Урок литературы в 7-м классе на тему "Вечное и злободневное в рассказах В.М. Шукшина "Мастер" и "Крепкий мужик"

Разделы: История и обществознание, Литература

Класс: 7


Цель: создать ситуацию нравственного выбора на основе сопоставления рассказов Шукшина; способствовать воспитанию сознания личной ответственности за мир и за самого себя; приобщить учащихся к культурному наследию прошлого.

Ход урока

1 Учитель: Обратившись к рассказам Шукшина, мы должны понять, насколько важно человеку чувствовать свою ответственность за мир и за самого себя. Рассуждая о творчестве Василия Макаровича, думаю, уместно будет вспомнить слова Вампилова “Писать надо о том, от чего не спится по ночам”. И действительно, каждое произведение Шукшина- “история души” русского человека.

Вглядитесь в портрет В. М. Шукшина. Какое впечатление он производит на вас?

(Рассуждения учащихся)

2. Писал Шукшин о том, что хорошо знал. Его рассказы - драматические произведения о русском мужике, о России. Обратимся к главному герою рассказа “Мастер”. Какую характеристику ему дает автор?

Что говорят люди о таланте Семки?

Почему Семка пьет?

Чем внимание героя привлекла Талицкая церковь?

(Изображение церкви Покрова на Нерли)

Почему именно к изображению этой церкви мы обращаемся?

(Талицкая церковь на нее похожа)

А что в ней особенного?

Семка перестает пить, идея возрождения красоты его “выпрямила”. Удается ли ему воплотить свою мечту в жизнь?

Так зачем же столько переживаний?

Итак, никто не желает спасать разрушающиеся духовные ценности. В небрежении находится храм – душа народа, опора его нравственности. И Семка сник. Он устал загребать против течения, это течение и выносит его к ларьку…

Но умерло ли в нем чувство красоты?

Можем ли мы вообразить, как сложится судьба Семки?

3. В другом же рассказе (“Крепкий мужик”) перед нами иной герой.

Если Семка – созидатель, то Колька Шурыгин – кто? – разрушитель.

Какой же “поступок” совершил Шурыгин? Кто приказывал ему разрушать церковь? Зачем?

а) чтобы почувствовать себя большим начальником;

б) мечтает оставить о себе память;

в) он “крепкий мужик” - силу девать некуда.

Вот так ненавязчиво, не поучая, Шукшин вспоминает трагические страницы в истории нашего государства – разрушение храмов.

А коснулась ли эта трагедия нашего города Вязники?

(разрушение Казанского собора)

Посмотрите, какая была красота, и что же сделал человек?!

Шукшин говорит о гибели храма, как о гибели живого существа (пример из текста).

Какова реакция людей на разрушение храма?

Итак, каждый из героев сделал свой нравственный выбор. Какой?

Шукшин приводит читателя к пониманию русского национального характера.

4. Перед вами стихотворение, которое написал Омар Хайям:

Мы – источник веселья и скорби рудник,

Мы – вместилище скверны и чистый родник.

Человек, как в зеркале мир, многолик,

Он ничтожен, и он же безмерно велик.

Подумайте, как стихотворение связано с рассказами Шукшина, своими размышлениями вы поделитесь на следующем уроке.

Это будет вашим д/з.

См. презентацию.