Цели :
- Дать понять причину выпадения атмосферных осадков.
- Объяснить с точки зрения физики образование облаков, тумана, града, росы, инея, снега.
- Развивать речевые навыки, умение выявлять особенности научного и художественного стилей речи.
- Разбудить любознательность, заставить взглянуть на обычные явления через призму физических законов, явлений.
Оборудование: мультимедиапроектор, кластер, плакаты.
Ход урока
Учитель физики: На предыдущих уроках мы с вами рассмотрели процессы
испарения, конденсации. Узнали, что такое влажность воздуха. И теперь вы сможете
понять причину выпадения атмосферных осадков.
Каждый из вас знает, что такое погода. Погода– это солнечные дни, проливные
дожди, метели, грозы.
Погода влияет на нашу жизнь, и поэтому люди регулярно интересуются прогнозом
погоды.
К сегодняшнему уроку творческая группа физиков приготовила интересные сообщения
об атмосферных осадках.
Учитель литературы: А группа лириков проделала исследовательскую работу и нашла в стихах их поэтическое описание.
Учитель физики: И сегодня мы подведем итоги вашей работы. Мы приглашаем вас на заседание ученого совета: физики + лирики = ?
Учитель литературы: Явления погоды интересуют не только физиков, но и
поэтов.
Встаньте летом рано утром, посмотрите на лепестки розы и вы увидите чудо –
серебристую дрожащую капельку росы. И в первую очередь на вас нахлынут
поэтические чувства и лишь затем вам захочется узнать: а какова природа этого
явления?
Учитель физики: Существует вечный спор лириков и физиков:
“Физики не любят стихов!”
“Физики не могут понять красоты лунной ночи!”
Учитель литературы: “Лирику не интересны проблемы науки и техники!”
И сегодня мы соединим физиков и лириков, чтобы лучше узнать о погодных явлениях
и выяснить: физики + лирики = чему?
Первое слово предоставляется физикам. По ходу вашего выступления составим
кластер– какие природные явления объясняются испарением воды и конденсацией
пара?(составляется кластер и на экране появляются слайды с изображением тумана,
града, инея, росы, снега, облаков ).
Ученик-физик: Туманы хорошо знакомы как живущим в сельской местности,
так и жителям городов. Сельский житель обычно рад туману. Ранней весной он
предвещает потепление. Туман на утренней заре летом связан с выпадением росы,
которая напитает растения влагой. Иначе воспринимают туман жители больших
городов.
В сильный туман трудно дышать, физическое состояние резко ухудшается. С этим
хорошо знакомы жители Лондона и Парижа, Лос-Анджелеса и Токио, где слово “туман”
связывают со страшным словом “смог”.
Как возникает туман? Воздух содержит водяные пары, которые под действием
солнечного нагревания испаряются с поверхности океанов, морей и других водоемов.
Массу водяного пара в 1 м3 воздуха называют его “абсолютной влажностью”. При
каждой температуре существует предел влажности. Если температура понизится,
избыток паров выделится в виде воды. Чем воздух теплее, тем больше он может
содержать водяного пара. Если сравнительно теплый и притом влажный воздух
охлаждается так, что выделится избыток влаги в виде мельчайших капелек, то
образуется туман. Туман чаще всего наблюдается над болотами, реками, озерами,
потому что там воздух более влажен.
Ученик-лирик:
Бледнеет ночь… Туманов пелена
В лощинах и лугах
Становится белее,
Звучнее лес, безжизненней луна
И серебро росы на стеклах холоднее.
Ученик-физик: Роса. Откуда появляются эти капельки воды? Уж не из
воздуха ли?
Ночи стояли прохладные. За ночь остыла, остудилась земля. Особенно прохладными
стали металлические предметы, камни и растения. В воздухе есть всегда водяной
пар.
Соприкоснувшись с холодными предметами или растениями, водяной пар превращается
в капельки росы. Как это происходит? Поднеси холодную металлическую крышку к
носику чайника, когда из него идет пар, и ты увидишь, как образуются капельки
воды. Роса для растений полезна как дождь. Росу пьют насекомые и птицы. Роса
образуется не только осенью, но и летом, и весной.
Однако росы чаще бывают осенью. Почему? Потому что осенью сыро и в воздухе много
влаги. От холода поздней осенью роса кажется не прозрачной, а белой.
Ученик-лирик:
Под зыбким белым облаком
Горят пылающие розы.
Денницы утренние слезы
Блестят, как жемчуг, по лугам.
Ученик-физик: Град. Поднимающийся от поверхности земли нагретый воздух несет с собой водяной пар. На некоторой высоте начинается конденсация, и в воздухе образуются мельчайшие водяные капли. Они составляют нижний слой облаков. Воздух с оставшимся в нем паром продолжает подниматься вверх. Если ток воздуха сильный, то он может увлечь за собой вверх и образовавшиеся водяные капли. По мере подъема капли охлаждаются все сильнее и, достигнув слоев атмосферы с температурой ниже 0 , замерзают. На них начинают осаждаться и намерзать другие водяные капли. В результате этого образуются хорошо знакомые нам ледяные шарики– градинки.
Ученик-лирик:
Умчались тучи грозные
И пролились дожди
Великое, бесслезное!
Надейся, верь и жди.
Ученик-физик: При заморозках трава, земля, предметы на улице сильно
охлаждаются.
Их температура становится ниже нуля градусов. И тогда водяной пар в воздухе,
коснувшись холодного предмета, может сразу стать льдом, не превращаясь в росу.
Такая ледяная пленка, покрывающая холодную траву, камни, металлические ограды и
есть иней.
Ученик-лирик:
Серебро, огни и блестки, –
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно – голы вечера.Если лег на ветки иней –
На стекле букет из роз.
Если дым лошадкой синей
Достает до самых звезд,
И не свищет ветер грозно –
Будет ясно и морозно.
Ученик-физик: Снег. Водяной пар при охлаждении не всегда конденсируется в воду. При определенных условиях он может превратиться сразу в ледяные кристаллики-снежинки. В зимние месяцы у поверхности земли температура низкая. Поэтому снежные кристаллы, выпадающие из облаков, не тают, опускаясь вниз, а наоборот, даже растут. Рост снежинок происходит в то время, когда они проходят менее холодные, чем сами снежинки, слои воздуха. Пар, соприкасаясь с холодной снежинкой, сгущается и , осаждаясь на ней, вызывает ее рост. Форма снежных кристаллов зависит от температуры воздуха и количества водяного пара в нем. При температурах, близких к нулю градусов, чаще выпадают сильно разветвленные звездочки, а при более низких температурах – пластинки, иглы. Если температура близка к 0 , кристаллы могут слипаться в снежные хлопья размером до 1 см.
Ученик-лирик:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло,
Шел ночью снег, густой и белый
От снега в комнате светло.
Ученик-физик: Облака. Около 2 /3 земной поверхности покрыто океанами.
Солнечные лучи нагревают океаны, в результате часть воды переходит в водяные
пары. Это они образуют облака, которые несут с собой дождь, снег, град.
Облака могут иметь различные причудливые формы. Конфигурация облаков зависит от
того, где и как они образовались. Существует три основных типа облаков:
перистые, кучевые и слоистые. Эти названия дал облакам английский химик Люк
Ховард в 1802 году.
Кучевые облака состоят из крошечных капелек воды, которые образуются тогда,
когда поднимающийся вверх теплый влажный воздух конденсируется в верхних, более
холодных слоях атмосферы.
Слоистые облака представляют серое, довольно бесформенное покрывало,
распространяющееся по небу по всем направлениям. Обычная их толщина – около 1
км.
А ширина может достигать 1000 км. Слоистые облака образуются тогда, когда слои
теплого влажного воздуха попадают под массы холодного воздуха.
Иногда вы можете увидеть облака, которые напоминают тонкие, закрученные клочки
ваты. Они находятся очень высоко в атмосфере – на высоте от 5 до14 км. Это
перистые облака, состоящие из легких водяных кристалликов.
Ученик-лирик:
Если ты спустился с неба,
С облаков далеких, тонких
То взойди опять на небо,
Поднимись опять на воздух
В облака, где много капель
На мерцающие звезды.
Учитель физики: Спасибо, ребята, вы приготовили интересные сообщения.
Учитель литературы: У нас на заседании присутствуют лингвисты, спросим у них:: чем отличался научный стиль речи от художественного?
Лингвисты: Физики в своих выступлениях использовали научный стиль речи.
Они использовали термины: конденсация, температура, поверхность ,водяной пар и другие. Для этого стиля характерна точность, логичность, объективность высказывания. А лирики использовали художественный стиль. Здесь были изобразительные средства языка – эпитеты: тучи грозные, безжизненная луна, утренние слезы, сравнения: блестят, как жемчуг и др.
Учитель физики: И что же получилось из формулы: физики + лирики?
Лирики: Когда слушали сообщения о явлениях погоды с точки зрения физики, то понимали, как это происходит. А лирики помогли нам увидеть красоту этих явлений, заставили любоваться красивой росой, таинственным туманом. Получилась более полная картина, которая затронула ум и сердце.
3. Учитель физики: Посмотрите на кластер и скажите, о каких явления
погоды мы не говорили?
Объясните, почему появляются морозные узоры?
А знаете ли вы, что в книгах Тургенева, Паустовского, Джерома есть яркие
описания физических явлений, физических законов?
Учитель литературы: А А .Блок стихами рассказал о прямолинейном распространении света:
Шар раскаленный, золотой
Пошлет в пространство луч огромный
И длинный конус тени темной
В пространство бросит шар другой.
Учитель физики: И пусть девизом нашего урока станут бессмертные слова А.С. Пушкина:
Да здравствуют музы!
Да здравствует разум!
Домашнее задание: литературно-физическая викторина.