Тема: «Что за прелесть, эти сказки!»
Класс: 4
Цель: обобщить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина и познакомить с отрывками из сказки-оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Задачи:
- Образовательная: знакомство и разбор музыкальных тем произведения;
- Развивающая: развитие образного и аналитического мышления, творческих способностей и воображения.
- Воспитательная: формирование любви к поэтическому слову и музыке, интереса к классическому искусству.
Тип урока: интегрированный.
Оборудование: портреты А.С.Пушкина, Н.А.Римского-Корсакова, карточки музыкальные инструменты( флейта, гобой, кларнет, медные духовые, скрипка, виолончель, челеста, ксилофон), презентация слайдов, иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, диски с музыкой «Сказка о царе Салтане», текст песни «Дорогою добра», карточки «Терминологические термины».
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
1. Вход учащихся под музыку
2. Вступительное слово.
– Сегодня у нас будет необычный урок, который соединяет в себе два предмета: литературное чтение и музыку. В ходе урока, мы будем анализировать образы героев и записывать их характеристики в таблицу, которую на прошлом уроке , мы с вами подготовили в тетради. Откройте, пожалуйста, свои тетради и подготовьте ручки.
Таблица 1.Сравнительная характеристика образов героев сказки-оперы
Образы | Чтение |
Музыка |
Инструменты |
Город | |||
Белка | |||
33 богатыря | |||
Лебедь | |||
Комар Шмель муха |
Учитель музыки:
Тихо, тихо рядом сядем
Входит музыка в наш класс.
Ветер чуть слышно поёт,
Дуб вздыхает в саду.
Чуткая музыка всюду живет –
В шелесте трав, в шуме дубрав –
Только прислушаться надо.
Плещут волны на морском берегу,
Чутко дремлют герои на дубу.
Наш поэт сидит при свече
И выводит прекрасные строки.
– Вместе с поэтом мы оказались в музыкальной гостиной. А тему урока вы можете прочитать по кругу: по ходу часовой стрелки, пропуская всё время 2 буквы.
(Что за прелесть эти сказки!)
Приложение. Слайд 1.
II. Познавательный этап
Учитель чтения. Сегодня мы с вами
остановимся на творчестве А.С.Пушкина. Вы уже
знаете, что Пушкин написал множество прекрасных
сказок.
– Ребята, скажите, пожалуйста, кто привил
А.С.Пушкину любовь к сказкам? (Ответы детей)
Приложение. Слайд 2
Дом няни.
Приложение. Слайд 3
Няня и Пушкин
Учитель чтения. А.С.Пушкин записывал
сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их
основе создал свои сказки. Его сказки
удивительные: добрые, веселые, они полны красоты
и вдохновения.
– А какие сказки А.С.Пушкина, вы можете назвать? (Ответы
детей)
– Давайте вспомним строки из названных вами
сказок:
1.
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда…
2.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Он жил в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года…
3.
Царь с царицею простился,
В путь – дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет – пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи,
Не видать милого друга!
4.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То сама на весь бы мир
Приготовила я пир”.
“Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”.
“Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки царя
Родила богатыря”…
Приложение. Слайд 4 «Три девицы под окном…»
Учитель чтения. Сегодня на уроке, мы остановимся на одной из самых любимых сказок А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Учитель музыки. Своей сказкой А.С.Пушкин вдохновил выдающегося русского композитора, Н.А. Римского-Корсакова, на написание одноименной оперы «Сказка о царе Салтане».
Учитель чтения. Ребята, давайте с вами вспомним , как начинается сказка?
«Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица, –
Говорит одна девица
Я б на весь крещеный мир,
Приготовила бы пир».
«Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица,
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна».
«Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила б богатыря».
Учитель музыки. Если в литературе великим сказочником считают А.С.Пушкина, то в музыке композитором-сказочкником называют Н.А.Римского-Корсакова.. Прочитав сказку А.С.Пушкина он обнаружил в ней близкую себе морскую стихию. Которая вдохновила его на сочинение различных сказочных музыкальных образов и произведений. Н.А.Римский-Корсаков был морским офицером, служил на клипере «Алмаз».
Приложение. Слайд 5. Бочка в море
Учитель чтения.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
Учитель музыки. Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы «Сказка о царе Салтане». Последовательность музыкальных картин та же, что и в стихах А.С.Пушкина. Композитор, по новому раскрывает чудеса Пушкина, написав сюиту. Звучит фанфарный призыв, он начинает каждую картину оперы. В оркестре возникает широкая, величественная тема океана, она «пронизана» холодными звуками, и мы «видим», как зажигаются звезды (инструмент челеста)Неожиданно тревожно загудели литавры, мрачно забасили фаготы и тромбоны – идет по небу туча. Затем возникает новая тема в оркестре, тяжелая, неуклюжая. А в ней плачет, бьется царица – всхлипывают флейты и кларнеты, скрипки и гобои. Светлая тема Гвидона, зарождается она в прозрачном звучании кларнета, переходит к низкому тембру валторны, словно ломается голос подростка, который превращается в юношу.
Учитель чтения. Тема города.
– Город Леденец, какой по характеру в строчках Пушкина
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С теремами и садами,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
– Опишите, каким вы представляете город, в стихах А.С.Пушкина (Волшебный, блестящий, величественный)
Учитель музыки. А если бы вы были
композитором, как бы изобразили тему города в
музыке? Каким инструментам вы поручили бы
сыграть тему города? (Ответы учащихся)
– Давайте сравним с симфоническим фрагментом
сюиты.
Приложение. Слайд 6 Белка
Учитель чтения. Назовите первое чудо.
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
– Какой нам показывает А.С.Пушкин белку? (Веселая, задорная, трудолюбивая)
Учитель музыки. Белка. Сравним, с музыкой Римского-Корсакова Н.А. Обратите внимание на то, какой или какие инструменты исполняют тему Белки. (Ксилофон – щелканье орешков, челеста – хрустальный дом)
– Ребята, а какую народная песня звучит в данном фрагменте? (Во саду ли в огороде. Флейта-пикколо)
Приложение. Слайд 7 Богатыри
Учитель чтения. 33 богатыря.
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор –
С ними дядька Черномор…
– Богатыри. Какими мы представляем их, читая
эти строки? (Могучими, смелыми, грозными)
Музыка 33 богатыря.
– Как вы думаете, какие инструменты могут
изобразить богатырей. (Группа медных духовых
инструментов: трубы, валторны, тубы)
Тема богатырей нарастает постепенно. В ней
слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии,
и завывание ветра. Давайте послушаем.
– Какой характер, мы впишем в таблицу
раскрывающий образ? (Сильный, могучий,
несокрушимый)
Приложение. Слайд 8
Учитель чтения. Лебедь.
И последнее, третье чудо.
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
– Записать характер образа в таблицу (нежный, красивый, хрупкий).
Учитель музыки. Ребята, какой
инструмент по своей тембровой окраске, наиболее
ярко может раскрыть образ персонажа?
«Третье чудо» является нам в сопровождении арфы
– нежного и пленительного инструмента. Которое
помогает нам представить что? (Скользящее
движение Лебедя по глади ночного моря,
освещенного луной).
На фоне арфы, мы услышим с вами солирующий гобой,
напоминающий своим звучанием голос водяной
птицы., т.е. пение Лебедя. Ведь Лебедь еще не
превратилась в Царевну, ее первое появление
совершается в облике величественной,
царственной птицы. При последнем проведении темы
Лебедь-птица превращается в Царевну. Здесь
изображается восторг и восхищение Гвидона , в
этот момент в музыке оркестр достигает полноты и
яркости, в общем потоке звучания выделяются
тембры медных духовых инструментов, ведущих свою
торжественную мелодию.
– Давайте обратимся к музыке.
– Что мы с вами запишем в таблицу? (Нежная,
пленительная, волшебная)
– Оркестр в симфонической сюите «Три чуда»
раскрыл нам неисчерпаемые чудеса музыкальных
тембров, оркестр достиг такой живописности, что
становятся понятными безграничные возможности
музыки.
Надо сказать, что музыка творит свою собственную
красоту , как творит ее поэзия или живопись.
Давайте с Вами познакомимся с картиной
Михаила Александровича Врубеля
«Царевна-Лебедь».
Дивная красавица. А в глазах у нее печаль и тайна.
Нежные губы, белоснежный наряд, царственное
величие стана и под стать облику – драгоценные
украшения. Ее взгляд манит нас в неведомые дали
ее сказочного мира. Так и кажется, сейчас она
скажет пушкинскими стихами:
Учитель чтения.
– Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный,
Опечалился чему?
Учитель музыки: Не кажется ли вам, что
именно этот эпизод из пушкинской «Сказки о царе
Салтане…» запечатлел Врубель?
А позировала художнику его супруга – красавица,
актриса и душевный человек Надежда
Забела-Врубель. Надежда Забела была оперной
певицей в частной опере Саввы Ивановича
Мамонтова.
Учитель чтения. Ребята, мы с вами перечисли все три чуда сказки. А каким образом Гвидон узнал об этих чудесах?
Учитель музыки. Н.А.Римский-Корсаков в
музыке использовал только один образ Гвидона –
шмель. Давайте послушаем с вами известный
фрагмент «Полет шмеля» и дадим ему
характеристику. (Стремительный, грозный.
Скрипки)
С необычайной легкостью и блеском, скрипки
передают звучание не музыкальной природы.
Стремительное звучание мелодии скрипок создают
ощущение шмелиного жужжания.
III. Заключительный этап
1. Подведение итогов
Учитель чтения. Понравилась ли вам музыка Римского-Корсакова? Ребята, помогла ли вам музыка Н.А.Римского-Корсакова нарисовать в воображении сказочные картины, созданные А.С.Пушкиным?
Учитель музыки. Назовите, пожалуйста, инструменты, которые рисовали пушкинских героев?
Таблица 1.Сравнительная характеристика образов героев сказки-оперы
Образы |
Чтение |
Музыка |
Инструменты |
море | величественный, тревожный, | Валторны, кларнет, литавры, фаготы, тромбоны, флейты, гобой, скрипки | |
город | сказочный, призывный | Трубы, фанфары | |
белка | беззаботная, игривая | Ксилофон, флейта-пикколо, челеста | |
33 богатыря | сильный, могучий, несокрушимый | Мед.духовые (трубы, валторны) | |
лебедь | нежный, пленительный | арфа, гобой, виолончель, мед.духовые | |
комар шмель муха |
грозный, стремительный | скрипки |
И в заключение нашего урока, как гимн добру и сказкам, мы исполним с вами песню «Дорогою добра».
(На фоне песни, слайд шоу «Сказочные герои пушкинских сказок»)
2. Оценивание учащихся.
– Спасибо вам большое ребята! Сегодня вы очень хорошо поработали на уроке.
3. Домашнее задание: нарисовать понравившийся Вам образ из сказки и оперы-сказки о царе Салтане.
– До свидания