Форма проведения: урок-игра.
Правила игры
Учащиеся за неделю до проведения урока получают вопросы для изучения. Класс делится на четыре группы, в каждой группе назначается эксперт (заранее подготовленный учащийся).
На первом уроке учащиеся в группах обсуждают вопросы, эксперт контролирует эту работу. Затем каждому учащемуся в группе выставляют оценку.
На втором уроке, согласно жеребьевке, учащиеся, отвечая на вопросы, подтверждают выставленные им оценки.
- “Выбор” – отвечает один учащийся из группы по выбору учителя. Если он подтверждает выставленную ему в группе оценку, то и всем членам группы выставляются те оценки, которые им были выставлены. Если оценка отвечающего не подтверждается, то все учащиеся получают оценки на балл ниже.
- “Делегат” – отвечает учащийся, которого выбрали члены группы. Если он подтверждает выставленную ему в группе оценку, то и всем членам группы выставляются те оценки, которые им были выставлены. Если оценка отвечающего не подтверждается, то все учащиеся получают оценки на балл ниже.
- “Все” – отвечают все члены группы.
- “Доверие” – “счастливый билет” – учитель ставит те оценки, которые выставили в группе.
Цели:
- продолжить знакомство с творчеством Н.А.Некрасова;
- формировать навыки анализа лирического произведения; совершенствовать умение учащихся строить монологическую речь; прививать навыки самостоятельной работы с текстом; воспитывать чувство ответственности за свои действия.
Вопросы к уроку:
- Смысл эпиграфа в стихотворении Н.А.Некрасова “Железная дорога”.
- Идейно-эстетическая функция описания осени в стихотворении.
- Значение образов генерала и рассказчика в стихотворении.
- Место народа – строителя в структуре произведения.
- Историческая основа стихотворения “Железная дорога”.
- Кто строил дорогу?
- Идея, композиция, значение произведения.
Материалы к уроку.
Вера Н.А.Некрасова в народ, в его духовные силы поражает читателя потому, что она основана на изучении и глубоком понимании крестьянской жизни, а не на ее идеализации.
Одно из самых сильных стихотворений поэта о народе – “Железная дорога”, написанное в 1864 году. Событие, подсказавшее сюжет стихотворения, – строительство железной дороги между Петербургом и Москвой, законченное в 1851 году. Однако стихотворение отразило более широкую картину бесчеловечной эксплуатации. Граф Клейнмихель, главный управляющий путями сообщения, не задумываясь, губил крестьянские жизни, чтобы быстрее закончить строительство Николаевской железной дороги. Такое отношение к народу было свойственно огромному числу дельцов-промышленников и царских чиновников.
Стихотворению предшествует подчеркнуто прозаический эпиграф – запись вагонного разговора, случайно услышанного поэтом:
Папаша! кто строил эту дорогу?Ваня (в кучерском армячке)
Папаша (в пальто на красной подкладке)
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Здесь каждая деталь многозначительна. Пальто на красной основе носили только генералы. А кучерский армячок – свидетельство генеральского “народолюбия”. Генерал, очевидно, не прочь щегольнуть своим демократическим отношением к простому мужику.
Изображение поздней русской осени, которым начинается стихотворение, воскрешает в памяти пушкинские строки: “Унылая пора! Очей очарованье!”
И у Некрасова с первых строк чувствуется очарованность осенней природой, возникает настроение свежести, душевного подъема. Да, несомненно, Некрасов следует за Пушкиным. Но нельзя не заметить в осеннем пейзаже примет именно некрасовского стиля.
Отрадна картина осени, видится янтарная осень, слышится шорох листьев, чувствуется первый заморозок, узнается всюду родимая Русь.
Немногие слова, свойственные крестьянской речи, но не нарушающие литературных норм, – “ядреный”, “студеной” – придают стихотворению народную окраску, вызывают ощущение народного взгляда на мир.
Этому способствует и ритм стихотворения: трехсложная стопа созвучна ритму крестьянской лирики.
В “Железной дороге” применен дактиль – ударение на первом слоге.
Ритм стихотворения так естественно сочетается с его содержанием, словно слышишь перестук колес: “та'-та-та, та'-та-та”.
Некрасов мастерски пользуется звукописью. В первое строфе стихотворения скопились раскатистые “р”, создающие своеобразный аккомпанемент бодрым, радостным интонациям.
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит…
А далее повторяются гласные “у”, “ю”, помогающие вообразить монотонное движение поезда, гул встречного ветра, паровозный гудок.
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
Центральная часть стихотворения – разговор поэта с генеральским сыном Ваней. Поэт хочет, чтобы молодое поколение, в каких бы условиях оно ни вырастало, поняло величие народного труда, трагизм народной судьбы, осознало бы и свой долг перед народом. Сила художественной фантазии “воскрешает” строителей, по чьим костям пролегла дорога:
Чу! Восклицанья послышались грозные?
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные
Что там? Толпа мертвецов.
Эти картины, как и песня мертвецов, нужны поэту не для того, чтобы напугать читателя. Они производят впечатление скорбного величия.
Образ труженика-созидателя глубоко поэтичен. Он вызывает у автора любовь и уважение. Свои чувства Некрасов стремится внушить и маленькому Ване.
В отличие от генерала, утверждавшего, что крестьянские массы “не создавать, разрушать мастера”, поэт считает, что именно народ – творец всех благ, материальных и духовных ценностей.
Труд рабочих, построивших в невыносимых условиях грандиозное по тому времени техническое сооружение – железную дорогу протяженностью в сотни верст, – свидетельство неиссякаемых духовных сил.
Тяжелые картины каторжного труда русского народа, согнанного на строительство железной дороги, самым лютым и беспощадным царем-голодом, наблюдаем мы в этом стихотворении. Но все равно, как бы ни было
Ужасно положение народа, Некрасов верит в лучшее будущее своей Родины.
Глубокая вера в народ помогла поэту подвернуть народную жизнь глубокому, суровому анализу, как в финале стихотворения.
Поэт никогда не заблуждался относительно ближайших перспектив революционного крестьянского освобождения, но и никогда не впадал при этом в отчаяние.
Так в обстановке жестокой реакции, когда пошатнулась вера в народ у самих его заступников, Некрасов сохранил уверенность в мужестве, духовной стойкости и нравственной красоте русского крестьянина.
Поэт подвергает показное генеральское “народолюбие”, за которым – презрение к народу и страх перед ним. С горькой иронией рисует Некрасов светлую сторону жизни (с точки зрения генерала). “Почтенный лобазник” (купец), нанимавший рабочих, так рассчитался с ними, что “каждый подрядчику должен остался”. Но при этом он держится как благодетель. Вот как купчина говорит со строителями-тружениками:
С богом теперь по домам – поздравляю!
Шапки долой, коли я говорю!
Бочку рабочим вина выставляю
И недоимку дарю!
Стихотворение завершается тягостным зрелищем рабского ликования:
Выпряг народ лошадей –
и купчину
С криком “ура!” по дороге
помчал…
Поэт-демократ снова и снова восстает против покорности, которая более всего мешает труженикам завоевать свои права. Гнев поэта, выражающий чувства лучших людей России, помогал современникам Некрасова понять, что близится время, когда мужик “разогнет свою спину горбатую” и скинет всех, кто так удобно уселся на ней.
“Железная дорога” – небольшое по объему, но очень значительное по содержанию стихотворение. Его можно назвать поэмой.
В основу произведения положены реальные исторические факты. Поэт рассказал о тяжелом труде нарда, нанятого на строительство дороги. Голод заставил их уйти на заработки. Условия труда были рабскими. Орудием труда была лишь железная лопата. Вручную, надрываясь, работали мужики “под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной”. Рабочие нещадно эксплуатировались. Их грабили десятники – руководители работ, “секло начальство, давила нужда”.
В стихотворении нарисован выразительный образ крестьянина-белоруса. Рабочие на строительство дорог вербовались главным образом из Белоруссии и самых бедных губерний царской России. Уже внешний вид больного лихорадкой белоруса свидетельствует о нечеловеческих условиях работы. Ноги его опухли от стояния в воде.
Тысячи таких мужиков погибали на строительстве дороги. Рабочие умирали, тела их устилали дорогу. Кости погибших – как шпалы на пути. Однако на вопрос Вани о том, кто строил эту дорогу, папа-генерал ответил: “Граф Клейнмихель”. Эти слова в эпиграфе выражают мнение господствующего класса, присвоившего себе труд народа. Содержание стихотворения опровергает это мнение. На конкретных фактах автор показывает правду о строительстве дороги.
Терпение, выносливость закалили трудовое крестьянство, сделали его сильным.
Сила мужиков – строителей дороги была в том, что они “все претерпели”. Автор учит уважать в народе его уверенность, “привычку к труду благородную”. Терпение и труд дают уверенность в том, что русский народ:
Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
В этих словах заключается основной смысл стихотворения, его идея.
Стихотворение состоит из четырех частей.
В первой части изображается мирный пейзаж славной осени. “Все хорошо под сиянием лунным”, когда летишь по рельсам чугунным
Вторая часть свидетельствует о муках, которые претерпел народ на строительстве дороги. Гармонии в природе противостоят социальные противоречия. Сопоставление двух разных картин помогает острее почувствовать ужас жизни строителей дороги.
Ограбленные, изнеможденные непосильным трудом мужики своими жизнями заплатили за блага и удобства, доставшиеся богатым. Страшными тенями встают погибшие. Метрвецы-мужики окружают Ваню. В их пении и возгласах слышатся стоны, жалобы и угрозы. Но труд мужика – залог будущего.
В третьей части Ваня рассказывает свой сон. Мальчик убедился, что мужики – “нашей дороги строители”. Генерал же смеется над ним. Для него мужики – “варвары! Дикое скопище пьяниц!”, которые “не создавать – разрушать мастера”. Отец пытается скрыть от мальчика правду, показать лишь светлую сторону действительности.
В четвертой части автор описывает картину празднования окончания работ. Подрядчики обманули мужиков при расчете, купцы нажились на этом. Поздравляя народ, они на прощание напоили его.
Некрасов сетует по поводу того, что темный народ дает себя легко обмануть. В народе еще сохраняется раболепие, угодливое отношение к богатым господам. Вот почему стихотворение заканчивается ироническим вопросом автора:
Кажется трудно отрадней
картину
Нарисовать, генерал!
На самом деле отрадного тут нет. Лишь внешне празднично выглядит картина, где скрыты противоречия между трудом и капиталом. Некрасов сумел в сжатой форме раскрыть острые социальные проблемы России.
Не случайно царская цензура запретила печатать это стихотворение. Оно опубликовано с большими сокращениями.
В неискаженном виде “Железная дорога” появилась в печати лишь после 1917 года.
Литература к уроку:
- Скатов Н.Н. “Я лиру посвятил народу своему”: О творчестве Н.А.Некрасова. – М.: Просвещение, 1985. – С. 105–116.
- Русская литература. XIX век: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы/ Э.Л.Безносов, И.Ю.Бурдина, Н.Ю.Буровцева и др. – М.: Дрофа. – С 412–419.