Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством Ф.Абрамова, обратить внимание учащихся на определение ситуаций, изображённых писателем, вникнуть в их смысл, почувствовать биение авторской мысли, совершенствовать навыки анализа текста и навыки устной речи, воспитывать чувства любви к малой родине.
Оборудование: тексты произведения, мультимедийная презентация (в презентации использованы рисунки учащихся к сказке, цитатный план произведения - приложение 1), выставка книг Ф.А.Абрамова, портрет писателя, карта Архангельской области.
Ход урока
I. Оргмомент. Вступительное слово учителя. Знакомство с планом урока. (Слайд 1,2)
1. Чтение - труд глаз, мозга и сердца.
- Читать можно 3 способами:
- читать и не понимать
- читать и понимать
- читать и понимать то, что не написано.
- Именно так, 3 способом, по-моему, надо читать произведения Ф.Абрамова. Его повести, рассказы, зарисовки - требуют труда и глаз, и мозга, и сердца. Сегодня на уроке мы вновь будем учиться читать произведения Фёдора Абрамова, будем вслушиваться, неторопливо вдумываться в его слово, которое зовёт к соразмышлению и сотворчеству.
2. Ф.Абрамов - автор произведения. (Слайд 3)
- Ф.Абрамов родился 29 февраля 1920 года в деревне Веркола Пинежского района, Архангельской области, на реке Пинеге (карта). Он рассказывал о себе: "Я родился в красивейшем месте России: В краю белых ночей и бескрайних лесов, к сожалению ныне немало поределых. В краю былин и сказок:"
- Мы с вами совершили заочную экскурсию в д. Веркола, где сейчас находиться музей Ф.Абрамова, где похоронен писатель. Познакомились с некоторыми произведениями Ф.Абрамова. Какие из них вы запомнили? О чём эти рассказы? ("Богатая невеста", "В Питер за сарафаном", "О чём плачут лошади?" и др.)
3. История создания произведения. (Слайд 4)
- Сегодня продолжим знакомство с творчеством Ф.Абрамова. Наш урок посвящён его произведению "Жила-была сёмужка". Жена писателя - Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова вспоминает: "Повесть была задумана, как философское произведение о смысле жизни, о поисках ответа на вопрос, как жить, словом - о выборе пути и о трагизме бытия".
- Толчком к созданию произведения послужило летнее путешествие Ф. Абрамова 1960 года на родном Пинежье, по рекам Юле и Юрасу с другом-земляком М.Щербаковым.
4. Жанр произведения. (Слайд 5,6)
- При первой публикации "Жила-была сёмужка" ("Звезда" 1962г. №4) вышла с подзаголовком "Северная быль". Затем подзаголовки менялись: "Северная сказка", "История одной жизни".
- Какой из них вы предпочли бы и почему?
- Можно ли назвать данное произведение сказкой? Почему?
"Жила-была сёмужка" - единственная сказка Ф.Абрамова.
- Тема урока "История одной жизни" - подзаголовок сказки.
- В чём его смысл? (Указывает на то, что главное в произведении - "история жизни", судьба сёмужки)
- Какие нравственные проблемы поднимает автор в сказке? (Непримиримое столкновение добра и зла, правды и лжи)
5. История жизни Красавки. (Слайд 7)
- Сегодня мы вместе проследим за историей жизни Красавки. Постараемся разобраться, о чём она мечтала, ради чего жила, какой была сёмужка в начале своей жизни и какой она стала. Опорой в работе послужит цитатный план сказки и ваши творческие работы.
- Итак, давайте знакомиться - Красавка - главная героиня, маленькая рыбка, сеголетка. Какой видит её автор? (Выразительное чтение отрывка со слов "Это была маленькая, пёстрая рыбка:"; словарная работа:
золотисто-палевый - бледно-жёлтый с розовым оттенком;
сеголетка - молодняк (рыбы, зверя) текущего года).
Цитатный план:
1 глава. (Слайд 8)
"Ей нравилось житьё на весёлой быстринке" (Краткий пересказ)
"Зачем пошла сёмга в море? И что такое море?"
2 глава. (Слайд 9)
"Пришла пора большой духоты" (Выразительное чтение отрывка "Ночи стали ещё длиннее и тоскливее..")
"Ура! К нам идёт сёмга!" (Красавка изменилась, выразительное чтение описания сёмужки, выразительное чтение диалога Красавки и сёмги; у Красавки появилась мечта - море;; "Люди - опасные враги")
3 глава. (Слайд 10)
"Нет, она не может больше оставаться в реке. Будь что будет!" (Путь, который преодолела Красавка - 350-400 км.; "Храбрая девочка"; "Глупая девчонка", "Сопливая девчонка", "Безрассудная девчонка")
"Море! Как хорошо!" (Краткий пересказ отрывка)
4 глава. (Слайд 11)
":Одна в целом море" (Какие чувства испытывала Красавка?; "сердце : сжималось от страха", "не смыкала глаз", "заглатывала рыбку и плакала")
5 глава. (Слайд 12)
"Море любит сильных!" (Красавка изменилась, ":превратилась в полуметровую рыбину:")
"Закон великого Лоха"
-Как вы понимаете суть закона Лоха?
- Почему Красавке "стало нестерпимо стыдно за свою мелочную, эгоистичную жизнь"?
"Путь был нелёгок" ("Хорошая товарка"; ":родину не выбирают)
6 глава. (Слайд 13)
"О, великий Лох! Я старалась жить по твоему закону" (Краткий пересказ; "недолгая гостья"; выразительное чтение отрывка со слов: "Удар был меток :)
- "Вся сказка от начала до последнего эпизода льётся, как волшебная музыка, и концовка, словно лопнувшая струна, резко обрывает мелодию, все краски меркнут, наступает ночь. И, конечно же,
страшный удар остроги, и мелькнувшие под самый занавес образы людей-животных: "ошалело" закричавшего "молодого здорового парня" и изрыгающего ругательства хрипящего бородатого мужика - это не просто обличье браконьерства. Это борьба двух начал в жизни, добра и зла, их вечной непримиримости, обличие подлости, вероломства. Ведь Красавка погибает в момент наивысшего упоения радостью жизни, творящей жизнь" (Ш.Галимов "Уроки человечности", Архангельск:"Северо-западное кн. изд-во", 1984 г, стр. 86)
6. "Давайте подумаем" (Слайд 14)
- О чём заставляет задуматься "Жила-была сёмужка"?
- Кроме элементов сказки, какие другие жанровые особенности можно выделить? (В сказках побеждает добро, а сказка Абрамова заканчивается трагично: от рук циничных браконьеров погибает Красавка, живое существо! Очень часто наши души формируют, а иногда и лечат произведения искусства и литературы, в частности такой жанр литературы, как притча. В сказке Абрамова мы можем выделить жанровые особенности притчи. (Сообщение ученика))
7. "Проверь себя!"
("Внимательный ли ты читатель?")
- В какой речке жила Красавка? ::::..
- "Это, как сказали Красавке, был самец, которого называли ::.. "
- "Они роют :.. - яму, куда откладывается икра"
- "Море - это вот что: либо ты съешь, либо :::.:::::::.."
- Первая рыбка, съеденная Красавкой - :::::.
- Как называли рыб, про которых сказано: "Это :.:::::: Их не уважает великий Лох"
- "Плохо, конечно, что у нас так далеко родина, но родину :::.. "
II. Итог урока.
Литература:
- "Земля Фёдора Абрамова" /Сост. Л.Крутикова. - М.: Современник, 1986./
- "Литературный север" /Сост. Л.С.Скепнер.-Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995./
- "Региональный компонент общего образования Архангельской области"/Сост. Л.С.Скепнер, Е.И.Валькова, Н.П.Сидоренко, АО ИППК РО, 2005
- "Словесное искусство русского севера в литературном образовании и развитии школьников" /Л.С.Скепнер - Архангельск Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова, 2002/
- "Уроки человечности" /Ш.Галимов, Архангельск: "Северо-западное кн. изд-во", 1984)
- "Фёдор Абрамов" /И.Золотусский, Москва: "Советская Россия", 1986.