Литература
-
Урок: "Печорин в отношениях с Вернером, Верой, княжной Мери" 2010
Урок может помочь учащимся понять причины двойственности натуры Печорина, его душевного одиночества, скептицизма, постепенного "истощения жара души".
-
"Сопоставительный анализ лирических произведений". Урок литературы в 9-м классе 2010
Основной замысел моего урока заключается в формировании умений и навыков сопоставительного анализа лирических произведений. Для сравнения мы взяли произведение "Лесной царь" И.В. Гёте и В.А. Жуковского. Содержанию учебного материала соответствует тип урока (формирование умений и навыков) и форма урока (творческая мастерская). Способы организации учебного взаимодействия соответствуют принципам личностно-ориентированного подхода и задачам урока.
-
Игра-путешествие по литературе: "В поисках капитана Гранта" 2010
Игра "В поисках капитана Гранта" по роману Ж. Верна "Дети капитана Гранта" была разработана к уроку чтения. Выбор темы был не случаен: эта книга отметила свой юбилей. Для проведения игры класс был разделен на 2 команды, а трое заранее подготовленных учеников стали членами жюри. В ходе игры учащиеся, выполняя занимательные задания в игровой форме, показывают знания текста.
-
Развитие критического мышления через интеграцию технологий 2010
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. Для реализации этой цели необходимо внедрение современных педагогических технологий, учитывая возрастные, индивидуальные, личностные качества и особенности ученика. Для решения вышеперечисленных проблем считаем перспективным развитие критического мышления через интеграцию технологий. И данную методическую разработку можно поставить в ряд актуальных педагогических инноваций.
-
Урок "Гражданская лирика Анны Ахматовой" 2010
Основной целью урока является развитие представления о гражданской поэзии Ахматовой, определение гражданской позицию лирической героини Ахматовой, повторение литературоведческих понятий, их роли в поэтическом тексте, формирование навыков анализа лирического стихотворения.
-
Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения А.В. Кольцова (5-й класс) 2010
На уроке учащиеся знакомятся с биографией А.В. Кольцова. Подробно рассматривается творческая жизнь поэта. Для наглядности используется презентация.
-
Читательская конференция "Всем воевавшим, живым и мертвым, посвящается…" 2010
Материал конференции можно использовать во внеклассной работе при проведении мероприятий, посвященных Дню Победы.
-
Урок-исследование: "Особенности пейзажа в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»" (5-й класс) 2010
В данной работе особое внимание уделено эмоциональному восприятию детьми стихотворения о природе «Зимнее утро», соотнесению ими красоты зимнего утра и красоты чувств, которые переживает лирический герой в стихотворении А.С. Пушкина. Развитие исследовательских навыков идет во время анализа лирического произведения.
-
Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы 2010
Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся.
-
Урок литературы по теме: "Эпистолярный жанр в творческом наследии Ф.М. Достоевского" 2010
Данный урок – итоговый при изучении творчества Ф.М.Достоевского. Основа урока – умение учеников сопоставлять биографический материал с имеющимися знаниями по изученным произведениям автора. Первый этап урока – знакомство с эпистолярным жанром вообще и в творческом наследии Достоевского в частности. Второй – аналитическая беседа с учениками.
-
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса (предпрофильная школа): "Человек и война" 2010
Цели: познакомить учеников с наиболее значительными явлениями современной литературы; повысить интерес к чтению современных художественных произведений; воспитывать нравственную позицию, гражданское самосознание учащихся; совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного текста; формировать и развивать умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
-
Литературный урок на тему: "Имя и душа" 2010
Урок посвящен русской поэтессе М.И. Цветаевой. Детям рассказывается о тяжелой судьбе поэтессы, воспитывается любовь к русской поэзии.
-
Открытый урок по теме: "Живи, письмо!" 2010
Дети учатся грамотно излагать свои мысли, возрождаются традиции эпистолярного жанра, концентрируется внимание на ценностях родного языка.
-
"Судьба Григория Мелехова. Трагедия Григория Мелехова" (по роману М.Шолохова "Тихий Дон") 2010
В данной статье предлагается материал к уроку «Судьба Григория Мелехова. Трагедия Григория Мелехова». На урок отводится 2 часа.
-
Романтические рассказы М.Горького. Анализ рассказа "Старуха Изергиль" 2010
Представлена разработка урока по литературе для 11-х классов. В течение урока анализируется рассказ М.Горького "Старуха Изергиль".
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Имя прилагательное. Обобщение изученных знаний" (6-й класс) 2010
В данном интегрированном уроке объединены блоки знаний по русскому языку и литературе, что позволяет не только обобщить изученное об имени прилагательном, но и пробудить у учеников интерес к личности и творчеству С.А. Есенина.
-
Внеклассное мероприятие по литературе (чтение) 2010
На уроке осуществляется развитие и расширение кругозора детей, их словарного запаса, развитие речи, развитие познавательных интересов и творческих способностей.
-
М.Ю. Лермонтов. Роман "Герой нашего времени". Размышления об одном из самых странных образов в русской литературе 2010
Статья посвящена одному из самых значительных произведений творчества М.Ю. Лермонтова, роману "Герой нашего времени". Предлагается использовать на заключительных уроках по изучению образа главного героя этого произведения.
-
Урок-игра "В мире приключений и фантазий" 2010
Увлекательное представление, позволяющее в игровой форме познакомить детей с героями приключенческих романов Д.Свифта "Путешествие Гулливера" и Р.Распе "Приключения барона Мюнхгаузена". Работа проведена в качестве внеклассного мероприятия по литературе в рамках Недели гуманитарных предметов.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Перебирая наши даты". 2010
Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза.
-
Урок-семинар по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2010
Урок обобщает материал как систему знаний, проверяет способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности; способствует формированию ответственного отношения к учению, готовности к мобилизации усилий на выполнение заданий, проявлению активности в их выполнении; воспитывает культуру учебного труда, навыков самообразования; развивает логическое мышление, способности к анализу.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Борьба русского народа с иноземными захватчиками в XI–XIV веках. Отражение важнейших событий в древнерусской литературе" 2010
Интегрированный урок по литературе и истории России в 11-м классе с использованием компьютерных технологий (презентация в системе PowerPoint). Обязательна предварительная подготовка, на уроке предусмотрена групповая форма работы (с целью развития коммуникативных навыков): каждая группа перечитывает определенный текст произведения, анализирует его и сопоставляет с историческим событием данного периода.
-
Урок литературы по теме "Н.А. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке»" 2010
На данном уроке реализуется система обучения учащихся анализу стихотворения, в результате которого развиваются навыки выразительного чтения, приобретается умение интерпретировать прочитанное произведение, объяснять роль выразительных средств.
-
Способы развития устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы 2010
Используя разнообразные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, можно добиться определенных результатов в развитии их устной и письменной речи.
-
Урок-исследование "Роль и функция детали в повестях Н.В. Гоголя "«Невский проспект», «Нос», «Шинель»" 2010
Цели и задачи урока: выявить идейно-художественную функцию детали в повестях Н.В. Гоголя «Невский проспект», «Нос», «Шинель»; определить диапазон художественных деталей в произведениях; анализируя «поведение» детали в повестях, выйти на философские взгляды Н.В. Гоголя, определяющие идейное содержание произведения.
-
Разработка брейн-ринга по повести Н.В. Гоголя "Шинель" 2010
Брейн-ринг способствует обучению монологической речи, аналитическому чтению произведения, стимулирует самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы; способствует повышению интереса к изучению творчества Н.В. Гоголя. Из класса формируются две команды, остальные учащиеся – болельщики.
-
Урок литературного чтения в 1-м классе по программе Л.В. Занкова 2010
Основная цель данной разработки занятия по литературному чтению в 1-м классе (по системе Л.В. Занкова): формирование навыков осознанного восприятия смыслового содержания текста; организация взаимообучеия в постоянных парах и парах сменного состава.
-
Практические аспекты использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности (из методического дневника учителя русского языка и литературы) 2010
В статье описывается возможная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ. Компьютер применяется для создания наглядных пособий, разработки презентаций, оформления рефератов, докладов, для проверки знаний, подготовки к экзаменам. Особое внимание уделяется методике работы над составлением медиапроектов по ассоциативному восприятию слов «надежда», «правда», «совесть» и различных понятий, к примеру, «что такое русский язык».
-
Урок литературы по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (8-й класс) 2010
Урок обобщения знаний проводится в форме литературной игры. Цель – углубить понимание идейно-художественного богатства произведения; учиться разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте; развивать индивидуальные качества учащихся, творческие возможности, способность к целеполаганию и самооценке.
-
Урок-погружение по литературе в 11-м классе по теме: "Конец века, или Русский Ренессанс" 2010
Урок предназначен для ознакомления с основными тенденциями в литературе конца XIX – начала XX века, предполагает обзор исторически значимых событий в общественной, культурной, литературной жизни России. Использована информация по философии, журналистике, моде, поэзии Серебряного века, современному модернизму. Почувствовать дух времени, лицо века – главная задача урока.