Урок-конкурс знатоков басни в 5-м классе. Тема: "Басни И.А. Крылова"

Разделы: Литература


Цели и задачи урока: повторить произведения И.А.Крылова, расширить представления пятиклассников о жанре басни, развивать творческие способности, внимание, память, воспитывать любовь к литературе.

Оборудование урока:

  • Компьютер;
  • Мультимедийный проектор;
  • Экран;
  • Компьютерная презентация к уроку;
  • Мультфильмы, снятые по басням С.Михалкова;
  • Жетоны.

Ход урока

1. Организационный момент Слайд 1

Ребята, у нас сегодня необычный урок. Каждый из вас сможет получить на этом уроке оценку. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. В конце урока мы посчитаем количество жетонов. У кого будет больше всех жетонов, тот станет знатоком басни.

2. Слово учителя Слайд 2

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

П.А.Вяземский

3. Задание 1.

На протяжении двух уроков мы с вами занимались изучением жанра басни. Давайте вспомним, а что же такое басня?

Ответы учащихся.

Задание 2.

И.А.Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

- А что такое мораль?

Ответы учащихся.

Ребята, давайте ещё раз, все вместе повторим, что такое басня и мораль.

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Чтение определений вслух. Слайд 3

4. Если бы при написании басен авторы не использовали художественно-выразительных средств, то читать басни нам было бы скучно, неинтересно.

Задание 3.

Вспомните, а какие основные приемы используют авторы при написании басен.

Ответы ребят

Давайте закрепим ещё раз те средства, которые используются авторами при написании басен. Читаем определения вслух. Слайд 4

Олицетворение (животные и неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют).

Аллегория (изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой – хитрый человек, за ягненком – беззащитный человек, за волком – злой, бессердечный человек).

5. Задание 4.

Сейчас на экране я вам буду показывать иллюстрации к басням, а ваша задача определить по ней название басни. Слайды 5-9

6. Задание 5.

Теперь мы с вами проведем литературную викторину. Вы должны назвать басни Крылова о лисе, волке, медведе, людях, обезьяне. За каждую басню вы получаете жетоны, как и в предыдущих заданиях.

Басни о лисе: “Ворона и Лисица”, “Лисица и виноград”, “Волк и Лисица”, “Добрая Лисица”, “Лиса” Слайд 10
О волке:
“Волк и Ягненок”, “Волк на псарне”, Лев и Волк”, Волк и Кот”, “Волки Пастухи”, “Волки и Овцы” Слайд 11
О медведе:
“Квартет”, “Медведь у пчёл”, “Трудолюбивый медведь”, “Крестьянин и Работник” Слайд 12
О людях:
“Крестьянин и Работник”, “Кот и Повар”, “Любопытный”, “Демьянова уха”, “Крестьянин и Змея”, “Два мальчика” Слайд 13
Обезьяне:
“Зеркало и Обезьяна”, “Мартышка и очки”, “Обезьяны”, “Обезьяна”, “Квартет” Слайд 14

7. Задание 6.

Дальше вы должны определить, какому герою из басни принадлежат слова и назвать басню.

“Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!” Слайд 15

(Лисице из басни “Ворона и Лисица”)

“Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум…” Слайд 16

(Волку из басни “Волк на псарне”)

“Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой…” Слайд 17

(Стрекозе из басни “Стрекоза и Муравей”)

“Погодите! Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите” Слайд 18

(Мартышке из басни “Квартет”)

8. Задание 7.

Угадайте, к кому обращены слова? Назовите название басни.

“Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище” Слайд 19

(к Соловью из басни “Осел и Соловей”)

“Смотри-ка, – говорит, – кум милый мой!
Что это там за рожа?” Слайд 20

(к Медведю из басни “Зеркало и Обезьяна”)

“Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето? Слайд 21

(к Стрекозе из басни “Стрекоза и Муравей”)

“Соседка, перестань срамиться, –
Её шавка говорит, – тебе ль с Слоном возиться?” Слайд 22

(к Моське из басни “Слон и Моська”)

9. Задание 8.

Сейчас вам надо вспомнить пропущенное слово в названии басни

“Волк на …” (псарне)
“…. и Ягненок” (Волк)
“Кот и …” (Повар)
“Свинья под …” (дубом)

Слайд 23

10. Задание 9.

Теперь вы должны ответить, в какой басне была такая мораль.

“Уж сколько раз твердили миру,
что лесть гнусна, вредна;
но только все не впрок,
и в сердце льстец всегда отыщет уголок” Слайд 24

(“Ворона и Лисица”)

“Когда в товарищах согласья нет,
на лад их дело не пойдет,
и выйдет из него не дело,
только мука” Слайд 25

(“Лебедь, Щука и Рак”)

“С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой” Слайд 26

(“Волк на псарне”)

“Невежда так же в ослепленье
Бранит науки, и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды” Слайд 27

(“Свинья под дубом”)

11. Задание 10.

Сейчас мы с вами проведем конкурс “Кто лишний?”

- Лебедь, Свинья, Щука и Рак (Свинья)
- Проказница Мартышка, Осел, Козел, Моська, Да косолапый Мишка (Моська)
- Стрекоза, Осел и Муравей (Осел)
- Слон, Свинья и Моська (Свинья)
- Ворона, Лебедь и Лисица (Лебедь)
- Волк, Щука и Ягнёнок (Щука) Слайд 28

12. Задание 11.

А теперь мы с вами заполним кроссворд. (Кроссворд нарисован на доске)

Когда мы полностью заполним, то в одной из строчек по горизонтали, мы прочитаем имя известного баснописца. Вопросы на слайдах. Слайды 29-31

В результате у нас получилось имя И.А.Крылов

13. Сейчас мы посмотрим два мультфильма, снятых по басням С.Михалкова. Вы увидите, что басни живут и сейчас.

14. Подведение итогов конкурса.

Ребята, теперь вы должны посчитать свои жетоны, и мы с вами выберем знатока басни.

Победителю наши аплодисменты и оценка пять.

15. Заключительное слово учителя Слайд 32

В 1855 году в Летнем саду Санкт-Петербурга был поставлен памятник И.А.Крылову.

Пьедестал памятника покрыт барельефами на сюжеты из 36 басен Крылова.

Если приглядеться к пьедесталу, на нем можно увидеть героев басен “Квартет”, “Лиса и виноград”, “Мартышка и очки” и др.

Но вечным памятником Крылову, конечно, останутся созданные им басни.

Рассказ и цель вот в чём сущность басни;
сатира и ирония вот её главные качества. Слайд 33

В.Г.Белинский

Домашнее задание: сочинить собственную басню или написать сообщение об этом уроке.

Список литературы:

  1. Крылов Иван Андреевич: К 240-летию со дня рождения [Изоматериалы;текст;]/ Авт. – сост. М.С.Андреева, М.П.Короткова; Гл. ред. Т.Д.Жукова; Зам. гл. ред. Л.Е. Коршунова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 8 л.цв. ил. +24 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.2. Выставка в школьной библиотеке; Вып. 9).- Приложение к журналу “Школьная библиотека”. – ISBN 978-5-91540-023-7
  2. Десницкий, А.В. Иван Андреевич Крылов: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1983. – 143с. – (Биография писателя).
  3. Иван Андреевич Крылов в портретах, иллюстрациях, документах. / Сост. А.М.Гордин. Под ред.А.В.Десницкого. – М. – Л.: Просвещение,1966. – 347с.: ил.
  4. Коровин, В.И. Басни Ивана Крылова: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – 96с. – (Перечитывая классику).