Тема урока: «Нет, весь я не умру…»
Цели:
- Образовательные:
- приобщение учащихся к миру художественных образов, созданных А.С.Пушкиным, и знакомство с вариантами трансформации прецедентных текстов из произведений А.С.Пушкина в художественные произведения более позднего времени, публицистику и дискурс повседневного общения;
- Развивающие:
- создание условий для развития речевых и коммуникативных навыков;
- углубление аналитических и творческих способностей учащихся;
- Воспитательные
- формирование культуры духовной памяти;
- воспитание интереса учащихся к нравственным и общечеловеческим ценностям;
- приобщение обучающихся к образцам русского литературного языка.
Задачи:
- определить варианты трансформации прецедентных текстов из произведений А.С.Пушкина в художественные произведения более позднего времени;
- проиллюстрировать употребление пушкинских прецедентных текстов в современной публицистике;
- провести анализ опроса среди различных социально-возрастных групп по «внедрению» прецедентных текстов языковой личностью в дискурс повседневного общения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма: научно-практическая конференция.
Метод: исследовательский.
Участники: обучающиеся 9-х классов.
Оборудование:
1) Эпиграфы
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух… А.С.Пушкин
«Пушкин – это гений возвышения…» (Д.С.Лихачев)
2) Портрет А.С.Пушкина.
3) Словарь
Прецедентные тексты – стихийно или сознательно отобранные тексты, которые рассматриваются как общеизвестные в конкретной речевой культуре и которые допускают в связи с этим особые формы их использования.
Дискурс – речь, процесс языковой деятельности.
Буккроссинг – это процесс освобождения книг. Человек, прочитав книгу, оставляет («освобождает») её в общественном месте для того, чтобы другой, случайный человек мог эту книгу найти и прочитать, а тот в свою очередь должен повторить процесс.
4) Презентация, выполненная в программе Mikrosoft PowerPoint (Приложение 3)
- «Газетные и журнальные материалы с прецедентными текстами из произведений А.С.Пушкина»;
- «Внедрение» прецедентных текстов из произведений А.С.Пушкина языковойличностью в дискурс повседневного общения».
5) Выставка книг современных писателей, в текстах которых встречаются прецедентные тексты из произведений А.С.Пушкина.
Предварительная работа: учащиеся поделены на 5 творческих групп, которые в течение месяца ведут учебно-исследовательскую деятельность по своему направлению.
Примечание: в работе конференции принимает участие экспертная комиссия из числа старшеклассников – членов школьного научного общества.
Прогноз: составление синквейна «Пушкин – это гений возвышения…».
ХОД КОНФЕРЕНЦИИ
Учитель:
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
А задумывались ли вы когда-нибудь, сколько «открытий чудных» содержат до сих пор произведения А.С.Пушкина?! И что остаётся от художественного произведения после его прочтения?! Прав ли был Пушкин, заявив «Нет, весь я не умру…»? Накануне старшеклассникам было предложено ответить на эти непростые ответы. Слово аналитикам.
Аналитики: Опрос старшеклассников показал, что для 37% респондентов после знакомства с творчеством Пушкина остается набор имен, фактов, когда участники спонтанного диалога, подобно герою Пушкина, могут (или не могут) «коснуться до всего слегка…» Для 62% опрошенных происходит сопряжение собственной судьбы со второй действительностью (художественной литературой), обозначенной в произведениях Пушкина. И лишь некоторые из опрошенных проявляют способность и желание оперировать литературными текстами.
Учитель: Ребята! Я рада, что при опросе
вы обнаружили явление прецедентности.
(Работа с термином). Сегодня, предлагая
нашему вниманию свои исследовательские работы,
проследите варианты трансформации прецедентных
текстов из произведений А.С.Пушкина в
художественные произведения современных
авторов, публицистику и дискурс повседневного
общения
Выступление обучающихся. Перед выступлением учащиеся на столы кладут тексты стихотворений.
1 группа. Трансформация прецедентных текстов из стихотворений А.С.Пушкина в художественные произведения современных поэтов
Поэтический текст, как известно, вообще
рассчитан на множественное прочтение. Попадая в
новое окружение, слово подвергается
семантической трансформации. Данный вопрос мы
хотели бы рассмотреть на примере трансформации
прецедентных текстов в современной поэзии.
«Общий колорит поэзии Пушкина, и особенно
лирической, – внутренняя красота человека и
лелеющая душу гуманность», – писал В.Г.Белинский.
Сегодня многие современные поэты пытаются
прикоснуться к красоте человеческих чувств
через лирический порыв поэта, вылившийся в
стихотворении «Я помню чудное мгновенье…»
Светлы минуты откровенья
Здесь, от России вдалеке.
«Я помню чудное мгновенье…»
Звучит на финском языке, –
читаем мы у Г.Серебрякова. У Ю.Щелокова в стихотворении «На сельском маленьком погосте…» находим такие строчки:
Но почему ж, как откровенье,
Как сердца собственного грусть,
«Я помню чудное мгновенье…»
Мы произносим наизусть?
О, та лазурная влюбленность,
Та для поэта высота,
Где вдохновенья окрыленность
И строк парящих красота.
В начале «Баллады о чудном мгновении» П.Г. Антокольский рассказывает о последних днях жизни Анны Керн.
Ей давно не спалось в дому деревянном.
Подходила старуха, как тень, к фортепьянам,
Напевала романс о мгновении чудном
Голоском еле слышным, дыханьем трудным.
А по чести сказать, о мгновении чудном
Не осталось грусти в быту её скудном…
В конце баллады автором рассказывается легенда о последней встрече Анны Керн с Пушкиным, когда гроб с её телом по случайности встретился с памятником поэту, который ввозили в Москву.
Так в последний раз они повстречались,
Ничего не помня, ни о чем не печалясь.
Так метель крылом своим безрассудным
Осенила их во мгновении чудном.
По сей день имя Анны Керн сияет бесконечно притягательным светом для многих почитателей творчества Пушкина. А прецедентный текст «чудное мгновение» воспринимается нами как символ красоты, любви. Примером этому служит и стихотворение Ларисы Васильевой «Чудное мгновение»:
…проскользну прозрачной тенью
промеж березовых стволов
навстречу ЧУДНОМУ МГНОВЕНЬЮ
Твоих незатененных слов.
(Примечание: слова «чудное мгновенье» выделены автором)
Учитель: Употребляются ли прецедентные тексты в прозаических произведениях? Ответ на этот вопрос приготовила 2 группа исследователей.
2 группа. Трансформация прецедентных пушкинских текстов в художественные произведения современных писателей
Исследовательская группа приглашает на выставку книг.
В конце повести В.П.Астафьева «Звездопад»,
проникнутой высоким чувством дружбы и любви
молодых людей, опаленных огнем Великой
Отечественной войны, появляется прецедентный
текст из известного стихотворения Пушкина «На
холмах Грузии лежит ночная мгла… »: «Вот обо всем
этом я часто думаю, когда остаюсь один, остаюсь с
самим собой, думаю с той щемящей печалью, о
которой Александр Сергеевич, незабвенный наш,
прекрасный наш поэт, лучше глубже и
пронзительнее всех нас умевший чувствовать
любовь, уважать её и душу любящую, сказал так
просто и так доверительно: «Печаль моя
светла…»
«Тройка, семёрка, туз» –
прецедентный текст из «Пиковой дамы» был взят
Владимиром Тендряковым в качестве названия
одной из повести. Художественное воплощение
власти денег объединяет два произведения разных
эпох.
Повесть Анатолия Алексина «В тылу как в тылу»,
повествующая о далёких событиях Великой
Отечественной войны, наполнена прецедентными
текстами А.С.Пушкина, которые часто произносит
герой по кличке Подкидыш: «Печаль моя
светла…», «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «И от
судеб защиты нет…» «Пушкина он цитировал
постоянно, считая, что поэт сказал все обо всем на
свете».
3 группа. Использование прецедентных текстов в роли эпиграфа
С лингвистической точки зрения интересна и такая форма включения прецедентных текстов как эпиграф к произведению.
Презентация, выполненная в программе Mikrosoft PowerPoint
4 группа. Употребление прецедентных текстов из произведений А.С.Пушкина в современной публицистике
Учитель: Проблема взаимодействия
различных речевых стилей представляет большой
научный и практический интерес. Одной из
существенных сторон этой проблемы является
интенсивное усвоение общественно-политическим
стилем современности элементов художественной
литературы, в частности, многочисленных крылатых
слов – имен, словосочетаний, целых поэтических и
прозаических фраз, вышедших из-под пера великих
художников слова и ставших, благодаря
исключительному богатству содержания и
совершенству формы, традиционным выразительным
средством публицистической речи.
Голоса русских писателей постоянно звучат
сегодня в средствах массовой информации. Давайте
послушаем исследователей 4 группы.
Презентация, выполненная в программе Mikrosoft PowerPoint: «Газетные и журнальные материалы с прецедентными текстами из произведений А.С.Пушкина».
5 группа. «Внедрение» прецедентных текстов из произведений А.С.Пушкина языковой личностью в дискурс повседневного общения
С целью выявления языкового сознания различных социально-возрастных групп через использование в речи прецедентных текстов из произведений А.С.Пушкина был проведен опрос. 97 респондентам (учащимся 9-11-х классов МОУ «Лицей №1») и 75 респондентам (родителям учащихся МОУ «Лицей №1») было предложено ответить на следующие вопросы. (Приложение 1 )
Презентация, выполненная в программе Mikrosoft PowerPoint: «Внедрение» прецедентных текстов из произведений А.С.Пушкина языковой личностью в дискурс повседневного общения».
Ответы респондентов – учащихся
показали, что самыми популярными литературными
персонажами, перешедшими в разряд героев –
символов (или прецедентных имен) оказались герои
пушкинских сказок: Балда, Золотая рыбка. Почему?
Наверное, эта поэтическая форма постижения мира
и самого человека легче усваивается нами,
подростками. И хотя эти сказочные образы далеки
от нас во времени, но они постоянно живут в ткани
словесности.
Наиболее распространенные прецедентные тексты
(цитаты), выбранные обучающимися, связаны с темой
дружбы и любви: «Мой первый друг, мой друг
бесценный…», «Я вас любил…», «Я помню чудное
мгновенье…» и др. Самый высокий индекс
цитируемости имеет прецедентный текст «Мой
первый друг, мой друг бесценный…» – 78% Данные о
частотности появления прецедентных текстов
позволяют сделать определенные выводы
культурологического характера. Стихи о дружбе и
любви являются культурно-избирательным
феноменом, показателем общей культуры
респондентов, его ценностных ориентаций.
Ответы респондентов-родителей отличаются большим разнообразием.
Обратившись к наиболее употребительным словосочетаниям, заимствованным языком современного человека из произведений Пушкина, мы увидели, что первое место и по количеству, и по широте тематики, и по силе художественного воздействия у респондентов – родителей занимают крылатые строки из романа «Евгений Онегин». Высокая гражданственность, исторический оптимизм, философская глубина содержания, непревзойденное совершенство художественной формы, благородная классическая простота и ясность – вот те отличительные черты, благодаря которым крылатые пушкинские строки играют ведущую роль в богатейшем фонде устойчивых единиц русской литературной фразеологии.
Учитель: Чем вызвано такое различное восприятие одного и того же художественного произведения взрослыми читателями и школьниками? Художественное произведение всегда многогранно, и каждая социально-возрастная группа высвечивает в нем ту или иную грань, которая для них актуальна и современна. Полученные результаты дают представление о специфическом пласте национального языкового сознания человека. Ведь язык всегда является сверхтонким барометром состояния души.
Учитель: Слово предоставляется экспертной комиссии.
Экспертная комиссия: В ходе работы конференции мы пришли к следующим выводам:
1. Прецедентные тексты А.С.Пушкина хорошо
известны многим социально-возрастным группам,
поэтому носят сверхличностный характер.
Бесчисленные нити связывают нас с Пушкиным. В
первую очередь, мы связаны с ним узами того
чудесного языка, который сегодня входит в нашу
речь.
2. Обращение к пушкинским прецедентным текстам в
речевой практике у человека происходит
многократно. И всякий раз они значимы для
личности в познавательном и эмоциональном
отношениях.
3. Прецедентные тексты из произведений
А.С.Пушкина хрестоматийны, широкая известность
делает их интерпретируемыми в другие формы
искусства.
4. Отсылка к прецедентным текстам ориентирована
не на обычную коммуникацию, она имеет
прагматическую направленность, выявляя
глубинные свойства языковой личности,
обусловленные целями, мотивами, ситуационными
интенциями. Использование в речи прецедентных
текстов – показатель уровня культуры языковой
личности.
Вручение дипломов по номинациям: «За самую глубокую разработку темы», «За высокую наблюдательность», «За лучший доклад» и др.
Учитель: Итак, в качестве объекта сегодняшнего исследования взяты произведения А.С.Пушкина. Почему взят именно Пушкин? Потому что он неисчерпаем, энциклопедичен, и каждое новое поколение ищет в нём свой мотив и себя измеряет его «пространством». Очень хорошо по этому поводу сказано у поэтессы Инны Кашежевой:
Когда до предела сужена
щель бытия твоего,
ищешь на полке Пушкина,
Пушкина!
Только его,
Он раздвигает муку
до горизонта мечты,
он пожимает руку,
он говорит на «ты».
Оказались ли для вас прецедентные тексты
А.С.Пушкина одним из каналов собственного
самовыражения? Открылась ли вам пушкинская
«тайнопись»? Думаю, на эти вопросы вы сегодня
ответили положительно своими
исследовательскими работами.
Читая произведения А.С.Пушкина, мы видим талант
владения словом великого русского поэта. Талант,
служащий доброму делу, – делу приобщения нас,
читателей, к настоящему русскому языку, сильному,
яркому, красивому, образному… Приобщения к
нравственным и общечеловеческим ценностям,
которые мы находим в произведениях Мастера,
потому что «Пушкин, – по утверждению
Д.С.Лихачева, – это гений возвышения…» Поэтому
сейчас я предлагаю всем участникам конференции
составить синквейн по теме «Гений возвышения». (Приложение 2)
Рефлексия
Учитель: Ребята! Если вам понравилась тема нашего разговора, приглашаю принять участие в акции по распространению произведений А.С.Пушкина, организованной инициативной группой буккроссеров.
Выступление буккроссеров.
Приглашаем принять участие в акции буккроссеров, которая проходит в нашем лицее среди старшеклассников, отправив в «свободное плавание» свои любимые книги поэта… Пусть кто-то другой, взяв в руки мой томик стихов Пушкина, словно по лестнице вдохновения, вслед за поэтом поднимется до высот понимания истинной дружбы и любви, военной доблести и чести. И кто знает, может быть, именно эта книга кому-то станет духовной опорой в трудный час…