Цели:
- Повторить понятие “ положительный герой”
- Рассмотреть характеры Простакова, Митрофана, Скотинина
- Учить работать с текстом произведения и учебника
- Выявить просвещенный идеал Д.И. Фонвизина
Ход урока
Проверка домашнего задания (содержание комедии “Недоросль”)
1. Годы жизни писателя 1745–1792
- Фонвизин хорошо знает придворную жизнь.
Доказать это. - Как писатель решил исправить людские пороки?
– с пером в руке;
– обратился к театру. - Любимый жанр Фонвизина?
– Комедия. - Назвать произведение, ставшее вершиной его творчества.
- Когда написана комедия?
С комедии “Недоросль” начинается история русской комедии, а может и всей драматургии.
Это комедия № 1.
Комедия должна быть смешной.
Цель 1: Показать людские пороки. Чтобы сделать зло бессильным – его нужно высмеять.
Работа по содержанию 1 действия
Анализ эпизодов.
1. Комедия начинается с кафтана, сшитого Тришкой.
Вопросы учащимся
(См.текст. 119-122)
|
– Кто участвует в обсуждении сшитого кафтана? – Кто является главой в семье Простаковой Может отец? Доказать – Имя Митрофан (по-гречески – подобный матери) – Случайно ли автор выбрал это имя? – Найти в тексте высказывание Скотинина о себе. |
2. Самохарактеристика Скотинина.
(стр.116) (стр.126) (стр.116) (стр.118)
|
– Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить
наказание. А завтра, коль изволишь, я охотно помогу. – Что заберу в голову – то из нее гвоздем не вынешь – Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата У меня, сестрица, один обычай с тобой. – Я не челобитчин, хлопотать я не
люблю, да и боюсь. |
Простаков. То правда, братец, весь околоток говорит, что ты мастерски сдираешь оброк.
3. Зачем Скотинин приехал к Простакову.
4. Реплика Простакова.
Простаков о Стародуме стр.119
(Простаков)
Гнев! |
– Не умирал! А разве ему и умереть нельзя. – Избави, боже, коли он не умирал! – Как не умирал! –Разве ты не знаешь, что уже много лет от меня его Да которая бестия без меня отдает тебе письма! Вот до чего дожили. К девушкам письма пишут |
5. Умеет ли Простаков читать?
Стр.120 Стр.145
|
– Прочтите его сами. Я благодаря бога не так воспитана. – Я могу письма получать, а
читать их всегда велю другому. |
Умеет ли читать Скотинин?
Стр.120 –Я от роду ничего не читывал. Бог меня избавил от этой скуки.
Как учится Митрофан?
Кто его учителя?
СТР.120
|
– Уже года 4 учится – дьячок от Покрова – Кутейкин – отставной сержант – Цифиркин – по-французски – А.А. Вральман – Пока Митрофанушка еще в недорослях |
6. Письмо дядюшки (стр.121–122) зачитать.
О наследстве Софьи
Прокомментировать диалог
Что вдруг задумала Простакова?
В чем комизм поведения Простаковой?
Какой план рождается у Простаковой?
Итог урока:
1. В чем заключается драматический конфликт?
Что значат слова – “слепая материнская Любовь” |
жадность к наживе любой ценой, безнравственность, невежество, необразованность. |