Урок-игра по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по поэме м.ю. лермонтова «песня о купце Калашникове»
  • формировать у учащихся внутреннюю мотивацию к изучению литературы в целом
  • развивать монологическую речь: умение грамотно, полно, правильно выстраивать высказывания на заданную тему
  • способствовать формированию единственной, неповторимой, своеобразной манеры говорить и писать

1 ЧАСТЬ.

Вступительное слово учителя.

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника,
Да про смелого купца, про Калашникова…

Прочитана «Песня». Поведали нам ее гусляры. Ударили по струнам и рассказали о трагической судьбе удалого Калашникова, молодого Кирибеевича, верной Алены Дмитриевны, сурового Ивана Грозного Побывали мы в Кремлевских палатах, в купеческом Замоскворечек, на кулачном бою на Москве-реке. И вся Русь 16 века предстала перед нами: с ее укладом, традициями, законами, сводами правил, политической жизнью

2 ЧАСТЬ

Экспресс-опрос

Цель: выяснить понимание учащимися проблематики поэмы и ее жанрового своеобразия.

1. Что же это за времена, в которые переносит нас «Песня»?

- «Песня» переносит нас в далекий 16 век во времена правления царя Ивана Грозного. В конце 1564 г. Он покинул Москву и объявил, что собирается отречься от престола. В январе следующего года он все же позволил уговорить себя вернуться на царство. Однако за это вытребовал себе особые полномочия. Вся страна была разделена на две части: одна называлась «земщиной», там продолжали существовать старинные государственные учреждения, которые, по мнению царя, только мешали ему править. Другая часть получила название «опричнина» (от слова «опричь», т.е. «кроме») – здесь «земские» учреждения не действовали и власть царя была безраздельна. К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. В своих черных кафтанах, с притороченными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили на «земских» ужас. Песья голова должна была означать их собачью преданность своему государю, а метла – готовность вымести всю «измену» из государства.

2. Какова главная проблема поэмы?

- Главной проблемой поэмы можно назвать проблему долга и чести.

3. Зачем поэт обращается к ней? Почему при ее решении поэт обратился к истории?

- Лермонтов обратился к истории потому, что в современной ему жизни 1830-х гг. не было жизненного материала, который дал бы ему возможность создать ситуацию, раскрывающую эту нравственную проблему. О своем поколении Лермонтов писал: «Перед опасностью позорно малодушны и перед властию – презренные рабы».

4. Почему Лермонтов называет свое произведение песней?

- Лермонтов называет свое произведение песней, подчеркивая тем самым ее близость к фольклорной основе. Песню исполняют гусляры, которые выражают народное мнение. Фольклорные элементы, используемые автором:

  • просторечные выражения «про твово…»
  • инверсии «блюдце серебряное», «полотенце новое»…
  • традиционные для фольклора элементы повествования: магическое число «3»: «угощали нас три дня три ночи», три раза царь стукнул палкою»;
  • припевы.

3 ЧАСТЬ

Театрализованное представление (вслед за героями)

Цель: воссоздать атмосферу эпохи, проникнуться ее настроением, ближе почувствовать характеры героев, причины их поступков.

1 сцена: пир в Кремле У Ивана Грозного: разговор Ивана Грозного с Кирибеевичем.

2 сцена: разговор Алены Дмитриевны и Степана Парамоновича.

3 сцена: разговор Калашникова и Кирибеевича перед боем.

4 ЧАСТЬ.

Игра

Цель: уровень владения учащимися текстовым материалом.

Вопросы:

  1. Назовите век, в котором происходят события поэмы.
    а) 14
    Б)16
    в) 17
    г)15
  2. Кто стоит на пиру позади царя.
    А) СТОЛЬНИКИ
    б) охранники
    в) сводники
    г) собачники.
  3. Что Кирибеевич попросил у царя.
    а) женить его
    б) дать должность при дворе
    в) дать надел земли
    Г) ОТПУСТИТЬ СРАЖАТЬСЯ С БУСУРМАНАМИ.
  4. Каково имя старой работницы в семье Калашникова.
    а) Елисеевна
    Б) ЕРЕМЕЕВНА
    в)Евгеньевна
    г) Елизаровна
  5. Кому перед боем не поклонился Калашников.
    А) ЖЕНЕ
    б) царю
    в) богу
    г) сопернику
  6. Какая вещь Алены Дмитриевны оказалась у Кирибеевича
    а) кольцо
    Б) ФАТА
    в) кольцо
    г) кулон
  7. Сколько лет было Лермонтову, когда он сочинил поэму.
    а) 18
    б) 50
    В) 23
    г) 38
  8. Какого цвета традиционно была рубаха палача.
    а) белого
    б) черного
    В) КРАСНОГО
    г) не носил рубахи
  9. Где происходят события в первой части поэмы.
    а) в доме купца
    Б) В КРЕМЛЕ
    в) в Коломенском
    г) в Белом доме
  10. Чего больше всего боялась Алена Дмитриевна.
    а) царского суда
    Б) НЕМИЛОСТИ МУЖА
    в) людской молвы
    г) лютой смерти
  11. Какая дорога не проходила вдоль могилы купца Калашникова
    а) Владимирская
    Б) КИЕВСКАЯ
    в) Тульская
    г) Рязанская
  12. Кто из родственников Алены Дмитриевны был рядом с ней.
    а) отец
    Б) МЛАДШИЙ БРАТ
    в) старший брат
    г) сестра
  13. С кем гусляры сравнивают царя.
    А) С ЯСТРЕБОМ
    б) с соколом
    в) с кречетом
    г) с вороном
  14. Какой перстень вручил царь Кирибеевичу.
    А) С ЯХОНТОМ
    б) с алмазами
    в) с яшмой
    г) с жемчугом
  15. Какой особый знак принадлежал опричникам
    а) черная лента
    Б) МЕТЛА И СОБАЧЬЯ ГОЛОВА
    в) знак ястреба
    г) шапка с изображением волка
  16. На какую глубину вошел в пол наконечник царского посоха.
    а) на дюйм
    Б) НА ПОЛЧЕТВЕРТИ
    в) на пол-аршина
    г) на 10 сантиметров
  17. Где происходят события второй части поэмы.
    а) в Лефортове
    б) в Коломенском
    В) В ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ
    г) в Царицыно
  18. Куда уходила из дома Алена Дмитриевна в злополучный вечер.
    а) в лавку
    Б) В ЦЕРКОВЬ
    в) в гости
    д) на свидание
  19. Где в Москве происходили кулачные бои.
    а) на Красной площади
    Б) НА МОСКВЕ-РЕКЕ
    в) на Каменном мосту
    г) в Александровом саду
  20. Какую беду молодого опричника не предполагал царь.
    а) кончились деньги
    б) конь захромал
    В) ЛЮБОВЬ ПРИКЛЮЧИЛАСЬ
    г) заболел
  21. Что сделал Калашников перед боем.
    А) НАДЕЛ РУКАВИЦЫ
    б) снял рукавицы
    в) надел кольчугу
    г) снял шапку
  22. Какие товары предлагал в своей лавке купец Калашников.
    а) еду
    Б) ШЕЛКОВЫЕ
    в) кондитерские
    г) контрабандные
  23. Что должны были сделать братья купца Калашникова в случае его смерти.
    а) уехать за границу
    б) закрыть лавку
    в) тайно убить злодея
    Г) ВЫЙТИ НА ПОЕДИНОК
  24. Из какой семьи родом Кирибеевич.
    а) Сигизмунда
    б) Бориса Годунова
    В) МАЛЮТЫ СКУРАТОВА
    г) Василия Шуйского
  25. 25. Ч   то удивило купца Калашникова, когда он вернулся домой.
    а) отсутствие еды
    б) присутствие гостя
    в) присутствие жены
    Г) ОТСУТСТВИЕ ЖЕНЫ
  26. Сколько ударов нанесли противники друг другу в бою.
    а) три
    б) пять
    В) ДВА
    г) много
  27. Какой крест поставили на могиле Калашникова.
    А) КЛЕНОВЫЙ
    б) осиновый
    в) дубовый
    г) еловый
  28. Что пообещал Иван Грозный братьям купца после его казни.
    а) казнить
    б) лишить купеческого звания
    В) РАЗРЕШИТЬ БЕСПОШЛИННО ТОРГОВАТЬ
    г) пристроить при дворе
  29. Что такое аргамак.
    А) оружие
    Б) КОНЬ
    в) одежда
    г) еда

4 ЧАСТЬ

Творческое задание (по группам).

Цель: Раскрыть образ Калашникова.

Умение строить монологическое высказывание, выражаться полно, существенно, основываясь на изученном на уроке материале.

Использование дополнительного материала по поэме.

Вопросы:

  1. Какое значение имеют картины 16 века для раскрытия характера Калашникова.
  2. Какими качествами должен обладать человек, чтобы в условиях деспотизма и террора отважиться защищать свою честь перед всем народом.
  3. Как Лермонтов описывает Калашникова.
  4. Как ведет себя Калашников в семье.
  5. Почему Калашников просит братьев «помолиться за его душу грешную». В чем его грех.
  6. Почему «Песня» заканчивается не казнью, а описанием могилы Калашникова

Примерный ответ (2-е задание):

В образе Калашникова нет противоречий. Это человек честный, сильный, мужественный и решительный. Особенно привлекает чувство собственного достоинства, гордость. Для Калашникова позор жены – это и его позор, а позор – хуже смерти. Подняв руку на любимого опричника Грозного, Калашников совершает подвиг. Своей жизнью и смертью он утверждает, что нет ничего выше человеческого
достоинства. Калашников выступает защитником национальных норм жизни. Причина участия в бою – способ защитить честь семьи. Убив Кирибеевича, Калашников понимает, что нарушил христианскую заповедь: не убивать, не мстить. И в этом его трагедия: он не мог не восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианской заповеди.

5 ЧАСТЬ.

Подведение итогов урока.