Триада вопросов
Основополагающий вопрос – Легко ли стать настоящим человеком?
Проблемные вопросы учебной темы:
- Какой смысл вложил писатель в выражении «сказка-быль»
- Как вы понимаете выражение: «Маленький человек остановил в себе большое сердце?»
Частные вопросы:
- Какие человеческие качества проявили дети, попав в беду?
- Почему Митраша попал в беду?
- Что в этой сказке является былью?
- Какие художественные образы можно назвать сказочными?
- С каким чувством автор говорит о своих героях?
Время УЗ: 80 минут.
Цели:
- Познакомить учеников с жизнью и творчеством М.М.Пришвина.
- Показать учащимся на примере героев произведения взаимосвязь человека и природы.
- Проследить на примере образа Митраши становление человека.
Задачи:
- Дать оценку героям, их поступкам.
- Познакомиться с критическими статьями о творчестве М. Пришвина
- Познакомиться с иллюстративным материалом к произведениям М. Пришвина.
Ход урока
«Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас... удивительно богат и широк мир, познанный Вами», – писал М. Горький о М.М. Пришвине.
Есть писатели, чьи книги становятся друзьями человека с самых ранних лет. К ним с полным основанием можно отнести Михаила Михайловича Пришвина. Его короткие детские рассказы, философские повести и романы полны удивительных открытий, нравственной красоты. «Кладовая солнца» М.М. Пришвина – сказка-быль, в которой переплетаются и, правда, и вымысел, и легенда, и жизнь.
Класс делится на 5 групп и выполняет Компетентностно-ориентированные задания.
Компетентностно-коммуникативная/публичное выступление
Уровень 1
1. Представь себя в роли учителя, подготовь выступление на 7 мин. и выступи перед учащимися своего класса по теме «Сказочные элементы и действительность в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».
Критерии оценивания.
Соот. выст. теме | Примеры из текста | Приведены примеры | Соблюд. регламента | |||||
да | нет | да | нет | 1-2 | половина | все | да | нет |
1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 1 | 0 |
Предполагаемый ответ:
Переяславль-Залесского, осиротели двое детей...». Но в то же время мы понимаем, что описанные события происходили на самом деле. Во-первых, автор точно указал место и время, во-вторых, рассказ ведется от лица человека, жившего по соседству, а в сказках обычно говорится, что дело было «давным-давно», и происходило оно «в тридевятом царстве, тридесятом государстве».
Настя и Митраша – главные герои. «Золотая Курочка» и «Мужичок в мешочке», как ласково называли их соседи. После смерти родителей им досталось все крестьянское хозяйство: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех живых существах. Настя, занимаясь женскими домашними делами, «хлопотала по хозяйству до ночи». На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. Так дети жили дружно, не зная горестей и бед. Это описание жизни ребят тоже напоминает сказку – чудесный мир, где все живое взаимосвязано.
Сказочные герои всегда противостоят врагам: ведьмам, Кощею, Бабе Яге и другой нечисти. Так и герои «Кладовой солнца» оказываются в ситуации, когда они должны противостоять опасностям и злу (которое может таиться не только вокруг, но и внутри самого человека). Однажды, вспомнив о том, что в лесу есть палестинка, на которой растет самая вкусная клюква, Митраша и Настя отправляются туда, чтобы набрать побольше этой «полезной для здоровья ягоды». А дорога на чудесную палестинку лежит через Слепую елань – гиблое место, где пропало много людей и животных. Пройдя полпути, Настя и Митраша присели отдохнуть на Лежачем камне в Блудовом болоте, о котором существовала легенда, что лет двести тому назад ветер-сеятель принес сюда два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку, и из них проросли два дерева. Их корни переплелись, а стволы тянулись к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой за питание, воздух и свет. И когда ветер качал эти деревья, ель и сосна стонали на все Блудово болото, словно живые существа. Так и Настя с Митрашей иногда спорили между собой. И не случайно ссора, случившаяся между ними, произошла под этими деревьями. У Пришвина природа принимает участие в судьбе героев, она изображена не только живой, но и имеющей Душу, которая, как у человека, радуется, печалится, любит, страдает (эти же приемы очеловечивания природы мы встречаем и в сказках).
У камня, где отдыхали ребята, «довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой: одна, хорошая, плотная тропа, шла направо, другая, слабенькая, прямо». Это тоже сказочный прием: очень часто былинные и сказочные герои оказываются перед выбором
(еще говорят: «на распутье»). Наши герои тоже делают свой выбор. Проявив упрямство, Митраша выбирает трудный путь, решает идти по слабенькой тропе, а Настенька – поплотней. Ребята поссорились, и вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры. И «до того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему». Как в сказках действуют чудесные помощники (конь, добрая старуха, волшебница-жена) и злые силы, так и в «Кладовой солнца» на помощь детям приходит собака – «вернейший друг человека», а противостоит ей волк – злейший враг человека, «самой злобой своей обреченный на гибель».
Как и любая сказка, «Кладовая солнца» оканчивается счастливо.
Компетентностно-коммуникативная/ публичное выступление. Уровень 1
- Подготовьте устный рассказ о героях сказки по следующему плану:
- Описание внешности;
- Описание поведения (какими словами автор характеризует поступки героя);
- Какие человеческие качества проявляются в поступках героев?
- Выберите представителя от группы;
- Представьте героев сказки одноклассникам, используя получившийся у группы рассказ; Выступление группы должно быть 3-5 минут.
- Подготовьте план своего выступления и будьте готовы ответить на вопросы слушателей.
План выступления
- ...
- ...
- ...
- ...
- ...
Критерии оценивания выступления.
- Структура (логика) выступления согласно заданному плану;
- Соответствие выступления заданной тематике;
- Выдержанный регламент выступления;
- Использование вербальных средств (интонация, связующие слова и др.).
Практико-ориентированный / публичное выступление. Уровень 2
Исследуя текст произведения, подготовь выступление на школьную конференцию в рамках недели литературы на 7 мин. по теме «Чему я научился у Насти и Митраши».
Определите жанр своего выступления, подготовьте план, будьте готовы ответить на вопросы слушателей.
Для выступления подготовь презентацию.
План выступления
- ...
- ...
- ...
- ...
- ...
Критерии оценивания.
Наличие плана | Соот. выст. целям | Ответы на вопросы | Использ. источн. | Соблюд. регламента | ||||||
есть | нет | да | нет | нет | кратко | полн. разверн. | да | нет | да | нет |
1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 |
Наличие презентации | |||
соотв. нормам оформл. | помогает ли раскр. тему | ||
да(1) | нет(0) | да (1) | нет(0) |
Практико-ориентированный / публичное выступление. Уровень 3
Вам предстоит сделать доклад перед младшими школьниками на тему «Блудово болото. Легенды и реальность»
Определите жанр своего выступления, подготовьте план, будьте готовы ответить на вопросы слушателей.
Критерии оценивания.
Наличие плана | Соот. выст. целям | Ответы на вопросы | Использ. источн. | Соблюд. регламента | ||||||
есть | нет | да | нет | нет | кратко | полн. разверн. | да | нет | да | нет |
1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 |
Компетентностно-коммуникативная/ публичное выступление. Уровень 3
Используя ресурсы Интернет, подготовьте презентацию на тему «Иллюстрации к произведениям М. Пришвина»
http://www.prishvin.ru/index.htm
Критерии оценивания выступления.
- Структура (логика) выступления.
- Соответствие выступления заданной тематике.
- Эмоциональное воздействие на слушателей.
- Наличие 5-6 слайдов.
- Выступление от групп.
- Подведение итогов.
- Работа над тестом.
Презентация – Приложение 1, Тест – Приложение 2, Справочный материал – Приложение 3.