Место урока-«мастерской» в курсе:
Урок проводится после изучения раздела «Басни
И.А. Крылова». К этому времени учащиеся
познакомились с басней как жанром
художественной литературы, с её сценической
формой, иносказательным смыслом,
композиционными особенностями.
Первоначальные знания особенностей жанра басни
детям необходимы, так как в «творческой
мастерской» они будут самостоятельно создавать
свои басни, иллюстрировать их, инсценировать,
демонстрировать результаты своей «мастерской».
Урок лучше провести в читальном зале или другом
просторном помещении.
Задачи «мастерской»:
- Предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и своё место в мире.
- Способствовать развитию познавательной деятельности учащихся.
- Способствовать развитию творческого потенциала учащихся.
- Учить детей мыслить раскованно, творчески.
Оформление «мастерской»:
Выставка «Басни И. А. Крылова», портрет писателя, детские рисунки, карта «По следам басен Крылова» (изготовленная учащимися одной из «мастерских»), поделки из бумаги, из лесного материала.
Технология проведения и содержание
Первый этап работы – индуктор.
Проблемная ситуация: выбрать басню И. А Крылова,
продумать её инсценирование, проиллюстрировать.
Создать свою басню, продумать форму
представления творческой группы, оформить её
композицию.
Ребята в творческих «мастерских» сами
обозначили пункты решения проблемы. Учитывая
интерес каждого члена «мастерской», они создали
проект.
Второй этап работы – социоконструкция.
На этапе социоконструкции каждому
предоставлена независимость в выборе пути
поиска решения, дано право на ошибку и на
внесение коррективов.
На этом этапе ребята были свободны в выборе
деятельности, в выборе формы представления своих
«мастерских». В процессе работы ребята
овладевали «опытом дерзновения», проявляли свою
фантазию, творчество, приобретали опыт работы
друг с другом.
В классе было создано пять творческих
«мастерских».
Проекты мастерских оказались очень разными:
Первая «мастерская»:
- инсценирование басни И. А. Крылова «Свинья под дубом»;
- изготовление отдельных элементов костюмов;
- выразительное чтение басни «Петух и Жемчужное зерно», её иллюстрирование;
- составление композиции представления своей «мастерской».
Вторая «мастерская»:
- инсценирование фрагментов басен И. А Крылова «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград»;
- изготовление поделок из бумаги;
- создание собственной басни и её иллюстрирование.
Третья «мастерская»:
- инсценирование и иллюстрирование басни И. А. Крылова «Квартет»;
- составление викторины «Знаешь ли ты басни Крылова?»;
- создание собственной басни и её представление.
Четвёртая «мастерская»:
- написание собственной басни, её инсценирование и иллюстрирование;
- изготовление поделок из лесного материала, их представление.
Пятая «мастерская»:
- чтение наизусть басни И. А. Крылова «Мартышка и очки»;
- инсценирование басни И. А. Крылова «Кот и повар»;
- изготовление карты «В мире басен»;
- создание собственной басни.
Третий этап работы – социализация.
«Мастерская» начинается словами учителя:
«Басня … какой интересный жанр художественной литературы! Целый мир! И его населяют люди, звери, птицы, рыбы… Сегодня мы с Вами побываем в этом мире. Но только возьмём себе на заметку слова великого баснописца И. А. Крылова:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука»
и докажем обратное: согласие, лад, успех.
На этапе социализации каждая группа выступила
с отчётом о выполнении поставленной задачи. Все
«мастерские» представили свои работы. Важно то,
что в отчёте участвовали все дети. Каждому
хотелось, чтобы его группа выступила хорошо.
Ребята имели больше возможности
самореализоваться.
Ребята второй «мастерской» написали собственную
басню «Глупая мартышка» и проиллюстрировали её.
Ребята третьей «мастерской» создали басню
«Самодовольная Жирафа.
Ребята четвёртой «мастерской» сочинили
коллективно басню «Хвастливая Лисица»,
проинсценировали и проиллюстрировали её,
изготовили поделки из лесного материала к басне.
У них получилась цельная, стройная композиция
представления.
Ученики пятой «мастерской» также написали
собственную басню.
Сценарии представления «мастерских»
отличались друг от друга. Каждая группа имела
своё «лицо» – афишу. Одна «мастерская» более
артистична, другая – более творческая, третья
покоряла своей фантазией, юмором …
«Мастерская» вызвала у детей много чувств, ярких
эмоций.
Мне как учителю данный урок помог увидеть и
понять, что каждый ребёнок самоценен, нужно уметь
создать простор воображению, творческому поиску,
атмосферу открытости, доброжелательности.
Творческие работы детей, которые были созданы в «мастерских».
Басня «Самодовольная Жирафа»
Жирафа в жаркой Африке
Среди зверей жила
И лишь собою была увлечена.
Собою восхищалась, восторгалась
И, не переставая, умилялась.
Всем говорила: «Как же я красива,
Как совершенна – просто диво!
И состою я из одних достоинств,
А недостатков нет во мне и вовсе»
И так жила она, жила,
Всем беспардонно навязывая себя.
Всем говоря: «Вы все мои друзья»,
Чтоб было кому ею восхищаться.
А за глаза
Тихонько лишь себе могла признаться,
Как ненавидит ту или иную,
Как бесят её все, как все ей надоели.
Да, в общем, много лиц Жирафа та имела.
Могла ко всем и ко всему
Себя расположить,
Чтоб как-то ей комфортно
Этот день прожить.
Вот так жила она,
Не понимая,
Что с лицемерием таким
И недовольством всеми
Среди зверей найдёт лишь
Отчужденье.
Автор: Королёва Маша
Басня «Глупая мартышка»
Однажды глупая мартышка решила поумнеть.
Очки взяла, открыла книжку,
То книжку погрызёт, то полистает,
То повернёт её, хвостом покрутит,
Не может ничего понять!
Устала бедная, сняла очки,
Забросила подальше книжку
И думает: «Зачем умнеть?
Поем я лучше шоколадку
И буду дальше на ветвях висеть!»
Мораль сей басни такова:
Очки и книжка не помогут, коль голова пуста!
Автор: Преснухина Катя
Басня «Заяц и медведь»
Заяц был зверёк пушной,
Трусливый, ростом небольшой.
Любил он хвастать перед всеми,
Хоть каждый день, что очень смелый…
Он мог бы победить медведя:
Засыпать всю его берлогу,
Не созывать себе подмогу,
Чтоб не проснулся Михаил
И чтобы лес не ворошил.
Но всё же заяц на медведя
Не мог пойти из чувства страха своего.
(Боялся втайне он его).
Никто косому не поверил,
А ворон лишний шум развеял.
Проснулся Косолапый раньше срока.
Он вышел из берлоги. Дело было плохо.
И рассказала всё ему сорока.
Узнав об этом, он освирепел
И прямо к зайчику уже поспел.
Косого он застал врасплох,
Косой от страха сразу же иссох.
Медведь его ударил лапой,
И тот сражённый грохнул на пол.
Так знайте! Хвастаться нельзя,
Коль недоделал дело до конца!
Автор: Галаган Виталий
Басня «Хвастливая лисица»
Давно в народе русском
Живёт одна мораль:
Коль любишь себя сильно –
Других не замечаешь,
Коль хвалишь себя много –
Другим ты отвращаешь.
Лисице бог послал
Шикарный хвост и огненную шубку,
Красивые глаза и остренькие ушки.
Куда как хороша, плутовка рыжая была!
И возгордясь своею красотою,
Лиса себя прославила сама,
Все добродетели себе присвоила она:
Умна, мила, добра, красива,
Находчива и неспессива,
В минуту горести поможет всем,
Вы знайте только – приходите,
А уж лиса отладит все дела!
И потянулись звери к ней:
Кто с болью головной,
А кто с зубами,
А кто ребёночка везёт в санях,
Зайчишка с лапою хромою,
Волчище с выдранным хвостом…
Лиса, увидев, сей наплыв зверей,
Вначале сильно растерялась
Потом, приободрясь, решила показать себя.
Но ничего, кроме пушистого хвоста
И огненной своей шубёнки,
Она представить не смогла.
И, отвернувшись от лисы,
Домой все звери разбрелись,
Она ж осталася одна
И никому с тех пор не интересна.
Коллективно создали в «мастерской»