Цели урока:
1. Дать понятие о городе как одном из способов характеристики героев.
2. Подготовить учащихся к восприятию темы "Образ Петербурга в произведениях русских писателей XIX века"
3. Создать условия для эмоционального восприятия образа города Петербурга..
4. Развивать навыки выразительного чтения, анализа художественного произведения.
5. Воспитывать чувство любви к истории нашей Родины, гордости за высокие достижения мастеров и писателей прошлых столетий.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический, частично-поисковый.
Форма проведения: урок-экскурсия
Тип урока: интегрированный урок-обобщение
Оборудование: мультимедийная установка, иллюстрации в формате PowerPoint,тексты произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, тестовые задания, выставка книг писателей XIX века.
1. Вступительное слово учителя литературы.
И мчится всадник с поручением
Ко мне - сквозь дымные столбы,
Вручая город на прочтение,
Как книгу тайны и судьбы"
Вадим Шефнер
Сегодня наш урок посвящен городу, сыгравшему значительную роль в истории, литературе, культуре России. Петербург в истории и литературе. Запишите тему нашего урока и эпиграф.
В художественном произведении город не просто место действия, фон, на котором разворачиваются события. Город - участник этих событий, часто вдохновитель их.
"Места и местности : действуют на нас, как живые существа:". Они могут толкнуть на преступление, а могут спасти, могут уничтожить, а могут вознести.
Город, в котором живешь, становится частью твоей биографии, твоей жизни. Но есть города, которые являются частью истории народа, они формируют его самосознание. Петербург принадлежит к таким городам. "Петербург - это русские Афины, стольный город духовной культуры", - так сформулировал свои впечатления от встречи с городом Николай Павлович Анциферов.
"Петербург - удивительный город, имеющий мало себе подобных по красоте:" - не сдерживал восхищения А. Бенуа.
И, наконец, восторженное признание:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит:
- Кому принадлежат эти строки? (А. С. Пушкин)
- В каком произведении прозвучало это признание? ("Медный всадник")
- Но вот совсем другой взгляд на Петербург:
Рим создан человеческой рукою,
Венеция богами создана,
Но каждый согласился бы со мною,
Что Петербург построил сатана.
- Городом сатаны называет Петербург польский поэт Адам Мицкевич.
"Несчастье обитать в Петербурге, самом отвлеченном и умышленном городе в мире", - вторит польскому поэту русский писатель Ф. М. Достоевский. Почему такие неоднозначные оценки? Такое разное отношение к городу Петра? Обратимся к истории Петербурга:
2. Слово учителю истории.
- На одном из островов устья Невы застучали топоры: здесь рубили деревянный городок. Этот город Санкт-Петербург.
- Кого считают отцом Санкт-Петербурга? (Петра I)
- Что вы знаете о Петре I? (Российский царь с 1682 года (правил с 1696 года).
Первый российский император (с 1721 года). Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, добился признания России странами Западной Европы.
- Назовите дату и событие, считающиеся днем рождения Санкт- Петербурга? (16 мая 1703 г., заложение Петропавловской крепости)
- Почему Петр решил заложить город именно здесь? Как политически объясняется выбор места? (Это место очень удобно в военном и торговом отношении. Петербург связывал Россию с Европой. Он был ближе всех русских городов к западным странам и имел прямой выход к морю.)
3. Слово учителю географии.
- Насколько в географическом отношении место благоприятствовало жизни в Петербурге? Слово предоставляется группе географов.
- Многие географы и историки указывают на неслучайность создания Петербурга именно у крайней восточной точки Балтийского моря. Город был построен у впадения в Финский залив короткой (всего лишь 74 км), но полноводной реки, на островах и берегах дельты. Здесь новая столица могла лучше всего служить новой политике России. Петербург не просто сменил Москву - он возглавил иную державу - Российскую империю.
Французский энциклопедист Д.Дидро иронически сказал: "Чрезвычайно нецелесообразно помещать сердце на кончике пальца". Однако включение в состав Российской империи Прибалтики, потом значительной части Польши, а еще позднее Финляндии придало новый географический смысл расположению столицы.
4. Учитель истории продолжает.
Было в судьбе русской столицы нечто совсем не европейское: ни один из великих городов Европы не был построен так быстро. А тут город возник на глазах одного поколения.
В столь быстром росте города видели нечто чудесное. Так раньше на Руси города не возникали, вспомним пословицу: "Москва не скоро строилась". Петербург воспринимается как воплощение великого замысла великого человека. "По манию царя воздвигнутый из блат", город неизменно воспринимался как создание искусственное, как результат волеизъявления того, кто, в пушкинском понимании, протянул руку и сказал: "Здесь будет город заложен". Построить город "здесь", на болоте, рядом с постоянно грозящим наводнением морем, значило покорить саму природу. Это строительство должно было стать торжеством человеческой воли и разума. Искусственность Петербурга отчетливо ощущалась народным сознанием. Наряду с восторгами и прославлением - сомнения в целесообразности строительства города и даже предсказания о скорой его гибели. "Петербургу быть пусту," - пророчество, появившееся еще во времена Петра. Чужой город с нерусским, немецким именем не устоит...
Противоречивой с самого начала была история Петербурга: современнейший европейский город строился варварскими методами в традициях жесточайшего деспотизма, строился буквально на костях. Здесь страдали и гибли сотни и тысячи людей; память об этих страданиях была жива в народе; смысл недоброжелательной молвы был в том, что городу придется еще расплатиться за гибель невинных.
- Как же был воплощен замысел Петра? Итак, историческая справка: (Сообщение уч-ся о строительстве Петропавловской крепости и Петропавловского собора):
16 (27) мая 1703 г. в день святой Троицы на Заячьем острове в устье Невы была заложена первая постройка города - крепость Санкт-Питер-Бурх ("город-крепость святого Петра"), вскоре переименованная в Петропавловскую в честь апостолов Петра и Павла. Начало строительства крепости считается днем основания города. Крепость была расположена на стратегически выгодном месте, оттуда можно полностью контролировать проход кораблей по фарватеру Невы. Проект новой крепости был составлен самим царем, контуры ее определялись по естественному очертанию берегов Заячьего острова. Строительство велось быстро, почти 40 городов российских выделяли ежегодно 40 тысяч работных людей. Здесь, на финском болоте, они выкорчевывали лес, покрывавший остров и берега Невы, и осушали болота.
Уже 29 июня 1703 года Петр 1 и все строители торжественно праздновали окончание работ и закладку деревянного собора во имя святых апостолов Петра и Павла. Вскоре вокруг крепости возник город, названный на голландский манер Санкт-Петербургхом. Это наименование было дано в честь небесного покровителя царя - Святого Петра. В начальный период своего существования город имел такие названия как "Шлотбург" (город-крепость), "Петрополес" (каменный город), в русском произношении это звучало как "Питерпол" .В XX в. город не раз менял свое название- именовался Петроградом ,затем - Ленинградом, и наконец, опять Санкт-Петербургом. Сам Петр 1 называл свой город-мечту "парадизом", что в переводе с французского означает "рай", а с греческого - "сад". Петербург он строил по европейскому образцу, по единому плану. Вот почему и сейчас северную столицу отличает "строгий, стройный вид": четкие линии улиц, геометрическая прямота старых кварталов, европейская архитектура зданий.)
5. Учитель истории продолжает.
Петербург стал не только одним из крупнейших русских городов, но и одной из самых красивых европейских столиц. Для того, чтобы утвердить величие России, создавались величественные здания. Архитектура Петербурга поистине уникальна. Русский классицизм и русское барокко. Петербург недаром называют музеем под открытым небом: в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров. Приглашаю вас на прогулку по Петербургу. Слово группе экскурсоводов.
(сообщения уч-ся: Памятник Петру 1, Храм Воскресения Христова, Никольский морской собор, Таврический дворец, Казанский собор, Невский проспект.)
В 1764 г. была построена нарядная в стиле барокко церковь - Никольский морской собор. Эта очень "петербургская" церковь была построена по проекту С. И. Чеванкинского. Пять ее широко расставленных голубых глав украшены резными гирляндами цветов и листьев, четырехъярусная колокольня, как бы стоящая отдельно, устремилась ввысь, напоминая своим обликом Петропавловскую. Возведенный в честь покровителя моряков, Никольский собор стал храмом - памятником морской славы России.
В 1789 г. было закончено строительство Таврического дворца для князя П. А. Потемкина-Таврического. Дворец, построенный по проекту архитектора И. Е. Старова в стиле классицизм, представляет собой двухэтажное здание с шестиколонным портиком. Главный корпус объединен галереями с боковыми двухэтажными корпусами.
В 1907 г. был построен храм Воскресения Христова по проекту архитектора А. А. Парланда. Своей величавостью, богатым убранством, затейливыми каменными узорами, разноцветными куполами он напоминает знаменитый Покровский собор в Москве. Но в отличие от храма на Красной площади церковь Воскресения Христова не веселая и праздничная, а сурово-печальная. И это не случайно, ведь построена она на том самом месте, где в конце прошлого века был убит Александр II. И церковь - дань памяти ему. Оттого и называют иначе - Спас на Крови. Когда солнечные лучи падают на красный камень ее стен, чудится, будто они обрызганы кровью.
Одним из шедевров архитектуры высокого классицизма является Казанский собор архитектора Воронихина. Торжественным полукружием его колоннада формирует площадь, широко раскрытую к проспекту. Под сводами собора покоится прах М. И. Кутузова. С 1932 года здесь размещается музей истории религии и атеизма.
Кроме архитектурных сооружений поражают своей красотой и величавостью скульптурные памятники. Одним из таких памятников является памятник Петру 1. В 1766 г. в Россию был приглашен знаменитый французский скульптор Фальконе с 19-летней помощницей Мари Анн Колло, которая выполнила голову статуи Петра. Как всякое произведение искусства XVIII столетия памятник должен был нести символический смысл. Согласно объяснению того времени, императора следовало изобразить "стремящимся быстрым бегом на крутую гору, составляющую основание и простершим правую руку к своему народу". Гора обозначает трудности, понесенные Петром, а прыжок коня - скорое течение его дел. Нетрадиционную для классического конного монумента композицию со вставшим на дыбы конем было технически трудно выполнить. Но скульптор нашел способ сделать ее устойчивой: помимо двух опор, есть и третья, скрытая опора - его хвост соприкасается с извивающимся под копытами змеем - символом зла. В 1782 г. памятник был установлен на Сенатской площади, выходящей на берег Невы.
Невский проспект, протянувшийся с запада на восток почти на четыре с половиной километра, - главная магистраль города, олицетворение красоты Петербурга, ее возникновение относится к 1710 -м годам. Невский проспект, воспетый в стихах и прозе, запечатленный на многих гравюрах, он издавна воспринимался как своеобразный символ города на Неве, его недаром называли "душою Петербурга". Строгие линии домов, монументальные храмы, дворцы, общественные здания, раскрытые к магистрали великолепные площади, торцовая мостовая, которую современники восторженно называли "уличным паркетом", - таков был облик того Невского, о котором Н.В. Гоголь писал, как об "улице - красавице нашей столицы", "всеобщей коммуникации Петербурга". С превращением Петербурга в большой капиталистический город вид его главного проспекты изменился: выросли многоэтажные доходные дома, фешенебельные магазины, внушительные здания банков. Многие из них отличались подчеркнуто оригинальным обликом и словно соперничали друг с другом в показной роскоши. Хозяевами Невского наряду с аристократами стали теперь дельцы, владельцы крупных капиталов. К их услугам здесь были дорогие рестораны, модные магазины и ателье, всевозможные сословные клубы и "собрания".)
- Это лишь часть огромной коллекции архитектурных шедевров Петербурга. А сейчас представляю вашему вниманию панораму наиболее известных архитектурных ансамблей. Подумайте, какое впечатление производит на вас город? (Удивительно красивый, блистательный, великолепный город)
6. Слово учителю литературы.
- Глядя на эти дворцы и площади, хочется говорить стихами. Какой поэт помогает нам в этом? (Пушкин). Найдите цитаты из вступления к поэме "Медный всадник"
Работа учащихся с текстом, заполнение таблицы:
Петербург А.С. Пушкина
Блистательный Великолепный |
":юный град полнощных стран краса и
диво:" "Вознесся пышно, горделиво, |
Символ могущества России |
"Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам" |
Город русской славы | ":Отсель грозить мы будем шведу" |
Петербург для Пушкина - олицетворение русской государственности |
- Почему же столь резко говорят о Петербурге Мицкевич, Достоевский? Да и у Пушкина в поэме "Медный всадник" город становится источником беды.
- Что стало причиной трагедии Евгения, героя поэмы?
- Кого обвиняет в своей беде Евгений? Почему?
- Вопрос географам: почему наводнения в Петербурге столь разрушительны?
(ответ)
Пожалуй, вы уже сможете ответить на вопрос, поставленный в начале урока: почему такое противоречивое отношение к городу Петра в литературе?
Да, преследуя государственные интересы, Пётр 1 мало задумывался об интересах отдельного человека. Окно в Европу прорубил самодержец. Будущий Петербург мыслился им как город- государство, символ самодержавной власти, а простому человеку холодно и неуютно в этом городе, вознесённом над ним. Таким образом, Пушкин в поэме "Медный всадник" отражает обе точки зрения на град Петра.
- Какова же авторская позиция? И всё же: "Люблю тебя, Петра творенье:" Петербург для Пушкина - символ новой России, грозной, богатой, просвещённой империи.
- Действия многих художественных произведений происходит в Петербурге, при этом, город в них не просто фон, на котором разворачиваются события. Город - участник этих событий, часто вдохновитель их.
- Действие каких произведений, прочитанных вами, происходят в Петербурге? ( Гоголь "Портрет", Лесков "Призрак в Инженерном замке", Пушкин "Медный всадник", Некрасов "Русские женщины", "Вчерашний день часу в шестом", "Размышления у парадного подъезда")
- Н. В. Гоголь - современник Пушкина, он в Петербург приехал из провинции. Каким он увидел город? Об этом можно судить по его произведениям. Образ северной столицы впервые возник в творчестве Гоголя еще в повести "Ночь перед Рождеством". Петербург, увиденный глазами кузнеца Вакулы, очень своеобразен. Вспомним, как воспринимает Вакула Петербург.
Чтец: "Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и раздавались со всех сторон; домы росли, и будто поднимались из земли на каждом шагу; мосты дрожали, кареты летели; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней"
- Обратили внимание, как описаны люди? Что они ощущают? (В этом шуме, блеске, суете люди теряются, им словно нет места в этом городе. Человек ощущает себя маленьким, ненужным, он испуган, подавлен.)
- В 1835 г. в сборнике "Арабески" впервые были опубликованы вместе повести "Невский проспект", "Портрет", "Записки сумасшедшего", условно названные "Петербургскими повестями". По построению они представляют собой серию сюжетов, связанных картин, причем каждая из повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-ых годов.
Мы прочитали с вами повесть "Портрет". Главный герой живет в Петербурге, но описанию города автор, кажется, уделяет совсем немного места. И все же именно страницы, посвященные городу, помогают лучше понять, что же происходит с героем.
Гоголь - великолепный пейзажист, стоит вспомнить описание степи в повести "Тарас Бульба". Герой повести "портрет" - художник, но в произведении почти нет описания природы. Можем убедиться в этом. Найдите и прочитайте описание природы в первой части.
- Случайно ли почти полное отсутствие пейзажей в повести "Портрет"?
(Сообщение ученика: "Петербургские пейзажи в повести Гоголя "Портрет"";
Сообщения "Васильевский остров и Невский проспект в жизни Чарткова", "О чем рассказала Коломна?")
- Петербург Гоголя: какой он? (Суетливый, соблазняющий, щеголеватый, богатый, нищий)
- В Петербурге Гоголя нет монументальности, торжественности, поэзии. Гоголь воспринимает Петербург со стороны быта.
7. Итог урока.
Учитель литературы: Я думаю, вы убедились в том, что город - не просто место действия, фон, на котором разворачиваются события. Город - участник этих событий, "организм, обладающий душой сложной и тонкой, живущий своей таинственной жизнью". Тем более такой город как Петербург. "Непостижимым" назвал его А. Блок. Постигать его мы будем, читая роман "Евгений Онегин" А. С. Пушкина и поэму "Мертвые души" Н. В. Гоголя в 9-м классе, "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского - в 10-м. В 11-м в свой Петербург нас пригласят поэты "серебряного века": Блок, Гумилев, Мандельштам, песня на его стихи сегодня звучала на нашем уроке. Мне очень нравятся строки из стихотворения В. Шефнера:
И мчится всадник с поручением
Ко мне - сквозь дымные столбы, -
Вручая город на прочтение,
Как книгу тайны и судьбы.
- Читать эту "книгу тайны и судьбы" нам предстоит не один год.
Учитель истории: Ребята, вы знаете, что цвета имеют свой символический смысл. Цвет, выбранный для слайдов, сегодня не случаен. Синий цвет слайдов легко объяснить, ведь синий цвет - символ воды, город построен на берегу Невы. А что означает желтый цвет? (Желтый цвет - цвет болезни и одиночества.)
Все названные писатели показали, что Петербург - город одиночества.
8. Рефлексия в форме тестирования
1. Начало строительства Петербурга, выбери правильный ответ | а) 16 мая 1703 год б) 16 августа 1703 год в) 16 мая 1705 год |
2. Где был заложен город Санкт-Петербург? | А) на Заячьем острове в устье Невы Б) на Волчьем острове в устье Невы В) на Лисьем острове в устье Невы |
3. С какой целью Петр I решает ":в Европу прорубить окно"? | А) расширить торговые отношения с
Европой; Б) назло шведу; В) для того, чтобы вывести Россию из вековой изоляции и возвысить ее роль на международной арене. |
4. В каком году произошло наводнение, изображенное Пушкиным в поэме "Медный всадник"? | А) 1824 г. Б) 1833 г. В) 1814 г. Г) 1834 г. |
5. В каком районе Петербурга проживает Евгений, герой поэмы? | А) Васильевский остров Б) Коломна В) Фомин остров |
6. Как назывался сборник, в котором впервые вместе были опубликованы повести "Портрет", "Невский проспект", "Записки сумасшедшего"? | А) "Миргород" Б) "Арабески" В) "Вечера на хуторе близ Диканьки" |
7. Как можно определить пафос вступления к "Медному всаднику"? | А) задумчивый, печальный Б) торжественный В) трагический Г) философский |
8. Каково отношение А. С. Пушкина к Петру I в поэме "Медный всадник"? | А) восторженное Б) негативное В) двойственное Г) равнодушное |
Домашнее задание.
1) составить тест по теме урока или написать сочинение-миниатюру: "Нижнекамск в моей судьбе";
2) подготовить сообщение об одном из архитектурных сооружений города Санкт-Петербурга.