Урок развития речи в 5-м классе "Удивительное – рядом" (по книге К.Гарновского "Солнечные зернышки")

Разделы: Русский язык, Литература


Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой?
А.К.Толстой

Цели:

  • познакомиться с творчеством писателя-биолога, связанного во время войны с заповедником «Малая Сосьва»;
  • воспитать уважение к творчеству писателя;
  • узнать и назвать некоторые характерные для автора особенности тематики  и языка этюдов о природе;
  • показать умение практического анализа особенностей произведений К. Гарновского;
  • уметь  работать с художественным текстом;
  • выразительно читать текст  произведения.

Проблемный вопрос: почему книгу о природе назвали «Солнечные зернышки»? 

Оформление.

Кронид Всеволодович Гарновский (1905-1988)

Я ль виноват, что милей мне...
Тихая осень под тёмными долами,
Лунная ласка ночей...

К. Гарновский

На каждом столе букетик из хвойных веточек.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя

– Здравствуйте, все те, кто считает, что за удивительным далеко ходить не нужно: удивительное – рядом!
– Здравствуйте все те, кто считает, что природа родного края – самое прекрасное для нас!
– Здравствуйте, все те, кто не перестает удивляться новому!
– Осень 1940 года. Два выпускника биологического факультета Ленинградского университета (муж и жена), заключив договор (трехгодичный), ждут ответа на вопрос: как добраться до места назначения в поселок Хангакурт, что на реке Малая Сосьва. Беда в том, что никто не знает, куда ехать. Заповедник молчит, потом отвечает: «Выезжайте поездом Тюмень, дальше лошадьми 1350 км».
Эти бывшие студенты: Кронид  Гарновский и его жена Евгения Дорогостайская, а мы с вами давайте предвосхитим события и представим, к какой красоте отправились эти люди, и что такое могло их так покорить, что уже на склоне лет завещает Кронид Всеволодович  Гарновский похоронить его  именно здесь.
(Под песню В. Безносикова «За Уралом мой дом» показываются слайды с фотографиями нашей местности).
Вы уже догадались, ребята, что отправились они к нам, на нашу малую родину, чтобы влюбиться в красоту нашего родного края и раз и навсегда оставить в сердце. Это территория  заповедника «Малая Сосьва»  в нашем Советском районе.

(Рассказ о Гарновском с использованием слайдов).

Виталий Бианки писал о Гарновском: «Ботаник, хранитель лесов и брат всему живому.
Жить без леса не может. Попав в лес: «Я не гость и не хозяин, – я пришёл в свою семью», – чувствует он.
– Именно   Виталий Бианки посоветовал Крониду Всеволодовичу записывать свои рассказы об увиденном и пережитом в многочисленных странствиях, походах, экспедициях. Так родились его прозаические миниатюры.
– Удивительное дело: Гарновский искренне верил, что какими бы то ни были его стихи, они все же лучшее, наиболее ценное из того, что он оставит после себя, похоже, не воспринимая всерьез свои не менее талантливые миниатюры о природе – эти поистине золотые крупицы, «солнечные зернышки».
– Рассказы и этюды о природе Гарновского звучали особенно часто. Ему и придумывать-то сюжеты своих миниатюрок не нужно было – он в достаточном количестве  «накопил их, работая в Кондо-Сосьвинском заповеднике».
Эти четыре с половиной года робинзонады питали его творчество до конца жизни.
Умер Кронид Всеволодович Гарновский 29 ноября 1988 года. Урна с его прахом (по его завещанию) захоронена на таёжном кладбище в окрестностях кордона Хангокурт (в переводе с хантыйского – «красивое место»), на территории заповедника «Малая Сосьва».
На памятнике Гарновского строки из его стихотворения:

А там – осталось всё, как прежде,
И не заметила тайга,
Что мой костёр горел всё реже
И наконец – совсем погас.

 А там – всё тот же крик кукушки
В берёзках тонких на заре,
И у охотничьей избушки –
Лилово-розовый кипрей

2. Гарновский – разносторонне одаренный человек: биолог, ученый, писатель, поэт. (Учащиеся рассказывают о Гарновском-поэте).

3. Вы получили задание выбрать из сборника К. Гарновского любую зарисовку. Разделились на 4 группы по количеству времен года. В сборнике «Солнечные зернышки» этюды также разделены по временам года. Кроме того, вы попытались подобрать иллюстрации с изображением наших родных мест, начать выпускать альбом –  каждая группа на свое время года.

(Ребята выступают по группам, читают миниатюру, показывают альбомы: лето – «Раскоряка», осень – «Праздник осени», зима – «Владыка Севера», весна – «Зайцы кричат»).

Вопрос:  часто вместо «Солнечные зернышки» хочется сказать  «Золотые зернышки».  Как  вы думаете, это допустимо?

4. В творчестве настоящего писателя природа соотносится с внутренней жизнью человека. Она выражает высоту духовного подъема героя.
– Давайте попробуем постигнуть тайны мастерства Гарновского, для того чтобы затем самим попытаться научиться выражать свои ощущения, создавать свои зарисовки, этюды о природе, свои «Солнечные зернышки».

5. Перед вами  один из этюдов К. Гарновского. Чего в нем не хватает?

Попробуйте восстановить текст. Что для этого нужно? (Нужно вчитаться в каждое слово, понять смысл текста, представить картину, вспомнить, если подобное нам приходилось видеть).

Морозная ночь, полнолуние. По сторонам дороги – (какое?) ................. поле.
Иду, и под лунным светом то одна, то другая (что?) .................   вспыхивает передо мной (каким?) ........................,   .......................,        ...............................,  ................................ огнем. И бывает он такой (какой?) .............................. чистоты и красоты, что остановишься и смотришь на него, (как?) ............................
Но только (что сделаешь?)......................... – и погаснут эти (что) .......................... А на смену им (что сделают ?) ......................  другие. (Что делают?) .............................,  ....................................
(Сколько?)............................ снежинок прикрыли поле. Но только немногие из них (что делают?) ....................  (каким?) ........................... огнем.
Так и иной человек бывает (каков?) .........................., и вдруг  (как?) .................................... увидишь в нем скрытую до времени (какую?) ................................  красоту.

 (Ребята, продолжая работать в группах, выполняют задание).

6. На доске записываются все версии ребят. Идет обсуждение.

7. Как бы вы назвали эту зарисовку К. Гарновского после того, как попробовали стать соавторами?

8. Читается этюд Гарновского.

Морозная ночь, полнолуние. По сторонам дороги – заснеженное поле.
Иду, и под лунным светом то одна, то другая снежинка    вспыхивает передо мной зеленым, алым, синим, фиолетовым  огнем. И бывает он такой  несказанной чистоты и красоты, что остановишься и смотришь на него,  как на чудо.
Но только шагнешь – и погаснут эти  искорки.  А на смену им  вспыхнут  другие. Горят, переливаются. Мириады снежинок прикрыли поле. Но только немногие из них вспыхивают чудесным  огнем.
Так и иной человек бывает незаметен – незаметен,  и вдруг  с изумлением увидишь в нем скрытую до времени  душевную красоту.

9. Беседа по исходному тексту

– Как вы считаете, мы смогли приблизиться к авторскому тексту? 
– У Гарновского этот этюд называется «Искорки». Как вы думаете, отражает название основную мысль зарисовки?
– Что нужно понять, чтобы  самим в ближайшем будущем стать авторами прекрасных зарисовок о природе? (Необходимо быть внимательными, чувствовать каждое слово, соотносить его с увиденным в природе)

10.  Обращение к проблемному вопросу: «Почему книгу с зарисовками  о  природе назвали «Солнечные зернышки»?» (В ней много света, любви, доброты; миниатюры, словно солнечные лучики проникают в самое сердце, пробуждая желание любить, замечать вокруг все прекрасное)

11. Кронид Гарновский еще раз доказал, что можно быть человеком любой профессии и быть по призванию писателем, поэтом. Но для этого, что надо уметь? (Нужно любить Родину, беречь русское слово, уметь видеть и замечать прекрасное вокруг).

12. Домашнее задание

На память о нашем знакомстве я хочу подарить вам свои солнечные зернышки (тыквенные семечки, покрашенные в золотистый цвет, на ниточках), а вы на следующий урок постараетесь принести свои (написанные с любовью).

Приложение