Литература
-
Литературно-музыкальная композиция по теме "Страницы вековечной славы" 2010
Проведение в колледжах урока, посвященного войне 1812 года, будет способствовать патриотическому воспитанию учащихся, расширению их знаний о далеком героическом времени страны. В ходе подготовки учащиеся разделены на 3 группы. Можно использовать слайды, фрагменты из кинофильмов или иллюстрации к произведениям.
-
Конспект урока внеклассного чтения в 7–8-х классах на тему "Помни имя свое" (тема памяти в легенде о манкурте из повести Ч.Айтматова "И дольше века длится день") 2010
"Буранный полустанок" Чингиза Айтматова – сложный, философский роман. Для учеников среднего звена вполне доступен отрывок из этого романа - легенда о манкурте. Читая и обсуждая его, они еще раз вспомнят особенности легенды как литературного жанра, поучатся анализировать литературное произведение, определять своеобразие художественных образов.
-
Урок-игра по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс 2010
В ходе урока обобщаются и систематизируются знания учащихся по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове», формируется внутренняя мотивация учащихся к изучению литературы. Урок способствует формированию неповторимой своеобразной манеры говорить и писать.
-
Изучение рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" на уроках литературы. Противопоставление Жилина и Костылина 2010
Целью данного урока является развитие навыков сопоставительной характеристики героев; раскрытие положительных и отрицательных черт человеческих характеров; воспитание чувства уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям и окружающим; работа над рассуждением как типом речи; обучение работе над композицией сочинения.
-
Особенности работы над художественным произведением на уроках литературы в специальном учебном заведении для детей с девиантным поведением 2010
Ни для кого не секрет, как бывает сложно пробудить интерес к чтению у современного подростка. А тем более, если этот подросток особенный, читать вообще не любит (а писать сочинения и подавно). Столкнувшись с этой проблемой, я нашла, на мой взгляд, простой и достаточно эффективный выход, который уже опробовала на десятиклассниках.
-
"Человеком надо быть всегда" (по рассказам Е.В. Габовой "Не пускайте рыжую на озеро" и В.Н. Крупина "А ты улыбайся!") 2010
Содержание урока построено на анализе двух рассказов, ребята находят в произведениях художественные средства выразительности, стилистические фигуры. Предметом анализа являются нравственные и этические проблемы нашего времени. Форма проведения – урок-дискуссия.
-
Творческая мастерская в 6-м классе по теме "В мире басен" 2010
Урок проводится после изучения раздела «Басни И.А. Крылова» и основан на использовании технологии творческих мастерских в учебном процессе. В «творческой мастерской» ребята самостоятельно создают свои басни, иллюстрируют их, инсценируют.
-
Учебный проект "Новизна лермонтовского героя" (по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри") 2010
Цели проекта: проникнуть в идейный замысел автора поэмы, показать художественные открытия поэта; создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, развития способности к формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков и развитию навыков рассуждения на литературную тему.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Работа над ошибками" 2010
Цели и задачи урока: повторить и закрепить умения и навыки учащихся в определении времени глаголов, развивать орфографическую зоркость, навыки применения правил на письме; воспитывать любовь к родной природе, к зимним пейзажам, дать возможность почувствовать красоту русского слова, развивать коммуникативные функции речи.
-
Интегрированный урок-мастерская (биология + литература) по теме "Цветы — восьмое чудо света" 2010
Цели: продолжить формирование у учащихся знаний о цветковых растениях; развивать ассоциативно-образное мышление, речь, творческие способности учащихся, обогащать словарь; воспитывать чувство прекрасного, любовь к языку, природе; развивать навыки и умения выразительного чтения; способствовать проявлению индивидуальности, умению работать в группах.
-
Художественный мир Татьяны Толстой 2010
Данный урок предлагается в рамках элективного курса для 11-х классов, но эти материалы также могут быть использованы и на уроках литературы в 11-м классе при изучении современного литературного процесса конца ХХ – начала ХХI века.
-
Главный и второстепенные герои в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2010
Обобщающий урок по литературе в 9-м классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", сопровождаемый презентацией, позволяет дать полную характеристику главному герою, раскрыть особенности его характера в сравнении с второстепенными персонажами.
-
Урок внеклассного чтения "История одной жизни…" (по произведению Ф.Абрамова "Жила-была сёмужка") 2010
На уроке внеклассного чтения "История одной жизни..." учащиеся знакомятся с творчеством северного писателя. Содержание урока направлено на развитие вдумчивого чтения, развитие речи учащихся, умения рассуждать; способствует развитию интереса к творчеству Ф.Абрамова.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "А счастье было так близко, так возможно…" (по повести И.С. Тургенева "Ася") 2010
Урок в 8-м классе по повести И.С. Тургенева «Ася» служит для развития речи, подготовки к ЕГЭ по литературе.
-
Урок литературы в 5-м классе. Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ в. Сергей Есенин. "Мелколесье. Степь и дали…", "Пороша" 2010
Данная разработка направлена на выявление особенностей и образов природы в стихотворениях С.Есенина, на понимание настроения, чувства поэта к природе, умении рассказать о движении своей души, её полёта, соединяющего времена и миры.
-
Внеклассное мероприятие по русской литературе, посвященное творчеству Мустая Карима, "Поэт, писатель, патриот" 2010
Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством Мустая Карима. Формирует чувства гордости за своего национального поэта и развивает познавательные способности учащихся, интерес к познанию родной культуры, родного края.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Лирика любви. Гармония чувств и памяти сердца" 2010
Урок проводится в 9-м классе как изучение нового материала по данной теме. Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урок - концерт. Во время урока используются фрагменты из музыкальных произведений, портреты любимых женщин Пушкина, отрывки из художественных фильмов.
-
Урок литературы по теме "Россия в лирике А.А. Блока" 2010
Блоковская Россия… Какая она? Чем являлась Родина для поэта? Проследить, как раскрывается тема Родины в лирике А.Блока, поможет данный урок литературы. Обращаясь к стихотворениям автора, музыкальным произведениям и произведениям живописи, ученики смогут увидеть самобытно-неповторимый лирический образ России.
-
Поэзия М.И. Цветаевой 2010
На уроке учащиеся исследуют язык поэтических текстов М.И. Цветаевой, опираясь на её биографию. Урок прививает любовь и интерес к поэзии, показывает величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которые мастерски использует М.И. Цветаева.
-
Литературное творчество в системе совершенствования творческого опыта сельских школьников в учебной и досуговой деятельности 2010
В статье говорится о развитии литературного творчества сельских школьников 5–11-х классов в системе совершенствования творческого опыта в учебной и досуговой деятельности, разработанной учителем русского языка и литературы.
-
Учебный проект по математике в 11-м классе по теме "Применение логарифмов" 2010
Изучение данной темы в 11-м классе можно построить в ходе работы над проектом «Применение логарифмов». В ходе работы над проектом учащиеся узнают не только теоретический материал по данной теме, но и практическое применение логарифмов во всех сферах науки и жизни.
-
Конкурс эрудитов по литературе 2010
Конкурс проходит в два этапа: первый (письменный) в виде тестовых заданий разного типа (задания проверяются экспертами – сопровождающими учителями); второй (устный) – выступления-экспромты участников на заданную тему (критерии оценки прилагаются).
-
"Крылатые выражения А.С. Пушкина" 2010
Cтатья предназначена для учителей-словесников. Опираясь на крылатые выражения А.С. Пушкина, они смогут построить свои уроки, включая фразеологизмы в объяснение, закрепление учебного материала. Также статья полезна при подготовке к ЕГЭ.
-
Урок-презентация по литературе в 11-м классе по теме "Авторская песня. В.Высоцкий" 2010
Материал урока-презентации может быть использован на уроках литературы в 11-м классе. Данная тема изучается в разделе курса литературы 11-го класса. В ходе урока учащиеся узнают о личности В.Высоцкого, основных темах и жанрах его стихов и песен. Также данный материал можно использовать и во внеклассных мероприятиях по литературе, во время проведения декады филологических наук.
-
Урок по профильному курсу "Технология перевода публицистических статей" по теме "Роль заголовков газетно-публицистического текста" 2010
Задачей данного урока «Разновидности заголовков газетно-публицистического текста» является рассмотрение основных проблем, с которыми сталкивается учащийся при чтении публицистики, и способах облегчения восприятия и перекодировки материала. Учащиеся знакомятся с понятием «формального плана» текста, который играет особенную роль, и графическими средствами выделения.
-
Урок литературы в 6-м классе на тему "Добру откройте свои сердца" 2010
Данный урок представляет собой урок внеклассного чтения и может проводиться после изучения программных стихотворений А.Яшина. В ходе урока ребята учатся анализировать прозаический (В.Сухомлинский "Потому что я – человек") и стихотворный (А.Яшин "Зайчонок") тексты, работают с пословицами, сочиняют рассказы по данному началу.
-
Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Патриаршая рыба" 2010
Бинарный урок ставит целью развивать у учащихся умение работать в группах, с дополнительной литературой, обобщать, выделять главное, делать логические выводы. Урок построен с учетом регионального компонента и воспитывает любовь к природе и малой родине.
-
Урок внеклассного чтения по теме "Знаете ли вы Маршака?" 2010
На уроке продолжается знакомство творчеством С.Я. Маршака. Используя региональный компонент, рассказать о работе писателя в городе Краснодаре, о создании "Детского городка" на Кубани. Вспомнить с ребятами стихи Маршака, которые они знают с детских лет. Провести мультимедийную викторину, выставку книг и рисунков по произведениям С.Я. Маршака.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Исторические народные песни. Освоение Сибири Ермаком" 2010
Цель урока: раскрыть своеобразие исторических песен на примере произведений о Ермаке; способствовать желанию учащихся изучать историю своего родного края; продолжить знакомство обучающихся с лучшими полотнами русских живописцев.
-
Статья "Сочинение как одно из средств раскрытия творческих способностей учащегося" 2010
Урок развития речи как форма учебного занятия предоставляет большие возможности для развития творческих способностей учащегося. Какими основными умениями должен овладеть ученик? Как избавить ученика от упрёка в списывании, в компиляции? В статье предлагаются разные способы написания школьного сочинения, учитывая характер материала, склад ума школьника, его творческие способности.