Конспект урока литературы в 5-м классе по теме: "Сравнение как изобразительное средство языка"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Образовательная - научить учащихся распознавать сравнение среди других изобразительно-выразительных средств языка, находить его в литературном произведении, понимать его функцию, использовать в собственной речи.

  • Развивающая - развивать образное мышление, кругозор учащихся, понимать тесную связь между языком и литературой; формировать культуру выразительной речи.

  • Воспитывающая - воспитывать любовь к чтению, интерес к поэзии, внимание к художественному слову.

Этапы урока Содержание учебного материала Формы организации познавательной деятельности
1. Организация начала урока. Мотивация познавательной деятельности. Работа с эпиграфом к уроку.

Учитель обращает внимание учащихся на способность русского языка соединять слова так, что рождается яркий, запоминающийся образ. Об этой способности языка и пойдет речь на этом уроке.

На партах у учеников лежат тетради, учебники, сборники стихотворений А. С. Пушкина, толковые словари.

 
 
  1. На доске отрывок из стихотворения И. Никитина.

Посмотрю на юг:
Нивы зрелые,
Что камыш густой.
Тихо движутся:
Мурава лугов
Ковром стелется.
Виноград в садах
Наливается.
Гляну к северу:
Там в глуши пустынь
Снег, что белый пух.
Быстро кружится;
Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю.

Учащиеся слушают стихотворение
  Учитель выразительно читает стихотворение, сообщает некоторые сведения об авторе этого стихотворения (годы его жизни, темы его произведений и др.), спрашивает, все ли слова понятны ученикам, уточняется по словарю С. Ожегова значение слова «нивы» (засеянные поля, пашни), "мурава" (молодая трава), при этом обращается внимание на помету - "в народной поэзии" Работа со словарем
2. Изучение нового материала Учитель

Обратим внимание на следующие обороты в этом стихотворении: "мурава лугов ковром стелется" и "горами лед ходит по морю". Что, по-вашему, означают эти выражения: "стелется ковром", "ходит горами"?

Учащиеся отвечают:

Трава такая яркая, мягкая, к тому же молодая, значит, невысокая, поэтому напоминает ворс: ковра. Глыбы льда на море такие большие, что напоминают горы.

  Учитель

Значит, трава похожа на ковер, трава сравнивается с ковром. Глыбы льда похожи на горы, они сравниваются с горами. Перед нами новый вид словесной выразительности - сравнение.

Работа с литературоведческим словарем учебника. Запись определения в тетради

Сравнение - это изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного предмета или явления с другим, используемый для создания запоминающегося яркого образа.

  Учитель

Ребята, те примеры, которые мы сейчас рассмотрели, показывают нам раннюю форму сравнения. Определите, пожалуйста, падежи существительных "ковром", "горами".

Учащиеся отвечают

Творительный.

  Учитель

Итак, запишем в тетрадь эту раннюю ступень развития сравнений - сравнение в форме творительного падежа.

Запись в тетради.

 

Учитель

Это сравнение произошло, вероятно, из древних поверий об оборотничестве: тогда люди верили, что человек может, в тех или иных условиях, превращаться в зверя. птицу, дерево, т. е. "оборачиваться" им. Вспомним о герое русских народных сказок, который, ударившись о землю оборачивается серым волком. Таким образом, форма творительного падежа была рождена определенным фантастическим содержанием. Сравнения, в творительном падеже достаточно распространены не только в литературной речи, но и в разговорной.

Вопросы к учащимся:

-Как мы говорим о пышных, не уложенных в прическу волосах?

-Об обильных слезах?

-О человеке, прекрасно поющем?

-О быстро и неожиданно появившейся мысли?

Учитель:

Сравнения в форме творительного падежа в основном характерны для произведений устного народного творчества. Автор нашего стихотворения стремится подражать народной песне (вспомним помету при слове "мурава" в толковом словаре), поэтому употребляет в своем произведении эти сравнения.

Учащиеся отвечают:

-Волосы копной

-Слезы ручьем

-Поет соловьем

-Мелькнула молнией

  Задание учащимся: найдите в тексте другие сравнения Вопрос к учащимся:

-почему поэт сравнил нивы с камышом, а снег с белым пухом? -назовите слово, которым связаны эти явления друг с другом, -почему поэт сравнил нивы с камышом, а снег- с белым пухом? -назовите слово, которым связаны эти явления друг с другом Второй вид сравнений - это сравнения с союзами как, как будто", "словно", "будто", "что", "точно". Эти сравнения называют простыми. Учитель обращает внимание на правильность написания союза «будто»

Учащиеся называют сравнения «нивы зрелые, что камыш густой», «снег, что белый пух». Отвечают на вопросы учителя.

Запись в тетради

  Вопрос к учащимся:

- какие чувства испытывает поэт, глядя на окружающую его природу? Каково отношение поэта к нивам, траве-мураве, снегу, если судить по используемым в стихотворении сравнениям?

Учащиеся отвечают:

Поэту нравится то, что он видит вокруг, его радует мощь и сила колосьев, нежная зелень травы, ему приятен легкий и мягкий снежок.

  Учитель:

Сделаем вывод: сравнения не только изображают картину, но и содержат определенную оценку, выражают непосредственное отношение автора к изображаемому.

 
  Учитель:

А теперь обратимся к творчеству А. С. Пушкина. Найдем в его сборнике стихотворение "Осень". Выясняется значение непонятных слов (отъезжие поля, страждут, озими и др.)

Один из учащихся по предварительному заданию выразительно читает отрывок из этого стихотворения-строфы 1,5,6,7
  Вопрос учителя
  • А нравится ли вам время поздней осени?
  • Каково отношение поэта к тому времени года, о котором он пишет?
  • Как же поэт объясняет свою любовь к ней?
Учащиеся отвечают на вопросы , выбирают из текста слова, характеризующие отношение автора к осени: автор пытается объяснить нам свое необычное отношение к этому времени года с помощью сравнений: "Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечет." "Мне нравится она, Как, вероятно, вам чахоточная дева Порою нравится. На смерть осуждена, Бедняжка клонится без ропота, без гнева. Улыбка на устах увянувших видна; Могильной пропасти она не слышит зева: Играет на лице еще багровый цвет. Она жива еще сегодня, завтра нет».
  Вопрос учителя

-Что же нравится поэту в поздней осени? Как на этот вопрос помогают ответить сравнения осени с нелюбимым ребенком, с чахоточной девой?

Учащиеся отвечают:

Ему нравится тихая, робкая, неяркая красота, ему нравится увяданье природы, ощущение близости зимы

  Учитель делает вывод: с помощью сравнений автор в давно знакомом явлении сумел открыть новое. Запись в тетради

  Учитель просит учащихся открыть 2-ю главу поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и прочитать эпизод погони Рогдая за Фарлафом.  
  Вопрос к учащимся:

-Чем вызвана эта погоня?

Учащиеся отвечают:

Рогдай, неудачливый соперник Руслана, хочет его убить, но по ошибке принимает за Руслана Фарлафа.

  -Какие сравнения встретились в тексте? Определите их вид. Учащиеся отвечают:

Простое сравнение «как буря» и развернутое сравнение: «Так точно заяц торопливый, Прижавши уши боязливо, По кочкам, полем, сквозь леса Скачками мчится ото пса.»

  Вопрос к учащимся:

-что подчеркивают эти сравнения в тех явлениях, о которых идет речь?

Учитель делает вывод:

Благодаря сравнению мы представляем сразу два предмета: и описываемый, и тот, с которым он сопоставляется.

Учащиеся отвечают:

-очень быстро и неожиданно появляется перед Фарлафом, «как буря». -Фарлаф труслив, недалек и смешон, когда, обезумев от страха, убегает, подобно зайцу, от Рогдая.

3. Закрепление изученного (продуктивный уровень) Задание учащимся:

Вставить в текст пропущенные сравнения (каждому учащемуся дается распечатка текста с пропущенными словами) «Стих Пушкина нежен, сладостен, мягок, (как ропот волны), тягуч и густ, (как смола), ярок, (как молния), прозрачен и чист, (как кристалл), душист и благовонен, (как весна), крепок и могуч,... (как удар меча в руках богатыря)

Учитель читает авторский текст-высказывание В.Г. Белинского. Сравнивает с предложенными детьми вариантами, комментирует.

Учитель предлагает подвести итог урока, ответив на вопросы:

  • на чем основан вид изобразительного средства -сравнение?
  • какие бывают сравнения?
  • какие, на ваш взгляд, сравнения чаще применяются в современной разговорной речи?
  • зачем применяются в языке сравнения?
Учащиеся письменно вставляют в текст пропущенные сравнения.

Зачитываются различные варианты предложенных сравнений.

Ожидаемые ответы учащихся:

-Сравнение- это вид изобразительных средств языка, основанный на сходстве предметов или явлений. -Сравнения бывают в форме творительного падежа, простые сравнения с союзами как, будто, словно и др., развернутые сравнения. -В современной разговорной речи чаще применяются простые сравнения. -Сравнения помогают нарисовать образную картину, ярче представить неизвестный предмет, подчеркнуть какой-либо важный для автора признак объекта, помогают открыть новое в давно знакомых предметах или явлениях, показывают отношение автора к тому, о чем он пишет.

  Домашнее задание
  1. Найти в 3-й главе поэмы АС. Пушкина «Руслан и Людмила» простые и развернутые сравнения.
  2. Описать осенний или зимний день, использовав как можно больше сравнений.