Урок литературного чтения во 2-м классе. "Л.Н. Толстой. "Акула"

Разделы: Литература, Начальная школа


Цели:

  1. Формировать умение подтверждать свои ответы текстом произведения.
  2. Развивать способность сопереживания героям произведения.
  3. Приобщать учащихся к художественному слову Л.Н.Толстого на основе рассказа «Акула».

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

- Ребята, вспомните, чьи стихи вы читали на прошлом уроке чтения? (Стихи М.Ю Лермонтова)

- С какими именно стихотворениями знакомились? Как они называются?

- О чём писал Лермонтов в этих стихотворениях? (О природе, о родине, о родной природе)

3. Введение в тему. Вступительная беседа.

- На сегодняшнем уроке мы перейдём к произведению другого автора, к творчеству Л.Н.Толстого.

/На доске портрет писателя/

- Встречались ли вы ранее с творчеством Л.Н.Толстого?

- Что вы знаете о нём? (Очень любил детей; открыл школу для крестьянских детей и сам там преподавал; написал «Азбуку» и «Книгу для чтения»; жил в Ясной Поляне, где сейчас находится музей).

- О чём пишет Л.Н.Толстой? (О детях, о взрослых, о животных)

- Какие произведения Льва Николаевича вы читали? (Басни «Отец и сын», «Лгун», рассказы «Филиппок», «Прыжок»).

- Что показывает Толстой в своих произведениях? (Раскрывает внутренний мир людей или животных, показывает их чувства, переживания; раскрывает реальные, жизненные ситуации).

- Да, действительно, Толстой – очень хороший психолог, и в любом своём произведении он так показывает чувства своих героев, будь то человек или животное, что читатель невольно переживает всё вместе с ними.

- Подробнее о жизни Л.Н.Толстого вы сможете узнать, прочитав о нём статью в энциклопедии или в справочнике школьника.

4. Первое чтение (учителем).

- Сейчас прослушайте рассказ «Акула». Кто хочет, следит за моим чтением, можете просто слушать.

/Чтение/

- Какие места из рассказа вам хотелось бы ещё раз услышать или прочитать ?

/Учителем зачитывается один отрывок/

5. Повторное чтение (про себя).

- Просмотрите сами текст ещё раз. Пробегите глазками, чтобы восстановить ход событий.

6. Беседа по содержанию. Выборочное чтение.

- Где происходят события? О ком говорится в рассказе?

- Зачем матросы устроили купальню? Нельзя ли было обойтись без неё? Свой ответ подтвердите словами из рассказа.

- Почему мальчики оказались в опасности? (Было тесно в парусе, они были увлечены соревнованием в открытом море). Найдите в тексте отрывки, подтверждающие ваши слова.

- Внимательно рассмотрите рисунок, иллюстрацию. Найдите и перечитайте отрывок, который можно соотнести с рисунком.

- Что сделали матросы для спасения мальчиков? Зачитайте.

- Что чувствовал старый артиллерист:

  • когда наблюдал, как мальчики плыли наперегонки? (Гордился сыном, болел за него, как на соревнованиях)
  • когда услышал крик об опасности? (Испуг, страх за жизнь сына и его друга, застыл в ожидании, был в состоянии шока, чувствовал себя беспомощным)
  • когда донёсся визг ребят? (Он как бы проснулся, вышел из состояния шока, очнулся, почувствовал, что он может и должен помочь ребятам)
  • после своего выстрела? (Он сделал всё, что было в его силах, и им снова овладело чувство беспомощности, страха, ожидания; может быть, он даже плакал).

- Что можно сказать об этом человеке?

- Что почувствовали вы, когда в воде неожиданно появилась акула? Когда «по волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы»?

7. Повторное чтение (вслух).

- Сейчас будем читать вслух. Все следят, потому что могу спросить любого. При чтении карандашом отмечайте непонятные для вас слова или выражения.

8. Словарная работа (лексическая).

- Какие слова или выражения из рассказа вы не поняли?

/Объяснения значения непонятных слов/

- Как и почему Толстой называет акулу?

- Как вы понимаете выражение «что было сил», «сорвался с места»?

9. Анализ произведения.

- Как называется рассказ? Почему именно так Толстой назвал его?

- Как Толстой показывает ту ситуацию, в которой оказались мальчики?

- Что они чувствовали в этой ситуации?

- Каков итог того, что случилось?

- Что чувствует автор, показывая, что происходило в это время на корабле? (Он сам переживал, волновался).

- Как вы относитесь к поведению мальчиков?

- Как автор относится к их действиям (осуждает, ругает, жалеет, сочувствует)?

- Какова главная мысль этого произведения? Какими словами автор показывает эту главную мысль? Найдите, зачитайте.

- Как построил Толстой свой рассказ? (Он идёт от спокойной обстановки к волнующей с нарастанием волнения)

10. Итог.

- Что хотел показать в рассказе автор? (Какие чувства испытывает человек в экстремальной ситуации, во время опасности. Как реагируют люди, когда рядом человек попадает в беду.)

- Какими он изобразил людей? (Добрыми, отзывчивыми, сочувствующими, быстрыми в решениях и действиях, переживающими за других).

- О чём этот рассказ? (О взаимопомощи, о мужестве, о любви к людям, о решительности, о чувствах героев в момент опасности).

- Ради чего написан рассказ? (Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа)

11. Домашнее задание.

- Ещё раз перечитать рассказ «Акула». Кто хочет, прочитайте что-то другое из произведений Л.Н.Толстого.