Литература
-
Урок-диспут по литературе в 10-м классе "Ф.Достоевский и современность" 2010
Данный урок - один из уроков по работе над эффективным общением в споре. Он поможет оценить речевые умения старшеклассников, умение формулировать основную авторскую идею, умение структурировать небольшой текст, высказывать личную точку зрения о прочитанном произведении.
-
Контраст как средство раскрытия идеи повести Н.В. Гоголя "Невский проспект" 2010
Прием контраста является одним из самых распространенных выразительных средств в искусстве. Урок литературы в 10-м классе рассматривает использование этого приема в литературе на примере произведения Гоголя.
-
Урок: "Размышление о судьбе Родины в лирике А.Блока" 2010
Урок помогает совершенствовать навыки анализа лирического произведения. На примере анализа художественных особенностей стихотворения можно почувствовать идейное своеобразие лирики поэта, посвященной теме Родины.
-
"Дети войны". Урок в 7-м классе по повести А.Лиханова "Последние холода" 2010
Данный урок способствует развитию навыков самостоятельной работы с художественной литературой, помогает совершенствовать монологическую речь, воспитывает вдумчивого читателя, пробуждает глубокое сочувствие к каждому человеку, учит не только выражать свои мысли, но и развивать творческие способности.
-
Бинарный урок в 5-м классе "Простое и сложное предложение. Грамматический разбор" (Ф.И. Тютчев. "Еще в полях белеет снег… 2010
Данный урок - один из серии бинарных уроков о родном крае и временах года. На нем решаются важные грамматические задачи: разбор предложения по членам, через выделение грамматических основ, определение его сложности; закрепляются навыки постановки знаков препинания в сложном и простом предложении с однородными членами, в том числе и с обобщающим словом при них.
-
Урок-спектакль по роману У.Голдинга "Повелитель мух" "Темна человеческая душа…" 2010
Цель урока: задачей У.Голдинга было показать, как легко разрушается "тонкая культурная плёнка" человека и он становится под влиянием обстоятельств жестоким, безжалостным. Как убить "зверя в себе"? Как остаться Человеком при любых жизненных испытаниях?
-
Урок литературного чтения: "Н.И. Сладков. "Дед Мороз" 2010
Урок литературного чтения на тему прощания с зимой. Дети больше узнают о временах года, расширяется кругозор, развивается речь, мышление.
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе по теме: "Мы в ответе за тех, кого приручили" 2010
Основной целью урока является формирование гуманного отношения к домашним животным. Содержание урока построено на изучении рассказов М.Осоргина «Мумка», Е.Носова «Трудный хлеб» и стихотворения О.Дмитриевой «Квартал перед сносом». Урок построен по технологии критического мышления.
-
Интегрированный урок литературы и немецкого языка: "Диалог культур" 2010
Задачи урока: дать представление о творческом переводе; показать богатство немецкого и русского языков, обогатить словарный запас учащихся. В течение урока учащиеся получают представление о жизни и творчестве Г. Гейне, а также об искусстве перевода. Сравнивая два поэтических перевода стихотворения Гейне «Лорелея», дети учатся понимать авторский замысел, вырабатывают умение использовать наиболее точные лексические соответствия, видеть слово в контексте. Основной вывод урока может быть сформулирован так: если хочешь научиться переводить с иностранного – учи свой родной язык.
-
Урок: "Печорин в отношениях с Вернером, Верой, княжной Мери" 2010
Урок может помочь учащимся понять причины двойственности натуры Печорина, его душевного одиночества, скептицизма, постепенного "истощения жара души".
-
"Сопоставительный анализ лирических произведений". Урок литературы в 9-м классе 2010
Основной замысел моего урока заключается в формировании умений и навыков сопоставительного анализа лирических произведений. Для сравнения мы взяли произведение "Лесной царь" И.В. Гёте и В.А. Жуковского. Содержанию учебного материала соответствует тип урока (формирование умений и навыков) и форма урока (творческая мастерская). Способы организации учебного взаимодействия соответствуют принципам личностно-ориентированного подхода и задачам урока.
-
Игра-путешествие по литературе: "В поисках капитана Гранта" 2010
Игра "В поисках капитана Гранта" по роману Ж. Верна "Дети капитана Гранта" была разработана к уроку чтения. Выбор темы был не случаен: эта книга отметила свой юбилей. Для проведения игры класс был разделен на 2 команды, а трое заранее подготовленных учеников стали членами жюри. В ходе игры учащиеся, выполняя занимательные задания в игровой форме, показывают знания текста.
-
Развитие критического мышления через интеграцию технологий 2010
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. Для реализации этой цели необходимо внедрение современных педагогических технологий, учитывая возрастные, индивидуальные, личностные качества и особенности ученика. Для решения вышеперечисленных проблем считаем перспективным развитие критического мышления через интеграцию технологий. И данную методическую разработку можно поставить в ряд актуальных педагогических инноваций.
-
Урок "Гражданская лирика Анны Ахматовой" 2010
Основной целью урока является развитие представления о гражданской поэзии Ахматовой, определение гражданской позицию лирической героини Ахматовой, повторение литературоведческих понятий, их роли в поэтическом тексте, формирование навыков анализа лирического стихотворения.
-
Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения А.В. Кольцова (5-й класс) 2010
На уроке учащиеся знакомятся с биографией А.В. Кольцова. Подробно рассматривается творческая жизнь поэта. Для наглядности используется презентация.
-
Читательская конференция "Всем воевавшим, живым и мертвым, посвящается…" 2010
Материал конференции можно использовать во внеклассной работе при проведении мероприятий, посвященных Дню Победы.
-
Урок-исследование: "Особенности пейзажа в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»" (5-й класс) 2010
В данной работе особое внимание уделено эмоциональному восприятию детьми стихотворения о природе «Зимнее утро», соотнесению ими красоты зимнего утра и красоты чувств, которые переживает лирический герой в стихотворении А.С. Пушкина. Развитие исследовательских навыков идет во время анализа лирического произведения.
-
Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы 2010
Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся.
-
Урок литературы по теме: "Эпистолярный жанр в творческом наследии Ф.М. Достоевского" 2010
Данный урок – итоговый при изучении творчества Ф.М.Достоевского. Основа урока – умение учеников сопоставлять биографический материал с имеющимися знаниями по изученным произведениям автора. Первый этап урока – знакомство с эпистолярным жанром вообще и в творческом наследии Достоевского в частности. Второй – аналитическая беседа с учениками.
-
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса (предпрофильная школа): "Человек и война" 2010
Цели: познакомить учеников с наиболее значительными явлениями современной литературы; повысить интерес к чтению современных художественных произведений; воспитывать нравственную позицию, гражданское самосознание учащихся; совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного текста; формировать и развивать умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
-
Литературный урок на тему: "Имя и душа" 2010
Урок посвящен русской поэтессе М.И. Цветаевой. Детям рассказывается о тяжелой судьбе поэтессы, воспитывается любовь к русской поэзии.
-
Открытый урок по теме: "Живи, письмо!" 2010
Дети учатся грамотно излагать свои мысли, возрождаются традиции эпистолярного жанра, концентрируется внимание на ценностях родного языка.
-
"Судьба Григория Мелехова. Трагедия Григория Мелехова" (по роману М.Шолохова "Тихий Дон") 2010
В данной статье предлагается материал к уроку «Судьба Григория Мелехова. Трагедия Григория Мелехова». На урок отводится 2 часа.
-
Романтические рассказы М.Горького. Анализ рассказа "Старуха Изергиль" 2010
Представлена разработка урока по литературе для 11-х классов. В течение урока анализируется рассказ М.Горького "Старуха Изергиль".
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Имя прилагательное. Обобщение изученных знаний" (6-й класс) 2010
В данном интегрированном уроке объединены блоки знаний по русскому языку и литературе, что позволяет не только обобщить изученное об имени прилагательном, но и пробудить у учеников интерес к личности и творчеству С.А. Есенина.
-
Внеклассное мероприятие по литературе (чтение) 2010
На уроке осуществляется развитие и расширение кругозора детей, их словарного запаса, развитие речи, развитие познавательных интересов и творческих способностей.
-
М.Ю. Лермонтов. Роман "Герой нашего времени". Размышления об одном из самых странных образов в русской литературе 2010
Статья посвящена одному из самых значительных произведений творчества М.Ю. Лермонтова, роману "Герой нашего времени". Предлагается использовать на заключительных уроках по изучению образа главного героя этого произведения.
-
Урок-игра "В мире приключений и фантазий" 2010
Увлекательное представление, позволяющее в игровой форме познакомить детей с героями приключенческих романов Д.Свифта "Путешествие Гулливера" и Р.Распе "Приключения барона Мюнхгаузена". Работа проведена в качестве внеклассного мероприятия по литературе в рамках Недели гуманитарных предметов.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Перебирая наши даты". 2010
Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза.
-
Урок-семинар по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2010
Урок обобщает материал как систему знаний, проверяет способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности; способствует формированию ответственного отношения к учению, готовности к мобилизации усилий на выполнение заданий, проявлению активности в их выполнении; воспитывает культуру учебного труда, навыков самообразования; развивает логическое мышление, способности к анализу.