Цели урока:
-
Образовательная
Развивающая
Воспитывающая
Этапы урока | Содержание учебного материала | Формы организации познавательной деятельности |
1. Организация начала урока. Мотивация познавательной деятельности. | Работа с эпиграфом к уроку.
Учитель обращает внимание учащихся на способность русского языка соединять слова так, что рождается яркий, запоминающийся образ. Об этой способности языка и пойдет речь на этом уроке. На партах у учеников лежат тетради, учебники, сборники стихотворений А. С. Пушкина, толковые словари. |
|
|
Учащиеся слушают стихотворение | |
Учитель выразительно читает стихотворение, сообщает некоторые сведения об авторе этого стихотворения (годы его жизни, темы его произведений и др.), спрашивает, все ли слова понятны ученикам, уточняется по словарю С. Ожегова значение слова «нивы» (засеянные поля, пашни), "мурава" (молодая трава), при этом обращается внимание на помету - "в народной поэзии" | Работа со словарем | |
2. Изучение нового материала | Учитель
Обратим внимание на следующие обороты в этом стихотворении: "мурава лугов ковром стелется" и "горами лед ходит по морю". Что, по-вашему, означают эти выражения: "стелется ковром", "ходит горами"? |
Учащиеся отвечают:
Трава такая яркая, мягкая, к тому же молодая, значит, невысокая, поэтому напоминает ворс: ковра. Глыбы льда на море такие большие, что напоминают горы. |
Учитель
Значит, трава похожа на ковер, трава сравнивается с ковром. Глыбы льда похожи на горы, они сравниваются с горами. Перед нами новый вид словесной выразительности - сравнение. |
Работа с литературоведческим
словарем учебника. Запись определения
в тетради
Сравнение - это изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного предмета или явления с другим, используемый для создания запоминающегося яркого образа. |
|
Учитель
Ребята, те примеры, которые мы сейчас рассмотрели, показывают нам раннюю форму сравнения. Определите, пожалуйста, падежи существительных "ковром", "горами". |
Учащиеся отвечают
Творительный. |
|
Учитель
Итак, запишем в тетрадь эту раннюю ступень развития сравнений - сравнение в форме творительного падежа. |
Запись в тетради. | |
Это сравнение произошло, вероятно, из древних поверий об оборотничестве: тогда люди верили, что человек может, в тех или иных условиях, превращаться в зверя. птицу, дерево, т. е. "оборачиваться" им. Вспомним о герое русских народных сказок, который, ударившись о землю оборачивается серым волком. Таким образом, форма творительного падежа была рождена определенным фантастическим содержанием. Сравнения, в творительном падеже достаточно распространены не только в литературной речи, но и в разговорной. Вопросы к учащимся: -Как мы говорим о пышных, не уложенных в прическу волосах? -Об обильных слезах? -О человеке, прекрасно поющем? -О быстро и неожиданно появившейся мысли? Учитель: Сравнения в форме творительного падежа в основном характерны для произведений устного народного творчества. Автор нашего стихотворения стремится подражать народной песне (вспомним помету при слове "мурава" в толковом словаре), поэтому употребляет в своем произведении эти сравнения. |
Учащиеся отвечают:
-Волосы копной -Слезы ручьем -Поет соловьем -Мелькнула молнией |
|
Задание учащимся: найдите в тексте
другие сравнения Вопрос к учащимся:
-почему поэт сравнил нивы с камышом, а снег с белым пухом? -назовите слово, которым связаны эти явления друг с другом, -почему поэт сравнил нивы с камышом, а снег- с белым пухом? -назовите слово, которым связаны эти явления друг с другом Второй вид сравнений - это сравнения с союзами как, как будто", "словно", "будто", "что", "точно". Эти сравнения называют простыми. Учитель обращает внимание на правильность написания союза «будто» |
Учащиеся называют сравнения «нивы
зрелые, что камыш густой», «снег, что
белый пух». Отвечают на вопросы учителя.
Запись в тетради |
|
Вопрос к учащимся:
- какие чувства испытывает поэт, глядя на окружающую его природу? Каково отношение поэта к нивам, траве-мураве, снегу, если судить по используемым в стихотворении сравнениям? |
Учащиеся отвечают:
Поэту нравится то, что он видит вокруг, его радует мощь и сила колосьев, нежная зелень травы, ему приятен легкий и мягкий снежок. |
|
Учитель:
Сделаем вывод: сравнения не только изображают картину, но и содержат определенную оценку, выражают непосредственное отношение автора к изображаемому. |
||
Учитель:
А теперь обратимся к творчеству А. С. Пушкина. Найдем в его сборнике стихотворение "Осень". Выясняется значение непонятных слов (отъезжие поля, страждут, озими и др.) |
Один из учащихся по предварительному заданию выразительно читает отрывок из этого стихотворения-строфы 1,5,6,7 | |
Вопрос учителя
|
Учащиеся отвечают на вопросы , выбирают из текста слова, характеризующие отношение автора к осени: автор пытается объяснить нам свое необычное отношение к этому времени года с помощью сравнений: "Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечет." "Мне нравится она, Как, вероятно, вам чахоточная дева Порою нравится. На смерть осуждена, Бедняжка клонится без ропота, без гнева. Улыбка на устах увянувших видна; Могильной пропасти она не слышит зева: Играет на лице еще багровый цвет. Она жива еще сегодня, завтра нет». | |
Вопрос учителя
-Что же нравится поэту в поздней осени? Как на этот вопрос помогают ответить сравнения осени с нелюбимым ребенком, с чахоточной девой? |
Учащиеся отвечают:
Ему нравится тихая, робкая, неяркая красота, ему нравится увяданье природы, ощущение близости зимы |
|
Учитель делает вывод: с помощью сравнений автор в давно знакомом явлении сумел открыть новое. | Запись в тетради | |
Учитель просит учащихся открыть 2-ю главу поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и прочитать эпизод погони Рогдая за Фарлафом. | ||
Вопрос к учащимся:
-Чем вызвана эта погоня? |
Учащиеся отвечают:
Рогдай, неудачливый соперник Руслана, хочет его убить, но по ошибке принимает за Руслана Фарлафа. |
|
-Какие сравнения встретились в тексте? Определите их вид. | Учащиеся отвечают:
Простое сравнение «как буря» и развернутое сравнение: «Так точно заяц торопливый, Прижавши уши боязливо, По кочкам, полем, сквозь леса Скачками мчится ото пса.» |
|
Вопрос к учащимся:
-что подчеркивают эти сравнения в тех явлениях, о которых идет речь? Учитель делает вывод: Благодаря сравнению мы представляем сразу два предмета: и описываемый, и тот, с которым он сопоставляется. |
Учащиеся отвечают:
-очень быстро и неожиданно появляется перед Фарлафом, «как буря». -Фарлаф труслив, недалек и смешон, когда, обезумев от страха, убегает, подобно зайцу, от Рогдая. |
|
3. Закрепление изученного (продуктивный уровень) | Задание учащимся:
Вставить в текст пропущенные сравнения (каждому учащемуся дается распечатка текста с пропущенными словами) «Стих Пушкина нежен, сладостен, мягок, (как ропот волны), тягуч и густ, (как смола), ярок, (как молния), прозрачен и чист, (как кристалл), душист и благовонен, (как весна), крепок и могуч,... (как удар меча в руках богатыря) Учитель читает авторский текст-высказывание В.Г. Белинского. Сравнивает с предложенными детьми вариантами, комментирует. Учитель предлагает подвести итог урока, ответив на вопросы:
|
Учащиеся письменно вставляют в
текст пропущенные сравнения.
Зачитываются различные варианты предложенных сравнений. Ожидаемые ответы учащихся: -Сравнение- это вид изобразительных средств языка, основанный на сходстве предметов или явлений. -Сравнения бывают в форме творительного падежа, простые сравнения с союзами как, будто, словно и др., развернутые сравнения. -В современной разговорной речи чаще применяются простые сравнения. -Сравнения помогают нарисовать образную картину, ярче представить неизвестный предмет, подчеркнуть какой-либо важный для автора признак объекта, помогают открыть новое в давно знакомых предметах или явлениях, показывают отношение автора к тому, о чем он пишет. |
Домашнее задание
|