Литература
-
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу" 2010
Практическое занятие позволяет обобщить, систематизировать знания. Нестандартные, творческие уроки, несомненно, повышают эффективность урока и учебно-воспитательного процесса. Подобные уроки предполагают более глубокое знание материала, формируют интерес к чтению. Подобранные формы работы помогают реализовать цели урока.
-
Информационные технологии на уроках литературы на тему "Бородинское сражение. Правда войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 2010
Урок построен с использованием мультимедийной презентации, в которую включены текстовый материал, портреты участников событий 1812 года, а также фрагменты из фильма С.Бондарчука "Война и мир", отражающие тему урока и способствующие лучшему восприятию учащимися темы и реализации целей урока.
-
Урок литературы по рассказу Б.С. Житкова "Механик Салерно". "Оставаться человеком при любых обстоятельствах" 2010
Методика работы проста: нужно вместе читать. Читать вместе, воспринимать индивидуально. Предлагаю вашему вниманию урок литературы, разработанный и проведённый в рамках технологии критического мышления в 5-м классе. Приведён образец РАФТа – одного из приёмов данной технологии.
-
Интегрированный урок-игра "Умники и умницы" по теме "Культура Раннего Возрождения" 2010
Интеллектуальная интегрированная игра по культуре Раннего Возрождения может быть использована для учащихся 6-го класса, изучающих литературу углубленно по учебнику Ладыгина М.Б. Данный материал позволяет в игровой форме обобщить и актуализировать знания, полученные на уроках, способствует развитию интеллектуальных способностей учащихся и интереса к изучаемым предметам.
-
Интегрированный урок по лирике М.Ю. Лермонтова и Г.Тукая "Печально я гляжу на наше поколенье…" 2010
Интегрированный урок — это урок, который проводится с целью раскрытия общих закономерностей, законов, идей, теорий, отображенных в разных науках и соответствующих им учебных предметах.
-
Урок, посвященный 70-летию со дня рождения В.С. Высоцкого, "…Носил он совесть близко к сердцу" 2010
Урок знакомит учащихся с биографией В.С. Высоцкого,опираясь на воспоминания его родных и близких. Разнообразие материала позволяет составить полное представление о творчестве и личности В.С. Высоцкого.
-
Викторина "Читаем "Слово о полку Игореве" 2010
Викторина по литературе проводится в 8-м классе (при работе по УМК «В мире литературы», авторы А.Г.Кутузов и др.) после изучения «Слова о полку Игореве» в разделе «Древнерусская литература».
-
Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы 2010
В статье даны практические рекомендации по организации исследовательской работы учащихся на уроках литературы, основанной на краеведении и проектной деятельности.
-
Метод проектов на уроках литературы Дальнего Востока 2010
В данной статье приведен дыухлетний опыт использования проектов в 5-м и 6-м классе на уроках литературы Дальнего Востока, при тесном сотрудничестве со школьным краеведческим музее, в котором собран богатый материал о коренных жителях Ванинского района - орочах.
-
Урок литературы в 10-м классе (внеклассное чтение) 2010
Для рассмотрения на уроке представлены 2 произведения: повесть Ю.Казакова "Голубое и зелёное" и рассказ В.Распутина "Женский разговор", что позволит сделать сопоставительный анализ произведений. Анализ названных произведений позволяет проследить связь традиций классической русской литературы и литературы ХХ–ХХI вв. в раскрытии "вечных" тем.
-
"Мечта и реальность в повести Н.В. Гоголя "Шинель". Загадка фантастического финала 2010
Урок является заключительным в системе уроков по повести Н.Гоголя в 8-м классе и направлен на анализ произведения с целью выявления его основных сюжетно-композиционных и жанровых особенностей, развитие умения проникать в авторский замысел.
-
Урок по рассказу И.А. Бунина "Лапти" (7-й класс) по технологии РКМ 2010
Знакомство с рассказом И.А. Бунина, организованное по технологии развития критического мышления, способствует более глубокому осмыслению семиклассниками проблем, поднятых автором в тексте, и осознанию литературы как учебника жизни. Кроме того, такая работа способствует обучению обобщенным знаниям, умениям и способам мышления, поиску альтернативы.
-
Урок по рассказу Е.И. Носова «Кукла» («Акимыч») в 7-м классе 2010
В работе представлен конспект урока литературы в 7-м классе по рассказу Е.И. Носова «Кукла».
-
Риторика и риторизация учебного процесса - способы формирования саморазвития учащихся 2010
Риторическая деятельность – это сложная, многогранная и комплексная деятельность, которая включает в себя замысел, создание, исполнение, рефлексию, диалог с готовым текстом – реконструкцию авторского замысла. Урок – это тоже гипертекст – учебный диалог, у которого есть все признаки риторического текста.
-
Методическая разработка урока (план-конспект) с презентацией к уроку-прологу по творчеству Достоевского Ф.М. в 10-м классе 2010
Урок преследует несколько дидактических, методических, развивающих целей. Основная масса учащихся принимает участие в подготовке урока, организуя КТУД (коллективное творческое учебное дело). Используются различные формы и методы из педтехнологий. Это и словарная работа, работа со справочной научной литературой, подготовка презентации, анализ творчества, подготовка литературного чтения, организация работы в группах.
-
А.С. Пушкин – отражение глубины русского национального самосознания 2010
Урок помогает систематизировать знания учащихся, привить любовь к русской музыке и поэзии, изучить жанры инструментальной и вокальной музыки, киномузыку на пушкинские сюжеты; музыку брянских композиторов; роль музыки в жизни А.С. Пушкина.
-
Интегрированный урок (английский язык + литература) по теме "Влияние творчества Эдгара По на поэзию символистов" 2010
Данный урок позволил обучающимся углубить и расширить представления о взаимодействиях мировых культур, овладеть практическими навыками сравнительного анализа литературных текстов, создать перевод стихотворения.
-
История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды") 2010
Интегрированный урок литературы и биологии – урок формирование нового проблемного видения, цель которого через изучение романа В.Дудинцева «Белые одежды» понять, как внутренняя политика государства 30–60-х годов ХХ века повлияла на развитие биологии как науки.
-
Внеклассная работа по литературе по теме "Салон XIX в. Бал высшего общества" 2010
Ролевая игра позволяет учащимся старших классов погрузиться в атмосферу ХIХ века, в мир художественных произведений И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных отношений, прививает эстетический вкус.
-
Спектакль-воспоминание "Ленинградский метроном" (сценарий и постановка) 2010
Главная цель спектакля – разбудить в детях интерес к истории Родины, к самым трагическим и героическим страницам истории родного города, перекинуть мостик между поколениями, связать знания и чувства, историю города с историей отдельно взятой семьи, чтобы память о блокаде жила и передавалась из поколения в поколение.
-
Урок-исследование по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" 2010
Представлен конспект урока-исследования по литературе в 8-м классе, который построен на основе анализа повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Реализует возможность развить понятие о лейтмотивах, подробно остановиться на основных мотивах повести; воспитать вдумчивого читателя, правильное отношение к материальным ценностям.
-
Урок литературы в 10-м классе "В каком уставе есть закон иль право на ненависть и месть?" 2010
Урок литературы в 10-м классе построен в соответствии с учебной программой под редакцией А.Г. Кутузова с применением новой технологии – технологии французских мастерских. В ходе урока идет формирование нравственных понятий: толерантности, прощения, отрицательного отношения к мести как к непродуктивному действию.
-
Авторская программа элективного курса по литературе в 11-м классе "Литература и православие" 2010
Целью элективного курса является ознакомление учащихся с влиянием православия на формирование мировоззрения современных писателей XX–XXI веков, показ школьникам отражения православных мотивов в произведениях литературы XX века и наших дней.
-
Интегрированный урок (литература + немецкий язык + музыка) по теме "Взаимодействие слова и музыки в балладе "Лесной царь" 2010
Этот интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей, которые формируют у учащихся целостное восприятие литературно-музыкального произведения. На занятии показана непрерывная связь эпох через культуру, науку, искусство.
-
Урок литературы в 10-м классе. Тема "Стиль писателя" 2010
Стиль писателя есть средство реализации творческого замысла. Стиль отличает одного писателя от других. Характерные особенности художественного стиля речи: широкое использование лексики других стилей, употребление изобразительно-выразительных средств языка, проявление творческой индивидуальности.
-
Урок литературы в 7-м классе на тему "Тарас Бульба — народный герой. "Тарас Бульба" — героическая повесть" 2010
В данной статье даётся понятие о народном герое и героической повести. Развивается у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ. Развиваются патриотические чувства.
-
Интегрированное занятие по биологии и литературе по теме "Кошка, которая гуляла сама по себе" 2010
За время совместной эволюции кошка и человек оказались прочно связанными общей средой обитания. Кошка для человека – символ домашнего очага. Но всегда ли мы знаем того, кто рядом с нами живёт? Всегда ли умеем услышать его и понять? Об отношениях, порой непростых, между человеком и кошкой идёт разговор с учениками 6-го класса.
-
Урок литературы. Ю.Н. Куранов "Великая прекрасная княгиня" (8–9–е классы) 2010
Первый урок из цикла, посвящённого творчеству Ю.Н. Куранова, по его книге «Тепло родного очага». Урок построен на основе личных впечатлений учащихся от встреч с вдовой писателя З.А. Курановой на курановских чтениях и у неё дома.
-
Урок литературы "С чего начинается Родина?" в 5-м классе 2010
Первый урок из цикла «С чего начинается Родина?» помогает понять истоки любви к Отечеству; формирует понимание понятия «малая родина», осознанное отношение к нравственным ценностям; учит вдумываться, вслушиваться в мудрое слово писателя.
-
Творческая мастерская. "Как сделан сонет?" 2010
Часто перед учителем-словесником встает вопрос: как помочь школьникам освоить то или иное литературоведческое понятие, как создать условия для усвоения специфики той или иной литературной формы? В поисках ответа на эти вопросы мы пытаемся организовать учебный диалог и эстетическую деятельность учащихся.