Пьесы А.Н.Островского: «Гроза», «Бесприданница», «Бедность не порок», «На всякого мудреца довольно простоты», «Без вины виноватые», «Свои люди – сочтемся».
Художественное оформление:
1. Портрет А.Н.Островского;
2. Афиши к пьесам, выполненные в качестве
домашнего задания;
3. Плакат: «Русский театр по справедливости
должен называться «Театр Островского» (И.А.Гончаров)».
Музыкальное оформление: романсы из кинофильма Э.Рязанова «Жестокий романс»
ХОД ИГРЫ
1 ведущий: Любите ли вы театр? Уверена, что да. Но за что? Что за притягательная сила заключена в нем? Вероятно, он дает нам возможности пережить удивительные минуты восторга, вдохновения, которых так мало в жизни. Мы получаем возможность примерить на себе разные маски, роли, воспитывая и развивая тем самым свою душу и чувства. И чем талантливее драматург, тем больше он способен дать своему зрителю в духовном плане. И живут его пьесы, его герои. И вновь звучит, отзываясь в сердцах зрителей, обличительный монолог Чацкого, проникновенное прощание с прошлым Раневской и трепетные слова Катерины: «Почему люди не летают?»
2 ведущий: Александр Николаевич
Островский. Произнося это имя, мы задаем себе
вопрос: что же рассказать о его жизни? Островский
не воевал, не дрался на дуэли, не путешествовал
вокруг света, не блистал при дворе, не памятен
любовными похождениями, не отбывал ссылку.
Островский – драматург. А участь
писателя-драматурга – чужие волнения, страсти. И
ни слова о себе, о своих близких, о личном. Но
может ли быть малоинтересной жизнь человека,
который населил русскую сцену толпой живых
лиц, который прошел свой путь как рыцарь
театра, безраздельно преданный одной этой
страсти и ради нее готовый на любые испытания.
Так давайте же поднимем занавес над судьбой
драматурга и познакомимся с его творчеством.
1 ведущий: И пусть после сегодняшней встречи он станет для кого-то ближе, понятнее, а кто-то откроет для себя незнакомого Островского.
2 ведущий: Сегодня в нашей игре участвуют два 10-х класса, два юных театральных коллектива. А оценивать их будут завзятые театралы, знатоки сцены и кулис. (Представление жюри).
1 ведущий: Слово командам. Представление: название команды, афиша к пьесе, которая подготовлена к инсценировке.
Конкурс I. А. Н. Островский – создатель русского национального театра (вопросы по биографии и творчеству А. Островского)
Вопросы задаются командам по очереди:
- Где и когда родился А.Н.Островский? (В Москве, 31 марта 1823 г.)
- На каком факультете Московского университета учился А.Н.Островский с 1840 по 1843 г.? (На юридическом)
- Что помогло А.Н.Островскому хорошо изучить жизнь русского купечества? (Работа в московском совестном суде в должности канцелярского служителя (писца), затем в коммерческом суде)
- Первое литературное произведение А.Н.Островского? (Рассказ «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или от великого до смешного только один шаг»,15 декабря 1843г.)
- Первая пьеса-комедия А.Н.Островского? Кто, прочитав эту комедию, написал: «Напрасно печатано, играть же – запретить»? (Пьеса «Свои люди – сочтемся», слова принадлежат императору Николаю I).
- Первая пьеса А.Н.Островского, которая была сыграна на сцене театра. Когда и в каком театре состоялась премьера пьесы? (Пьеса «Не в свои сани не садись» 14 января 1853г. в Московском Большом театре)
- Пьесы А.Н.Островского, написанные на исторические темы? («Козьма Захарьич Минин-Сухоруков», «Воевода», «Василиса Милентьевна», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино», «Комик XVII столетия»)
- Какой русский композитор написал оперу на сюжет пьесы-сказки А.Н.Островского «Снегурочка»? (Н.А. Римский-Корсаков)
- Как называется знаменитая критическая статья Н.А.Добролюбова, посвященная драме А.Н.Островского «Гроза»? («Луч света в темном царстве»)
- По какой пьесе А.Н.Островского снял художественный фильм Э.Рязанов? («Бесприданница»)
- Сколько всего пьес написал А.Н.Островский? (47 оригинальных пьес, 7 пьес в сотрудничестве с другими драматургами, перевел 22 пьесы с итальянского, испанского, французского, латинского языков. В его пьесах 728 персонажей, не считая персонажей «без речи»)
- Где находится могила А.Н.Островского? (В Щелыково, где ныне находится мемориальный музей А.Н.Островского)
- Какой литературный критик назвал пьесы А.Н.Островского «пьесами жизни»? (Н.А.Добролюбов)
- Как называется театр, с которым была связана вся творческая деятельность А.Н.Островского? (Малый театр)
- Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» и Д.И.Писарев в статье «Мотивы русской драмы» весьма противоречиво оценили поступок Катерины из пьесы «Гроза». Чем это было вызвано? (Изменением обстановки в России: статья Д.И.Писарева была написана в 1864 году, после спада революционной ситуации)
- Как сам А.Н.Островский определил жанр пьесы «Гроза»? (Семейно-бытовая драма)
- Перед вами фотография известного памятника А.Н.Островскому работы скульптора Н.А.Андреева. Где установлен этот памятник? Почему? (Памятник установлен перед Малым театром, который по праву называют «домом Островского»: из 47 пьес писателя 46 было поставлено при его жизни на сцене этого театра)
- Назовите знаменитых актрис, исполнительниц главных ролей в пьесах А.Н.Островского. (Л. Никулина-Косицкая, Ф. Снеткова, П Стрепетова, М. Ермолова, Г, Федотова, М. Савина, В. Комиссаржевская.)
Конкурс II. «Конец – всему делу венец»
1 ведущий: А.Н.Островский любил свои пьесы озаглавливать русскими пословицами. И мы, продолжая эту традицию, следующий конкурс назовем «Конец – всему делу венец».
Командам предлагаются финалы некоторых пьес. Их задача – узнать пьесу.
- «– Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! (Падает на труп жены)». («Гроза»)
- «– Не знаю, кто, но кто-нибудь из вас, честных людей, украл мой дневник! Вы у меня разбили все: отняли деньги, отняли репутацию. Вы гоните меня и думаете, что это все – тем дело и кончится. Вы думаете, что я вам прощу. Нет, господа, горько вам достанется. Прощайте! (Уходит)» («На всякого мудреца довольно простоты)
- «– Ты возьмешь мою фамилию и можешь носить её с гордостью; она нисколько не хуже всякой другой… – От радости не умирают (обнимает сына)». («Без вины виноватые»)
- «– Ну-ка, девушки, веселенькую…да, веселенькую… Уж мы теперь свадьбу-то по душе отпируем, по душе» (Девушки начинают запевать) («Бедность не порок»)
- «– (К публике). Вы ему не верьте, это он, что говорил-с, – это все врет. Ничего этого и не было. Это ему, должно быть, во сне приснилось. А вот мы магазинчик открываем: милости просим. Малого ребенка пришлите – в луковице не обочтем» («Свои люди – сочтемся»)
- «– Нет, нет, зачем! Пусть веселятся, кому весело…Я не хочу мешать никому! Живите, живите все. Вам надо жить, а мне надо…умереть… Я вас всех…всех люблю! (Посылает поцелуй) (Громкий хор цыган)». («Бесприданница»)
2 ведущий: Вспомним Ларису Огудалову, вспомним её трагическую судьбу, её полный страсти романс. (Звучит романс в исполнении одной из школьниц «Он говорил мне…»)
Конкурс III. «Репетиция спектакля»
1 ведущий: Когда А.Н.Островский ставил в театре свою новую пьесу, он ещё задолго до репетиции прочитывал её по несколько раз в кругу актеров. Мастерски читая, драматург показывал актерам «тон» всех действующих лиц, раскрывая их характер, намечая рисунок игры.
2 ведущий: Давайте перенесемся в
зрительный зал на репетицию спектакля.
Однако артисты «случайно» забыли нужный текст, и
в пьесу А.Н.Островского вдруг закрались реплики
из произведений других авторов.
Задание командам – назвать пьесу, действующих
лиц, узнать реплики из других пьес
А.Н.Островского, назвать их. (Приложение
1)
Конкурс IV. «Мозаика названий»
1 ведущий: Продолжая традиции драматургов XVIII века, А.Н.Островский выводил в заглавие основную мысль пьесы. Из 48 пьес 27 имеют в качестве заголовка пословицу или поговорку.
2 ведущий: Задание командам: из перемешанных, «разрезанных» пословиц и поговорок восстановить название пьесы.
- Не все – коту – масленица
- На всякого – мудреца – довольно – простоты
- Правда – хорошо – а счастье – лучше
- Не в свои – сани – не садись
- В чужом – пиру – похмелье
- Старый – друг – лучше – новых – двух
Конкурс V. Узнай героя
1 ведущий: Основа любой классической пьесы – диалог. Все действие держится на разговорах персонажей, на монологах, обмене репликами. Герои – идеальные собеседники. Слово – уже само по себе действие. Жизнь – речь. Драматург каждому своему персонажу для исчерпывающей характеристики дает высказаться вполне. Итак, слово героям пьес А.Н.Островского.
2 ведущий: Команда должна угадать имя литературного персонажа, о котором пойдет речь. Затем один из членов команды должен перевоплотиться в героя и рассказать «о себе».
1. Согласно авторской ремарке, вы – «блестящий барин лет за 30 из судовладельцев». Мнения различных персонажей пьесы о вас довольно противоречивы. В глазах одних вы «идеал мужчины», для других же вы всего лишь «промотавшийся кутила», «развратный человек». Вы себя узнали? (Сергей Сергеевич Паратов)
Вопросы.
1). Уважаемый Сергей Сергеевич, будьте добры,
представьтесь сейчас публике так, как вы
представили себя при знакомстве с Карандышевым. («Человек
с большими усами и малыми способностями»)
2). Господин Паратов, вы употребляете в речи много
пословиц и поговорок. Огудалова
поинтересовалась однажды, откуда вы столько
русских пословиц знаете. Ответьте, пожалуйста, на
вопрос Хариты Игнатьевны. («Паратов. С
бурлаками водился, тетенька, так русскому языку
выучишься»)
3) Сергей Сергеич, всем известна ваша необычайная
смелость. Расскажите о том, как вы однажды
продемонстрировали её.
(«Лариса. Да вы знаете, какая это смелость?... Я
вам расскажу один случай. Приезжал один
кавказский офицер, знакомый Сергея Сергеича,
отличный стрелок; были они у нас. Сергей Сергеич и
говорит: «Я слышал, вы хорошо стреляете». «Да,
недурно», – говорит офицер. Сергей Сергеич дает
ему пистолет, ставит себе стакан на голову и
отходит в другую комнату, шагов на двенадцать.
«Стреляйте», – говорит.
Карандышев. И он стрелял?
Лариса. Стрелял и, разумеется, сшиб стакан,
только побледнел немного. Сергей Сергеич
говорит: «Вы прекрасно стреляете, но вы
побледнели, стреляя в мужчину и человека вам не
близкого. Смотрите, я буду стрелять в девушку,
которая мне дороже всего на свете, и не побледнею.
Дает мне держать какую-то монету, равнодушно, с
улыбкой стреляет…и выбивает её»)
2. Вы «вдова средних лет», принадлежите к «порядочной фамилии», одеваетесь «изящно, но смело и не по летам». Женщина вы «бойкая и проворная», любите своих детей. Дом у вас всегда полон гостей, хотя вы не совсем разборчивы в выборе тех, кого приглашаете к себе. Представьтесь, сударыня. (Харита Игнатьевна Огудалова)
Вопросы.
1) Харита Игнатьевна, про вас в городе говорят, что вы живете не по средствам: открыто всех принимаете, дочери дорогие подарки дарите. Откуда у вас деньги на это? («Вожеватов. Женихи платят. Как кому понравилась дочка, так и раскошеливайся. Потом на приданое возьмет с жениха, а приданого не спрашивай»)
2) Сколько у вас дочерей? Какова их судьба? («Вожеватов. Старшую увез какой-то горец, кавказский князек… Женился, уехал, да, говорят, не довез до Кавказа-то, зарезал на дороге от ревности. Другая тоже за какого-то иностранца вышла. А после оказался совсем не иностранец, а шулер». Младшая дочь – Лариса. Таким образом, у Огудаловой три дочери.)
3) Перед вами соломенная шляпка. Этот предмет связан с советом, который вы дали дочери. Вспомните сейчас суть этого совета. («Лариса. Скоро и лето пройдет, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды, грибы. Огудалова. Вот для чего ты корзинку-то приготовила. Понимаю теперь. Ты уж и шляпу соломенную с широкими полями заведи, вот и будешь пастушкой»)
3. Вы являетесь предметом поклонения и восхищения в своем кругу. «Эта женщина создана для роскоши», – так говорят о вас персонажи пьесы. Ваше имя в переводе с греческого означает «чайка». Кто же вы, милая барышня? (Лариса Дмитриевна Огудалова)
1) Вы всех приводите в восторг своим пением. Во время обеда у Карандышева прозвучал романс М. Глинки на стихи Е.А.Баратынского «Не искушай…». Романс был рассчитан на три голоса, и в пьесе его поют три героя. Первый голос, конечно, ваш, Лариса Дмитриевна. Кому принадлежали два других? Кто подпевал вам? (Цыган Илья и Робинзон)
2) Вы собираетесь выйти замуж за Карандышева. Паратов удивляется, что ваш выбор пал на человека столь мелкого и ничтожного, и спрашивает, какие вы усмотрели в нем достоинства. Итак, какими же достоинствами обладает ваш будущий супруг?
(«Паратов. Позвольте узнать: ваш будущий супруг, конечно, обладает многими достоинствами?
Лариса. Нет, одним только.
Паратов. Немного.
Лариса. Зато дорогим.
Паратов. А именно?
Лариса. Он меня любит»)3) Лариса Дмитриевна, ваш жених возмущен тем, что вы Вожеватова фамильярно называете Васей. Вот и Кнуров отмечает, что Вожеватов к вам «гораздо ближе, чем другие». В чем же состоит эта особенная близость? Чем ее объяснить? («Вожеватов. Да в чем моя близость? Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери иногда налью, песенку выучу, романы вожу, которых девушкам читать не дают. Лариса. Мы с малолетства знакомы; ещё маленькие играли вместе – ну, я и привыкла».)
4. Вы небогатый чиновник, жених самой красивой девушки провинциального городка. Информация исчерпывающая, чтобы угадать имя вашего персонажа. (Карандышев Юлий Капитонович)
1) Самая очаровательная барышня г. Бряхимова остановила на вас свой выбор. В городе говорят, что вы вознаграждены за постоянство. Позвольте полюбопытствовать, долго ли вы добивались руки Ларисы Дмитриевны? («Карандышев. Лариса Дмитриевна, три года я терпел унижения…»)
2) Вы решили баллотироваться в мировые судьи в Заболотье. Почему вы избрали столь отдаленный уезд? («Лариса. Там кандидатов меньше: наверное, выберут»)
3) Юлий Капитонович, помнится, у вас прекрасная коллекция турецкого огнестрельного оружия. Одному из пистолетов вы нашли применение: из него вы застрелили свою невесту. А как собирался использовать ваш пистолет Паратов? («Карандышев. Ну, нет-с, и этот пистолет пригодиться может. Паратов. Да, в стену гвозди заколачивать».)
5. Вы странница, сами кормитесь подаянием, зато других угощаете небылицами. (Феклуша, «Гроза»)
1) Если верить вашим словам, Феклуша, вы ведете жизнь праведную. Сами вы признаете за собой один-единственный грех. Какой же грех за вами имеется? («Феклуша. Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю»)
2) Вы рассказывали, что во время пребывания в Москве вам было видение. Какое? («Феклуша. Было мне в Москве виденье некоторое. Иду я рано поутру, еще чуть брезжится, и вижу, на высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то, лицом черен. Уж сами понимаете кто. И делает он руками, как будто сыплет что, а ничего не сыплется. Тут я догадалась, что это он плевелы сыплет, а народ днем в суете-то своей невидимо и подберет»)
6. Вы мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. Представьтесь, пожалуйста. (Кулигин, «Гроза»)
1) Вот вы, уважаемый, мечтаете изобрести вечный двигатель и получить за него миллион. Но кто же вам даст этот миллион? Да и зачем вам такая сумма денег, ведь вы не корыстный человек? («Кулигин. Ведь англичане миллион дают; я бы на все деньги для общества употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего»)
2) Господин Кулигин, в городе поговаривают, что вы не только механикой занимаетесь, но ещё и литературным творчеством. Правда это или нет. Что вы предпочитаете, господин сочинитель, стихи или прозу? («Борис. А вы умеете стихами?Кулигин. По-старинному, сударь. Поначитался-таки Ломоносова, Державина…»)
Конкурс VI. Блиц-турнир
Имя, отчество Дикого? (Савел Прокофьич) | Имя, отчество Кабановой? (Марфа Игнатьевна) |
Кто и кому говорит такие слова: «Какое еще там элестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали… (Дикой – Кулигину) | Кто и кому говорит такие слова: «Ну а ведь без этого нельзя, ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том и держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало» (Варвара – Катерине) |
Кто утверждал, что есть люди с песьими головами, что огненного змия стали запрягать…для ради скорости? (Странница Феклуша) | Кто мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него миллион и обеспечить работой бедных людей? (Механик-самоучка Кулигин) |
Какая дочь, выйдя замуж, сшила себе на деньги отца более пятидесяти платьев, а потом выручить отца из долговой ямы не захотела? (Олимпиада Самсоновна Большова «Свои люди – сочтемся») | Кто отдал свою дочь купеческую замуж за бедного приказчика? (Гордей Карпович Торцов «Бедность не порок») |
Кто из героев ведет дневник, где откровенно высказывает свое мнение о близких знакомых? (Егор Дмитрич Глумов «На всякого мудреца довольно простоты») | Какая невеста предлагает жениху увезти себя тайком, хотя мать и отец согласны выдать её замуж? (Липочка «Свои люди – сочтёмся») |
Почему утренняя чашка чая по рецепту Вожеватова в 21 раз дороже бутылки бургонского на столе у Карандышева? (По утрам у Гаврилы Вожеватов заказывает шампанское, которое ему – для конспирации – приносят в чайнике) | Кто играл в оперетте «Птички певчие» нотариуса, а в «Лесе» – лакея? (Робинзон. Его сценическое имя – Аркадий Счастливцев, до «Бесприданницы» этот герой появлялся в пьесе «Лес») |
Что помогло героине пьесы «Без вины виноватые» узнать своего сына? (Медальон) | Сценический псевдоним Любови Ивановны Отрадной? (Елена Ивановна Кручинина) |
Где происходит действие в «Бесприданнице»? (В городе Бряхимове) | Где происходит действие в пьесе «Гроза»? (В городе Калинове) |
В чью честь стреляла пушка в пьесе «Бесприданница»? (В честь Паратова) | Как Харита Игнатьевна Огудалова делала дорогие подарки, получая при этом выгоду? (Подарок Вожеватова ко дню рождения Ларисы Харита Игнатьевна выдает за неоплаченную покупку, Кнуров дает на подарок 300 рублей) |
Чьи это слова: «Важное дело! Не плясать
же мне по её дудочке на старости лет. За кого велю,
за того и пойдет! Мое детище: хочу с кашей ем, хочу
с маслом пахтаю» (Купец Большов «Свои люди – сочтемся») |
Чьи это слова: «Я не виновата…Я искала любви и не нашла… Её нет на свете… Нечего и искать…Я не нашла любви, так буду искать золото!» (Лариса Огудалова «Бесприданница») |
В пьесах А.Н.Островского герои носят
«говорящие» имена. Кому из персонажей
«Бесприданницы» соответствует такое толкование
имени: а) «любезная, прелестная, способная обольстить, надуть, провести». (Харита – любезная, прелестная (греч.), Огудать – обольстить, обмануть (словарь Даля) б) «умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый». (Вожеватов (по Далю) – «вожеватый» – тот, кто умеет водиться с людьми) в) «упрямый коротышка, недоросток». (Юлий Капитоныч Карандышев – «карандыш» (по Далю) – коротышка, недоросток, Капитон – упрямый (лат.) |
Кто из героев «Бесприданницы» а) учился русскому языку у бурлаков, а французскому – у английского лорда? (Паратов «с бурлаками водиться, тетенька, так русскому языку выучишься», французскому – чтобы не ударить в грязь перед лицом будущего тестя – важного чиновника. С подачи Вожеватова – новое амплуа английского лорда) б) выдавал себя за разбойника с большой дороги, а сам метил в мировые судьи? (Карандышев. В 1 действии Вожеватов рассказывает о костюмированном вечере в доме Огудаловой, на который Карандышев явился в одежде разбойника и с топором в руках. Из реплики Ларисы известно, что Карандышев решил баллотироваться в мировые судьи) |
Конкурс VII. Театральные пробы
1 ведущий: Кто из нас не мечтал играть в театре? Не представлял себя в блистании огней на сцене? И теперь под занавес предоставляем командам такую возможность – конкурс «Театральные пробы»
I команда – отрывок из пьесы А.Н.Островского
«Свои люди – сочтемся»,
II команда – отрывок из пьесы А.Н.Островского
«Женитьба Бальзаминова».
2 ведущий: Слово для подведения итогов предоставляется нашим маститым театралам, слово жюри. (Подведение итогов)
1 ведущий: Закрылся занавес. Отзвучали аплодисменты. Но не прервется связь с миром театра, с миром литературы. Это мир, куда мы будем возвращаться вновь и вновь.