Литература
-
Литературная игра-викторина по теме "Мифы Древней Греции" 2010
Данная викторина предназначена для систематизации знаний учащихся по мифам Древней Греции, выявления уровня знания и понимания текста. Форма игры-викторины помогает активизировать интеллектуальную деятельность учащихся, развивает умение логически мыслить и убедительно строить свои рассуждения.
-
Разработка урока-исследования "Тема пути, образ дороги в русской литературе XIX века" 2010
Одной из ключевых проблем современности является проблема воспитания толерантности. Урок-исследование, во время которого учитываются, выслушиваются и обсуждаются все точки зрения, критически исследуется действительность, формирует по-настоящему толерантное отношение к другому мнению. Как правило, исследовательская работа проводится во внеурочное время.
-
"Каждый человек — творец" (по сказке Ганса Христиана Андерсена "Снежная королева") 2010
Урок-игра с целью расширить знания обучающихся о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена, познакомить с формой составления синквейна; развить навыки грамотной речи, творческие способности, обогатить словарный запас; воспитывать умение ценить и беречь чувство любви и дружбы.
-
Конспект урока литературы в 7-м классе "Не гасите свет своей души" (А.Платонов. "Юшка") 2010
Этот урок – это лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому каждый из нас должен думать о том, как надо жить, чтобы не ранить, не обидеть человека. Ведь никто не рождается нищим, также как жестоким и бессердечным. К подобному своему состоянию человек приходит постепенно, по мере получения им жизненного опыта и под влиянием обстоятельств.
-
Тема урока "Л.Н. Толстой. "Детство" 2010
Урок литературного чтения знакомит учащихся с краткой биографией Л.Н. Толстого, историей появления повести «Детство». Занятие развивает навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; умение анализировать прочитанный текст.
-
Литературная игра по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2010
Литературная игра подходит для итогового повторения романа Пушкина, состоит из двух презентаций (вопросы по игре и подсказка "50х50"), содержит богатый иллюстративный материал и позволит девятиклассникам глубже познакомиться с романом "Евгений Онегин".
-
Программа элективного курса по литературе "Современная литературная ситуация. Русская литература последнего десятилетия" 2010
Цель курса заключается в том, чтобы помочь старшекласснику составить собственное представление о современном литературном процессе, его тенденциях, проблематике и эстетических позициях авторов произведений, получивших признание в литературной среде.
-
Жанр басни в мировой литературе 2010
Это 3-й, заключительный урок по теме, который позволяет проверить знания учеников по предыдущему материалу, уровень понимания басен и владения ключевыми понятиями, уровень выразительного чтения. Основная идея – знакомство детей с предшественниками И.А. Крылова в жанре басни, расширение читательского кругозора.
-
Внеклассное мероприятие по литературе 2010
Интегрированное мероприятие является формой внеурочной деятельности по предмету. Это проектная работа одиннадцатиклассников. Одна группа учащихся подбирала информацию по теме, другая группа - стихотворения, третья - готовила презентации к мероприятию.
-
Примерный план урока-семинара в 10-м классе по теме "Художественный мир Н.В. Гоголя. Современное прочтение (по эссеистике и публицистическим статьям Д.Быкова)" 2010
Предлагаемый материал может быть использован для организации и проведения семинарского занятия в первом полугодии 10-го класса. Предложенная тема и форма работы углубляет и расширяет понимание школьниками творчества писателя, более того – помогает осознать актуальность произведений Гоголя в наше время.
-
Урок литературы по теме "Поэзия А.А. Ахматовой" 2010
Данный урок построен с учетом принципов личностно ориентированного подхода. Работая с таблицей, учащиеся привлекают свой личный опыт, самовыражаются, по-своему интерпретируют творчество поэта. Каждое предложенное для восприятия стихотворение - это этап урока, результат которого фиксируется в таблице и обсуждается.
-
Урок-конференция по литературе на тему "Ночевала тучка золотая" по творчеству А.И. Приставкина 2010
Цель урока - познакомить учащихся с творчеством А.И. Приставкина.
-
Вечная драма любви в прозе И.А. Бунина 2010
Задача учителя - помочь учащимся осмыслить авторскую концепцию любви, побудить их задуматься над сложностью человеческих взаимоотношений, способствовать осознанию ими чувства ответственности перед собой и другими людьми; выявить особенности стиля писателя, определить роль аллюзии и реминисценции в художественном тексте.
-
Урок литературы в 6-м классе на тему «Художественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Метель"» 2010
Урок литературы в 6-м классе (учебник А.В. Коровиной) разработан для гуманитарного класса. Новая тема урока включает в себя углубленное изучение теории литературы и формирование интереса к анализу произведения. Использованы элементы развивающего обучения.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Стихи и песни о Великой Отечественной войне" 2010
На занятии происходит знакомство со значением поэзии в годы ВОВ. Прилагается презентация с песнями тех лет. Материалы данного урока помогут не только учителю литературы в подготовке к аналогичному занятию, но и классному руководителю в подготовке к мероприятиям ко Дню Победы. В комплект материалов входит разработка урока, а также электронная презентация с mp3-приложениями.
-
Проектная деятельность как одно из средств формирования текстовой компетентности школьников на уроках литературы 2010
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Данная работа включает как некоторые теоретические вопросы проектно-ориентрованного обучения, так и конкретные рекомендации по организации проектов разного уровня в средней школе.
-
Урок-литературное кафе "Одна – из всех – за всех – против всех!" (страницы жизни и творчества М.Цветаевой) 2010
Урок в форме литературного кафе, посвященный жизни и творчеству М.Цветаевой, ставит целью вызвать интерес учащихся к творчеству русской поэтессы, познакомить с музыкальными произведениями советских композиторов на стихи М.Цветаевой.
-
Мир "дворянских гнезд" в творчестве И.С. Тургенева 2010
Основная идея: приблизиться к истокам русской дворянской культуры, познакомиться с феноменом русской усадьбы XIX века на примере произведений русских классиков; прикоснуться к поэтической атмосфере изображения «дворянских гнёзд» И.С. Тургеневым; формировать у учащихся умение систематизировать, анализировать и обобщать изученное.
-
Урок адыгейской литературы в 6-м классе на тему "Жизнь дана на добрые дела" по произведениям Киримизе Жанэ "Камбулет", "Тайна старого дуба" 2010
Самым ярким примером в привитии добрых качеств, в воспитании достойного человека является художественная литература. Конечно - это сказки, мифы, сказания, где главными героями являются богатыри, нарты, где они совершают подвиги ради любви к человеку, совершая поступки во имя добра. Это колыбельные песни, это детские рассказы.
-
Урок по литературе в 10-м классе по теме "Мой Чехов" 2010
Данный урок литературы в 10-м классе направлен на развитие интереса к личности и творчеству писателя. Урок построен как размышление. Он должен заставить учащихся понять и оценить значение Чехова в литературе, показать актуальность его творчества.
-
"Каждый выбирает для себя" (интерпретация рассказа Ф.Искандера "Возмездие"): урок внекласного чтения в 8-м классе 2010
Урок внеклассного чтения дает возможность окунуться в атмосферу современной ученику жизни, встретиться с ровесниками, определить важность и актуальность проблем, волнующих героев, пройти вместе с ними «путь проб и ошибок» к пониманию того, что есть добро и зло, верность и предательство, истина и ложь.
-
"Трагедия поэта". Заключительный урок-исследование в 11-м классе по творчеству поэтов Серебряного века 2010
Жизнь и судьба поэтов Серебряного века интересна и покрыта многими тайнами и загадками. Ответ на них можно найти в поэзии, в письмах самого поэта, в воспоминаниях современников. Важно правильно организовать исследовательскую деятельность учеников. Для этого класс обычно делится на несколько групп: биографы, литературоведы, чтецы.
-
Урок литературного чтения в 3-м классе. И.С. Тургенев. "Певцы" (фрагмент) 2010
Представлен урок литературного чтения в образовательной системе «Школа–2100».Работа над фрагментом произведения И.С. Тургенева помогает детям глубже понять мысль автора, прививает интерес к чтению классической литературы и хорошей музыке.
-
Урок литературы в 5-м классе "Тема природы в поэзии Ф.И. Тютчева" 2010
Велика роль поэтического слова. Каждое слово в стихотворении – это емкий, лаконичный образ. Каждое произведение требует раздумий, внимания к слову, разгадки поэтической мысли, образов. Считаю, что уроки знакомства с поэзией необходимы.
-
Изучение драмы М.Горького "На дне". Различные трактовки образа Луки 2010
В статье представлен урок по изучению философской проблематики пьесы М.Горького "На дне". В ходе урока учащиеся смогут сравнить различные трактовки образа Луки не только в критике, но и в театральных постановках, выяснить причины различных интерпретаций образа. На уроке используется комплекс новых педагогических технологий. Предложенная система заданий позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся на всех этапах урока.
-
Разработка урока по литературе "Два типа певцов народных песен" (по рассказу И.С. Тургенева "Певцы") 2010
Цель урока – раскрыть перед обучающимися гениальное мастерство И.С.Тургенева в области словесной живописи, его безграничную любовь к русскому народу; закрепить умение обучающихся в анализе текста; обогатить словарный запас учащихся; развивать культуру устной и письменной речи.
-
Трагизм в восприятии Бориса Зайцева на рубеже веков (на примере рассказа "Мгла") 2010
Предложенный урок выявляет особенности литературы начала XX века и знакомит учеников 10-го класса с творчеством Бориса Зайцева. На уроке ученики анализируют рассказ "Мгла", стараются понять, в чём трагизм восприятия Б.Зайцева на рубеже двух веков.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Тема детства в произведениях современных российских писателей (на примере рассказа Л.Улицкой из сборника "Детство 49") 2010
Предлагаемому уроку предшествовало знакомство с повестями о детстве Л.Н.Толстого и М.Горького. Его основные цели – познакомить шестиклассников с именем Людмилы Улицкой, прочитать и проанализировать один из её рассказов, подготовить учеников к составлению отзыва о нём; определить, чем отличается детство, описанное в произведении Улицкой, от детства сегодняшнего.
-
Урок литературного чтения 2010
Цели урока: дать ребёнку возможность почувствовать себя сопричастным миру, пробудить желание осмотреться в мире образов, которые его окружают, развитие художественных интересов детей.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Куранова "Семь – я" 2010
В ходе урока осуществляется знакомство с жизнью и творчеством калининградского писателя Юрия Куранова, воспитание в детях чувства любви и уважения к близким людям, внимательного отношения к окружающему миру, формирование навыков составления характеристик героев, умения работать с текстом, делать выводы и обобщения.