Цель урока: знакомство учащихся с видами искусства и культурными традициями Японии, с жанровыми и художественными особенностями средневековой японской поэзии хайку (хокку).
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с образцами средневековой японской поэзии; развивать их воображение;
- Формировать навык выразительного чтения белых стихов и анализа поэтических литературных произведений;
- Воспитывать у учащихся эстетический вкус, внимательное отношение к слову, потребность выражать свои мысли и чувства в литературном творчестве.
Жанровые особенности хайку (хокку) (могут быть на одном из слайдов презентации):
- три строки;
- отсутствие рифмы;
- незавершенность;
- "сезонные" слова;
- настроение;
- внимание к природе;
- живописность (стихи-картины).
Музыкальное оформление:
- Музыкальная композиция "Дзен", "Сакура" или любой другой музыкальный фрагмент в исполнении традиционного японского оркестра.
- Композиция "Сакура" в современной оркестровой обработке.
Оформление раздаточных материалов:
- Карточки с японскими словами: нэцке, цунами, караоке, оригами, каратэ, икебана, хайку, ханами.
- Вырезанные из цветной бумаги "осенние" листочки, которые будут вручаться учащимся, правильно ответившим на вопросы.
- Листы с заданиями учащимся.
Ход урока
Учащиеся рассаживаются группами (3-4 группы) по поэтическим школам, которым присвоены имена японских поэтов: Басё, Исса, Бусон, Сики.
Организационный момент:
- Сообщение темы, целей урока и вступительное слово учителя о Японии:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Кто из вас не любит путешествовать, узнавать что-то новое и интересное? Думаю, что среди нас таких нет. Все мы втайне мечтаем повидать дальние страны или, в крайнем случае, хотя бы одну загадочную далекую страну, экзотическую и таинственную ... Такую, например, как Япония. (Слайд 1)
Сегодня вам представляется такая уникальная возможность: как на машине времени мы перенесемся в средневековую Японию, где познакомимся с традициями и жизненной философией японцев. А помогут нам совершить это путешествие такие виды искусства, как литература, живопись и музыка. Именно у японских поэтов, музыкантов и художников мы постараемся научиться пониманию красоты.
(Слайд 2, 3) Учитель сообщает учащимся цель и задачи урока
Лингвистическая разминка:
- Но чтобы отправиться в далекое путешествие, нужно знать, где находится Япония, и понимать японский язык. Вы его знаете? Сейчас проверим это.
1. Как переводится название Японии?
- Страна восходящего солнца.
2. Где она находится?
- На островах Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку. Омывают ее Японское море и Тихий океан.
3. Объясните, что такое ...
Икебана - :
Караоке - :
Оригами - :
Карате - :
Цунами - :
Нецке - ...
Ханами - :
- Оказывается, вы довольно хорошо знаете значения японских слов. Но слово "Ханами" не смогли объяснить.
Слово учителя о празднике "Ханами" и о характере заданий и системе их оценивания:
- Ханами - праздник любования цветами или красными осенними листьями. Не богатство и не сокровища, а простота и естественность всегда привлекали японцев. Праздник Ханами и сегодня очень популярен среди японцев. Семьями или поодиночке они выезжают в сады и парки и проводят долгие часы в созерцании, любуясь красотой природы! (Слайд 4) "Что получаешь в созерцании, возвращаешь в любви", - считают японцы. А еще, по их мнению, если человеку удалось уловить момент гармонии, значит, его облагодетельствовал Бог Красоты.
Желаю всем вам, чтобы сегодня вас облагодетельствовал Бог Красоты. Ну а для этого вы, разделившись на команды (школы) примете участие в состязаниях поэтов.
За успешное участие в каждом конкурсе вы будете получать "осенние листочки", и чем больше "листочков" вам удастся собрать, тем успешнее пройдет ваше участие в состязаниях. А еще я в течение урока познакомлю вас с несколькими мудрыми изречениями японцев. Ваша задача сегодня почерпнуть немного мудрости у народа с многовековой культурой, а для этого каждому из вас надо записать хотя бы одно из мудрых изречений. В конце нашего состязания вы расскажете, какая мудрая мысль осталась у вас в памяти. Кстати, некоторые из мудрых мыслей уже прозвучали.
Восстановление эпиграфа урока:
- У нашего праздника есть эпиграф, но текст пословицы, ставшей сегодня эпиграфом, нужно восстановить. (Слайд 5) Как она должна звучать?
- Все излишнее безобразно.
- Этот вариант правильный, т.к. тяготение японцев к природе, в которой нет ничего лишнего, заставляет их во всех жизненных обстоятельствах быть естественными, обходиться малым, бережно относиться ко всему, что их окружает.
Прослушивание и обсуждение музыкальной композиции в исполнении традиционного японского оркестра:
- Продолжим знакомство с культурой и искусством Японии. Сейчас вашему вниманию предлагается музыкальный фрагмент в исполнении традиционного японского оркестра. Критики утверждают, что такую музыку можно слушать с любого такта. Посмотрим, согласитесь ли вы с ними. (Звучит музыкальный фрагмент в исполнении традиционного японского оркестра).
- Да можно, т.к. в произведении нет вступления, мелодия периодически повторяется, музыка звучит непрерывно, играют всего 2-3 инструмента. Слушателю легко "включиться" в звучание.
- Что вы представляли, во время звучания композиции?
- Лепестки вишни шелестят на ветру, на ветках сидят птицы, где-то поблизости протекает ручеек. Звуки музыки имитируют звуки природы. Вот почему их можно слушать с любой ноты!
Чтение и обсуждение участниками команд хайку. Определение их жанровых особенностей:
- Вам уже знакомы стихи и правила стихосложения. Что необычного в хайку? (Учащимся выдаются карточки с заданием 1)
- Нет рифмы, 3 строки ... и т.д. (После ответа команд Слайд 6 и 7, где записаны жанровые особенности хайку. Команды получают "листочки" за правильные ответы.
- О каких жанровых особенностях хайку идет речь в танка (пятистишии) Догэна?
- О разных временах года и сезонных словах, кроме того, в танка тоже показаны картины природы и отсутствует рифма.
Восстановление командами пропущенных в текстах слов, и выразительное чтение восстановленных хайку.
Хайку как маленькие волшебные картинки, не прорисованные до конца. Японские поэты будто обращаются к фантазии слушателей, призывая их стать соавторами. Так художник может написать огромное полотно, изображающее осенние деревья, студеную реку, небо, покрытое свинцовыми тучами, а может набросать деревце, согнувшееся под натиском ветра и дождя. А уж промозглый холодный день представит сам зритель. В его воображении картина будто оживет. Недаром японцы говорят: "Видимая красота - лишь отражение невидимой".
Но что же делать, если из хайку утеряно слово? Может быть, и его поможет восстановить ваше воображение? (Учащимся выдаются карточки с заданием 2. За удачные ответы учащиеся получают "листочки").
Сообщения учащихся о японских поэтах - авторах хайку.
- Вы удачно подобрали недостающие словечки. Кстати, именно такое задание любили предлагать известные поэты своим ученикам на праздниках любования цветами. А что это были за поэты, вы сейчас узнаете.
Учащиеся читают заранее подготовленные сообщения о жизни и творчестве японских сочинителей хайку. Сообщения сопровождаются слайдовыми презентациями.
Сочинение недостающей строки хайку.
- Еще более сложным заданием ученикам Басе, Бусон, Исса считали восстановление недостающей строки хайку.
(Команды получают карточки с заданием 3, обсуждают хайку, восстанавливают строку, выразительно читают, получившиеся хайку).
Подведение итогов. Награждение победителей. Задание на дом.
- Победители получают сладкий приз и, я надеюсь, поделятся с остальными. Ведь японцы говорят так:
Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
- Дома свои хайку напишите на тех осенних листочках, которые вам выдавались в течение игры. (1-2 хайку).
Заключительное слово учителя:
- "Каждый миг жизни божествен, творится из ничего и не может повториться", - говорят японцы. Так невозможно повторить и наше необычное состязание. Но время, проведенное вместе, не прошло напрасно. Всем нам удалось сегодня уловить момент гармонии, значит, Бог Красоты облагодетельствовал нас. А самое прекрасное то, что вы научились понимать природу красоты. Пусть это сделает вашу жизнь ярче и интереснее!
Выводы:
- С какими видами японского искусства мы сегодня познакомились? Какие особенности хайку вы запомнили? Какое из высказываний, записанных на слайде, выражает ваши мысли? (Слайд 8).
Оценки. (Слайд 9).
То, что не высказал я
Сильнее того.
Что сказал.
Список литературы:
- Одинокий сверчок: Классические японские трехстишия хайку/ Вступление и перевод с японского А.А. Долина. - М.: Детская литература, 1987.
- Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. - М.: Искусство, 1993.
- Кирквуд К. Ренессанс в Японии. Культурный обзор семнадцатого столетия. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1988.
- В гостях у вишневых цветов. Хокку. - Омск: Наследие. Диалог - Сибирь, 2002.