Форма урока: урок-повторение
Цели урока:
Познавательная
- закрепить умения и навыки по выполнению действий с натуральными числами, а также по решению уравнений и задач, основанных на зависимости между компонентами арифметических действий
- на примере сказки показать взаимосвязь литературы и математики
Развивающая
- активация мыслительной деятельности
Воспитательная
- воспитывать чувство удовлетворения от возможности показать на уроке свои знания не только по математике, но и в других областях школьных знаний;
- воспитывать математическую культуру.
Ход урока:
1.Организационная часть <Рисунок1>
На уроке мы повторим компоненты арифметических действий; распределительное
свойство умножения, которые применяются при решении уравнений и задач, напишем математический диктант.
2.Устная работа <Рисунок4>
Сейчас вам предстоит узнать: произведения какого литературного жанра мы будем
использовать в заданиях. Числами зашифрован этот жанр.
Ответ: «Сказки Пушкина»
Задание: Используя таблицу умножения, найдите буквы, соответствующие числам.
Запишите в тетради эти буквы и прочтите полученные слова.
Ответ: «Сказки Пушкина».
Вы удивлены, зачем на математике сказки? Я приведу слова ученого древности:
«Мышление начинается с удивления». А где, как не в сказках мы удивляемся?
А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье. Он
великолепно владел многими литературными жанрами: писал стихи, поэмы, романы,
исторические повести, рассказы, сказки.
Вопрос классу: Когда вы были совсем маленькими, бабушки, папы и мамы
рассказывали вам сказки. Чем же они замечательны?
Ответ: В сказках воспеваются справедливость и трудолюбие, смелость и честность
героев, любовь человека к людям. И вы, как и герои сказок, проявите смекалку,
находчивость, сообразительность, точный расчет.
Логическое задание: <Рисунок7> <Рисунок8>
- Повторить компоненты арифметических действий.
- Какое слово «лишнее» и почему: произведение, частное, уменьшаемое, множитель?
- Какое слово надо добавить?
Ответ: уменьшаемое
3. Основная часть
Вопрос классу:
1.Какое равенство называют уравнением?
Ответ: Равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.
2.Что значит решить уравнение?
Ответ: Значит, найти все корни уравнения или убедиться, что корней нет.
Задание: <Рисунок10>
Угадайте, о какой сказке Пушкина идет речь? Для этого решите уравнения
и расположите корни в порядке возрастания их значений.
Ответ: Дадон, «Сказка о золотом петушке»
Физкультминутка
Задание: Учитель перечисляет сказки. Услышав сказку Пушкина, учащиеся прыгают
вверх на месте.
«Золушка, Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о мертвой царевне и семи богатырях,
Буратино, Сказка о царе Салтане, Огниво, Дюймовочка, Сказка о попе и работнике
его Балде».
Задание: <Рисунок12>
Найди ошибку.
Ответ:
16х -4х -2 =(16 -4)х -2 =12х -2
8у -6у =(8 -6)у
Решение задач:
Задача № 1<Рисунок15>
Старуха сказала попросить у рыбки 3006 придворных. Сколько у нее охранников,
писарей, поваров и нянек, если охранников в 3 раза больше, чем писарей, поваров в 2
раза больше, чем писарей, а нянек на 6 больше, чем поваров?
Ответ: писарей - 375 чел, охраны - 1125 чел, поваров - 750 чел, нянек - 756 чел.
Задача № 2<Рисунок18>
Маленький и большой чертенок пили воду, и выпили вместе 30 озер. Сколько выпил
каждый, если большой выпил в 5 раз больше, чем маленький?
Ответ: маленький чертенок выпил 5 озер, большой чертенок выпил 25 озер.
4. Домашнее задание<Рисунок19>
Придумать задачу на составление уравнения, используя сказки А.С. Пушкина.
5. Математический диктант
- Из какого числа надо вычесть 10, чтобы получить 90? (100)
- К какому числу надо прибавить 30, чтобы получить 115? (85)
Запишите уравнение и решите:
- Произведение 25 и «эм» равно 100
- Частное «игрек» и 15 равно 90
- Разность 11у и 2у равна 99
- «В свете есть такое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор.
С ними дядька Черномор».
Вопрос: Сколько всего людей вышло из моря?
5.Рефлексия<Рисунок21>
На приготовленное заранее дерево, учащиеся прикрепляют яблоки, которые обозначают уровень их знаний:
- Я понимаю и решаю правильно
- Я решаю, но допускаю ошибки
- Я не умею решать