Литература
-
Урок литературы "Отражение идеалов в сказаниях и легендах разных народов" (6-й класс) 2010
Материал данного урока поможет учащимся познакомиться со сказаниями русского и дагестанского народов, сформировать представление о различных идеалах и выяснить, как они отражены в сказаниях и легендах русского и дагестанского народов. Смогут понять, совпадают или имеют различия представления об идеалах русского и дагестанского народов?
-
Игра по русскому языку и литературе для учащихся 8-х классов "Звездный час" 2010
Игра состоит из четырех туров, "коробочки грамотеев", "дуэли". Учащиеся смогут продемонстрировать свои знания по темам: "односоставные предложения", "сказуемое и его типы", "словосочетание", " литературные герои", "жанры" и др. Данную игру можно использовать и во внеклассной работе.
-
Урок литературы по теме "А.С. Пушкин. Лицейские годы. Стихотворение "И.И. Пущину" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с лицейским периодом жизни поэта, с новым лирическим произведением, с понятием послание. Ученики продолжают развивать умения структурировать и использовать информацию. Аналитическое чтение стихотворения способствует развитию читательского опыта учащихся.
-
Урок-эссе об эссе "Эссе как жанр литературного произведения" 2010
Интегрированный урок русского языка, литературы, искусства в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Главная цель – знакомство с эссе как жанром литературного произведения на материале эссе В.Гроссмана «Сикстинская мадонна». На уроке анализируются также тексты Л.Петрушевской и И.Полянской.
-
Урок литературного чтения во 2-м классе. "Русская народная сказка "Снегурочка" 2010
Урок литературного чтения разработан на основе программы «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Целями данного урока является: приобщение учащихся начальных классов к народному творчеству, развитие воображения, творческого мышления, памяти, связной речи, воспитание интереса к чтению и бережному отношению к книгам.
-
Урок внеклассного чтения в 10-м классе на тему: «Проблема нравственного выбора человека в повести В.Быкова «Сотников» 2010
На материале данной повести раскрывается особенная сила и глубина творчества Василя Быкова в его произведениях, касающихся Великой Отечественной войны. Ученики анализируют текст и вскрывают его проблематику: честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу — именно эти проблемы затрагиваются писателем.
-
Разработка урока по факультативному курсу "Основы православной культуры". Тема "Слово в православии" 2010
Православная молитва – это вершина нравственной чистоты, одухотворенное возвышенное слово, которое дошло до наших дней, сохранилось, не потеряв своей красоты, духовной силы. Тема урока, предлагаемого нами, входит в тематическое планирование курса «Основы православной культуры» по программе Ионовой Т.А.
-
Конспект урока "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова". Презентация к уроку 2010
На данном уроке ученики повторяют этапы биографии поэта, узнают новые факты и обобщают информацию о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Учащиеся определяют основные мотивы поэзии Лермонтова и прослеживают особенности истории и литературы в России в период с 1828 по 1841год.
-
Урок по чтению в 6-м классе по теме "Лесная кормушка" (2-й урок) 2010
На данном уроке дети продолжают работу с рассказом Веры Чаплиной "Лесная кормушка", закрепляют знания по прочитанному тексту, учатся его анализировать. Через упражнения на уроке развивают устную речь и мышление. Учатся выделять главное, сопоставлять, рассуждать.
-
Урок внеклассного чтения: "Дорогой страданья пройти…" (по главе "Боевое крещение" из повести Л. Кокоулина "Прибайкальцы" и документальной прозе о подольских курсантах) 2010
Данный урок внеклассного чтения продолжает серию уроков, внеклассных мероприятий, посвященных 65-летию Великой Победы. Учащиеся анализируют главу «Боевое крещение» из повести Л. Кокоулина «Прибайкальцы», учатся самостоятельно отбирать материал на заданную тему, самостоятельно делают выводы по уроку, представляют проект – интервью, фильм, посвященные подвигу подольских курсантов.
-
Урок-беседа по рассказу М.М. Пришвина "Москва-река" 2010
Урок-беседа по рассказу М.М. Пришвина «Москва-река» – часть элективного курса по литературному краеведению. Материал урока знакомит учащихся с понятием «мир художественного произведения» и предполагает анализ рассказа в контексте литературного наследия Одинцовского района, исследования взаимоотношений писателя и места его проживания.
-
Дополнительный материал к уроку: "Образ Порфирия Петровича в романе Достоевского "Преступление и наказание" 2010
В статье приводятся положительные и отрицательные факторы, свойственные рассматриваемому персонажу, и делаются соответствующие выводы.
-
Народные обычаи в произведениях Гоголя 2010
Игра «Народные обычаи в произведениях Гоголя» знакомит учащихся 6-го класса с традициями украинской деревни, с предметами интерьера, особенностями национального костюма, легендами и поверьями. Ведущий Рудый Панько предлагает ответить на вопросы викторины, представить инсценировки и пропеть колядки.
-
Урок литературы в 9-м классе "Загадочная судьба А.С. Грибоедова" 2010
Урок дает возможность развитию речи учащихся, развивает их исследовательские навыки, способствует обогащению эмоционального мира, развивает умение выстраивать биографию жизни и творчества писателя как одну из основ нравственного формирования нации.
-
"Человековедение Чехова" 2010
В статье рассматриваются: постановка вопросов этики, философии и религии в творчестве Чехова; факторы, обусловившие его творческую позицию; творческая манера письма Чехова.
-
Урок литературы в 5-м классе: "Павел Петрович Бажов: долговекий мастер" 2010
Урок по программе «Социокультурные истоки», посвященный исследованию истоков творчества П.П. Бажова, способствует формированию у учащихся умения видеть нравственную основу русской литературы. Активная форма обучения, предложенная в разработке, призвана направить детей к развитию духовного потенциала на основе тех ценностей, которые предлагает русская литература.
-
Баллада в творчестве А.С. Пушкина 2010
Задачи данного урока: расширить представление учащихся о творчестве А.С. Пушкина, о жанре баллады; развивать исследовательские и творческие способности учащихся, формировать умение работать в группе, самостоятельно анализировать прочитанное произведение, уметь давать характеристику героям произведения, видеть авторскую позицию, выделять основные вопросы и проблемы.
-
Игра "Большие интеллектуальные гонки" 2010
Игра явилась итоговым мероприятием в рамках проведения Дней гуманитарных наук. Участниками были разновозрастные команды 8–11-х классов. Данное мероприятие направлено на повышение учебной мотивации школьников, развитие познавательного интереса и помогло реализовать интеллектуальный потенциал учащихся.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "Пословицы русского народа" 2010
Выполняя творческие виды работы и участвуя в играх, учащиеся на данном уроке не только усвоят понятие о пословицах русского народа, их тематических группах и особенностях употребления, но и расширят свой кругозор, разовьют свои коммуникативные и творческие способности.
-
Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов по теме "Чтение как труд и творчество" 2010
Элективный курс — приглашение старшеклассников к диалогу людей, прочитавших одну и ту же книгу и желающих её обсудить. Ведь классика обозначает культурную идентичность личности: как национальную, так и общечеловеческую.
-
Урок литературы. Анализ художественного своеобразия рассказа Л.Андреева "Петька на даче" (5-й класс) 2010
Совершенствование анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого с использованием теоретико-литературных знаний через создание творческих исследовательских работ позволяет формировать теоретико-литературные понятия как условие анализа литературно-художественного произведения, развивать коммуникативные навыки речи.
-
Использование DVD на современном уроке 2010
Авторы статьи отдают предпочтение работе на уроке с собственными видео- и DVD-материалами. Авторы организуют ежегодно экскурсионные поездки по историко-литературными местам Республики Татарстан и за ее пределы. Во время каждой из таких поездок проводилась видеосъемка. Впоследствии фильмы успешно использовались на уроках истории и литературы.
-
Интегрированный урок "Мир волшебных звуков, чувств и дум…" 2010
Урок помогает углубить представление учащихся о взаимосвязи литературы, музыки и изобразительного искусства.
-
Урок внеклассного чтения в 10-м классе по теме "Трагедия "горячего сердца" в пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" 2010
Урок помогает раскрыть одну из основных проблем пьесы: в чём причины трагедии Ларисы Огудаловой, выяснить, в чём основа конфликта между "горячим сердцем" Ларисы и корыстными эгоистами, которые окружают героиню.
-
Урок-мастерская по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина 2010
Урок позволяет на основе языкового анализа данной сказки подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказок Салтыкова-Щедрина.
-
Литературный КВН по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" (8-й класс) 2010
Разработка литературного КВН по "Ревизору" Н.В. Гоголя может использоваться на уроках, факультативных и внеклассных занятиях, в рамках предметной недели или на обучающем зачётном занятии с учащимися 8-х классов. КВН способствует развитию творческого потенциала и мотивации школьников, содействует развитию читательского восприятия.
-
Урок по теме "История в поэзии" 2010
Внепрограммное учебное занятие позволяет познакомиться подробнее с историей раннего Средневековья, используя героический эпос Германии, Франции, Англии. На основе знакомства с сюжетом поэм учащимся предлагается выполнить также развивающее задание по карте, повторить основные события истории данных и соседних стран в хронологической последовательности.
-
Сценарий праздника по теме "Лицея день заветный" 2010
19 октября — день открытия Пушкинской школы; сегодня учащихся, принятых в 2009/2010 учебном году в пушкинские классы, мы посвящаем в юные пушкинисты. Помогут нам в создании атмосферы праздника педагоги и воспитанники Лицея первого выпуска, оживающие в нашем сознании силой воображения, а также педагоги и выпускники Пушкинской школы.
-
Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + литература). Сценарий сказки "Волшебный сон" 2010
Данная работа представляет собой интегрированное внеклассное мероприятие в 5–7 классах. Спектакль составлен на основе различных материалов, но сюжет придуман авторами. Главная идея спектакля – не только использовать и совершенствовать знания учащихся о родном крае, но и показать все индивидуальные способности детей.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу А.С. Серафимовича "Пески" 2010
Подробный разбор произведения с углублением в историческую и политическую обстановку в России начала ХХ века.