Урок литературы в 7-м классе "Неповторимые движения души" (на материале средневековой японской поэзии хокку)

Разделы: Литература


Цель урока: знакомство учащихся с видами искусства и культурными традициями Японии, с жанровыми и художественными особенностями средневековой японской поэзии хайку (хокку).

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с образцами средневековой японской поэзии; развивать их воображение;
  • Формировать навык выразительного чтения белых стихов и анализа поэтических литературных произведений;
  • Воспитывать у учащихся эстетический вкус, внимательное отношение к слову, потребность выражать свои мысли и чувства в литературном творчестве.

Жанровые особенности хайку (хокку) (могут быть на одном из слайдов презентации):

  • три строки;
  • отсутствие рифмы;
  • незавершенность;
  • "сезонные" слова;
  • настроение;
  • внимание к природе;
  • живописность (стихи-картины).

Музыкальное оформление:

  • Музыкальная композиция "Дзен", "Сакура" или любой другой музыкальный фрагмент в исполнении традиционного японского оркестра.
  • Композиция "Сакура" в современной оркестровой обработке.

Оформление раздаточных материалов:

  • Карточки с японскими словами: нэцке, цунами, караоке, оригами, каратэ, икебана, хайку, ханами.
  • Вырезанные из цветной бумаги "осенние" листочки, которые будут вручаться учащимся, правильно ответившим на вопросы.
  • Листы с заданиями учащимся.

Ход урока

Учащиеся рассаживаются группами (3-4 группы) по поэтическим школам, которым присвоены имена японских поэтов: Басё, Исса, Бусон, Сики.

Организационный момент:

- Сообщение темы, целей урока и вступительное слово учителя о Японии:

- Здравствуйте, дорогие ребята! Кто из вас не любит путешествовать, узнавать что-то новое и интересное? Думаю, что среди нас таких нет. Все мы втайне мечтаем повидать дальние страны или, в крайнем случае, хотя бы одну загадочную далекую страну, экзотическую и таинственную ... Такую, например, как Япония. (Слайд 1)

Сегодня вам представляется такая уникальная возможность: как на машине времени мы перенесемся в средневековую Японию, где познакомимся с традициями и жизненной философией японцев. А помогут нам совершить это путешествие такие виды искусства, как литература, живопись и музыка. Именно у японских поэтов, музыкантов и художников мы постараемся научиться пониманию красоты.

(Слайд 2, 3) Учитель сообщает учащимся цель и задачи урока

Лингвистическая разминка:

- Но чтобы отправиться в далекое путешествие, нужно знать, где находится Япония, и понимать японский язык. Вы его знаете? Сейчас проверим это.

1. Как переводится название Японии?

- Страна восходящего солнца.

2. Где она находится?

- На островах Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку. Омывают ее Японское море и Тихий океан.

3. Объясните, что такое ...

Икебана - :

Караоке - :

Оригами - :

Карате - :

Цунами - :

Нецке - ...

Ханами - :

- Оказывается, вы довольно хорошо знаете значения японских слов. Но слово "Ханами" не смогли объяснить.

Слово учителя о празднике "Ханами" и о характере заданий и системе их оценивания:

- Ханами - праздник любования цветами или красными осенними листьями. Не богатство и не сокровища, а простота и естественность всегда привлекали японцев. Праздник Ханами и сегодня очень популярен среди японцев. Семьями или поодиночке они выезжают в сады и парки и проводят долгие часы в созерцании, любуясь красотой природы! (Слайд 4) "Что получаешь в созерцании, возвращаешь в любви", - считают японцы. А еще, по их мнению, если человеку удалось уловить момент гармонии, значит, его облагодетельствовал Бог Красоты.

Желаю всем вам, чтобы сегодня вас облагодетельствовал Бог Красоты. Ну а для этого вы, разделившись на команды (школы) примете участие в состязаниях поэтов.

За успешное участие в каждом конкурсе вы будете получать "осенние листочки", и чем больше "листочков" вам удастся собрать, тем успешнее пройдет ваше участие в состязаниях. А еще я в течение урока познакомлю вас с несколькими мудрыми изречениями японцев. Ваша задача сегодня почерпнуть немного мудрости у народа с многовековой культурой, а для этого каждому из вас надо записать хотя бы одно из мудрых изречений. В конце нашего состязания вы расскажете, какая мудрая мысль осталась у вас в памяти. Кстати, некоторые из мудрых мыслей уже прозвучали.

Восстановление эпиграфа урока:

- У нашего праздника есть эпиграф, но текст пословицы, ставшей сегодня эпиграфом, нужно восстановить. (Слайд 5) Как она должна звучать?

- Все излишнее безобразно.

- Этот вариант правильный, т.к. тяготение японцев к природе, в которой нет ничего лишнего, заставляет их во всех жизненных обстоятельствах быть естественными, обходиться малым, бережно относиться ко всему, что их окружает.

Прослушивание и обсуждение музыкальной композиции в исполнении традиционного японского оркестра:

- Продолжим знакомство с культурой и искусством Японии. Сейчас вашему вниманию предлагается музыкальный фрагмент в исполнении традиционного японского оркестра. Критики утверждают, что такую музыку можно слушать с любого такта. Посмотрим, согласитесь ли вы с ними. (Звучит музыкальный фрагмент в исполнении традиционного японского оркестра).

- Да можно, т.к. в произведении нет вступления, мелодия периодически повторяется, музыка звучит непрерывно, играют всего 2-3 инструмента. Слушателю легко "включиться" в звучание.

- Что вы представляли, во время звучания композиции?

- Лепестки вишни шелестят на ветру, на ветках сидят птицы, где-то поблизости протекает ручеек. Звуки музыки имитируют звуки природы. Вот почему их можно слушать с любой ноты!

Чтение и обсуждение участниками команд хайку. Определение их жанровых особенностей:

- Вам уже знакомы стихи и правила стихосложения. Что необычного в хайку? (Учащимся выдаются карточки с заданием 1)

- Нет рифмы, 3 строки ... и т.д. (После ответа команд Слайд 6 и 7, где записаны жанровые особенности хайку. Команды получают "листочки" за правильные ответы.

- О каких жанровых особенностях хайку идет речь в танка (пятистишии) Догэна?

- О разных временах года и сезонных словах, кроме того, в танка тоже показаны картины природы и отсутствует рифма.

Восстановление командами пропущенных в текстах слов, и выразительное чтение восстановленных хайку.

Хайку как маленькие волшебные картинки, не прорисованные до конца. Японские поэты будто обращаются к фантазии слушателей, призывая их стать соавторами. Так художник может написать огромное полотно, изображающее осенние деревья, студеную реку, небо, покрытое свинцовыми тучами, а может набросать деревце, согнувшееся под натиском ветра и дождя. А уж промозглый холодный день представит сам зритель. В его воображении картина будто оживет. Недаром японцы говорят: "Видимая красота - лишь отражение невидимой".

Но что же делать, если из хайку утеряно слово? Может быть, и его поможет восстановить ваше воображение? (Учащимся выдаются карточки с заданием 2. За удачные ответы учащиеся получают "листочки").

Сообщения учащихся о японских поэтах - авторах хайку.

- Вы удачно подобрали недостающие словечки. Кстати, именно такое задание любили предлагать известные поэты своим ученикам на праздниках любования цветами. А что это были за поэты, вы сейчас узнаете.

Учащиеся читают заранее подготовленные сообщения о жизни и творчестве японских сочинителей хайку. Сообщения сопровождаются слайдовыми презентациями.

Сочинение недостающей строки хайку.

- Еще более сложным заданием ученикам Басе, Бусон, Исса считали восстановление недостающей строки хайку.

(Команды получают карточки с заданием 3, обсуждают хайку, восстанавливают строку, выразительно читают, получившиеся хайку).

Подведение итогов. Награждение победителей. Задание на дом.

- Победители получают сладкий приз и, я надеюсь, поделятся с остальными. Ведь японцы говорят так:

Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.

- Дома свои хайку напишите на тех осенних листочках, которые вам выдавались в течение игры. (1-2 хайку).

Заключительное слово учителя:

- "Каждый миг жизни божествен, творится из ничего и не может повториться", - говорят японцы. Так невозможно повторить и наше необычное состязание. Но время, проведенное вместе, не прошло напрасно. Всем нам удалось сегодня уловить момент гармонии, значит, Бог Красоты облагодетельствовал нас. А самое прекрасное то, что вы научились понимать природу красоты. Пусть это сделает вашу жизнь ярче и интереснее!

Выводы:

- С какими видами японского искусства мы сегодня познакомились? Какие особенности хайку вы запомнили? Какое из высказываний, записанных на слайде, выражает ваши мысли? (Слайд 8).

Оценки. (Слайд 9).

То, что не высказал я
Сильнее того.
Что сказал.

Список литературы:

  1. Одинокий сверчок: Классические японские трехстишия хайку/ Вступление и перевод с японского А.А. Долина. - М.: Детская литература, 1987.
  2. Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. - М.: Искусство, 1993.
  3. Кирквуд К. Ренессанс в Японии. Культурный обзор семнадцатого столетия. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1988.
  4. В гостях у вишневых цветов. Хокку. - Омск: Наследие. Диалог - Сибирь, 2002.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3.