Задачи:
- Познакомить с жизнью и творчеством поэта.
- Помочь понять чувства лирического героя.
- Развивать воображение и внутренний слух учащихся.
Ход урока
В его прищуре открывалась мне
Печаль по бесконечному раздолью,
По безнадежно брошенной земле,
Ну, словом, всё,
Что можно звать любовью.
Станислав Куняев
1. Организационный момент.
2. Объявление темы урока.
– Как вы понимаете слова Куняева?
(В глазах Н. М. Рубцова можно увидеть бесконечную любовь к родной земле)
3. Биография Н. М. Рубцова
Ученик: Рубцов Николай Михайлович – русский поэт – родился в 1936 году в поселке Емецк Архангельской области. Сын погибшего в Великую Отечественную войну политработника, с шести лет потерявший мать, воспитывался в детских домах. Учился в лесотехническом техникуме в Тотьме. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем и т. п.). В 1962 – 69 гг. учился в Литературном институте имени М. Горького. Трагически погиб в результате тяжелой бытовой ссоры в 1971 году. Печатался с 1962 г. Опубликовал сборники “Лирика”, “Звезда полей”, “Душа хранит”, “Сосен шум”, “Зеленые цветы”. Посмертно издан его последний сборник “Подорожники”.
4. Учитель:
- Лирика Рубцова очень мелодична и напевна. Ее называют тихой, светлой, родниковой. На его стихи написано много известных песен. Одно из таких стихотворений “В горнице”.
Ученик: Николай Рубцов. “В горнице”.
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…
5. Прослушивание песни “Букет” А. Барыкина или “Малиновый звон” в исполнении Н. Гнатюка
6. Учитель:
– Не менее мелодично стихотворение “Звезда полей”
(Учитель читает вслух стихотворение или прослушивание в исполнении заслуженного артиста Б. Галкина фонохрестоматии к учебнику “Литература. 6 класс” под ред. В. Я. Коровиной)
– О чем это стихотворение? Определите его тему. (Любовь к родине)
7. Работа в группах по методике Ривина для изучения стихов.
I. Работа с собственной строфой.
- Работа с ассоциациями.
- Прочитайте напарнику, у которого закрыты глаза, свою строфу. Выслушайте ассоциации напарника.
- Прослушайте чтение напарником той же строфы, закрыв глаза. Поделитесь с ним своими ассоциациями.
- Проработка строфы.
- Прочитайте строфу, объясняя значение каждого слова, словосочетания, отвечая на вопрос: почему стоит это слово, а не другое. Что хотел автор сказать? Что хотел, чтобы почувствовали мы?
- Прочитайте выразительно свою строфу.
- Отстучите ритм своей строфы.
- Попытайтесь прочитать напарнику строфу наизусть.
Помощь напарнику в проработке его строфы.
Поменяйтесь ролями, см. пункт I (1-4).
III. Смените напарника. Попытайтесь выразительно прочитать изученные строфы своему новому напарнику. Работайте над новой строфой с напарником по пунктам I-II.
IV. Помогите напарнику. Выслушайте изученные им строфы стихотворения. Дальше работайте по пункту I (1-4)
Помните!
- Если вы глубоко проработали строфу с напарником, она запоминается независимо от силы вашей памяти.
- Вам не нужно заучивать строфы ваших напарников.
- Если вы не запомнили свое стихотворение, обратите внимание на качество своей работы в парах.
8. Учитель:
– О чем стихотворение? (восхищение, радость, грусть при встрече с малой родиной)
Стихотворение, проникнутое грустью называется элегией
– Какие художественные приемы помогают автору передать любовь к родине?
– Как можно объяснить название стихотворения?
(Возникает образ Вифлеемской звезды, которая указывает путь к Богу. По этому пути старается идти сам автор).
9. Чтение стихотворения наизусть в группах и индивидуально.
10. Проверочный тест по стихотворению Н М. Рубцова “Звезда полей”
А1. Какой художественный образ связан в сознании лирического героя с родиной?
1) земля; 3) звезда полей;
2) белый свет; 4) солнечный луч.
А2. Ведущей в стихотворении является тема:
1) узничества; 3) родины;
2) одиночества; 4) свободы.
А3. Как называется художественно-выразительное средство, которое используется в следующих словосочетаниях: “во мгле заледенелой”, “лучом приветливым”, “над зимним серебром”?
1) эпитет; 3) олицетворение;
2) метафора; 4) сравнение.
А4. Лирический герой стихотворения:
1) страдает от одиночества;
2) счастлив, пока горит “звезда полей”;
3) никогда не вспоминает о “звезде полей”;
4) боится изменений в судьбе.
В1. выпишите словосочетание из второй строфы, которое является для поэта символом родины.
В2. Укажите художественно-выразительное средство, которое используется в сочетаниях: “звезда полей”, “горит звезда”, “восходит ярче”.
В3. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.
С1. Какое чувство охватывает лирического героя стихотворения Н. Рубцова, когда он вспоминает родину?
Домашнее задание (на выбор учащихся):
- Подобрать из дополнительной литературы для выразительного чтения стихотворение Н. М. Рубцова.
- Выучить наизусть “Звезда полей”.