Литература
-
Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.И. Замятина "Мы") 2010
Данный урок с использованием презентации является итогом размышлений одиннадцатиклассников над очень важными вопросами: "Что такое личность? Человек – это личность или "нумер"? Какова роль тоталитарного государства в жизни общества?.." Занятие построено на анализе эпизодов романа Е.И. Замятина.
-
Урок-игра "Счастливый случай" по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" и роману-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" (10-й класс) 2010
Данный урок проводится в 10-м классе во втором полугодии по двум произведениям русской литературы второй половины XIX века – роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" и роману-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир".
-
"Урал – каменная сказка России". Интегрированный урок (география + литература) 2010
Основная цель урока – сформировать представление о природе и природных богатствах Урала, обобщить знания учащихся о талантливом, самобытном писателе П.П. Бажове, чья жизнь и творчество были связаны с Уралом, охарактеризовать героев сказов, охарактеризовать сказ как жанр. В 8-м классе урок по сказам Бажова даётся в рамках внеклассного чтения (к юбилею писателя).
-
Тема пути в поздних произведениях Л.Н. Толстого 2010
В статье говорится о позднем творчестве Льва Николаевича Толстого на примере рассказа «После бала» и незаконченной повести «Посмертные записки старца Федора Кузмича».
-
Открытый урок в 11-м классе по роману Чингиза Айтматова "Плаха" 2010
"Болевые точки современности", обозначенные в романе, остаются и сейчас "болевыми". Школьников старших классов продолжают волновать вопросы богоискательства, наркомании, вседозволенности, совести, экологии и, конечно, вопрос "плахи" (конца своего жизненного пути.). Урок-семинар по роману Чингиза Айтматова "Плаха" всегда переходит в урок-диспут.
-
Иван Гоголев-Кындыл Уйбаан. "Хара кыталык" 2010
Статья посвящена якутскому поэту и драматургу Ивану Михайловичу Гоголеву. И в частности его известному прозаическому роману-трилогии "Черный стерх" ("Хара кыталык"). Урок проводится на якутском языке.
-
"Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…" (по поэме С.Есенина "Черный человек") 2010
Урок является завершающим в изучении творчества Сергея Есенина. Учитель ставит перед обучающимися не столько учебные цели, сколько нравственные: важно, чтобы после разговора у каждого в душе остался свой Есенин. Для кого-то хулиган, а для кого-то «певец бревенчатой избы».
-
Урок-портрет. В.Маяковский: "Я сам расскажу о времени и о себе" 2010
На крутом историческом повороте его выбросили за борт с «парохода» современности. Кажется, что спустя 20 лет появилась возможность вернуть поэта в литературу, помочь старшеклассникам увидеть В.Маяковского как трагическую личность, отнестись к поэту без предубеждений, помочь понять, как Маяковский стал героем своей эпохи и почему гибелью расплатился по счетам своей поэзии.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "В.М. Шукшин. Жизнь. Творчество. Личность писателя" 2010
В представленном уроке рассматриваются вопросы, которые поставил Василий Шукшин и решать которые завещал нам. Также мы поговорим о жизненных уроках Шукшина: о способе жить в искусстве, о позиции художника. Его творчество, несомненно, зовёт к спору, к обсуждению и в наши дни.
-
Урок литературы "Отражение идеалов в сказаниях и легендах разных народов" (6-й класс) 2010
Материал данного урока поможет учащимся познакомиться со сказаниями русского и дагестанского народов, сформировать представление о различных идеалах и выяснить, как они отражены в сказаниях и легендах русского и дагестанского народов. Смогут понять, совпадают или имеют различия представления об идеалах русского и дагестанского народов?
-
Игра по русскому языку и литературе для учащихся 8-х классов "Звездный час" 2010
Игра состоит из четырех туров, "коробочки грамотеев", "дуэли". Учащиеся смогут продемонстрировать свои знания по темам: "односоставные предложения", "сказуемое и его типы", "словосочетание", " литературные герои", "жанры" и др. Данную игру можно использовать и во внеклассной работе.
-
Урок литературы по теме "А.С. Пушкин. Лицейские годы. Стихотворение "И.И. Пущину" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с лицейским периодом жизни поэта, с новым лирическим произведением, с понятием послание. Ученики продолжают развивать умения структурировать и использовать информацию. Аналитическое чтение стихотворения способствует развитию читательского опыта учащихся.
-
Урок-эссе об эссе "Эссе как жанр литературного произведения" 2010
Интегрированный урок русского языка, литературы, искусства в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Главная цель – знакомство с эссе как жанром литературного произведения на материале эссе В.Гроссмана «Сикстинская мадонна». На уроке анализируются также тексты Л.Петрушевской и И.Полянской.
-
Урок литературного чтения во 2-м классе. "Русская народная сказка "Снегурочка" 2010
Урок литературного чтения разработан на основе программы «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Целями данного урока является: приобщение учащихся начальных классов к народному творчеству, развитие воображения, творческого мышления, памяти, связной речи, воспитание интереса к чтению и бережному отношению к книгам.
-
Урок внеклассного чтения в 10-м классе на тему: «Проблема нравственного выбора человека в повести В.Быкова «Сотников» 2010
На материале данной повести раскрывается особенная сила и глубина творчества Василя Быкова в его произведениях, касающихся Великой Отечественной войны. Ученики анализируют текст и вскрывают его проблематику: честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу — именно эти проблемы затрагиваются писателем.
-
Разработка урока по факультативному курсу "Основы православной культуры". Тема "Слово в православии" 2010
Православная молитва – это вершина нравственной чистоты, одухотворенное возвышенное слово, которое дошло до наших дней, сохранилось, не потеряв своей красоты, духовной силы. Тема урока, предлагаемого нами, входит в тематическое планирование курса «Основы православной культуры» по программе Ионовой Т.А.
-
Конспект урока "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова". Презентация к уроку 2010
На данном уроке ученики повторяют этапы биографии поэта, узнают новые факты и обобщают информацию о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Учащиеся определяют основные мотивы поэзии Лермонтова и прослеживают особенности истории и литературы в России в период с 1828 по 1841год.
-
Урок по чтению в 6-м классе по теме "Лесная кормушка" (2-й урок) 2010
На данном уроке дети продолжают работу с рассказом Веры Чаплиной "Лесная кормушка", закрепляют знания по прочитанному тексту, учатся его анализировать. Через упражнения на уроке развивают устную речь и мышление. Учатся выделять главное, сопоставлять, рассуждать.
-
Урок внеклассного чтения: "Дорогой страданья пройти…" (по главе "Боевое крещение" из повести Л. Кокоулина "Прибайкальцы" и документальной прозе о подольских курсантах) 2010
Данный урок внеклассного чтения продолжает серию уроков, внеклассных мероприятий, посвященных 65-летию Великой Победы. Учащиеся анализируют главу «Боевое крещение» из повести Л. Кокоулина «Прибайкальцы», учатся самостоятельно отбирать материал на заданную тему, самостоятельно делают выводы по уроку, представляют проект – интервью, фильм, посвященные подвигу подольских курсантов.
-
Урок-беседа по рассказу М.М. Пришвина "Москва-река" 2010
Урок-беседа по рассказу М.М. Пришвина «Москва-река» – часть элективного курса по литературному краеведению. Материал урока знакомит учащихся с понятием «мир художественного произведения» и предполагает анализ рассказа в контексте литературного наследия Одинцовского района, исследования взаимоотношений писателя и места его проживания.
-
Дополнительный материал к уроку: "Образ Порфирия Петровича в романе Достоевского "Преступление и наказание" 2010
В статье приводятся положительные и отрицательные факторы, свойственные рассматриваемому персонажу, и делаются соответствующие выводы.
-
Народные обычаи в произведениях Гоголя 2010
Игра «Народные обычаи в произведениях Гоголя» знакомит учащихся 6-го класса с традициями украинской деревни, с предметами интерьера, особенностями национального костюма, легендами и поверьями. Ведущий Рудый Панько предлагает ответить на вопросы викторины, представить инсценировки и пропеть колядки.
-
Урок литературы в 9-м классе "Загадочная судьба А.С. Грибоедова" 2010
Урок дает возможность развитию речи учащихся, развивает их исследовательские навыки, способствует обогащению эмоционального мира, развивает умение выстраивать биографию жизни и творчества писателя как одну из основ нравственного формирования нации.
-
"Человековедение Чехова" 2010
В статье рассматриваются: постановка вопросов этики, философии и религии в творчестве Чехова; факторы, обусловившие его творческую позицию; творческая манера письма Чехова.
-
Урок литературы в 5-м классе: "Павел Петрович Бажов: долговекий мастер" 2010
Урок по программе «Социокультурные истоки», посвященный исследованию истоков творчества П.П. Бажова, способствует формированию у учащихся умения видеть нравственную основу русской литературы. Активная форма обучения, предложенная в разработке, призвана направить детей к развитию духовного потенциала на основе тех ценностей, которые предлагает русская литература.
-
Баллада в творчестве А.С. Пушкина 2010
Задачи данного урока: расширить представление учащихся о творчестве А.С. Пушкина, о жанре баллады; развивать исследовательские и творческие способности учащихся, формировать умение работать в группе, самостоятельно анализировать прочитанное произведение, уметь давать характеристику героям произведения, видеть авторскую позицию, выделять основные вопросы и проблемы.
-
Игра "Большие интеллектуальные гонки" 2010
Игра явилась итоговым мероприятием в рамках проведения Дней гуманитарных наук. Участниками были разновозрастные команды 8–11-х классов. Данное мероприятие направлено на повышение учебной мотивации школьников, развитие познавательного интереса и помогло реализовать интеллектуальный потенциал учащихся.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "Пословицы русского народа" 2010
Выполняя творческие виды работы и участвуя в играх, учащиеся на данном уроке не только усвоят понятие о пословицах русского народа, их тематических группах и особенностях употребления, но и расширят свой кругозор, разовьют свои коммуникативные и творческие способности.
-
Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов по теме "Чтение как труд и творчество" 2010
Элективный курс — приглашение старшеклассников к диалогу людей, прочитавших одну и ту же книгу и желающих её обсудить. Ведь классика обозначает культурную идентичность личности: как национальную, так и общечеловеческую.
-
Урок литературы. Анализ художественного своеобразия рассказа Л.Андреева "Петька на даче" (5-й класс) 2010
Совершенствование анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого с использованием теоретико-литературных знаний через создание творческих исследовательских работ позволяет формировать теоретико-литературные понятия как условие анализа литературно-художественного произведения, развивать коммуникативные навыки речи.