«Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств». (Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006, с. 316).
Цель дифференциации заключается в том, «чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребёнку, а от ребёнка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребёнок, учить его с учётом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать». (Селевко Г.В.).
В данной статье предлагаются дифференцированные задания при изучении творчества М.Ю. Лермонтова в 9 классе на уроках литературы разных типов.
План изучения темы «М.Ю. Лермонтов» в 9 классе
№ | Тема урока | Тип урока |
1. | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике | Вводный урок |
2. | Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк» | Урок изучения лирики |
3. | Любовная лирика. «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» | Урок изучения лирики |
4. | «Дума», «Родина». Характер лирического героя | Урок анализа лирических произведений |
5. | «Герой нашего времени». Обзор содержания, композиция, жанр | Вступительный урок |
6. | Печорин в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | Урок анализа эпического произведения |
7. | Глава «Тамань» | Урок анализа эпического произведения |
8. | Глава «Княжна Мери» | Урок анализа эпического произведения |
9. | Любовь в жизни Печорина | Урок сопоставительного анализа |
10. | Дружба в жизни Печорина | Урок сопоставительного анализа |
11. | Глава «Фаталист» | Урок анализа эпизода |
12. | Черты романтизма и реализма в романе. Роман в оценке В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению | Заключительный урок |
13-14. | Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова | Итоговый урок по творчеству |
Для большей краткости и наглядности материал оформлен как технологические карты уроков (форма технологической карты предложена Беляевой Н.В., сотрудником Института содержания и методов обучения Российской академии образования, доктором педагогических наук, заслуженным учителем РФ), но из аспектов учебной деятельности взяты лишь те, которые являются, на мой взгляд, ключевыми.
Урок анализа лирических произведений (№ 4)