Цель урока: познакомить учащихся с историей создания романа и раскрыть его своеобразие.
Ход урока: урок-лекция. Основные положения.
1. История создания романа:
- создавался автором на протяжении семи лет (1863-1869гг);
- замысел романа менялся несколько раз, о чём говорят названия ранних редакций: "Три поры", "Всё хорошо, то хорошо кончается", "1805 год";
- первоначально в основу сюжета должна была быть положена история жизни главного героя (декабриста), который в 1856 г, вместе с семьёй возвращается из ссылки;
- чтобы объяснить причину пребывания героя в Сибири автор вынужден обратиться к истории 1825 г;
- молодость героя приходится на 1812 г, откуда и намеревается Толстой по-новому замыслу начать роман;
- чтобы рассказать о победах русской армии в войне 1812 г, Толстой считает необходимым рассказать и о трагических страницах истории, которые относятся к 1805 г. "Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав неудач и нашего срама".
Таким образом, замысел романа менялся Толстым несколько раз и приобрёл окончательный вариант: " Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного , а многих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825, 1856 года". Л. Н.Толстой
2. Особенности жанра.
"Это не роман, ещё менее историческая хроника "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось".
Л.Н. Толстой.
В наше время историки и литературоведы назвали "Войну и мир" как роман-эпопея.
Роман-эпопея - крупная, монументальная форма эпической литературы, отражающая процесс в его всеобщности, "панорамности" изображения событий и человеческих судеб.
Характерные черты:
- произведение большого объёма;
- многогеройность;
- обилие сюжетных линий.
3. Смысл названия романа.
Работа с таблицей.
Война | Мир |
Военные столкновения враждующих армий. | Вселенная. |
Вражда непонимание эгоистический расчет. | Жизнь народа без войны. |
Борьба с враждебными мыслями. | Братство людей, независимо от национальности и классовых различий. |
Конфликты и столкновения между людьми. | Крестьянская община. |
Разъединения. | Какая-либо сфера жизни, область чувств, переживаний. |
Смерть. | Отсутствие вражды, ссоры, согласие. |
Внутренний покой. | |
Жизнь. |
Человек, по Толстому, - сам мир. Л.Н. Толстова в романе больше интересует внутренний мир близких ему героев. Описывая их внутреннюю жизнь, автор использует свой любимый прием "Диалектику души". Изображение внутреннего мира человека сочетается с изображением другого мира, частью которого являются его герои. В романе мы видим целую палитру миров. Такое понимание мира ассоциируется с образом шара. Мир – шар предстает как замкнутая сфера. Он имеет свои законы, необязательные в других мирах. Один мир нередко враждебен другому.
Люди войны | Люди мира |
Не способны создавать свои миры. Каждый из них только за себя. И в мирное время они находятся в состоянии войны, воюют за свои интересы (Наполеон, Анна Павловна Шерер, семейство Курагиных) | К ним тянутся другие люди. Они составляют силу объединения (Наташа Ростова, Пьер Безухов, Андрей Болконский) |
Идея мира – одна из главных в романе. От мира отдельного человека к всеобщему единению с людьми, к единению с природой, с Вселенной. И только такой человек по-настоящему счастлив.
Домашнее задание:
- Пересказ лекции и материалов учебника.
- Прочитать том 1, часть 1, глава 1-6, 12, 13, 18-25.