Литературный вечер, посвященный 80-летию со дня рождения В.М. Шукшина "Творчество как песня"

Разделы: Литература


Цели: воспитать чувство любви к родному краю; познакомить с биографией В.М. Шукшина; повысить интерес к изучению его творчества как писателя, актера, режиссера; сформировать умение выразительно читать; способствовать развитию познавательных способностей и творческих возможностей учащихся.

Оборудование: портрет В.М. Шукшина, выставка его книг и книг о нем «Талант высокой простоты», фильмография, слайды, записи песен, фильм «Калина красная», цитаты из произведений Шукшина.

(Звучит запись песни М.Евдокимова «Алтай – моя родина.)

Чтец: Михаил Борисов. «О Шукшине непросто говорить».

1-й ведущий: Добрый вечер дорогие друзья! 2009 год – год Шукшина на Алтае. И сегодня в этом зале нас всех объединяет одно: интерес к жизни и творчеству Василия Макаровича Шукшина. На нашем вечере прозвучат воспоминания о писателе, его письма, стихи, песни, инсценировки.

2-й ведущий: Мое ли это – моя родина, где я родился и вырос? Мое. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько... (Чтец читает стихотворение В.Кондакова «Разметалось село в предгорьях».)

1-й ведущий: Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Ребенком он бегал по улицам родного села, играл в лапту, рыбачил в любимой им Катуни, читал первые книжки.

С началом войны, когда ушел на фронт и вскоре погиб отчим, каждый год прожитый Василием Шукшиным, можно считать за три. На его долю выпало много хорошего и плохого: лишений и радостей, удач и неудач, славы и непонимания, горя и счастья. И все это – в напряженнейшем труде, который и три сердца не могли бы выдержать.

Кем он только не был: земледельцем, разнорабочим, слесарем, маляром, грузчиком, радистом, учителем, комсомольским работником.

От первых лет студенческой жизни Шукшина в Москве, кроме прочего, сохранилось и несколько писем, что посылал он в середине 50-х годов на Алтай матери – Марии Сергеевне Шукшиной.

Чтец: Письмо В.М. Шукшина матери.

«Живу очень интересно, мама. Очень доволен своим положением. Спасибо тебе за все, родная моя. Успехи в учебе отличные. У нас не как в других институтах, то есть о результатах обучения известно сразу. Ну вот пока и все. Итак, мама, повторяю, что я всем решительно обеспечен. Недавно у нас на курсе был опрос, кто у кого родители... У всех почти писатели, артисты, ответственные работники и т.п. Доходит очередь до меня.

Спрашивают: кто из родителей есть? Отвечаю: мать. – Образование у нее какое? – Два класса, отвечаю. Но понимает она у меня не менее министра. Смеются. Ну будь здорова, милая. Твой Василий».

2-й ведущий: Единственной опорой парня, пришедшего в столицу в дедовском галифе и гимнастерке, была мать.

Это потом он напишет: «Мать – самое уважаемое, что и есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости... Отними-ка у нее жалость, оставь ей высшее образование, умение воспитывать, уважение... Оставь ей все, а отними жалость. Отчего народ поднимается весь в гневе, когда на пороге враг? Оттого, что всем жалко своих матерей, детей, родную землю. Жалко! Можете не соглашаться, только и я знаю – и про святой долг, и про честь и достоинство, и тому подобное. Но еще в огромной мере – жалко».

1-й ведущий: Василий Шукшин в своем первом сборнике «Сельские жители» и романе «Любавины» рассказал о бесхитростных и безыскусственных земляках. Просто писать о простых людях – в традициях русской литературы. Очень точно о сути творчества Шукшина, о его самобытности сказал Михаил Александрович Шолохов: «Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного. И он рассказал о простом, не героическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно».

2-й ведущий: Произведения Шукшина, как и его персонажи, тесно связаны друг с другом, словно он всю жизнь писал один роман, одно огромное полотнище.

Было время, когда Василий Макарович интересовался Степаном Разиным. Он написал роман «Я пришел дать вам волю», сюжетным стержнем которого является борьба крестьян с бандой. Казалось, что Шукшина разорвет от той могучей силы, энергии души, которая скопилась и готова выплеснуться наружу. Он по своему сценарию собирался поставить фильм «Степан Разин» и был наполнен радостью оттого, что скоро его мечта осуществится... (Звучит русская народная песня «Из-за острова на стрежень».)

1-й ведущий: Лидия Федосеева – жена Василия Макаровича – рассказывала: «Когда Шукшин заканчивал роман, то последнюю главу ночью писал. Просыпаюсь – четыре утра. Слышу – где-то ребенок рыдает. Я на кухню, гляжу – плачет. Спрашиваю: “Что случилось?” – “Такого мужика загубили, сволочи...”

Любовь к Разину раздирала его сердце.

Шукшин долго мучился, обдумывая, как снимать “казнь Разина”, потом сказал: “Нет, это я снимать не буду. Этого я физически не переживу, умру”».

2-й ведущий: Одну из своих последних книг писатель назвал «Характеры». Шукшин и был открывателем характеров. Редко в каком рассказе (и не только в рассказах) нет у него упоминания о душе, чувства разлада с душой, желания вернуть то, что утвердило бы его героя в жизни и раскрыло бы ее смысл.

Главные герои большинства рассказов Василия Макаровича – деревенские люди, сеятели и хранители земли. У многих из них жизнь трудная, у иных и вовсе «скобоченная». Но все они самозабвенно, по-детски любят жизнь!

1-й ведущий: Нередко таких людей называют «чудаками» или просто «чудиками». Да какие же у Шукшина «чудики»? Скорее они герои: и Бронька Пупков, и Пашка Колокольников, и гражданин Князев, написавший трактате государстве...

В рассказе «Сураз» о «чудике» Спирьке Шукшин пишет так: «Размашисто красивый, дерзкий и такой же неожиданно добрый. Добротой своей он поражал, как и красотой. Мог снять с себя последнюю рубаху, отдать – если кому нужно...»

Жизнь Спирьки была цепью трагических ошибок. Он, как и фельдшер из рассказа «Даешь сердце», из тех, о ком недалекие люди, обыватели, говорят: «Контуженный пыльным мешком из-за угла...», ненормальный. Или такой как Сергей Духанин из рассказа «Сапожки». (Исполняется инсценировка отрывка из рассказа «Сапожки».)

2-й ведущий: Шукшин доскональным образом знал своего героя, знал и любил. С той же силой он ненавидел врагов своих «чудиков». Например, в повести «Энергичные люди» писатель доходит до социальной сущности, до социальных корней особого современного типа дельцов – «энергичных людей».

Это не просто жулики, а воры, современные и экономически подкованные.

1-й ведущий: Есть у Шукшина и произведения, написанные для театра, такие, как «Точка зрения», «А поутру они проснулись», «До третьих петухов» и др. В повести «До третьих петухов» тесно переплелись сказка и быль, день сегодняшний и давно минувший, литература, фольклор и жизнь. Это высшего порядка сатира – глубоко философская и социальная. «До третьих петухов» – это гимн русскому народу, простому человеку-труженику, утверждение истинных нравственных, духовных и культурных ценностей и одновременно – непримиримый бой с самодовольным мещанством. (Исполняется инсценировка отрывка из повести для театра «До третьих петухов».)

2-й ведущий: «Нравственность есть Правда, – писал Шукшин. – Не просто правда, а Правда. Ибо это мужество, честность, это значит – жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что НАРОД всегда знает ПРАВДУ».

1-й ведущий: Василий Макарович писал и снимал только то, что хорошо знал. И если кино – искусство коллективное, то о фильмах «Живет такой парень», «Твой сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная» вполне справедливо сказать, что это фильмы Шукшина. И дело не в том, что Шукшин и режиссер, и актер, и сценарист... Просто в каждом кадре его картин можно «увидеть» лицо автора.

2-й ведущий: Много ролей было сыграно В.Шукшиным. Ролей больших и малых. До сих пор не утихают споры, в чем Шукшин сильнее – как писатель, режиссер или актер? Он снялся в фильмах «Золотой эшелон», «Два Федора», «Простая история», «Мы двое мужчин», «Мишка, Серега и я», « Какое оно море?», «Когда деревья были большими», «Журналист», «Мужской разговор», «У озера», «Три дня у Виктора Чернышева», «Печки-лавочки», «Прошу слова».

Василий Макарович скоропостижно скончался на съемках фильма «Они сражались за Родину» – где-то в обожженных солнцем донских степях.

Прошли годы с того жаркого дня конца августа 1974 года, когда неожиданная весть ворвалась в дома – умер Шукшин. (Чтец читает стихотворение В.Высоцкого «На смерть Шукшина».)

1-й ведущий: Журналы еще печатали рассказы, полученные от него самого. В газетах выходили обжигающие душу строчки, – а его уже не было с нами...

В кинотеатрах еще шел его последний фильм «Калина красная», в темных залах с утра до вечера, сеанс за сеансом, волна за волной грохотал его сильный, мужественный голос. Герой этого фильма Егор Прокудин, вор-рецидивист, дорожит вниманием к нему общества, ему не безразлично, что о нем могут подумать, что могут сказать. Это драма человека, однажды ошибшегося, мучительно ищущего место в жизни, горящего желанием работать, жить, любить.

2-й ведущий: Трогательный и глубокий разговор Егора с березками скрывает затаенную поэтическую черту в образе героя. Встреча с матерью, которая его не узнала, – один из сильнейших драматических эпизодов фильма.

С поразительной силой Шукшин сыграл позднее раскаяние Егора в том, что он так долго не навещал родную мать. Фильм создан в жанре мелодрамы. Это высокая мелодрама, завершающаяся гибелью героя. (Показ фрагмента кинофильма «Калина красная».)

1-й ведущий: Всеми радостями и горестями своей страны, своего народа жил Василий Шукшин. Одним из первых бил в колокол, когда обнаруживал угрозу нашему человеку, и сам всегда спешил ему на помощь, пока не разорвалось сердце. Что бы ни делал Шукшин – писал рассказ, играл в фильме или снимал фильм, – он всегда оставался самим собой.

2-й ведущий: Нет с нами большого писателя – Василия Макаровича Шукшина. Но остались его книги, его мысли... И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках.

И вновь вспоминаются слова писателя: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту... Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку... Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».

1-й ведущий: Ежегодно в конце июля, в день рождения Василия Макаровича, в Сростках, на горе Пикет, собираются тысячи людей со всех концов страны.

Они приезжают на родину Шукшина, как будто приезжают к самому Шукшину. И те, кому довелось побывать здесь, прибавляют к святому в душе и этот праздник, воистину народный праздник – Шукшинские чтения.

2-й ведущий: Учитывая большие заслуги писателя, кинорежиссера и актера, Лауреата Государственных премий РСФСР, заслуженного деятеля искусств РСФСР Василия Макаровича Шукшина в развитии советской литературы и киноискусства, Совет Министров СССР принял постановление об увековечивании его памяти.

Благодарные люди соорудили и соорудят памятники, установили и установят мемориальные доски. Но самое главное – к ним всегда приносят и будут приносить живые цветы и ветки красной калины. (Звучит запись песни «Памяти Шукшина». Слова В.Татаринова, музыка Е.Птичкина.)

Литература

1. Горн В.Ф. Характеры Василия Шукшина. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1981. С. 248. Дума о человеке // Мой мир. 2008. №13. С. 4, 5 (Шукшинские дни на Алтае).

2. Емельянов Л.И. Василий Шукшин: Очерк творчества. Монография. Л.: Художественная литература, 1983. С. 152.

3. Дума о человеке // Мой мир. 2008. №13. С. 4, 5 (Шукшинские дни на Алтае).

4. Коробов В.И. Василий Шукшин: Творчество. Личность. М.: Современник, 1984. С. 286. Илл.

5. Непросто говорить о Шукшине: Лирический венок поэтов России / Изд. 2-е, дополненное. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1991. С. 160.

6. Сигов В.К. «Большой роман» В.М. Шукшина //Литература в школе. 1999. №5. С. 39–49.

7. Шукшин В.М. Вопросы к самому себе / Сост. Л.Н. Федосеева-Шукшина; Предисловие Л.А. Аннинского; Коммент. Л.А. Аннинского и Л.Н. Федосеевой-Шукшиной. М.: Молодая гвардия, 1981. С. 256; фотогр.

8. Шукшин В.М. Собр. соч.: В 6 т. / Сост. Л.Федосеева-Шукшина; Коммент. Л.Аннинского. М.: Молодая гвардия, 1993. Т. 3. С. 607.

9. Шукшинские чтения: Статьи, воспоминания, публикации / Сост. В.Ф. Горн. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1984. С. 208.