Литература
-
Урок по чтению В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница" 2022
Цель урока: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
-
Конспект интегрированного урока литературного чтения и музыки в 4-м классе по теме «Родная природа в стихотворении Е.А.Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!..» и в музыке С.В.Рахманинова» 2022
Цели урока: познакомить учащихся с произведением русской классической поэзии – стихотворением Е.А.Баратынского «Весна! Весна! как воздух чист; читать стихотворение Баратынского о родной природе и слушать музыкальные пейзажи С.В.Рахманинова, чтобы почувствовать единство человека и природы, увидеть в поэзии совершенство и красоту природы и мира; продолжить работу над анализом лирического стихотворения; поговорить о значении природы в жизни поэта и в жизни композитора, прочесть стихи поэта и прослушать музыкальные произведения композитора.
-
Писатели Хангаласского улуса 2022
Цель урока: Углубление знаний учеников о писателях Хангаласского улуса, работа с текстом.
-
Разработка литературно-музыкального вечера, посвященного Дню Победы в Великой Отечественной войне "Помним! Гордимся! Благодарим!" 2022
Цели проведения мероприятия: расширение представления учащихся о литературе и музыке, посвященной Великой Отечественной войне; формирование чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну; воспитание почтительного отношения к старшему поколению, к памятникам войны.
-
Урок литературы в 5-м классе. К.Паустовский "Теплый хлеб" 2022
Задачи урока: актуализация и расширение знаний учащихся об эпических произведениях, в частности, о сказках, закрепление знаний об эпитетах; формирование внимательного читателя, способного увидеть характерные черты героев; формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения.
-
Тема блокады Ленинграда в литературе для детей – разговор о жизненных ценностях 2022
Блокада Ленинграда и выживание людей в этом городе – важнейшая веха в жизни нашего народа в годы войны и не только. Безусловно, нельзя не коснуться этой темы, изучая русскую литературу, русскую историю и культуру. Как правило, у школьников уже имеются какие-то, пусть и разрозненные знания о событиях в Ленинграде 1941 года. На уроке внеклассного чтения, учителю важно сделать основные исторические акценты о произошедших событиях, а также важно показать ученикам, как писатель видит и осмысливает эти события, рассказывая о жизни одной семьи. Мы предлагаем вести разговор на эту тему, опираясь на рассказ Г.Черкашина «Кукла» (уже прочитанный школьниками к уроку): произведение это небольшое, написано довольно простым, доступным учащимся языком, сюжет интересный, незатянутый, главный герой – ребенок). При этом очень важно, на наш взгляд, не превратить урок литературы в урок истории, а вывести школьников на разговор о жизненных ценностях, о нравственности, о человечности.
-
Приёмы формирования функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы 2022
Сегодня много говорят о формировании функциональной грамотности учащегося, всячески призывают учителей акцентировать внимание на этом вопросе в своей практике. Для учителей русского языка и литературы этот вопрос наиболее актуален. Где, как не на уроках русского языка и литературы, учиться понимать текст и тренировать грамотность. Что же такое функциональная грамотность?
-
Конспект итогового урока по литературе в 5-м классе. Обобщающая викторина по курсу литературы 5-го класса (дистанционное обучение) (учебник В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина) 2022
Цель урока: актуализировать имеющиеся знания по литературе за курс 5-го класса.
-
Галерея мёртвых и живых душ в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» 2022
Николай Васильевич Гоголь вместе со своим главным героем Павлом Ивановичем Чичиковым ведет читателей по галерее мертвых душ. Стиль, в котором выполнены их портреты, можно назвать гипертрофированным реализмом. Деформированные, уродливые человеческие лица на фоне деталей пейзажа и интерьера барской усадьбы.
-
Люди «дна»: характеры и судьбы (по драме М.Горького «На дне») 2022
Тема «дна» в творчестве А.М.Горького возникла не случайно. Во время своих скитаний по Руси он встречал людей, пребывающих на самых нижних ступенях социальной лестницы, сталкивался с различными группами босячества, с «бывшими людьми», обитающими в подвалах и ночлежках, куда не проникает солнечный луч - свет надежды. Но характеры персонажей пьесы Горького не вызывают грустных, пессимистических чувств, их судьбы не оставляют ощущения мрачной безысходности. Ведь они способны радоваться и мечтать, предаваться сильным чувствам и сострадать, любить ближнего и вселять надежду. Не эти так другие «бывшие люди» смогут подняться со «дна», чтобы жить, сопротивляться печальной судьбе, протестовать против попрания достоинства личности.
-
Интертекстуальность в стихотворениях сборника Е. Середы «МаринАманиЯ» как прием изучения творчества Марины Цветаевой 2022
Долгое время считалось, что школа, в которой обучающиеся проводят большую часть своего времени (даже куда более «большую», нежели с собственными родителями), и особенно преподавание предметов гуманитарного цикла способны снабдить подрастающее поколение необходимым культурным багажом, который впоследствии коммуникативно свяжет детей с теми, кто старше их, но в последние годы скорость поглощения информации и ее количество так стремительно увеличились, что говорить о прочном и вдумчивом усвоении знаний не приходится. Но зато приходится искать новые приемы работы с растущей информацией. В качестве одного из способов решения возникшей проблемы предлагаем рассмотреть активизацию использования на уроках литературы стилистических приемов интертекстуальности.
-
Веб-квест по литературе в 9-м классе "Помещик под ключ" 2022
Цели урока: актуализация знаний по теме «Галерея образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души», навыков анализа текста.
-
Открытый урок. Обучение грамоте «Буква «Я» и её звуки» 2022
Цель урока: развитие фонематических умений; понимание смыслоразличительной роли звука и буквы на его месте.
-
Ситуация успеха как компонент здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы 2022
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. Сегодня показатели здоровья подрастающего поколения вызывают озабоченность специалистов.
-
Книги, которые мы выбираем 2022
Цели урока: расширение круга чтения, пополнение активного словаря новыми словами, определениями, понятиями; обучение созданию электронного и бумажного продукта на основе художественного текста.
-
«Преданность и предательство» (По тексту В.К.Железникова «Чучело») 2022
Цель урока: на примере текста повести «Чучело» поговорить о таких вещах, как преданность и предательство, проблемах взаимоотношения общества и коллектива.
-
И.С.Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму» 2022
Цели урока: познакомить с детством и началом литературного пути Тургенева, погрузиться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель; развить интерес к личности писателя и его творчеству; познакомить с историей создания рассказа «Муму».
-
Сценарий праздника Белых журавлей 2022
Цель мероприятия: воспитание духовных потребностей и нравственных качеств личности на основе традиционных ценностей; формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви к Отечеству, гражданского сознания; пробуждение чувства гордости за наше историческое прошлое, за подвиги предков.
-
Смысловое чтение на уроках гуманитарного цикла 2022
Смысловое чтение включает следующие элементы: восприятие и интерпретация текста, воспроизведение, восстановление деформированного текста, нахождение в нём информации для решения разных учебных задач. Развивая навыки чтения, нужно не забывать о видах чтения и об осознанном их выборе. Взрослые люди, читая какой-либо текст, не задумываются о том, какое чтение они выбирают: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое. Но детей этому необходимо учить: дети должны понимать, что вид чтения выбирается в зависимости от цели чтения.
-
Темæ: “Сылгоймаджы хъысмæт Гæдиаты Секъайы радзырд «Азау»-ы” 2021
Нысан: Бæстондæр æрлæууын æмæ бакусын Азауы фæлгонцыл, раргом кæнын сæйраг хъайтары трагикон хъысмæты аххосæгтæ, йæ миддуне; Ахуыр кæнын скъоладзауты сыгъдæг зæрдæйæ æнкъарæнтæн аргъ кæныныл, сæрибар, кад æмæ намыс хъахъхъæныныл, ивгъцыд цард абоны цардимæ абарын; Ныхасы рæзтыл бакусын.
-
Технологическая карта урока литературного чтения в 3-м классе. Л.Пантелеев "Честное слово" 2021
Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль.
-
Конспект урока по осетинской литературе "Дзесты Куыдзаг" 2021
Автор знакомит читателей с осетинским писателем, переводчиком Дзесовым Кудзагом Габреловичем.
-
Конспект урока по осетинской литературе "Коцойты Арсен" 2021
Автор знакомит читателей с основоположником осетинской советской художественной прозы Арсеном Коцоевым.
-
Конспект урока по осетинской литературе "Хъамбердиаты Мысост" 2021
Представлен конспект урока по осетинской литературе.
-
Образ птицы в поэзии Семена Данилова 2021
Автор знакомит читателей с якутским поэтом Семеном Даниловым.
-
Урок литературы по теме "Итоговая контрольная работа по литературе за курс 5-го класса" 2021
Данный урок был проведен в 5-м классе. Контрольная работа не делится на варианты, так как аудитория позволяет рассадить обучающихся по одному. Урок литературы по теме «Итоговая контрольная работа по литературе за курс 5-го класса» предназначен для проверки знаний обучающихся в конце учебного года за курс 5-го класса. Предлагаемый материал универсален. Учитель может апробировать предложенный вариант урока, а также доработать его, ориентируясь на уровень подготовленности обучающихся класса.
-
Открытый урок по литературному чтению в 4-м классе. Сказка П.П.Бажова «Серебряное копытце» 2021
Цели урока: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения Бажова “Серебряное копытце”; совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; закрепить понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой; воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.
-
Открываем Некрасова 2021
Современники Некрасова, в первую очередь, Белинский и Чернышевский, ценили в нем прежде всего борца за свободу, а в его лирике – гражданские мотивы (эта традиция отчасти дошла до наших дней). Разумеется, он и был борцом за свободу, и человеком очень сильного гражданского темперамента. Он с помощью слова боролся с крепостным правом, животрепещуще писал о тяжелой крестьянской доле, крестьянских женщин, детей.
-
Литературная викторина "Писатель, потрясающий душу" 2021
Федор Достоевский – автор таких бессмертных произведений, как «Идиот», «Преступление и наказание», «Униженные и оскорблённые», «Братья Карамазовы» и многих других.
-
К вопросу об изучении биографии поэта, писателя. Воспитание чувств при изучении биографии поэта, писателя 2021
При изучении литературы у преподавателя закономерно возникает вопрос – нужно ли уделять время на ознакомление с биографией, творческой эволюцией писателя? Ведь у каждого из нас (и у студентов) есть доступ к демократичному источнику – интернету, который всегда предоставит пользователю динамичную, отфильтрованную профессионалами информацию?