключительный этап

1. Подведение итогов

Учитель чтения. Понравилась ли вам музыка Римского-Корсакова? Ребята, помогла ли вам музыка Н.А.Римского-Корсакова нарисовать в воображении сказочные картины, созданные А.С.Пушкиным?

Учитель музыки. Назовите, пожалуйста, инструменты, которые рисовали пушкинских героев?

Таблица 1.Сравнительная характеристика образов героев сказки-оперы

Образы

Чтение

Музыка

Инструменты

море   величественный, тревожный, Валторны, кларнет, литавры, фаготы, тромбоны, флейты, гобой, скрипки
город   сказочный, призывный Трубы, фанфары
белка   беззаботная, игривая Ксилофон, флейта-пикколо, челеста
33 богатыря   сильный, могучий, несокрушимый Мед.духовые (трубы, валторны)
лебедь   нежный, пленительный арфа, гобой, виолончель, мед.духовые
комар
шмель
муха
  грозный, стремительный скрипки

И в заключение нашего урока, как гимн добру и сказкам, мы исполним с вами песню «Дорогою добра».

(На фоне песни, слайд шоу «Сказочные герои пушкинских сказок»)

2. Оценивание учащихся.

– Спасибо вам большое ребята! Сегодня вы очень хорошо поработали на уроке.

3. Домашнее задание: нарисовать понравившийся Вам образ из сказки и оперы-сказки о царе Салтане.

– До свидания