Цель: создать ситуацию нравственного выбора на основе сопоставления рассказов Шукшина; способствовать воспитанию сознания личной ответственности за мир и за самого себя; приобщить учащихся к культурному наследию прошлого.
Ход урока
1 Учитель: Обратившись к рассказам Шукшина, мы должны понять, насколько важно человеку чувствовать свою ответственность за мир и за самого себя. Рассуждая о творчестве Василия Макаровича, думаю, уместно будет вспомнить слова Вампилова “Писать надо о том, от чего не спится по ночам”. И действительно, каждое произведение Шукшина- “история души” русского человека.
Вглядитесь в портрет В. М. Шукшина. Какое впечатление он производит на вас?
(Рассуждения учащихся)
2. Писал Шукшин о том, что хорошо знал. Его рассказы - драматические произведения о русском мужике, о России. Обратимся к главному герою рассказа “Мастер”. Какую характеристику ему дает автор?
Что говорят люди о таланте Семки?
Почему Семка пьет?
Чем внимание героя привлекла Талицкая церковь?
(Изображение церкви Покрова на Нерли)
Почему именно к изображению этой церкви мы обращаемся?
(Талицкая церковь на нее похожа)
А что в ней особенного?
Семка перестает пить, идея возрождения красоты его “выпрямила”. Удается ли ему воплотить свою мечту в жизнь?
Так зачем же столько переживаний?
Итак, никто не желает спасать разрушающиеся духовные ценности. В небрежении находится храм – душа народа, опора его нравственности. И Семка сник. Он устал загребать против течения, это течение и выносит его к ларьку…
Но умерло ли в нем чувство красоты?
Можем ли мы вообразить, как сложится судьба Семки?
3. В другом же рассказе (“Крепкий мужик”) перед нами иной герой.
Если Семка – созидатель, то Колька Шурыгин – кто? – разрушитель.
Какой же “поступок” совершил Шурыгин? Кто приказывал ему разрушать церковь? Зачем?
а) чтобы почувствовать себя большим начальником;
б) мечтает оставить о себе память;
в) он “крепкий мужик” - силу девать некуда.
Вот так ненавязчиво, не поучая, Шукшин вспоминает трагические страницы в истории нашего государства – разрушение храмов.
А коснулась ли эта трагедия нашего города Вязники?
(разрушение Казанского собора)
Посмотрите, какая была красота, и что же сделал человек?!
Шукшин говорит о гибели храма, как о гибели живого существа (пример из текста).
Какова реакция людей на разрушение храма?
Итак, каждый из героев сделал свой нравственный выбор. Какой?
Шукшин приводит читателя к пониманию русского национального характера.
4. Перед вами стихотворение, которое написал Омар Хайям:
Мы – источник веселья и скорби рудник,
Мы – вместилище скверны и чистый родник.
Человек, как в зеркале мир, многолик,
Он ничтожен, и он же безмерно велик.
Подумайте, как стихотворение связано с рассказами Шукшина, своими размышлениями вы поделитесь на следующем уроке.
Это будет вашим д/з.
См. презентацию.