Цели урока:
- Продолжать учить ребят писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение: выделять в произведении тему и основную мысль, уметь видеть особенности произведения, выражать своё отношение к прочитанному; выбирать форму и стиль своего отзыва и в соответствии с этим средства языка; озаглавливать отзыв, отражая в заглавии основную мысль своей работы.
- Развивать способности анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать материал; а также обогащать словарный запас учащихся, помогая им овладевать выразительными средствами языка.
- Воспитывать в ребятах чувство патриотизма, гордости за свою страну, победившую не только силой оружия, но и силой нравственного духа фашистскую Германию.
Методы: эвристическая беседа, поисковый, наглядный, исследовательский.
Предварительная работа:
- учащиеся должны самостоятельно прочитать повесть Б. Васильева;
- за неделю до урока им предлагаются вопросы, над которыми они должны подумать при самостоятельном прочтении повести:
Вопросы для самостоятельного чтения повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»
- Какова тема и основная мысль произведения?
- Где и когда происходят изображённые в нем события?
- Как вы понимаете название повести?
- Кто из героев особенно понравился? Почему?
- В чём своеобразие каждой из пяти девушек-зенитчиц и что их объединяет?
- Как на протяжении повести меняется характер старшины Васкова?
- Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?
- Каков язык книги (что запомнилось, показалось необычным, свежим)?
- Кому адресована повесть Б. Васильева? (обратитесь к эпилогу)
- Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила задуматься?
Эта повесть, по словам поэта А. Дементьева, пользуется «всеобщей симпатией». Как вы думаете почему? Напишите на обороте листа тезисы вашего ответа (4-8), опираясь на вопросы.
- даются индивидуальные задания (выучить наизусть отрывки из повести о гибели девушек-зенитчиц, подготовить рассказ о каждой девушке и старшине Васкове).
Оформление урока: портрет писателя, презентация, запись песни на ст. Р. Гамзатова «Журавли», фрагменты кинофильма, консультация «Как работать над отзывом».
Основное содержание урока.
1. Вступительное слово учителя.
– Человеку свойственна потребность делиться
своими впечатлениями и мыслями, вызванными
прочитанным произведением, просмотренным
спектаклем или кинофильмом. Иногда одна и та же
книга, один и тот же спектакль производят на
разных людей разное впечатление. Это рождает
споры, и они бывают интересными лишь в том случае,
когда собеседники не только высказывают своё
мнение, но и могут обосновать его. Мы с вами можем
своё мнение о прочитанном произведении выразить
в форме отзыва.
– И сегодня на уроке мы должны подготовиться к
написанию отзыва по самостоятельно прочитанной
вами повести Бориса Васильева «А зори здесь
тихие…». Если вам что-то понравится или
покажется необходимым для дальнейшей работы, не
забудьте делать себе записи в тетради.
– Прежде чем перейти к обсуждению прочитанного давайте вспомним, что такое отзыв. Поможет вам вспомнить консультация «Как работать над отзывом» (Приложение 2).
Приложение 1.Слайд 2 (Отзыв о прочитанной книге – это обмен впечатлениями о ней, выражение своего отношения к поступкам героев, изображаемым событиям; это выражение собственного отношения к прослушанному, прочитанному, просмотренному; эмоциональная оценка личного восприятия произведения с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания).
– Какие части можно выделить в отзыве?
Приложение 1.Слайд 3 (В отзыве, как правило, можно выделить: 1) тезис – часть, в которой высказывается мнение о том, понравилось или не понравилось произведение; 2) доказательства – часть, в которой обосновывается высказанная оценка; 3) выводы).
– Вспомним, какие элементы мы должны не забыть включить в отзыв?
Приложение 1.Слайд 4
- Автор, название книги, жанр произведения.
- Время и место действия.
- Главные действующие лица
- Краткое содержание
– Посмотрите на опорные слова, которые помогут вам при пересказе
Приложение 1.Слайд 5
Компоненты пересказа | Опорные слова |
Указание на жанр и тему произведения | Это… |
Указание на завязку, кульминацию и развязку сюжетного действия. | В центре произведения – … |
Представление героев произведения. | Главные герои произведения – … |
– Что же является главным в отзыве?
Приложение 1.Слайд 6 (Главным в отзыве является:
1) выявление личностного восприятия
произведения;
2) аргументированная оценка поступков героев,
изображаемых событий;
3) обладание определённым содержанием
(информацией о прочитанном);
4) употребление форм первого лица.)
– У вас на столах памятки-консультации. Посмотрите, на что ещё надо обратить внимание при написании своего отзыва.
Приложение 1.Слайд 7. Не забудьте выбрать форму вашего отзыва, адресата и стиль. Также подберите заглавие, отразив в нём основную мысль своей работы. Помните, что вы пишите отзыв, а не пересказываете содержание повести, и главное в вашей работе – это обмен впечатлениями о ней, выражение своего отношениия к поступкам героев, изображаемым событиям).
– Напоминаю вам синонимы, которые помогут избежать неоправданного повторения слов.
Приложение 1.Слайд 8. Например: понравиться, глубоко взволновать, произвести неизгладимое впечатление, запомниться, привлечь внимание, запечатлеться в памяти, запасть в сердце и память; интересный – увлекательный, занимательный, любопытный; описывать – обрисовывать, рисовать, очерчивать; изображать, показывать, рассказывать о…, знакомить с…, вводить в… Они у вас записаны в конце тетради).
2. – А сейчас давайте вместе с вами, пока устно, обменяемся мнениями по прочитанной вами самостоятельно повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». (Приложение 1.Слайд 9)
– Сначала послушаем небольшое сообщение о писателе.
(Приложение 1.Слайд 10 – рассказ ученика)
– На дом вместе с заданием прочитать повесть вы получили и вопросы, которые должны были вам помочь при самостоятельном чтении и подготовке к отзыву. Будем опираться на них в своей работе .
(Приложение 1.Слайд 11 со всеми вопросами на дом)
– Поделитесь своими чувствами после прочтения повести.
– Мне бы хотелось услышать, какие тезисы вы записали при самостоятельном чтении, а в конце урока ещё раз обратимся к ним.
(Эта повесть, по словам поэта А. Дементьева, пользуется «всеобщей симпатией». Как вы думаете почему? Напишите на обороте листа тезисы вашего ответа (4-8), опираясь на вопросы).
– Какова тема и основная мысль произведения? Где и когда происходят изображённые в нем события?
Приложение 1.Слайд 12
(Время действия повести – май 1942 года.
Место – неведомый 171-й разъезд. На тихом
разъезде несут службу бойцы зенитно-пулемётного
батальона. Это девушки, а командует ими старшина
Васков. Преследуя вражеских диверсантов, пять
девушек во главе с Васковым вступают в неравный
бой.
Одна за другой перед нами появляются судьбы
замечательных, непохожих друг на друга девушек –
одна за другой трагически обрываются, оставляя в
наших сердцах боль и тоску от невосполнимости
этих утрат.
Эти девушки мечтали о большой любви, о
нежности, семейном тепле. У каждой была своя ,
особая судьба. Но на их долю выпала жестокая
война. И они до конца исполнили свой долг…)
– Как вы понимаете название повести?
Приложение 1.Слайд
13 («А зори здесь тихие…» – название
оглушает, словно внезапная тишина после взрывов.
Оно является полной противоположностью
реальностям войны и событиям самой повести.
Сотнями тысяч жизней таких вот девчонок и
мальчишек было заплачено за наши «тихие зори»).
– Кто из героев особенно понравился?
Почему?
В чём своеобразие каждой из пяти
девушек-зенитчиц? (Опрос индивидуального задания
по образам девушек)
Приложение 1.Слайды
14-15 (Неповторимостью наделены все пять героинь
повести.
У Жени Комельковой – это яркая красота,
которой восхищаются и мужчины и женщины, друзья и
даже враги.
Своеобразие Риты Осяниной – в ярко выраженном
чувстве долга.
Соне Гурвич присущи поэтичность в сочетании с
хрупкостью и незащищённостью, которые вызывают
желание уберечь, оградить.
Главное в Лизе Бричкиной – это её близость к
природе, открытая сердечность.
А особинка Гали Четвертак – в её способности
преображать действительность, в неуёмности
фантазии.
У каждой из девушек свой суровый счёт к
фашистам.
У Риты Осяниной – гибель «на второй день войны
в утренней контратаке» мужа.
У Жени Комельковой – «маму, сестру, братишку –
всех из пулемёта уложили… Семьи комсостава
захватили – и под пулемёт».
У Сони Гурвич – «дружная и очень большая
семья» в оккупированном Минске.
У Лизы Бричкиной – несостоявшееся
«предчувствие ослепительного счастья».
У Галки Четвертак – неосуществлённые
фантазии.)
– Что же объединяет этих столь разных девушек-зенитчиц?
Приложение 1.Слайд 16 (Конечно, те исключительные обстоятельства, в которых оказались Васков и девушки, неизбежно сближают людей. Но есть в их судьбах и та подчёркнутая Б. Васильевым общность, перед которой отступает разность воспитания, образования, то единство отношения к жизни, людям, войне, которое не требует определений и доказательств и которое иначе не назовёшь, как народным сознанием, преданностью и любовью к Родине).
– Как изменяется на протяжении повести характер старшины Васкова?
Приложение 1.Слайд 17
(По складу мышления, по привычкам Васков –
исполнитель, достойный похвалы за свою
добросовестность и смешной в своей
педантичности.
Смертельный бой с диверсантами стал тем
испытанием, в котором глубже раскрывается,
вызревает характер Васкова. Преодолевая
первоначальную растерянность, опаску, Васков
приобретает решительность, инициативность.
Сроднившись с девчатами общей бедой, общими
утратами, общим желанием победить, отстоять свою
землю, он говорит: «Да какой я вам старшина
сестрёнки? Я теперь вроде как брат». Так в бою
расправляется душа сурового Васкова, а девушки
проникаются уважением к нему, доверяя его опыту.
Приложение 1.Слайд 18
В конце повести автор поднимает своего героя на
высоту осознанного героизма и патриотизма: «Одно
знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать
немцам ни клочка на этом берегу… И такое чувство
у него было, словно именно за его спиной вся
Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч
Васков, был сейчас её последним сынком и
защитником. И не было во всем мире больше никого:
лишь он, враг да Россия».
Единый подвиг – защита Родины – уравнивает
старшину Васкова и пятерых девчат, которые
«держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной
гряде.
Каждый на своём участке фронта должен сделать
возможное и невозможное для победы, для того,
чтобы зори были тихие. Это и есть мера
героического, по Васильеву).
– Как автор рассказывает нам о подвиге? Каков язык книги (что запомнилось, показалось необычным, свежим)?
Приложение 1.Слайд 19
Повесть отличается чёткостью композиции,
простотой формы.
Язык повести прост, доступен и понятен.
Группа Васкова, её бойцы, их бой изображены в
повести в естественном переплетении
героического и будничного, смешного и
возвышенного, радости и горя. Это настоящие живые
люди с их натуральными чувствами и невыдуманным
поведением.
Более того, быт в повести одухотворён и
лирически окрашен. Это человечность и мир,
противопоставленные всему бесчеловечному, и
прежде всего войне с её жестокостью и жертвами.
Повесть отличается чёткостью композиции,
простотой формы.
Язык повести прост, доступен и понятен.
3. – Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?
(Заслушивание чтецов, которые наизусть зачитывают сцены гибели каждой девушки)
– Можно ли назвать героической смерть
каждой из девушек?
(Выслушивание ответов учеников и просмотр
слайдов)
Приложение 1.Слайды
20, 21 По-разному гибнут девушки, но нас потрясает
гибель каждой из них.
Пусть не все девушки гибнут с оружием в
руках, пусть их бой лишь «местного значения», но
повествование перешло за тот рубеж, где всё уже
мерится самой простой и высокой меркой: жизнь
одна и смерть одна, где все они – подлинные
героини войны.
Когда старшина Васков подводит горестные
итоги, он нерасторжимо соединяет всех пятерых
своей скорбью, желанием отомстить, увековечить
память о них.
Автор вместе со своим героем Федотом Васковым
размышляет о несовместимости с войной женщины,
«в которой самой природой ненависть к убийству
заложена», о необозримости утраты, которую несёт
жизнь с гибелью женщины, будущей матери: «А
главное, что могла нарожать Соня ребятишек, а те
бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой
ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже
человечества, перерезанной ножом…»
Приложение 1.Слайд 22
Подвиг каждой из героинь произведения
становится особенно весомым и значительным
оттого, что они, женщины, исполненные любви к
людям, предназначенные самой природой дарить и
продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие,
взваливают на себя груз ратных забот, вступают в
беспощадную схватку с жестокими захватчиками и
погибают, защищая ценой своих едва только
начавшихся жизней свободу и будущее своей
Родины.
– Кому адресована повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…»?
Приложение 1.Слайды 23-26 Работа с эпилогом: чтение и вывод.
Что гибель нам?
Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд,
И пусть не думают,
Что мёртвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.Б. Майоров
– Скоро у нас очередная годовщина победы в ВОв,
но мы и сейчас не должны забывать о том великом
подвиге, который ежедневно совершали люди на
фронте и в тылу, защищая свою Родину. И это нам,
потомкам, умирая, они завещали беречь свою
Родину.
Над какими вопросами заставила задуматься?
(Девушки военных лет… Как много они
сделали! Многие наши современники обязаны им
жизнью. Где черпали они своё мужество и отвагу,
выдержку и выносливость, неистребимую доброту
сердца и ласку в огненном водовороте войны?)
– Вернёмся ещё раз к вашим домашним записям (тезисам). Изменилось ли в чем-то ваше мнение?
– Дома вы должны будете написать
сочинение-отзыв на повесть Б. Васильева «А зори
здесь тихие…». Мне бы хотелось, чтобы вы в нем
искренне и от души выразили те чувства и эмоции,
которые испытали при чтении этой повести дома и
сегодня на уроке.
Перед тем, как закончить урок, послушаем песню на
слова Расула Гамзатова «Журавли». (Или
просмотреть отрывок из к/ф.)