Урок-мастерская по литературе в 9-м классе по теме "Ключ к поэзии романтиков"

Разделы: Литература


Цели: создать условия для постижения учащимися особенностей художественного мира поэтов-романтиков путём сопоставления их стихов со стихами поэтов 20 века; развивать умения определять ритм стиха, рифмовку, делить стихотворения на строфы; определять автора по стилистическим особенностям его стихотворения.

Организация работы на уроке.

Работа идёт в трех группах. Каждой группе выдаются листы с характеристиками творчества В.Жуковского, Е.Баратынского, М.Лермонтова и конверты со строчками стихотворений. 1-й группе – строчки из стихотворений В.Жуковского ( «Прошли, прошли вы, дни очарованья…») и А. Ахматовой ( «Заплаканная осень, как вдова…»); 2-й – из стихотворений Е.Баратынского («Расстались мы; на миг очарованьем…») и Н.Старшинова («Жизнь идёт своим обычным кругом…»); 3-й – из стихотворений М.Лермонтова («За всё, за всё тебя благодарю я…») и В.Тушновой («У всех бывает тяжкий час…») - подобраны близкие по тематике стихотворения.

Задание одинаковое для всех групп:

Из данных строчек надо восстановить 2 стихотворения, определить, какое из них принадлежит перу поэта-романтика и , прочитав сведения о трёх поэтах – романтиках, уточнить, какому именно.

Подготовить сообщение о результатах работы, обосновывая свой выбор теми сведениями, которые почерпнули из прочитанных статей. Сделать вывод о том, что отличает стихотворение поэта 19 -го века от стихотворения поэта 20-го века.

ХОД УРОКА.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас не обычный урок, а урок-мастерская. Подобно мастерам-реставраторам, нам предстоит восстановить полотна рассыпавшихся на отдельные строчки стихотворений. Каждой группе дано по два стихотворения, причём одно из них принадлежит поэту – романтику 19 века, а второе – поэту 20 века. Чтобы не перепутать строки, необходимо подобрать «ключи» к каждому произведению, почувствовать особенности его стилистики.

Известно, что романтизм как литературное направление сформировался в начале 19 века. Мироощущение романтиков описывается при помощи понятия «мировая скорбь»: отчаяние, утрата веры в социальный прогресс. Невозможность противостоять тоске и скуке однообразной повседневности разрастались в космический пессимизм и вызывали трагический разлад человека со всем мироустройством. Именно поэтому основополагающим для романтизма становится принцип романтического двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала окружающему миру.

Сегодня мы попытаемся воссоздать художественный мир стихотворений русских поэтов-романтиков Василия Жуковского, Евгения Баратынского, Михаила Лермонтова и поэтов 20-го века Анны Ахматовой, Николая Старшинова, Вероники Тушновой. Вам предстоит угадать, кому принадлежат разрозненные строки, разместить их на листе в нужном порядке, ориентируясь по рифмам и смысловым связям.

Познакомившись со статьями о творчестве Жуковского. Баратынского и Лермонтова, вы должны догадаться, кому из них принадлежит восстановленное вами стихотворение и обосновать свою гипотезу.

2. Работа в группах по выполнению заданий.

3. Презентация результатов работы группами.

Предполагаемые ответы.

1 группа.

Мы восстановили два стихотворения, одно из которых принадлежит Василию Жуковскому. «Прошли, прошли вы, дни очарованья!» Дни очарованья – это дни любви, которые закончилась разлукой. Стихотворение наполнено тоской воспоминания о невозвратимых днях. Жизнь лирического героя

разделилась на два периода: до разлуки с любимой и после разлуки. Период счастья, очарованья, упованья (эти слова можно считать ключевыми, наиболее характерными для романтического стиля) противопоставлен периоду тоски , грусти, слёз. Связывает их воспоминанье. И в самом воспоминанье соединились противоположности. Воспоминания об утраченных счастливых днях делают человека несчастным, и в то же время без них он был бы вовсе не в состоянии жить. Возможно, в этом стихотворении отразились обстоятельства личной жизни поэта – невозможность его брака с Машей Протасовой и её ранняя кончина. Именно они окрасили всё творчество поэта в меланхолические тона, сделали его «певцом прошлого», покорно принимающего земные лишения.

Второе стихотворение тоже посвящено теме разлуки, вызванной смертью близкого человека. Но в нем нет романтического двоемирия. Здесь время, течение которого проявляется в смене времен года – на смену осени придет «тишайший снег» зимы,- воспринимается как лекарь. Оно приносит спасительное забвенье, за которое и «жизнь отдать не мало». Лексика этого стихотворения звучит современно, не имеет романтической окраски.

2 группа.

«Расстались мы; на миг очарованьем…» Это стихотворение написано Евгением Баратынским. Оно передает драматическое мироощущение поэта. Счастье – это только миг в жизни человека, оно исчезает подобно сновидению. Счастье дает любовь, которая быстро проходит. Без любви лирический герой чувствует себя лишенным всего, жизнь его становится унылой. «Безвременно увядшие «радости» становятся признаком человека, живущего в эпоху романтизма. Очарование счастья, дыхание любви мимолётны. Им противостоит уныние, овладевающее человеком надолго, навсегда.Такое мироощущение характерно для романтизма.

Автор второго стихотворения воспринимает жизнь более оптимистично, осознавая, что чередование радостей и огорчений – естественное течение жизни, такое же неизбежное, как смена времен года. Уход любимой – это несчастье, но и он не может изменить жизненный круговорот. А значит, на смену придет новое счастье. Осознание жизненной закономерности и помогает не впасть во вселенское уныние.

3 группа.

Стихотворение «За всё, за всё тебя благодарю я» принадлежит перу Лермонтова. В нем ощущается раздвоенность души героя: с одной стороны он обращается к богу с благодарностью за данную ему жизнь, а с другой – просит избавить от неё. Чем вызвана такая парадоксальная просьба? Да тем, что жизнь не приносит никакого удовлетворения. Она состоит из «мучений страстей», горечи слез, мести врагов, клеветы друзей. Даже поцелуй воспринимается как отрава. Оксюморон подчеркивает несовершенство жизни, её обманчивость и жестокость. В стихотворении звучат и характерные для Лермонтова мотивы одиночества, бессмысленности жизни: лирический герой жар своей души растрачивает в пустыне. Эта метафора помогает эмоционально выразить романтическое мироощущение поэта. Слово «благодарю» в контексте стихотворения приобретает ироническое звучание и воспринимается как своеобразный вызов самому Богу или судьбе. В целом стихотворение проникнуто духом отрицания данной человеку жизни.

Во втором стихотворении тоже звучит тема благодарности. Правда, не Богу, а конкретному человеку. В отличие от лермонтовской здесь благодарность искренняя. Лирическая героиня благодарна любимому человеку за то счастье, которое он ей дал, за снисходительность, за умение прощать недостатки.. Взаимоотношения героев не безоблачны. Они вызывают и муки ревности, и горестные размолвки, но все это не отменяет счастья.

Счастья не идеального, как у романтиков, а земного, заключающегося не в отсутствии противоречий, а в их преодолении.

4. Выводы.

Итак, идя от строки к строке, мы восстановили художественный мир стихотворений поэтов 19 и 20 веков и убедились, как по-разному они освещают одни и те же темы. Это вызвано разницей мироощущения, мировосприятия, метода отражения действительности.. Определяющая черта романтизма – противоречие между идеалом и действительностью, ощущение пропасти между ними и жажда их воссоединения. Творчество романтиков отличает интенсивность и острота переживаний, бурная эмоциональность, резкие контрасты, неразрешимые противоречия.

Поэзию же 20 века отличает глубокое понимание закономерностей реальной жизни, противоречивости, осознание ее сложности, неоднозначности. Лирический герой уже не отвергает неидеальный мир, он научился жить в нем, постигнув его объективные законы.