В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в средней школе. Это не только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения татарскому языку как иностранному, является формирование, развитие коммуникативной деятельности школьников и обучение практическому овладению языком.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что компьютер как новое техническое средство начинает активно внедряться во все сферы преподавания татарского языка как иностранного, меняя свои функции в зависимости от целей, задач, этапа обучения и др.
Эффективность применения информационных технологий на уроках татарского языка не подлежит сомнению. В числе преимуществ их использования в качестве средства обучения можно назвать субъектную ориентацию, гибкость и вариативность. Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь, наконец, стимулом в обучении.
В лингводидактический процесс включаются электронные учебники, электронные словари и разговорники, мультимедийные словари и энциклопедии. Яснее становятся возможности специальных программных средств, которые позволяют легко создавать учебные компьютерные курсы без использования программирования. Компьютер выступает, в частности, как тренажер, помогающий учащимся овладеть аспектами языка с помощью тренировочных упражнений, как инструмент в функции текстового редактора, позволяющий легко создать и обнаружить печатные тексты, как канал общения и источник получения информации из различных баз данных, как средство презентации аудиовизуальной информации и т.д.
Опыт показывает, что в процессе обучения татарскому языку как иностранному, компьютер может выполнять функции, которые должны обеспечивать формирование языковой или коммуникативной компетенции:
- осуществлять обучение и тестирование в режиме диалога;
- моделировать реальные речевые ситуации с помощью графики, мультипликации и видео, создавать эффект контакта с языковой средой;
- наглядно представляя речевую ситуацию, использовать ее как стимул, опоры в процессе учебного диалога;
- обеспечивать общение на изучаемом языке с помощью компьютерных линий связи.
Так, например, в качестве тренажера для индивидуальной работы обучаемых, можно рассматривать электронный самоучитель татарского языка "Татар теле 2002" под авторством Ф.Г. Ахмадиевой, доктора технических наук, профессора, члена-корреспондента Академии наук Татарстана, диск к учебнику Нигматуллиной Р.Р. «Татарча да яхшы бел».
Анализируя учебный материал на страницах Интернет, на компакт-дисках, мы приходим к заключению, что наши отечественные учреждения отстают в создании, а в иных случаях вообще не имеют конкурентных программных продуктов. Необходимость заполнить эту нишу и побуждает нас к созданию своих программных продуктов.
В нашем распоряжении имеются сборник СD- и DVD- дисков “Знаменитые личности”,
- о писателях и поэтах например, о Тукае, Джалиле, на которых артисты читают отрывки из изучаемых по программе татарской литературы произведений, читают стихотворения, исполняют песни на их стихи.
- о композиторах, например, Александре Ключареве, Саре Садыковой, здесь можно узнать не только биографические данные, но и прослушать музыкальные произведения или песни.
Все эти диски предназначены для использования на уроках татарского языка в татарских группах. Для работы в русских группах я создаю презентации, которые доступны для понимания русскоязычному ребенку.(например, презентации о Джалиле, Тукае) Их можно показать во время урока-лекции, урока-беседы и внеклассного мероприятия.
Предъявление новых слов
Для первичного предъявления новых слов я использую программу ACDSее. Это программа просмотра файла (показ). Например, по теме «Профессии» мной подобраны ряд картин. Их можно так же использовать для предъявления при создании диалога, монолога.
ТЕСТЫ
На этапе проверки закрепления полученных знаний, умений и навыков используются тесты. Хочу предложить вашему вниманию программу создания и проведения теста. Для этого есть специальные программы-оболочки.
Программа "My Test". Данная программа представляет из себя вопрос и готовые ответы. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Т.е. даже ставя галочки наугад, есть возможность получить тройку.
А вот следующий вид тестирования предполагает, что учащиеся сами будут набирать ответ. Данную форму теста может составить любой, мало-мальски владеющий компьютером. Он расположен в программе Word - Вид-панель инструментов - Формы
Синең исемең ничек? әлфия
Ничәнче сыйныфта укыйсың? өченче
Кайда яшисең? Бөгелмәдә
Сиңа ничә яшь? тугыз
Вторая форма проведения теста хороша тем, что ее результаты можно распечатать для сохранения в бумажном варианте. И еще, в первой программе тестирования невозможно ввести татарский шрифт, а в этом можно.
Программа Power Pоint
Позволяет самому подготовить презентацию по биографии и творчеству писателя. Их можно показать во время урока – лекции, урока – беседы и внеклассного
мероприятия. В такой презентации можно подобрать материал на доступном ученику уровне и расположить материал так, как это удобно учителю для предъявления.
Для обработки иллюстраций, необходимых для помещения в выбранную презентацию используем программу Picture Manager. С ее помощью можно вырезать необходимый кусочек картинки, улучшить контраст, цвет, повернуть ее и т.д. | |
В презентацию можно вставить звук, музыку, фильм. Для вставки музыки, ее необходимо переработать в программе Jet-audio, т.к. в презентациях воспроизводится только стиль wav. |
Таким образом, для создания качественной презентации необходимо большое количество времени. С помощью программы презентаций мною создана интерактивная книга о тюркском поэте Кол Гали.
Я составляю презентации и для предъявления правил. Например, сравнительная степень прилагательных. Здесь есть и правило, и материал для его закрепления.
В программе Word и Power Pоint можно подобрать иллюстрации к прочитанным текстам и использовать их в качестве подсказок для рассказа какого-либо текста наизусть, для развития речи. Например, «Праздник знаний” 5 класс и “Дикие животные” 1 класс.
В программе “Excel» удобно составлять кроссворды, лабиринты, шарады. Мною создано много занимательных заданий для уч-ся начальной школы и при помощи программы Word. Например, соедини слова и картинки, собери дорожку из картинок и т.д.
В ходе подготовки к семинару заместителей директоров по национальному образованию мы изучили программное обеспечение SMART Notebook для работы с интерактивной доской. Оно позволяет создавать записи, которые могут включать различные виды информации (тексты, видео, схемы, таблицы, знаки, рисунки). Программное обеспечение обладает такими возможностями:
- При объяснении грамматического материала (например: составление различных типов предложений) использование разноцветных карандашей помогает выделить главное, заострить внимание на употреблении нужной формы смыслового глагола и местоположении его в предложении.
- На экране можно запечатлеть ход мыслей, зафиксировать порядок работы и, при необходимости, есть возможность вернуться к началу изложения или более сложному аспекту материала урока (например: тема «Разница в употреблении и образовании прошедшего определенного и неопределенного времен).
- Функция «drag and drop» позволяет перемещать картинки и слова при выполнении заданий типа: «подбери под пару», «сделай сочетание», «соотнеси» (в отличие от презентаций PowerPoint, где все объекты размещаются на своих местах в ходе создания, далее произвольным образом не могут быть изменены).
- На одном слайде можно разместить несколько кадров данного урока и проследить ход мысли.
- Весь материал проведенного урока с интерактивной доской можно сохранить в записи и учителю нет необходимости все заново писать и создавать.
В программе имеется большая коллекция готовых тематических картинок, которые также можно использовать на уроках введения, закрепления, активизации и контроля всех видов речевой деятельности обучающихся.
В настоящее время я изучаю программу Macromedia FLASH , которая позволяет создавать мультфильмы.
Разнообразие стилей и общения, и обучения на уроке, использование мультимедийных интерактивных технологий – все это обогащает содержание урока, ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению татарского языка.