Особенности обучения литературе способных, талантливых, одарённых школьников в условиях лицея

Разделы: Литература


Особенности обучения способных, талантливых, одаренных школьников вытекают из основной идеи, положенной в основу деятельности педагогического коллектива лицея как инновационного образовательного учреждения, основанного в 1990 году.

Идея эта была подсказана жизнью, временем. Мир, окружающий нас, меняется стремительно, и для выживания в нем, самореализации человека как индивидуума, для полноценного существования человеку просто необходимо обладать способностью творчески относиться к жизни, проявлять творческое, исследовательское поведение, позволяющее решать любые задачи в динамично развивающемся обществе. Познание и творчество – эти два понятия для нас и наших воспитанников неразделимо слиты.

Мы отнюдь не идеализируем уровень способностей и природных возможностей наших воспитанников. За все годы существования лицея собственно талантливых и одаренных у нас были единицы, даже среди таких школьников, которых сейчас называют “мотивированными к учебе”, учащиеся по-настоящему способные, “одаренные талантом к высшим родам деятельности человека” (Гегель) составляют весьма малое количество: максимум один-два человека в каждом выпуске.

Напомним, что современная наука дает такое определение способностям, таланту, одаренности.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.

Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми;

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Считаем, что выражения “одаренный ребенок”, “одаренные дети” следует применять с осторожностью, так как мы не вправе претендовать на законченный диагноз и тем более дальний прогноз. Вполне оправданной представляется нам замена этих терминов выражениями “дети с признаками одаренности”, “признаки одаренности ребенка”.

Характеризуя с этой точки зрения контингент учащихся лицея, основываясь на исследованиях, проведенных лицейским педагогом-психологом, мы имеем все основания определить основную массу наших воспитанников как способных детей, детей с признаками одаренности, способных к творческой деятельности.

Творческие способности понимаются нами широко:

- интеллектуальные, академические, исследовательские;
- художественные;
- психомоторные (спортивные);
- коммуникативные (организаторские, лидерские) и др.

Основную цель по развитию творческих способностей педагоги реализуют, определяя содержание учебных дисциплин в соответствии с профилем обучения, уровнем обученности и способностей лицеистов, выявляя, апробируя и используя в образовательной деятельности технологии, способы, приемы формирования и развития у лицеистов творческих способностей, черт творческой личности, формирования творческого поведения.

Иными словами: педагоги лицея (в т.ч. учителя литературы) стремятся создать такую образовательную среду, которая должна вызывать у школьника интерес (или по крайней мере любопытство); стать средством, дающим возможность более частого проживания состояния творческого акта; должна быть насыщена ситуациями, способствующими творчеству (причем творческий акт должен сопровождаться проживанием успеха). На уроках и во внеклассной образовательной работе учитель должен ориентироваться на активную, разнообразную и напряженную деятельность ученика, создавать ситуации выбора, обучать вести диалог, дискутировать, полемизировать, формировать умение слышать, слушать собеседников, оппонентов, достойно высказываться и понимать других.

На педагогических советах, заседаниях кафедры гуманитарных дисциплин, обсуждая эту проблему, учителя русского языка и литературы, опираясь на современную науку, определили, какие именно черты необходимо развивать в наших воспитанниках, чтобы сформировать человека с творческим поведением.

Таковыми для нас являются:

- творческий ум, активный, постоянно задающий вопросы, генерирующий множество идей;
- любознательность, наблюдательность, способность видеть привычное с необычной стороны;

- новаторство, стремление выразить ту истину, которую другие не замечали, нестандартное мышление (для всех очевидно, что стандартное мышление не может быть творческим. Известный биохимик Сцент-Дьерди говорил, что ему удается делать открытия потому, что хотя он смотрит на то же, что и все другие, но думает при этом о том, о чем не думал никто.

Надо учить детей стремиться “копать яму” в новом месте, если использовать образное сравнение де Боно);

- умение выявить, определить, сформулировать проблему;
- умение выдвинуть гипотезу;
- способность удерживать в голове множество идей и сопоставлять их;
- готовность прилагать усилия ради нового знания;
- умение усовершенствовать объект;
- способность к действию, готовность к риску и осторожность;
- соединение противоположных черт: фантазии и реалистичности;
- неудовлетворенность результатами.

По нашему глубокому убеждению, развивать эти черты необходимо у всех, и на каждом уроке, и во всех видах внеклассной образовательной и внеурочной деятельности.

Формируя в своих воспитанниках черты творческой личности, развивая их творческие способности, педагоги учитывают, что творческие личности более автономны, менее конформны, более ранимы и чувствительны к запретам и ограничениям, однако в процессе обучения ни в коем случае нельзя отделять одаренных школьников, детей с признаками одаренности от способных или просто “обычных” детей с теми или иными творческими задатками.

Наукой доказано, что природа творческих способностей, так различно проявляющих себя в направлениях естественном и гуманитарном, едина и их, эти способности, можно развивать, тренировать, подобно навыкам чтения, письма, катания на велосипеде и т.п.

Накоплению опыта творческой деятельности способствует овладение специфическими процедурами, с помощью которых осуществляется процесс создания нового – объективного или субъективного.

Единственным способом обретения творческого опыта является решение проблемных задач, создание проблемных ситуаций, которые моделируют условия познавательной активности, исследовательской деятельности, развития творческого мышления.

Созданию творческой атмосферы в учебной сфере способствуют различные формы (жанры) учебных занятий. Разработка различных форм, типов учебных занятий, обеспечивающих активную творческую, интеллектуальную деятельность учеников – важнейшая часть педагогической деятельности учителей литературы.

Активный диалог, постановка проблемных задач – эти методы, моделирующие условия исследовательской деятельности, питающие развитие творческой активности, - лежат в основе таких форм учебных занятий, как:

- уроки творчества (целиком посвящены творчеству: созданию импровизаций, этюдов, эссе);
- уроки-исследования;
- уроки-семинары;
- уроки инсценирования художественного произведения, уроки-спектакли;
- уроки – творческие отчеты;
- уроки – презентации (писателя, книги, стихотворения, литературоведческого термина);
- творческие практикумы, лабораторные работы (анализ произведений, эпизодов, стилизация и т.п.);
- уроки – защиты проектов и т.п.

Активизации творческих способностей учащихся, их поисковой деятельности на уроках литературы служат такие формы работы, как: сочинение ремарок к отдельным сценам, эпизодам драматического произведения (к примеру, ремарка к первому акту комедии Грибоедова “Горе от ума”: “В доме Фамусова приготовления к балу:

  1. Зажжены свечи в канделябрах.
  2. Софье Павловне завивают локоны.
  3. Петрушка мчится по буфетной.
  4. Молчалин репетирует реплики для умной беседы (по “шпаргалке”);

- викторина (в начале, в конце урока), составленная учениками;
- составление словаря темы;
- составление плана по теме урока;
- интервью (после урока или с родителями: Какой образ Некрасова (Есенина и др.) вынесли они из школы?);
- составление этюда по той или иной заданной теме;
- импровизация (учитель начинает – ученики, импровизируя, продолжают развивать тему);
- сочинение стихотворения по первой строчке лирического произведения какого-либо известного поэта с последующим сопоставлением текстов;
- презентация (книги, стихотворения, сборника произведений, писателя) – индивидуальная и групповая;
- составление сборника произведений (юбилейный сборник стихотворений Маяковского, Бунина, Крылова);
- подбор эпиграфов к какой-либо теме;
- ролевые игры (Я – Катерина Кабанова; Я – Марья Болконская и т.п.);
- “виртуальная” экранизация какого-либо произведения (режиссер – ученик подбирает актеров на роли, музыку и др., обосновывая свой выбор);
- составление сценария какого-либо вечера учениками (проектная работа);
- поэтические переводы стихотворений с русского языка на иностранный и наоборот;
- диспуты, дискуссии и т.п.

В настоящее время активно развивается такое направление образовательной технологии, как исследовательская деятельность школьников, формирование у них исследовательского поведения, самостоятельного исследовательского мышления. В основе исследовательской деятельности лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях, в новых результатах деятельности.

Доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета Савенков А. И. отмечает, что сейчас “исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная личностная особенность, необходимая для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере культуры. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска”.  Толкование особого вида обучения – исследовательского, представленное А.Савенковым, оказывается созвучным тому, что осуществляют в своей деятельности педагоги лицея и, в частности, учителя литературы. В нашем ОУ разработано и функционирует Положение о научно-исследовательской работе учащихся МОУ “Лицей”, в котором определяются принципы организации НИР учащихся, виды научно-исследовательской деятельности учащихся, критерии исследовательской деятельности. Обучая лицеистов исследовательской деятельности, наши учителя исходят из того, что педагог, не обладающий собственным исследовательским интересом и не занимающийся собственными изысканиями, не сможет адекватно управлять исследовательской деятельностью.

Учителя-словесники вовлечены в исследовательскую, научно-методическую деятельность педагогического коллектива лицея, который работает над единой, генеральной темой “Формирование черт творческой личности у обучающихся МОУ “Лицей”.

Индивидуальные исследования ведутся в соответствии с общим алгоритмом исследовательской деятельности.

Результатом исследования является доклад на кафедре, ГМО, конференции; методическое пособие, методическая разработка урока исследовательского характера. Наши учителя-словесники являются авторами публицистических, научно-методических статей, опубликованных в журнале “Литература в школе”, в сборниках материалов открытого Всероссийского конкурса “Открытый урок”, в “Учительской газете”, они – авторы многих учебно-методических пособий, издаваемых муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования “Информационно-методический центр” г.Новомосковска.

Владея умениями и навыками исследовательской деятельности, имея опыт исследовательской работы, педагог выстраивает образовательную программу в соответствии с идеей исследовательского обучения. Эта программа, по А.Савенкову, включает три относительно самостоятельные (но тесно связанные между собой) подпрограммы:

  1. Тренинг: специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска.
  2. Исследовательская практика: проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.
  3. Мониторинг (мероприятия, необходимые для оценки и управления процессом решения задач исследовательского обучения).

В ходе тренинга ученик приобретает следующие знания, умения и навыки:

1) видеть проблемы;
2) ставить вопросы;
3) выдвигать гипотезы;
4) давать определения понятиям;
5) классифицировать;
6) наблюдать;
7) проводить эксперименты;
8) сравнивать;
9) делать умозаключения, выводы;
10) структурировать материал;
11) готовить тексты собственных выступлений, докладов;
12) объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

(От класса к классу задания, естественно, усложняются).

Основное содержание работы в рамках действия подпрограммы “исследовательская практика” – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими собственных творческих проектов.

В начале учебного года научно-методический совет лицея утверждает творческий коллектив: авторов – учащихся, тематику их работ, научных руководителей, консультантов – педагогов лицея. Индивидуальный преподаватель-профессионал в данном случае играет для ученика центральную роль. Формируя и углубляя способности ребенка, научный руководитель учит своего питомца культурной традиции исследования, учит, как делать научную, исследовательскую работу, как оформлять ее.

Ученик должен знать, что любая исследовательская работа имеет следующую структуру:

I. Вводная часть.

  1. Четкая формулировка конкретной проблемы, цели исследования. Обоснование задач (что нужно сделать для достижения цели).
  2. Обоснование актуальности (“нужности”) работы.
  3. Гипотеза (-ы) – это утверждение, требующее доказательства; это предполагаемый итог, результат, формулируемые в форме фразы (формулы), которая должна подтвердиться (опровергнуться, уточниться) в конце проделанной исследовательской работы. Гипотеза формулируется не как вопрос или проблема (проблема формулируется перед гипотезой), а как повествовательно-утвердительная фраза.
  4. Предмет и объект исследования.
  5. Краткий обзор литературы.

II. Основная часть.

  1. Объем исследования (какие объекты исследованы, сколько их было, сколько поставлено опытов и т.п.).
  2. Использованные методики.
  3. Результаты исследования – главная часть работы. (Изложение фактов в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков или описательно).
  4. Обсуждение, оценка результатов (что автор считает наиболее важным в работе, как можно объяснить те или иные особенности полученных данных, каковы перспективы дальнейшего развития работы).

III. Заключительная часть (если в работе есть обсуждение результатов, то заключения не требуется. Если нет, то заключение по своему содержанию совпадает с этим разделом, но в более сжатом виде).

Выводы – краткое и конкретное отражение полученных результатов.

Приложения (таблицы, рисунки, графики и т.п.).

Список использованной литературы.

К видам исследовательских работ относим следующие:

  1. Работа реферативного плана (при ее выполнении необходим тщательный подбор темы, чтобы реферат стал носить исследовательский характер).
  2. Работа обобщающего плана (необходимо правильно подобрать тему, чтобы не воспроизвести известное исследование, учитель может апробировать свои собственные идеи).
  3. Работа сравнительного типа (сравнение двух, максимум трех точек зрения с целью обнаружения общей закономерности).
  4. Работа описательного плана (необходимо дать характеристику какому-либо объекту, явлению, человеку, если это не было сделано другими).
  5. Работа собственно исследовательского характера: начинается с проблемы (в качестве проблемы может выступить обнаруженное противоречие в научных данных или несоответствие наблюдаемых явлений имеющемуся описанию; обнаружение какого-то феномена неясной природы; нерешенная задача, недостаточно детальное представление о факте и т.п.).

Особую значимость в исследовательском обучении, предполагающем такие подпрограммы, как тренинг и исследовательская практика, имеет подпрограмма мониторинг.

Школьник должен знать, что результаты его исследований и творческого проектирования интересны другим и он обязательно будет услышан. Он должен освоить практику устного и письменного публикования, презентации результатов собственной творческой, исследовательской деятельности, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Такие общественные события, как конкурсы, концерты, интеллектуальные и творческие состязания чрезвычайно важны на этапе мониторинга для склонных к исследовательской, творческой деятельности детей, у которых развито соревновательное начало. В лицее ежегодно мы проводим конкурс “Эврика” на лучшую творческую, исследовательскую работу, который является мощным стимулятором самореализации наших воспитанников, активизации их интеллектуальных, исследовательских, творческих способностей. Лицеисты представляют на этот конкурс сборники стихов, поэтических переводов с немецкого, английского, французского, циклы журналистских работ, сценарии литературных вечеров, учебные и игровые видеофильмы, компьютерные программы, научные исследования, доклады по литературе, методические разработки и т.п. (Ежегодно участниками этого конкурса становятся около 100 лицеистов).

В конце учебного года по результатам исследовательской и творческой деятельности проводится итоговая научно-практическая конференция – творческий отчет “Итоги года” (“Наше творчество”) в рамках лицейского Дня науки и творчества.

Наиболее интересные, серьезные исследовательские и творческие работы представляются на различные конкурсы, конференции муниципального, регионального, федерального уровней.

Наши лицеисты являются участниками, дипломантами, лауреатами:

- различных городских конкурсов (в т.ч. проводимых Пушкинской школой г.Новомосковска);
- областной научно-практической конференции учащихся и студентов “Наука и цивилизация”;
- Фестиваля исследовательских работ “Портфолио”;
- интеллектуальной гуманитарной олимпиады для старшеклассников “Умницы и умники”;
- дистанционной олимпиады, проводимой научной школой А.В.Хуторского и центром дистанционного образования “Эйдос”;
- национальной образовательной программы “Интеллектуально-творческий потенциал России” (г.Обнинск), которая включает Российскую открытую конференцию “Юность, наука, культура”, Российскую конференцию учащихся “Первые шаги в науку”, Российские открытые заочные конкурсы “Восхождение к образу”, “Познание и творчество” (последний чрезвычайно популярен среди лицеистов).

В результате многообразной совместной деятельности педагогов и учеников создается то, что замечательный педагог В.А.Сухомлинский называл “рассолом”, пребывая в котором школьник “пропитывается” его содержимым, его “солью”, его “ароматом”, каким бы по уровню развития своих способностей он ни был вначале.

Литература: Савенков А.И. Принципы исследовательского обучения. – Директор школы, № 9, 2008, с.55.