Пояснительная записка
В настоящее время уделяется большое внимание патриотическому воспитанию: принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». Основной целью государственной программы является воспитание патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности государства.
Перед учителем литературы стоит проблема: как привить учащимся уважение к истории своей семьи, своей страны, чувство патриотизма, как обогатить его душу. Предлагаемая программа элективных курсов особенно актуальна для старшеклассников профильных классов.
Программа связана с курсом литературы в 10 – 11 классах и рассчитана на 34 часа. Она направлена на то, чтобы помочь старшеклассникам в процессе работы над темой Великой Отечественной войны в литературе, осмыслить общие проблемы, образы, ситуации.
Цель: формирование гражданской позиции, развитие чувства патриотизма через изучение учащимися наиболее значительных произведений о Великой Отечественной войне, их проблематики, идейно – художественных особенностей.
Задачи:
- формировать ценностно-мировоззренческие, читательские, речевые компетентности;
- воспитывать средствами художественной литературы духовно - нравственную личность с активной жизненной позицией;
- совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного произведения.
Учащиеся должны знать:
- наиболее значительные произведения о Великой Отечественной войне;
- проблематику военных произведений;
- идейно – художественные особенности произведений о Великой Отечественной войне.
Учащиеся должны уметь:
- составлять аналитическое высказывание об идейно – художественном своеобразии литературного произведения и его фрагментов;
- выявлять авторскую позицию;
- совмещать эмоциональную реакцию на прочитанное с грамотным изложением своих мыслей и чувств;
- аргументировать собственную точку зрения.
Контроль достижения планируемых результатов проводится после изучения произведений. Показателем успешного усвоения программы будет самостоятельно подготовленное эссе по проблематике изученного произведения, рецензия на книгу или кинофильм, отзыв.
Учебно-тематический план
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Форма проведения занятий |
Виды деятельности учащихся |
1 |
Мальчикам иных веков. |
1 |
Лекция |
Конспект лекции |
2 |
Строки, опаленные войной. Поэзия военных лет. |
2 |
Литературно-музыкальная композиция |
|
3 |
Победа человека над смертью. |
1 |
Аналитическая беседа |
Рецензия на книгу или кинофильм |
4 |
Проблема нравственного выбора человека в трагических событиях войны. |
1 |
Аналитическая беседа |
Ответы на вопросы |
5 |
Проблема нравственного выбора в повести В.В.Быкова «Пойти и не вернуться». |
1 |
Урок-диалог |
Эссе «Защита Родины есть защита и своего достоинства.» (Н.К.Рерих) |
6 |
Проблема нравственного выбора в рассказе В.В.Быкова «Одна ночь» |
1 |
Урок-диалог |
Письменный ответ на вопрос |
7 |
«… Пусть поколения знают…» |
1 |
Урок-диалог |
Рецензия на произведение |
8 |
«Он пал за мир – так сказано о нем.» |
2 |
Аналитическая беседа |
Отзыв о произведении |
9 |
«Написанная кровью сердца…» |
2 |
Коллоквиум |
Отзыв о произведении (контроль)
|
10 |
«Я вам жизнь завещаю…» |
2 |
Аналитическая беседа. |
Рецензия на произведение |
11 |
«Он сердцем принял боль войны». |
1 |
Аналитическая беседа. |
Составить план сочинения «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…» (М.Ю.Лермонтов) (По повести В.О.Богомолова «Иван».) |
12 |
«Сердец человеческих боль». |
1 |
Урок-диалог |
Письменный ответ на вопрос |
13 |
Великая сила любви. |
2 |
«Медленное чтение» |
Подбор стихотворений по теме урока (одно из них выучить наизусть) |
14 |
В.О.Богомолов. Торжество любви в повести «Зося». |
1 |
Аналитическая беседа |
Письменный ответ на вопрос |
15 |
К.Д.Воробьев «Крик». |
1 |
Урок-диалог |
Письменный ответ на вопрос |
16 |
В.А.Кондратьев. «Привет с фронта». |
1 |
Аналитическая беседа |
Отзыв о произведении |
17 |
«Это надо живым…» |
2 |
Урок-диалог |
Рецензия на книгу или кинофильм (контроль) |
18 |
Сила духа русской женщины. |
2 |
Семинар |
Отзыв о произведении |
19 |
«Уходили девочки на войну». |
2 |
Читательская конференция. Встреча с ветеранами ВОв с. Гамово. |
Отзыв о произведении
|
20 |
«Женщине не нужно воевать…» |
1 |
Урок-диалог |
Формулировка проблемных вопросов |
21 |
Е.Носов. Рассказ «Яблочный спас». |
1 |
Аналитическая беседа |
Отзыв о произведении |
22 |
В.П.Астафьев. Рассказ «Шинель без хлястика |
1 |
Урок диалог |
Письменный ответ на вопрос |
23 |
«В памяти моей такая скрыта мощь…» |
1 |
Аналитическая беседа |
Эссе «В памяти моей такая скрыта мощь…» (контроль) |
24 |
Человек есть то, что он помнит. Память войны в прозе В.Богомолова. Рассказы «Первая любовь», «Сердца моего боль». |
1 |
Урок диалог |
Письменный ответ на вопросы |
25 |
«Былые годы в памяти не стерты…» |
1 |
Аналитическая беседа |
Отзыв о произведении |
26 |
«Война есть бедствие для народа и преступление против него». |
1 |
Дискуссия |
Сборник эссе и рецензий учащихся |
|
ИТОГО |
34 |
|
|
Содержание программы
1. Введение.
Отражение темы Великой Отечественной войны в русской литературе 1940 – 2000 –х годов.
Проблематика военной прозы: человек и война, проблема подвига и ответственности перед будущим, женщина и война, любовь и война, дети и война, тема памяти.
Общие принципы анализа военной прозы: документально-хроникальный, мемуарный, психологически-бытовой, панорамно-эпический, социально-философский.
2. Поэзия военных лет.
«В войне выдвигаются многие начала, входящие в наши дни и выходящие в будущее.» (В.Быков.) Жанровое и тематическое многообразие лирики.
Поэзия поколения 20 – летних: Николай Майоров, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Старшинов, Давид Самойлов, Семен Гудзенко (по выбору учителя).
3. Человек и война
Э.Г.Казакевич. Повесть «Звезда» (1946). Человек поставлен в критические условия: лицом к смерти. Победа человека над смертью.
4. Проблема подвига и ответственности перед будущим.
В.В.Быков. Повесть «Пойти и не вернуться» (1977). Два типа человеческого поведения: Зося и Антон.
В.В.Быков. Рассказ «Одна ночь». Проблема нравственного выбора солдата Ивана Волоки в трагических событиях войны.
В.В.Быков. Повесть «Дожить до рассвета» (1972). Героизм фронтовых будней, всепобеждающее мужество, стойкость, героизм русского солдата не только в победах, но и в поражениях. В острых, драматических ситуациях раскрытие подлинного характера защитника Родины Игоря Ивановского.
Б.Васильев «В списках не значился» (1974).
«Что бы я хотел видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую, необходимую правду, для того чтобы человечество, узнав ее, было благоразумней» (В.П.Астафьев). Подвиг воина-защитника Брестской крепости.
А.М.Адамович. Повесть «Каратели» (1963). Проблема выбора.
5. Глубочайшие нравственные конфликты в повести К.Д.Воробьева «Это мы, господи!...» (1943-1946,1986). Противопоставление разрушительной силе нацизма силы духа узников концлагеря. Лаконизм, строгость образных решений. Смысл названия повести.
Окопная правда В.Л.Кондратьева. Повесть «Сашка» (1979). «История Сашки - это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдатской». (К.Симонов) Героизм сопротивления злу, рвущемуся в душу. Героизм святого и вечного дела – защиты Отечества.
6. Дети и война.
В.О.Богомолов. Повесть «Иван» (1958).
«Главное для меня в «Иване» - это гражданственность, неприятие человеком зла и несправедливости, изображение ненависти ребенка к немецким захватчикам и его самого активного противодействия» (В.О.Богомолов).
«Все дети мира плачут одинаково» (Л.Леонов).
С.А.Алексиевич. Книга «Последние свидетели» (опубликована в 2007) Книга на документальной основе. Воспоминание детей о войне. «На вопрос: кто же герой этой книги? – я бы ответила – детство, которое сжигали, расстреливали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной. Погибали дети – граждане мира» (С.Алексиевич).
7. Любовь и война
В.П.Астафьев. Рассказ «Звездопад» (1960). Подлинные и мнимые жизненные ценности. Образы героев. Мастерство В.П.Астафьева – писателя: внутренний монолог, метафоры. Смысл названия. Современность звучания произведения.
В.О.Богомолов. Повесть «Зося» (1960). Торжество любви в повести, тонкий лиризм и психологизм, память сердца о горечи утрат, воспоминания о юности. «Мне думается, что людям сейчас очень нужны чувства, большие, чистые, добрые, и прежде всего в отношениях между мужчиной и женщиной. Во имя этого и написана повесть «Зося». (В.Богомолов».
К.Д.Воробьев. Повесть «Крик» (1962). Повесть о пережитом: о войне, о любви, о смерти. Смысл названия повести.
В.А.Кондратьев. Повесть «Привет с фронта». Лиризм и драматизм повести. Особенности авторского повествования.
8. Женщина и война.
Б.Васильев. Повесть «А зори здесь тихие…». Судьбы девушек - зенитчиц. «…Женщина для меня - это воплощенная гармония жизни. А война - всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. Я хотел рассказать о пережитом. Рассказать так, чтобы погибшие девочки показались близкими, понятными современницами…» (Б.Васильев).
В.Закруткин. Повесть «Матерь человеческая…» (1969) Гимн материнству. Горькая и возвышенная судьба женщины, способной своей самоотверженной любовью спасти и сохранить погибающий мир.
С.А.Алексиевич. Повесть «У войны не женское лицо» (1983).
«Когда смотришь на войну нашими бабьими глазами, так она страшнее страшного» (А.И.Машутина). противоестественность понятий «женщина» и «война». Смысл названия повести.
Е.Носов. Рассказ «Яблочный спас». Судьба бабы Пули, полная горьких испытаний и лишений. Русское долготерпение, искренность и доброта.
В.П.Астафьев. Рассказ «Шинель без хлястика» (1958)
«Астафьев – писатель чистейших тонов правды, какой бы она ни была тревожной и даже страшной» (А.Кондратович). Смысл названия рассказа. рассказ о потерях и обретениях, о большой всепоглощающей, жертвенной материнской любви, о сыновней благодарности и душевном взрослении. Своеобразная астафьевская «притча». Нравственная проблематика. Образы главных героев. Своеобразие языка и стиля.
А.Н.Толстой. Рассказ «Гадюка». Женщина и война. Внутренний мир современника.
9. Тема памяти
Н.С.Евдокимов. Рассказ «Степка, мой сын» (1962). Страшный лик войны. Противоестественность войны для жизни. Особенности композиции. Смысл названия. Боль от потерь и пожизненная память о войне.
Память войны в прозе В.О.Богомолова. Рассказы «Первая любовь», (1958) «Сердца моего боль» (1958)
«Боль им пережитого так сильна, что пронзает наши сердца. Она говорит о живой нашей душе, о непрерывной связи павших и живых, о памяти, которая всегда с нами, если мы народ…» (В.Богомолов)
Е.И.Носов. Рассказ «Костер на ветру» (1993). Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды.
Список литературы для учителя
- Головина Л.А. «Звезда» Э.Казакевича. литература в школе.- 2006.- №5.
- Дементьев В. «Это мы, господи!...» Лирические заметки о творчестве К.Д.Воробьева. Москва. – 1997. - №5.
- Котомина Г.В. «Он сердцем принял боль войны». Литература в школе. – 2005. - №6
- Кучина Т.Г. Современный Отечественный литературный процесс. Элективные курсы: учебное пособие. 11 класс. – М.; Дрофа, 2006.
- Тарасова Л.А. Война и любовь. Литература в школе. – 2006. - №4.
- Федотова О.Н. «В памяти моей такая скрыта мощь…». Литература в школе. – 2005. - №5.
- Холодяков И.В. Повесть А.М. Адамовича «Каратели». Выбор человека в мире бесчеловечности. Литература в школе. – 2005. - №6.
- Дмитренко С.Ф. Я иду на урок литературы. Современная русская литература 1970 – 1990 – е годы. М.; «Первое сентября». – 2001.
- Учамбрина И.А. «Привет с фронта». Литература в школе. – 1997. - №2.
- Хаврук И.И. Торжество любви. Повесть В. Богомолова «Зося». Литература в школе. – 1995. - №4.
- Тищенко О.Н. Изучение повести Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Литература в школе. – 2005. - №5.
- Полянских Н.Н. Рассказ В.П. Астафьева «Шинель без хлястика». Литература в школе. – 2005. - №4.
- Богачева А.Ф. Рассказ Е. Носова «Яблочный спас». Уроки литературы – 2005. - №4.
- Елисеева Т. Преображение Марии. Уроки литературы. – 2004. - №4.
- Петрова Л.В. Книга С. Алексиевич «Последние свидетели». Литература в школе. - 2006. - №5.
- Т.В.Кошурникова, Е.А.Каткова. Элективные курсы по современной литературе 10 -11 классы. – Киров, 2006.
Список литературы для учащихся
- Адамович А.М. Каратели. Дружба народов. – 1980. -№1.
- Астафьев В.П. Звездопад. Молодая гвардия. -1960. - №9.
- Воробьев К.Д. Это мы, господи! М.; Художественная литература, 1987.
- Евдокимов Н.С. Степка, мой сын. Уроки литературы. – 2005. - №5.
- Комсомольская юность моя: стихи. - М.; Детская литература, 1978.
- Кучинина Т.Г. Современный отечественный литературный процесс. Элективные курсы: учебное пособие. 11 класс. – М.; Дрофа, 2006.
- Чалмаев В.А. Русская проза 1980 – 2000 годов на перекрестке мнений и споров. Литература в школе. – 2002. - №4-5.
- Казакевич Э.М. «Звезда». – М.; Правда, 1985.
- Богомолов В. Роман. Повести. Рассказы. – М.; Художественная литература, 1986.
- Кондратьев В. «Отпуск по ранению», «Сашка». – М.; Детская литература, 2002.
- Быков В. «Дожить до рассвета». Лениздат, 1981.
- Васильев Б. «А зори здесь тихие…». Роман-газета для подростков и юношества №2, 1988.
- Закруткин В. «Повести и рассказы». – М.; Военное издательство, 1988.
- Васильев Б. «В списках не значился». – М.; Патриот, 1991.
- Быков В. «Альпийская баллада». – М.; Молодая гвардия, 1981.
- Огнев В., Фогельсона В. Русская современная поэзия. – М.; Художественная литература, 1990.
- Современная проза. Яблочный спас. Роман-газета №21-22, 1997.