Цели и задачи урока: развитие навыка работы и анализа поэтического текста; формирование у учащихся навыков критического чтения; развитие устного - словесного рисования на уроке литературы.
Оборудование: интерактивная доска со слайдовой презентацией, поэтическим текстом, где учащиеся, помимо просмотров слайдов по теме урока, будут записывать опорные слова и выводы по каждому этапу урока.
Ход урока
1. Организационный момент:
А) Сообщение учащимся темы урока.
Б) Целеполагание: учащиеся сами ставят цели, которые они должны достичь в течение урока, исходя из формулировки темы урока.
2. Работа по теме урока.
Поэтический текст и история его создания предварительно не рассматривались учащимися ни на уроке, ни дома.
Учитель создает ситуацию "вызова" у учащихся ассоциаций, связанных с названием стихотворения и интуитивных предположений о его смысле.
Задание: а) выразите лексические и стилистические ассоциации, которые вызывает слово "древо" (слайд № 1); б) создать связный текст на тему "Древо" по опорным словам: послушный раб, пустыня, яд, властный взгляд, владыка (слайд №2).
На выполнение задания отводится 5-7 минут. Учащиеся могут работать в группах или индивидуально. Общее в ассоциациях должны быть мысли о жестокости, насилии и деспотизме. Если таких ассоциаций нет, то учитель, при помощи наводящих вопросов, должен подвести учащихся к данным понятиям.
Учащиеся выходят к интерактивной доске и записывают свои ассоциации на слова из второго слайда (можно ограничиться одной ассоциацией от каждой группы).
Учитель: свои мысли - ассоциации вы выражали при помощи слов, а поэты свои мысли и переживания выражают при помощи образов.
А теперь давайте попробуем, не читая стихотворения, а зная только его название- "Анчар", определить его идею и сравним пушкинские чувства со своими.
Задание: попытайтесь создать из названия стихотворения "Анчар" новые слова, добавляя, убирая или переставляя слоги (слайд №3).
Учащиеся выходят к доске и записывают свои варианты. Возможные варианты: чары, очаровать, начало и т.д.
Учитель: "Какие ассоциации вызывают у вас эти слова"?
(Примерные ответы учеников: ощущение колдовства, чего-то жуткого и т.п.)
Учитель: прочитайте про себя стихотворение "Анчар". Выделите при чтении композиционно - тематические части и определите, какие образы являются главными в каждой из них (слайд № 4).
(Учащиеся работают самостоятельно, затем работа с интерактивной доской со слайдом № 5.
1 часть (строфы 1-5) - это описание, содержащее главные образы: анчар, природа, древо смерти.
2 часть (строфы 6-8) - это сюжет, главными образами которого являются владыка, раб, человек.
3 часть (9 строфа) - развязка: гибель.)
3. Физкультминутка стандартная и зависит от того каким уроком по счету проходит литература (активная или пассивная).
4. Продолжение работы по теме урока.
Учитель подводит учащихся к актуализации и осмыслению приобретенного читательского опыта, обобщению личностных впечатлений.
Задание: напишите те наблюдения, которые не вызывают у вас протеста, осуждения.
(Примерные записи представителей групп: анчар, как грозный часовой; природа в день гнева породила; птица не летит; тигр нейдёт (слайд № 6) и те наблюдения, которые вызывают у вас протест, осуждение: человек человека послал к анчару; властный взгляд; бедный раб у ног непобедимого владыки (слайд №7).
Учитель: "Какие два мира противопоставляются в сюжете"?
(Ответ учеников: природа и люди.)
Учитель: "Подберите 3-4 слова, которыми можно охарактеризовать образ зла".
(Ответы учащихся. Природа: анчар - смерть, яд, одиночество, пустыня; люди: человек, рабство, насилие, гибель.) (Слайд № 8).
5. Итоги урока.
Учитель выводит учащихся на ситуацию обобщения индивидуальных и коллективных наблюдений над поэтическим текстом и делает сообщение о времени и истории создания стихотворения, а затем с целью обобщения и закрепления полученных на уроке знаний задает вопросы:
1. Что, на ваш взгляд, в пафосе, в основной мысли стихотворения связано с современными для поэта событиями в обществе?
2. Во второй части стихотворения повторяются слова: послушный, послушно, послушливые. Является ли это, по вашему мнению, призывом к послушанию?
3. Мы видим, что стихотворение шире конкретного факта, оно является философски обобщенным размышлением. О чем размышляли мы с вами, исследуя стихотворение? (Слайд № 9)
(Учащиеся размышляют и пытаются в ходе размышления дать ответ на поставленные вопросы.)
Учитель: "До сих пор каждый из вас был со стихотворением наедине, каждый видел в нем своё. А теперь прочитаем стихотворение вслух, выразив в чтении свои мысли, чувства и понимание философской идеи.
Один ученик по желанию читает стихотворение вслух.
Учитель: "Достигли ли вы целей, которые ставили в начале урока"?
6. Домашнее задание.
Выбрать тему из предложенных учителем и написать мини-сочинение.
Примерные темы.
- Мои размышления при чтении стихотворения "Анчар".
- В чем современность философской идеи стихотворения "Анчар"?
- Как раскрываются в стихотворении личность и убеждения поэта?
- Как создается в стихотворении образ зла?