Чтобы состояться как личность,
Подвергнуться испытанию любовью,
Ибо именно в ней выявляется истинная
Сущность и ценность любого человека.
И.С.Тургенев
- Дома вы познакомились с повестью И.С.Тургенева “Первая любовь”. Ваши впечатления?
- Кстати, это произведение и современниками Ивана Сергеевича было воспринято неоднозначно.
В письме Луи Виардо к Тургеневу мы читаем резкую критику повести: “Мой друг, я хочу высказаться перед вами начистоту по поводу вашей “Первой любви”.
Откровенно говоря, если бы я был редактором, я тоже отказался бы от этого небольшого романа и по тем же причинам. Боюсь, что его, хотите вы этого или нет, следует отнести в разряд той литературы, которую справедливо именуют нездоровой…
Кого же среди своих обожателей выбирает эта новая Дама с камелиями? Человека женатого. Но почему бы по крайней мере не сделать его вдовцом? К чему эта печальная и бесполезная фигура его жены? И кто рассказывает всю эту скандальную историю? Его сын, о стыд! И ведь не в 16 лет он это делает, а в 40, когда у него самого уже серебрятся волосы; и он не находит ни единого слова порицания или сожаления по поводу жалкого положения своих родителей. Чему, после всего этого, служит талант, расходующий себя на подобный сюжет?” Луи Виардо
Однако друг Тургенева писатель Гюстав Флобер оценивает “Первую любовь” иначе. В марте 1863 г. он пишет Тургеневу: “…я особенно хорошо понял эту вещь потому, что это точь-в-точь история, которая произошла с одним из моих очень близких друзей. Все старые романтики… должны быть вам признательны за этот маленький рассказ, который так много говорит им об их юности! Какая зажигательная девушка эта Зиночка. Одно из ваших качеств - это умение создавать женщин. Они идеальны и реальны в одно и то же время. Они обладают притягательной силой и окружены сиянием. Но всю эту повесть и даже всю книгу осеняют следующие две строчки: “Против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто еще вырос в моих глазах”. Это, на мой взгляд, мысль поразительно глубокая. Будет ли это замечено? Не знаю. Но для меня это вершина”.
Для того чтобы разобраться, кто же прав в своей оценке повести, обратимся к ее анализу.
-Как вы считаете, первую любовь испытывает каждый человек?
Тургенев в своем произведении говорит, что нет. В прологе автор изображает сцену ночного разговора хозяина с двумя задержавшимися в его доме гостями. Из разговора мужчин мы понимаем, что первая любовь обходит стороной пошлое и обыденное сознание. 1-ый гость, Сергей Николаевич, говорит: “У меня не было первой любви…я прямо начал со второй… Когда я в первый раз приволокнулся за одной весьма миленькой барышней…я ухаживал за ней так, как будто дело это было мне не внове…”
- Какое слово в его речи настораживает?
“Приволокнулся”.
Этот человек не только опошляет само понятие любви; он пытается зачеркнуть принципиальное свойство первой любви - ее способность делать хорошо знакомый мир новым.
Будничной, приземленной, ритуализированной, неискренней, вынужденной выглядит история первой влюбленности хозяина дома: “нас сосватали, мы очень скоро полюбились друг другу и вступили в брак, не мешкая, словом, “все у нас шло как по маслу”.
А И. С. Тургенев считал, что любовь- это удар. Она забирает всего человека без остатка и требует преображения, поэтому ее потом и вспоминаешь всю жизнь.
Владимир Петрович, 2-ой гость, был одарен первой любовью, он знает, что она значит для человека в юности и для всей его последующей судьбы. Он отчетливо сознает, кто перед ним и что ему предстоит защищать само понятие “любовь”, поэтому он просит время, чтобы записать историю, до сих пор живущую в нем, ведь говорить о таком нельзя всуе…
Многих своих героев Тургенев испытывает любовью, потому что это чувство преображает человека, делает его лучше. Обратимся к образам главных персонажей повести, одаренных первой любовью.
- Рассказ учащихся о героях произведения и выводы учителя.
Образ Вольдемара.
Рассказ ведется от лица главного героя Владимира Петровича, человека лет сорока. Он вспоминает историю, произошедшую с ним, 16-летним юношей. Прототипом молодого героя повести, по словам самого писателя, послужил он сам: “Этот мальчик- ваш покорный слуга…”
Сменяют друг друга длинные, светлые, теплые дни лета… Жизнь идет своей чередой… без гувернера… в прогулках с книгой в руке, вскачь на верховой лошадке. Мальчик представляет себя рыцарем на турнире. Дамы сердца у него пока еще нет, но вся его душа готова к встрече с ней.
- Охарактеризуйте внутреннее состояние героя.
В нем живут два полярных чувства: грусти и радости. Грустит и плачет он от созерцания “красоты вечера” и чтения “ певучего стиха”. Но одновременно так радостно наблюдать ему вокруг себя красивый мир, что “сквозь слезы и сквозь грусть” неудержимо “проступало… чувство молодой, закипающей жизни”.
Тургенев называет предчувствие Володи “полусознанным, стыдливым”, так как оно связано с грезами юного сердца о “призраке женской любви”. Юношеское сознание сосредоточено на мечте о рыцарском служении Прекрасной Даме. И в этом он достойный сын своего отца.
Образ Петра Васильевича.
Прототип героя - отец писателя Сергей Николаевич, который женился на Варваре Петровне (матери Ивана Сергеевича) по расчету. В течение всей жизни он сохранит свою внутреннюю независимость и подчеркнутую холодность в супружеском союзе.
- Почему именно после “воробьиной ночи” Тургенев рассказывает об отце Владимира?
“Воробьиная ночь” показала, что чувство, которое испытывает Владимир настоящее и очень серьезное, его счастливый сон на заре словно затишье перед той бурей страданий и страстей, которые обрушатся на юношу, и именно отец станет причиной этих страданий.
Сейчас о своем отце говорит 40- летний человек, но даже по прошествии двух десятков лет после его смерти он продолжает смотреть на него с обожанием и преклонением. “Я любил его, я любовался им, он казался мне образцом мужчины”. По- прежнему незабываемо лицо отца: умное, красивое, светлое, незабываемы те короткие минуты, когда он позволял мальчику находиться рядом с собой. Но от этого привязанность к отцу не делалась меньше.
Именно отец помогает сыну понять вековечный смысл любви: “ Чужое я внедрилось в твое: ты расширен - и ты нарушен… и твое я умерщвлено”.
В памяти Владимира Петровича отец остался человеком чести. Женившись по расчету на женщине “старше его десятью годами” и будучи зависим от нее материально, он терпит много лет недостойное себя положение. Единственное, что помогает ему в вынужденных жизненных обстоятельствах оставаться внутренне независимой личностью - это его строгость, холодность и отдаленность в отношениях с женой. Поэтому трудно представить ситуацию, в которой бы отец мог о чем-либо просить ее. Тем не менее дважды Петру Васильевичу придется встать на колени перед женой, заботясь о Зинаиде.
Когда их связь перестает быть тайной благодаря анонимному письму графа Малевского и в доме происходит ссора с жестокими словами и угрозами, он находит в себе душевные силы пойти к жене и “с нею наедине” долго говорить о чем-то. Стремясь оградить княжну от наветов, он соглашается, по-видимому, с условием жены оставить дачу и переселиться в город. Однако самой потрясающей является сцена, когда, по словам Владимира Петровича, за несколько дней до смерти отец получил письмо из Москвы и “ходил просить о чем-то матушку и, говорят, даже заплакал, он, мой отец”!
По- рыцарски ведет себя отец и в ситуации с автором анонимного письма его жене графом Малевским, отказав ему бывать в своем доме: “…имею честь вам доложить, что если вы еще раз пожалуете ко мне, то я вас выброшу в окошко. Мне ваш почерк не нравится”.
Красивый, глубокий, страстный человек, он оказал решающее воздействие на резвую, кокетливую шалунью- княжну.
Даже когда все обнаруживается, мальчик- рыцарь “не зарыдал, не предался отчаянию”, а главное, “не роптал на отца”. Рыцарское поведение отца в последующие дни не только не даст повода сыну для упреков, но еще более утвердит юношу в отцовском праве на любовь. Знаменательна в этом смысле сцена (после свидания отца с Зинаидой в городе), когда ему вдруг открывалось, “сколько нежности и сожаления могли выразить… строгие черты” его отца, истово любившего и одновременно скорбящего по невозможности своей любви.
Образ Зинаиды Александровны Засекиной.
Прототипом Зинаиды стала поэтесса Екатерина Шаховская, она была соседкой по даче 15-летнего Тургенева.
Зинаида занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ей 21 год. Об этом свидетельствуют ее поступки, от которых веет ребячеством, необдуманностью (игра в фанты или приказ Вольдемару прыгнуть со стены). Любовь поклонников ее забавляет. К Вольдемару она тоже относится как к очередному поклоннику, вначале не понимая, что он еще никогда не влюблялся, что его жизненный опыт еще меньше, чем ее собственный.
Во второй сюжетной сцене появится сквозной и очень важный в решении образа Зинаиды мотив света. Свет сквозит в Зинаидиной “лукавой усмешке на чуть-чуть раскрытых губах”, светом озаряет брошенный на Владимира быстрый взгляд княжны. А “когда ее глаза, большею частию полуприщуренные, открывались во всю величину свою”, то свет как будто проливался по всему лицу девушки.
- Почему свет сопровождает героиню Тургенева?
Ощущение исходящего света от взгляда, лица Зинаиды принадлежит влюбленному юноше-рыцарю, обожествляющему свой идеал, видевшему перед собой женщину- ангела. Но вместе с тем свет- знак особой чистоты, говорящий о внутренней чистоте Зинаиды, чистоте ее души, несмотря на всю противоречивость поведения княжны.
Мотив света достигает кульминации в портретном описании Зинаиды, сидящей на фоне окна. “ Она сидела спиной к окну, завешенному белой сторой, солнечный луч, пробиваясь сквозь эту стору, обливал мягким светом ее пушистые золотистые волосы, ее невинную шею, покатые плечи и нежную, спокойную грудь”. Обволакиваемая оконным светом, сама излучающая свет, она как будто находилась в световом коконе, сквозь который “лицо ее казалось еще прелестнее: так все в нем было тонко, умно и мило”. Вот “веки тихо поднялись”, и в ласково засиявших глазах девушки словно отразилась душа.
C трудом и слезами входит Зинаида в мир взрослых. В ее характере – любить человека сильного, “кто бы сам меня сломил”. Она ждет именно такой любви, хочет подчиниться своему избраннику. Ее уже не устраивает флирт с поклонниками, ей “все опротивело”, и она готова к большому, сильному чувству. Вольдемар первым понимает, что она по- настоящему полюбила.
- Почему произведение называется “Первая любовь”? Как вы понимаете название повести?
Это произведение о первой любви в жизни главных героев повести. В словосочетании “первая любовь” для Вольдемара ключевое слово “первая”, для отца –“любовь”, а для Зинаиды важны оба слова. Название повести многозначно. “Первая любовь”- это не только рассказ о первом прекрасном чувстве мальчика, ставшего юношей. Это мучительная последняя страсть для отца и единственная, роковая любовь для Зинаиды. Таким образом, у каждого своя “первая любовь”.