Краткое содержание проекта:
Проект посвящен творчеству русского поэта XIX века М.Ю. Лермонтова. Творчество это уникально прежде всего тем, что автор сумел в рамках романтизма создать образ героя, представление которого о свободе связано с мечтой самого ссыльного поэта вернуться домой из ссылки на Кавказ.
В 8-м классе на изучение творчества М.Ю. Лермонтова отводится всего 3 часа. Как за это время постараться вовлечь ребят в мир лермонтовской идеи?
Для более глубокого и осмысленного изучения творчества великого русского поэта был разработан проект, который ориентирован на действующую учебную программу В.Я. Коровиной.
Предметы: литература, история, МХК, ИЗО.
Класс: 8
Приблизительная продолжительность проекта: 3 урока; с включением самостоятельной домашней работы – 1 учебная неделя.
Основа проекта:
Данный проект ориентирован на изучение учащимися вопросов, предусмотренных государственным стандартом по литературе для основной школы (2004 год):
- влияние поворотных событий русской истории (восстание декабристов) на русскую литературу;
- конфликт романтического героя с миром;
- соотношение мечты и действительности в романтических произведениях.
Получат развитие основные теоретико-литературные понятия: романтизм, тема, идея, проблематика, сюжет, изобразительно-выразительные средства: эпитет, метафора, антитеза.
Дидактические цели:
Образовательная – проникнуть в идейный замысел автора поэмы, показать художественные открытия Поэта.
Развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, развития способности к формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков: сравнения, обобщения, структурирования и развитию навыков рассуждения на литературную тему.
Воспитательная – воспитывать чувство патриотизма, чести, протеста против физического и духовного рабства, прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства.
Основополагающий вопрос:
В чем особенность Мцыри?
Проблемные вопросы:
– В чем особенность лермонтовского Мцыри? Почему на протяжении многих десятилетий он волнует чувства читателей?
- Почему погибает Мцыри?
- Почему поэма имеет открытый финал?
- Какая общественная проблема привела автора к созданию нового романтического образа в литературе?
- Какого человека можно считать счастливым?
Учебные вопросы:
– Кто такой Мцыри? Что означает Мцыри?
- Как Мцыри попал в монастырь?
- Какое впечатление производит Мцыри-ребенок?
- Когда формировался характер?
- Что оказывает влияние на формирование характера?
- Каковы причины побега?
- Какая черта им двигала?
- Почему Мцыри не ушел от барса, а вступил с ним в бой?
- Какая черта вновь им двигала?
- Какие черты характера проявляются при встрече с молодой грузинкой?
- Что значило для Мцыри “ЖИТЬ”?
Планирование оценивания (Приложение № 1):
До начала работы: знание содержание поэмы “Мцыри” – тест (самооценка по ключу).
Текущее оценивание: качество ответов учащихся в обсуждении учебных вопросов, выполнение презентации.
Итоговое оценивание: рефлексивный лист.
Необходимые начальные ЗУН:
Общеучебные – анализ, синтез, общение, сравнение, определение понятий, описание, сиквейн, кластер, цитирование как способ аргументации, участие в диалоге, строить устное и письменное высказывание, работа с различными источниками информации.
Специальные – умение работать с художественным текстом, воспринимать его в единстве содержания и формы, выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героя.
Учебные мероприятия (система уроков):
Урок 1. “Мозговой штурм”.
Учащиеся знакомятся с историей создания нового для них произведения М.Ю. Лермонтова. Они узнают о том, какую роль Кавказ сыграл в судьбе поэта, как жила Россия после восстания декабристов. Сюжет этого произведения, его идеал и композиция тесно связана с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. В своей романтической поэме Лермонтов ищет своего идеального героя – борца и находит в образе Мцыри, в котором воплощает лучшие черты передовых людей своего времени.
Учащиеся участвуют в речевой ситуации: какого человека можно считать счастливым?
После диалога учащиеся пришли к выводу: все зависит от человека. Если хочешь быть счастливым – будь им.
А счастлив ли главный герой?
В чем его загадка?
Учащимся предлагается стартовая презентация учителя (Приложение № 2).
Ответить на эти вопросы сразу нельзя, нужна исследовательская работа. Для её организации учащиеся делятся на две группы, в каждую из которых входят учащиеся с разными учебными возможностями, чтобы все школьники смогли найти ответ на основополагающий вопрос проекта, шагая к нему, помогая друг к другу.
Вопросы для обсуждения:
- Что такое исповедь?
- Что мы знаем о детстве Мцыри?
Групповая работа: найдите описание тех черт, которые заложены в Мцыри и нарисуйте кластер
“Мцыри в детстве”.
Домашнее задание по группам:
Анализ текста и составлении кластеров “Мцыри в монастыре”, “Мцыри на свободе”, логически последовательное рассуждение по ним.
Урок 2. Диалог.
Группы учащихся отчитываются о работе. Возможна индивидуальная работа. Можем ли мы дать ответ на основополагающий вопрос сейчас? Нет.
Анализ сцен:
- Побег из монастыря.
- Бой с барсом.
- Встреча с грузинкой.
- Помогли ли черты, заложенные в детстве, Мцыри в этих сценах?
- Какими чертами характера обладал Мцыри?
- Какие средства выразительности помогают их определить?
- Какие ключевые слова урока?
Домашнее задание по группам:
Выбрать форму представление результатов ответа на основополагающий вопрос.
(Индивидуальные консультации во время самостоятельной домашней работы учащегося).
Урок 3. Представление результатов работы.
Каждой группе на выступление представляется 6 – 8 минут. Затем каждая группа оппонирует другой, задавая вопросы. (Приложение № 3)
Материалы для дифференцированного обучения:
Работа в проекте способствует формированию информационной и коммуникативной культуры, воспитанию патриотизма.
Повышается мотивация учащихся в учебе. Одни попробуют себя в роли консультантов, другие – организаторов.
Кроме того, работая в группе, каждый отвечает не только за себя, но и за других. Ученик с проблемами в учении старается быть не хуже одаренных школьников, которые, как правило, координируют всю работу. Одним словом, данный проект дает возможность для самореализации каждого ученика.
Оборудование:
Компьютер, принтер, мультимедиапроектор, сканер.