Дифференцированные задания при изучении творчества М.Ю. Лермонтова в 9-м классе на уроках разных типов

Разделы: Литература


 «Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств». (Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006, с. 316).

Цель дифференциации заключается в том, «чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребёнку, а от ребёнка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребёнок, учить его с учётом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать». (Селевко Г.В.).

В данной статье предлагаются дифференцированные задания при изучении творчества М.Ю. Лермонтова в 9 классе на уроках литературы разных типов.

План изучения темы «М.Ю. Лермонтов» в 9 классе 

Тема урока Тип урока
1. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Вводный урок
2. Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк» Урок изучения лирики
3. Любовная лирика. «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Урок изучения лирики
4. «Дума», «Родина». Характер лирического героя Урок анализа лирических произведений
5. «Герой нашего времени». Обзор содержания, композиция, жанр Вступительный урок
6. Печорин в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» Урок анализа эпического произведения
7. Глава «Тамань» Урок анализа эпического произведения
8. Глава «Княжна Мери» Урок анализа эпического произведения
9. Любовь в жизни Печорина Урок сопоставительного анализа
10. Дружба в жизни Печорина Урок сопоставительного анализа
11. Глава «Фаталист» Урок анализа эпизода
12. Черты романтизма и реализма в романе. Роман в оценке В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению Заключительный урок
13-14. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова Итоговый урок по творчеству

Для большей краткости и наглядности материал оформлен как технологические карты уроков (форма технологической карты предложена Беляевой Н.В., сотрудником Института содержания и методов обучения Российской академии образования, доктором педагогических наук, заслуженным учителем РФ), но из аспектов учебной деятельности взяты лишь те, которые являются, на мой взгляд, ключевыми.

Вводный урок (№ 1)

Урок изучения лирики (№ 2)

Урок анализа лирических произведений (№ 4)

Урок анализа эпического произведения (№ 7)

Урок сопоставительного анализа (№ 10)