Цели урока:
- Образовательные:
- познакомиться со своеобразием тургеневского пейзажа;
- определить роль пейзажа в рассказе;
- проанализировать, как И.С.Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок.
- Воспитательные:
- воспитывать уважение к художественному слову.
- воспитывать чувство патриотизма.
- Развивающая:
- формировать умение находить в тексте примеры художественно-выразительных средств языка;
- совершенствовать выразительное чтение учащихся.
Оборудование: презентация (Приложение 1), иллюстрации природы к рассказу.
ХОД УРОКА
1. Целеполагание
1 слайд. Сообщение темы урока.
– Какие цели поставим? (Мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, определим его роль в рассказе, проанализируем, как И.С.Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок).
2 слайд
2. Вводное слово учителя
И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы. Он говорил, что при общении с природой у него возникает “какое-то сладостное чувство, душа ноет, что-то как будто сосёт сердце”. Очевидно, под впечатлением этого “сладостного, ноющего” чувства рождались пейзажные зарисовки.
3. Анализ пейзажей
3-4 слайды
– С чего начинается рассказ? (С описания
июльского дня.)
– Давайте прочитаем описание «прекрасного
июльского дня». (Чтение под музыку).
– Подумайте, какое настроение создаётся при
чтении? (Создаётся настроение бодрости и
ликования, нежности и мягкости, мажорное
сообщение о наступившем новом дне, радость
встречи с природой).
5-6 слайды
– Когда ещё мы слышим в рассказе
жизнеутверждающее настроение? (Описание
наступления утра завершает рассказ).
– Что можно сказать о человеке, написавшем эти
строки? (Человек, умеющий видеть красоту;
обладает богатым духовным миром).
– Где располагаются в рассказе данные пейзажные
зарисовки? (…т.е.образуют зачин и концовку
произведения).
– Сопоставьте описание летнего дня и описание
наступления утра с настроением охотника?
4. Работа над художественно-изобразительными средствами
– Мы послушали музыку, видим изображения художников. У художника, у композитора свои художественные средства: у художника – краски, ракурс, свет, а у композитора – ритм, мелодия, голос. А у писателя – скажите, что? (Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образных средств.)
1 группа. Описание летнего утра
Обращаемся к разбору картины ясного летнего дня.
– Какие образные средства преобладают? Почему?
«ПРЕКРАСНЫЙ июльский день»;
Солнце «МИРНО всплывает»;
«небо ЯСНО»; «КРОТКИЙ румянец» (зари);
«СВЕЖО просияет»;
«ВЕСЕЛО и ВЕЛИЧАВО поднимается»,
«солнце СВЕТЛОЕ, ПРИВЕТНО ЛУЧЕЗАРНОЕ»$
«МОГУЧЕЕ светило»
(Убеждаемся, что в этой картине у Тургенева
явно преобладает изобразительный эпитет в
сочетании с метафорой.
В обрисовке ясного летнего дня автор
использовал по преимуществу эпитеты, так как
преследовал цель отметить наиболее яркие
признаки природы в один из летних дней, которые
он наблюдал ).
2 группа. Пробуждение летнего дня
Определить, какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра. (Показывая пробуждение раннего летнего утра, писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.)
Картина пробуждения утра |
|
в олицетворениях | в метафорах |
«Свежая струя пробежала по моему лицу»; «еще нигде не румянилась заря»; «и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею»; «все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило» | «Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали, отсырела земля, запотели листья»; «полились кругом меня... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света»; «всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы» |
– Почему для изображения пробуждающегося утра
Тургенев выбрал по преимуществу олицетворения и
метафоры? (Показать самый процесс пробуждения
и оживления природы. Иные средства для данной
цели были бы менее выразительны).
– А для чего в описание утра введены также
изобразительные, зрительные эпитеты? (Они
помогли автору сделать картину утра более
наглядной).
7-8 слайд
– Но на смену дню приходит ночь. Давайте найдём
и зачитаем элементы описания надвигающейся ночи.
Изменился ли тон рассказа?
– Почему? (Ночь, охотник заблудился).
– Ночь мы видим глазами обеспокоенного,
встревоженного человека.
При изображении наступающей ночи автор ставит
цель показать не только картины ночи, но и
нарастание ночной таинственности и чувство
возрастающей тревоги, которое возникло в нем в
связи с наступлением темноты и потерей дороги.
3 группа. Описание ночи
Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка
Сравнение |
Метафора |
Олицетворение |
Эпитет |
|
«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом»; «громадными клубами вздымался угрюмый мрак» | «Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота»; «с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось» | «На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько больших белых камней, — казалось, они сползлись туда для тайного совещания» | «Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «глухо отдавались мои шаги»; «я отчаянно устремился вперед»; в лощине «было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул» |
– Отпадает надобность в ярком изобразительном
эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется
в данном случае эмоциональным, выразительным
эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства
рассказчика. Но и им он не ограничивается.
Чувство страха, тревоги и беспокойства автору
удается передать лишь сложным комплексом
языковых средств: и эмоционально-выразительным
эпитетом, и сравнением, и метафорой, и
олицетворением.
Писатель в данном случае не столько озабочен
изобразить природу, сколько выразить свои
беспокойные чувства, которые она у него вызывает.
Но тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы, когда автор вышел наконец на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо. Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи.
– Находим и читаем.
– Итак. рассказ строится на изображении природы
в различных ее проявлениях — светлых, открытых и
таинственных, непонятных. Блуждание охотника по
лесу их связывает и объединяет.
– А теперь сопоставьте эти описания природы,
обратив внимание на то, какие ощущения
преобладают утром, а какие – ночью?
– Картины наступающей ночи вызвали у художника
чувство беспокойства и тревоги, а картины
летнего утра и дня — чувство радости жизни.
– Таким образом, картины природы вызывают те или
иные настроения автора. (Утром преобладают
краски. Утром звуки гармоничные, зрительные
образы чёткие. Ночью преобладает мрак,
нарушаемый контрастными вспышками; звуки либо
приглушённые, либо резкие, внезапные,
настораживающие, ночью преобладают зрительные
образы )
– Чем вы объясните? (Ночь – это
неизвестность, загадка, тайна, поэтому все
чувства обострены. Предметы теряют реальные
очертания и кажутся огромными. Человек
насторожен, поэтому он вслушивается,
вглядывается.
Утром мы, как правило, расслаблены. Мы ждём от
наступающего дня чего-то хорошего, радостного.
Кроме того, тьма рассеивается, всё видно, нас
ничто не пугает.).
9 слайд
10 слайд
Л.Н.Толстой .“Одно, в чём он мастер такой, что
руки отнимаются после него касаться этого
предмета, – это природа. Две-три черты, и пахнет”.
Природа у И.С.Тургенева дана в богатстве её
красок, в движении, в звуках, в запахах.
4 группа. Действенность природы
Вывод: И.С.Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: слух, обоняние, зрение. Это придаёт картинам природы особую выразительность, а также вполне отвечает жизненной правде. Когда вы идёте по лесу, вы не только видите деревья, траву, небо, но и слышите пение птиц, чувствуете запахи, вам жарко или прохладно.
11 слайд
5. Итог урока
– Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем
его значение?
– Какие настроения вызывала природа у мальчиков,
сидевших у костра?
Она «своим таинственным великолепием»
предрасположила их к рассказам о непонятном и
чудесном, а своими загадочными звуками порождала
самое чувство страха.
Полная загадочных звуков, ночная природа наводит
на мальчиков чувство безотчетного страха и
вместе с тем yсиливает обостренное, почти
болезненное любопытство их к рассказам о
таинственном и страшном.
– Таким образом, природа показана Тургеневым как
сила активно воздействующая и на автора, и на его
героев-мальчиков.
Но она выступает в рассказе и в значении
величественного и прекрасного зрелища,
успокаивающего запуганное воображение детей и
доставляющего им истинно эстетическое
удовольствие.
Эстетический восторг, вызванный у мальчиков
зрелищем высокого, усеянного золотыми звездами
неба, разделяет и автор.
Объяснив таким образом активную роль природы в
рассказе «Бежин луг», небесполезно заставить
учащихся подумать над вопросом: имеет ли
какое-либо значение изображенный писателем
пейзаж для построения рассказа?
Пейзаж служит зачином и концовкой произведения.
Композиционная роль природы фиксируется в
краткой записи на доске и в тетрадях учащихся.
– А ещё почему так много картин природы? (Живут в деревне. Их всегда окружает природа. Является фоном жизни ребят)
В рассказе Тургенева природа показана прежде всего как условие жизни крестьянских мальчиков, рано приобщающихся к сельскохозяйственному труду. Было бы фальшиво, да и невозможно, изображая детей в ночном, не показать природу. Но она дана не только как фон или условие жизни крестьянских детей.
Значение природы в рассказе „Бежин луг"
Служит фоном жизни героев рассказа — крестьянских детей | Воздействует на воображение и сознание мальчиков своей таинственностью, предрасполагая их к рассказам о страшном, Вызывают те или иные настроения автора. | Определяет построение произведения, образуя его зачин и концовку |
– В чём мастерство И.С.Тургенева? (Его картины
всегда верны, мы узнаём в них родную русскую
природу, и вместе с тем видим любовь писателя к
своей родине )
В конце урока я предлагаю послушать
стихотворение, в котором также говорится о любви
к природе, малой родине.
12 и др. слайды
И.С.ТУРГЕНЕВУ. БЕЖИН ЛУГ
Иван Демьянов
Он с детства у меня перед глазами
Росистый луг с гривастым табуном,
И звёздный рой, парящий над лесами,
Где речка изогнулась за углом.
И фырканье, и лошадиный топот,
Несмелые мальчишек голоса,
И камыша берегового шёпот,
Увядшая заката полоса.
Ночь распахнула голубые полы ,
Луны катая голубой комок.
Безбрежье неба над притихшим долом,
Туда костра торопится дымок.
Пылать костру-огонь его напорист.
Таких немного в памяти огней.
В него века подбрасывают хворост,
Чтоб родину любили мы сильней!