Повышение эффективности урока – важнейшая проблема, волнующая учителя. Одним из путей её решения может быть игровая деятельность учащихся в процессе обучения. Ценность игровой формы урока в том, что создаются предпосылки для активизации познавательной деятельности, для эффективности восприятия и понимания учеником учебного материала, для раскрытия творческих способностей обучающихся. Игра на уроке создает ситуацию психологической раскованности, способствует повышению общего развития, умению ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах. Таким образом, игра на уроке литературы отражает всё многообразие человеческой деятельности: интеллектуальную, эстетическую, нравственно-психологическую, коммуникативную и другие.
Для организации разносторонней работы учащихся по освоению ими новых знаний, умений, навыков в практике своей работы использую игру как самостоятельную технологию для освоения темы или раздела учебника, как урок или его часть. Наиболее часто использую также формы, как
урок – устный журнал;
урок – ролевая игра;
урок – суд;
урок – конференция;
урок – пресс-конференция;
урок – диспут;
урок – аукцион знаний;
урок – концерт.
Большой интерес вызвали у старшеклассников уроки – концерты, которые проводились при изучении творчества поэтов. На них представлены и биография, и творчество поэта, и его стихи; обязательно музыкальное сопровождение. В такой форме проводились уроки по творчеству А.А.Ахматовой, С.А.Есенина, А.А.Блока. Эти уроки позволили за ограниченное время дать максимум информации с сильным эмоциональным фоном.
Уроки – конференции проводились по повести А.Платонова «Котлован», по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и оценивались учениками положительно как уроки, дающие возможность глубоко проанализировать произведение.
Горячие споры вызвали у старшеклассников уроки – диспуты «Почему одинок Евгений Базаров?», «Могла быть счастлива Катерина Кабанова?» и уроки-суды над Родионом Раскольниковым («Преступление и наказание» Ф.Достоевского), Понтием Пилатом и Берлиозом («Мастер и Маргарита» М.Булгакова).
При проведении урока литературы в игровой форме важно помнить, что игра не может быть самоцелью, а должна стать органичным продолжением художественного текста, авторской позиции.
Помимо игровых уроков, помогающих учителю развивать логическое мышление, творческие способности учащихся, использую такие игровые моменты, как викторина, кроссворд, письмо литературному герою. Их применяю не только на уроке, но и как домашнее задание.
Хочу поделиться опытом проведения урока-пресс-конференции по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Во время проведения этого урока осуществляется возможность всесторонне проверить и систематизировать знания учащихся, организовать коллективную познавательную деятельность, работу над развитием речи и мышления учащихся.
Показателем урока является эффективность восприятия материала, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.
Об этом свидетельствуют результаты обратной связи: в конце урока учащимся было предложено выразить свое отношение в виде мини-отзыва. Вот некоторые из них:
- «Я считаю, что такой урок помог легче понять материал, было много интересных вопросов». (А. М.)
- «Я считаю, что девочки-«крестьянки» вполне хорошо подготовились и достойно отвечали на заданные им вопросы. И вопросы были поставлены правильно и точно. Правда, некоторые из них повторялись. Урок прошел интересно. Мне понравилось». (Ф. Н.)
- «Я думаю, такие уроки нужны, так как на этом уроке охватывается вся тема сразу». (З. В.)
- «Такой урок был полезен всем». (Т. А.)
- «Мне кажется, что этот урок удался. И вообще, мне очень понравилось быть Матрёной Тимофеевной, конечно же, я не против была бы поучаствовать и в роли корреспондента. Я считаю, что тема жизни крестьянки была рассказана и осмыслена. Мне лично понравилось». (М. Н.)
- «Этот урок был очень интересным. Я думаю, что проводить такие мероприятия очень полезно, потому что есть возможность высказать мнение каждому участнику». (Г.Н.)
- «Этот урок интересен тем, что данный урок, протекающий в дискуссии, даёт большее понимание материала; что, действительно, на данном уроке можно задуматься о смысле жизни, счастье». (П. Л.)
- «Урок мне понравился полностью, потому что на этом уроке в разговоре могут участвовать все, с помощью этого урока можно больше узнать. Я присутствую на таком уроке первый раз, но хочется, чтоб такие уроки проходили чаще». (К.Н.)
Предварительная подготовка учащихся к пресс-конференции
- Прочесть часть «Крестьянка» из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и подготовиться в соответствии со своей ролью. Если класс многочисленный или недостаточно сильный, можно разделить подготовку по группам: одна работает с главами I – IV части “Крестьянка», другая – с главами V – VIII.
- Для проведения пресс-конференции распределяются роли:
- 2-е ведущих с задачей подготовить вступительное и заключительное слово, регулировать темп, проведение пресс-конференции, работу «журналистов»;
- 1-2 «крестьянки» с задачей отвечать на предполагаемые вопросы «журналистов»;
- Остальные учащиеся-«журналисты» с задачей сформулировать репродуктивные или продуктивные вопросы о судьбе и характере крестьянки.
- Работа учителя в ходе пресс-конференции: фиксировать вопросы «журналистов» для дальнейшего их анализа и оценки; а также ответы «крестьянки» и работу ведущих.
Тема урока-пресс-конференции: «Судьба русской крестьянки в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Триединая задача урока:
- Сформулировать представление о бесправии крепостной крестьянки в семье и обществе, о проблеме женского счастья.
- Работать над развитием логической речи учащихся, анализом художественного текста.
- Воспитывать гуманизм, чувство собственного достоинства.
Оборудование урока: репродукции картин А.В.Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Крестьянская девушка с теленком», «Крестьянка с васильками»; аудиозаписи «Я ли в поле да не травушкой была», «Что ты жадно глядишь на дорогу».
Запись на доске: Тема пресс-конференции;
План темы:
1. Жизнь в семье родителей.
2. Замужество. В семье мужа.
3. Радости и трудности жизни крестьянки.
Оформление класса: стол для ведущих пресс-конференцию и отвечающих на вопросы: зал для журналистов.
ХОД УРОКА
I. Начинается с прослушивания песни «Я ли в поле да не травушкой была».
- Слово учителя.
- Цель нашего урока – узнать о положении крепостной крестьянки в семье и обществе, о проблеме счастья, в частности, женского счастья.
II. Ход пресс-конференции
1 ведущий. Сегодня мы встретились, чтобы, как говорится, из первых уст узнать о жизни русской крестьянки, о её чаяниях и трудностях жизни. Наглядное представление о жизни крестьянки нам помогут получить картины художника Алексея Гавриловича Венецианова, который прожил с 1780 по 1847 год и стал одним из основоположников бытового жанра в русской живописи. Как художник он учился у Боровиковского, а с 1819 года поселился в Тверской губернии, где стал писать сцены сельского быта и портреты-типы крестьян. Представленные сегодня вашему вниманию картины отражают реальную действительность, но одновременно несколько идеализируют, приукрашивают образы крестьян и крестьянской жизни, воспевают красоту труда и природы. Крестьян, изображенных А.Г.Венециановым, отличают человеческое достоинство, благородство, простота, а порой – черты идеальной красоты внешнего облика. В конце своей жизни художник занимается педагогической деятельностью, им создана как направление в живописи Венециановская школа.
2 ведущий. Сегодня на ваши вопросы о положении крестьянки в России будет отвечать Матрена Тимофеевна Корчагина из деревни Клин, прозванная «губернаторшей». Перед нами
Осанистая женщина…
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
Прошу, господа, задавать ваши вопросы.
Далее «ведущие» регулируют очередность
вопросов, а «журналисты» задают вопросы,
предварительно называя издание, которое они
представляют. Были придуманы следующие названия
журналов и газет учениками-«журналистами»: «Путь
России», «Крестьянский союз», «Либеральный
голос», «Вопросы эмансипации в России», «Голос
эпохи», «Русский вопрос», «Новое время»,
«Петербургская жизнь», «Московские ведомости»,
«Губернские новости», «Отечество»,
«Современник», «Русская жизнь».
Примерные вопросы «журналистов»:
– В какой семье вы росли и чему вас учили? Что вы помните о своем детстве, учились ли вы грамоте? К чему вас готовили родители? Чему учили? Счастливым ли было ваше детство; а в чем же счастье, если вы начали работать с 5 лет?
– Расскажите историю вашего сватовства.
– Как вас засватали и как вы к этому отнеслись? Каковы были ваши обязанности и положение в семье мужа? Как вам жилось в семье Корчагиных и почему? Почему вы терпели свое бесправие в доме мужа? Как вы считаете, насколько муж помогал вам жить в семье его родителей? Как относились к вам его родственники? В чем вы провинились, когда муж ударил вас? Любили ли вы своего мужа только из чувства долга или на самом деле? Почему из всех родственников мужа вы выделили Савелия-богатыря?
– Извините, что заставляю вас вспоминать о трудном, но расскажите об обстоятельствах гибели вашего первенца. Обвиняете ли вы себя в смерти первенца, кого вы вините больше всего? Как вы пережили несчастье с Демушкой? Что вам помогло пережить смерть первенца? Если вы любите своих детей, то почему отдали ослабленного Федота в подпаски? Что заставило вас, женщину, лечь под плети, пережить позор?
– Что произошло с вами в тот год, который вы называете для себя трудным? Почему вы послали детей по миру? Как отнеслась родители мужа к его рекрутчине? Почему вы решили отстоять мужа, что вами двигало, был ли у вас план действий? Как вы решились пойти к губернатору, легко ли было попасть к нему, что вы предприняли для этого? Всякая ли крестьянка поступила бы также? Почему жена губернатора помогла вам? Почему вы не оставили Лиодора в семье губернатора: из-за любви или по расчету? Как вы считаете, вам повезло в том, что вы отстояли мужа, или кроме везения есть что-то ещё? Почему, Матрена Тимофеевна, странникам, которые ищут счастливого, посоветовали найти вас? Видимо, среди крестьян вы слывете счастливицей? В чем же ваше счастье? Как бы вы ответили на вопрос: есть ли счастье женское? Какими словами вы могли бы выразить свое женское и человеческое самоощущение, своё «я»?
Исполнительница роли Матрены Тимофеевны при ответе на вопросы должна придерживаться следующих критериев: отвечать близко к тексту, используя лексику, интонации, присущие поэме; использовать цитаты, выражающие особенно значимые моменты жизни крестьянки, её характера.
Ведущий. Позвольте, господа,
констатировать, что время нашей
пресс-конференции истекло, а также поблагодарить
Матрену Тимофеевну за искренний рассказ о себе.
Прослушивание песни «Что ты жадно глядишь на
дорогу».
III. Подведение итогов урока-пресс-конференции, экспресс-опрос учащихся:
- Как бы вы оценили положение крестьянки в семье и обществе?
- Как бесправное
- Какие цитаты выражают личность Корчагиной и её представление о счастье?
«Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!.»
«Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У бога самого!»
- Насколько, по-вашему, соотносятся иллюстрации А.Г.Венецианова и прослушивание песни с рассказом Н.А.Некрасова о судьбе крестьянки?
- Логичен ли выбор такой формы, как пресс-конференция с крестьянкой?
- Да, потому что Матрена Тимофеевна рассудительная, разумная, держится достойно, в общем «продвинутая» крестьянка, её не смущает внимание и вопросы крестьян-странников, а значит, и «журналистов».
IV. Заключительное слово учителя
– Судьба русской крестьянки тяжела: в семье она «раба последняя», в обществе бесправна: «до бога высоко, до царя далеко». Но некрасовская крестьянка видит счастье не только в том, чтобы «домом править, растить детей», но и в том, чтобы быть независимой. Она не смиряется со своим положением, у неё «гневное сердце», что явилось выражением революционно-демократических взглядов Некрасова.
V. Анализ и оценка учителем и учениками вопросов «журналистов» и ответов «крестьянки».
VI. Домашнее задание по группам:
- Составить викторину или кроссворд по материалу 3-ей части поэмы Н.А.Некрасова «Крестьянка».
- Составить план сочинения по теме урока.
Библиографический список использованной литературы.
- Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М. Народное образование, 1998 г. 256 с.
- Гин А.А.Приемы педагогической техники:
Свобода выбора. Открытость. Деятельность.
Обратная связь. Идеальность: Пособие для
учителя. – М: Вита-Пресс, 2006 – 112 с. - Кучина Т.Г., Болдырева Е.М. Литература. Интеллектуальные игры для Школьников. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998 – 240 с., ил. – (Серия: «Минута на размышление»).