Литература
-
Обобщающий урок географии в 6-м классе: "Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека" 2010
Главные цели урока: обобщить знания учащихся о водах планеты; закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту; раскрыть механизм эстетического воздействия вод океанов, морей, рек и других частей гидросферы на человека; воспитывать экологическую культуру и любовь к своей планете.
-
Литературно-музыкальная композиция "У войны не женское лицо" 2010
Данное внеклассное мероприятие составлено на основе материалов документальной повести писательницы С. Алексиевич «У войны не женское лицо». На войне женщина была солдатом, воином. Она стреляла, убивала, чтобы сохранить жизнь. Об этом необходимо знать нам, современникам. Литературно-музыкальная композиция должна стать гимном женщине.
-
Урок литературы по рассказу Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" 2010
Урок по рассказу Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" рассчитан на учащихся 5–6-х классов. Несмотря на то, что этот текст принадлежит перу одного из самых "трудных" писателей, рассказ является посильным для восприятия учеников и благодатной почвой для воспитания нравственных качеств детей, особенно этого возраста.
-
Литературная гостиная "Что есть красота" 2010
Жизнь поэта, фронтовика, человека Э.Асадова – это подвиг. Не имея радости видеть солнечный свет, он зажигал огни счастья в душах людей, дарил им тепло своего сердца, озаряя светом души каждое слово, помогая зрячим увидеть, прочувствовать красоту мира, в котором мы живем.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Декабристы на Кубани. М.Ю. Лермонтов на Кубани" 2010
Цель урока: создать у школьников яркий впечатляющий образ страниц истории "малой родины"; способствовать воспитанию чувства гражданственности и любви к истории родного края.
-
Коммуникативно-деятельностный аспект в изучении рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" 2010
Возможно построение урока-диалога по рассказу И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско". Отправной точкой для анализа на уроке будут служить вопросы учеников к тексту, в центре анализа будут стоять проблемы взаимоотношений сюжета произведения и деталей, а интерпретацией рассказа будет ответ на вопрос: "Почему Бунин решил быть "недобрым" писателем в этом рассказе?"
-
Урок внеклассного чтения по повести В.Распутина "Живи и помни" 2010
Образовательные цели занятия: дать представление о жизни и творчестве писателя В. Распутина; способствовать усвоению творческого мира писателя, пониманию нравственно-философских проблем его произведений; сопоставить проблемы изучаемого произведения с ранее изученными произведениями русской литературы XIX века.
-
Урок литературы в 10-м классе по рассказам "Маленькой трилогии" А.П. Чехова на тему "Что же мешает человеку быть человеком?" 2010
Данная работа рекомендуется для учащихся общеобразовательных и гуманитарных классов, рассчитана на 2 академических часа. Имеет целью приобщение учащихся к творчеству Чехова.
-
Урок внеклассного чтения по творчеству В.Крупина 2010
Мероприятие (с применением мультимедийной презентации) можно провести в 7–9-х классах как урок внеклассного чтения с целью знакомства учащихся с миниатюрами В.Крупина. Материал также может быть использован и как разговор на тему "Умение видеть прекрасное" на классных часах.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Авторская песня" 2010
Цели урока: узнать, когда возник данный литературный жанр, его основные темы и направления, познакомиться с представителями этого жанра.
-
Урок внеклассного чтения. Литература ХХ века. И.А. Бунин. Рассказ "Кавказ". Природа в рассказе как отражение чувств героев 2010
Это традиционная форма урока с использованием ИКТ и авторской презентации. Все этапы урока чётко видны учащимся с экрана проектора, что позволяет детям не только образно представить личность писателя и содержание изучаемого произведения, но и выстроить ассоциативные ряды.
-
Учебный проект "Всю душу выплещу в слова…" по теме "Художественный мир С.А. Есенина" 2010
Изучение творчества С.А. Есенина всегда вызывает у старшеклассников интерес. Разгадывая секрет популярности стихов Есенина и познавая своеобразие и законы его поэтического мира на уроках литературы, учащиеся создают свои презентации, видеоролики, фильмы.
-
"Красота спасет мир" (по рассказу Рэя Брэдбери "Улыбка") 2010
Урок помогает обратить внимание на проблему проявления вандализма, варварства как одну из "вечных тем" литературы; обсудить вопрос о необходимости сохранения культурных ценностей; продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся; формированию умения комплексно анализировать средства художественной изобразительности.
-
"Тяжесть души" (урок по повести Ю.Нагибина «Встань и иди» в 10-м классе) 2010
В повести дана картину общественных нравов. Страх и ложь живут не в лагере, а разъедают душу оставшихся на свободе. Они деформируют совесть, гордость, искренность, уродуют общественные и семейные традиции, делают узниками тех, кто якобы свободен.
-
В поисках правды и красоты… 2010
Цель урока - поддерживать интерес обучающихся к изучению истории русского искусства, раскрыть своеобразие глубоко национального таланта мастера исторического жанра В.И. Сурикова, учить составлять тексты искусствоведческого характера.
-
Урок литературы в 5-м классе. "К.М. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете". "Дети и война" 2010
Рассказ учителя о поэте не должен сводиться к перечислению фактов жизни, но должен быть эмоциональным, чтобы дети приблизились к душе поэта, жившего в определенное время, в определенном месте. Анализ произведения, позволят учащимся осмыслить и понять глубинный смысл стихотворного текста.
-
Разноуровневые задания по современной русской литературе (малый эпический жанр) в 10—11-х классах 2010
Очень продуктивным является разноуровневое обучение, при котором каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности. Автором были собраны материалы для изучения современной русской литературы (биографический материал о писателях, критические отзывы, составлены разноуровневые задания по определённым рассказам).
-
Проектная деятельность учащихся 11-го класса по литературе с использованием мультимедийных и интернет-ресурсов 2010
В данном проекте изучение художественной и критической литературы является для учеников отправной точкой на пути к постижению мира писателя, возможности же интернет-ресурсов, различные электронные издания позволяют создать целостную картину жизни и творчества М.А. Булгакова в контексте всемирного искусства.
-
Урок литературы в 11-м классе с использованием ИКТ "Поющее сердце России" (Жизнь, творчество, личность С.Есенина. Основные мотивы лирики поэта) 2010
В ходе урока комплексно решаются задачи формирования читательских компетенций учащихся на основе самостоятельной аналитической деятельности, результаты которой отражаются в технологической карте урока.
-
Тема милосердия в повести Троепольского "Белый Бим черное ухо" 2010
В наше время милосердие стало дефицитом. На уроках мы должны говорить о добром отношении к меньшим своим братьям, поэтому автор считает, что необходимо чтение такого произведения, как повесть Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо». Урок проведен в 7-м классе.
-
Музейный урок по рассказу А.П. Чехова "Свидание хотя и состоялось, но…" (в рамках общешкольного проекта "В гости к А.П. Чехову") 2010
Вступление знакомит читателей с предысторией подготовки музейного урока. Описание урока содержит традиционную формулировку темы, целей, задач урока, предлагает вниманию читателей конспект проведенного в музее урока. Заключение отмечает выигрышные достоинства подобной формы урока по сравнению с традиционным.
-
Урок литературы с использованием ИКТ "Реальное и фантастическое на страницах повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2010
На данном уроке весь процесс обучения осуществляется с помощью презентации PowerPoint. К концу урока учитель старается подвести ребят к выводу, что автор, рассказывая о самых обычных людях, высмеивает человеческие пороки или, изображая фантастических героев и ситуации, подчеркивает их достоинства.
-
Мастер-класс "Японская классическая поэзия хокку" (презентация) 2010
Учащимся 7–8-х классов трудно понять и принять японскую классическую поэзию при самостоятельном чтении. Их отталкивает отсутствие формы, краткость текстов, многие слова, реалии жизни им не понятны. Особое внимание при изучении хокку следует уделить работе воображения, созданию картины.
-
Литературная игра "На всякого мудреца довольно простоты" (по пьесам А.Н. Островского) 2010
Представленная литературная игра для 10-х классов включает ряд заданий, связанных со знанием биографии А.Н. Островского, умением работать с текстами произведений. Органичной составной частью игр являются инсценировки, т.к. сценическое искусство открывает блестящие возможности для самовыражения.
-
Образ русской женщины в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" 2010
Изучение произведения целесообразно проводить на основе сопоставительного анализа с повестями В.Распутина "Последний срок", "Прощание с Матёрой". Применение ИКТ позволяет качественнее анализировать произведения, выявить авторскую концепцию А.И. Солженицына, повышает мотивацию вдумчивого прочтения.
-
Постмодернизм в современной русской литературе. "Настоящая, яркая, интересная жизнь" (по рассказам Татьяны Толстой "Факир", "Соня", 11-й класс) 2010
Данный урок позволит учителю подготовиться к занятиям по новейшей современной литературе в 11-м классе. В содержании урока раскрываются понятия "постмодернизм", "реминисценция", "овеществление"; дан анализ рассказов Татьяны Толстой "Факир", "Соня", краткая биография автора.
-
Из опыта работы по сопоставительному анализу лирических произведений различных авторов: стихотворения А.С. Пушкина "К*" и стихотворения А.А. Блока "О доблестях, о подвигах, о славе…" 2010
Сопоставительный анализ лирических произведений различных авторов - сложнейшая тема для учащихся средней школы. У ребят, когда они получают задание, возникает неуверенность в способности научиться этому виду работы. Но это интереснейшая работа, она существенно развивает мышление, способность анализировать, сопоставлять.
-
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма "Василий Теркин" (картины фронтовой жизни) 2010
Структура урока позволяет, опираясь на уже известные ученикам сведения о биографии и творчестве Твардовского, расширить и углубить их знания, проследить автобиографические черты поэта в образе Теркина, обосновать композиционное строение поэмы и ее социальную и художественную значимость.
-
Развитие речи учащихся средствами технологии критического мышления через чтение и письмо 2010
Задача учителя заключается не в передаче ученикам готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности, способной самой находить необходимые знания и умения и применять их в нестандартных ситуациях. Технология развития критического мышления через чтение и письмо является оптимальной методикой для решения данной задачи.
-
Урок внеклассного чтения в 9-м классе "Путешествуем с Солженицыным" 2010
Урок внеклассного чтения проводится после изучения «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева. Он даёт возможность увидеть в путевых заметках А.И. Солженицына Россию XX века, нарисованную им в «Крохотках». Учащиеся смогут сравнить картины природы и жизни людей в разные столетия и попробовать написать свои миниатюры.