Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
Задачи:
-
Образовательные:
- создать условия для ознакомления с произведением Л.Н.Толстого, обучения нахождению главной мысли в тексте;
- способствовать формированию навыков работы с текстом, умения различать жанры.
-
Развивающие:
- развивать умение слушать и понимать речь говорящего;
- логическое мышление, технику чтения и речь, воображение.
-
Воспитательные:
- воспитывать коммуникативные качества; формировать самооценку собственной учебной деятельности;
- воспитывать уважение и сострадание к родным людям.
Планируемые результаты (предметные):
- ориентируются в тексте, определяют главную мысль, пользуются средствами речевой выразительности.
Метапредметные:
- познавательные:овладевают приемами понимания произведения, строят речевые высказывания, выделяют существенную информацию в тексте, строят рассуждения;
- регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие, адекватно воспринимают оценку учителя;
- коммуникативные:планируют учебное сотрудничество.
Личностные результаты: приобретают первичные навыки оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, в парах, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование урока: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||||||||||||||||||||
1. Самоопределение к деятельности. Оргмомент
|
Цель: настроить учащихся на работу, способствовать активизации познавательной деятельности.
|
Подготовка к работе |
Л: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
|
||||||||||||||||||||||||
Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости.
|
Ответы детей | ||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности СЛАЙД 3 |
Цель: активизировать знания учащихся, определить типичные недостатки.
1. Портрет Л.Н. Толстого - Кто это? Вспомним, что знаем об этом писателе. -У вас на партах карточка с биографией писателя. Прочитайте сделав следующие пометки. Приложение 1 |
Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Инсертное чтение. |
П: выделяют существенную информацию в тексте, строят рассуждения | ||||||||||||||||||||||||
4 мин |
«+» - это я знаю
«-» - этого я не знал «?» - есть вопросы |
Обсуждение, ответы детей. | |||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 4 |
Лев Николаевич родился 9 сентября 1828 года в имении отца Ясная Поляна, недалеко от Тулы. Это уголок русской земли, которой известен всему миру. Там прошло его детство. Сейчас в Ясной Поляне музей.
Человек, чьё имя хорошо известно не только в нашей стране, но и во всём мире, произведения которого переведены на разные языки. Лев Николаевич Толстой прожил долгую, удивительную жизнь. Многое он испытал в своей жизни, участвовал в Кавказской и в Крымской войнах с турками, где подвергался смертельной опасности; был путешественником и сельским хозяином, педагогом и писателем. Граф Лев Николаевич Толстой любил крестьянский труд и сам много трудился. |
Жужжащее чтение. | |||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 5 |
- Я хочу продолжить наш урок словами Л.Н.Толстого:
2. Работа в группах по карточкам Приложение 2
|
|
|||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 6 |
Проверка.
|
К: планируют учебное сотрудничество:
|
|||||||||||||||||||||||||
3. Постановка учебной задачи. СЛАЙД 7 2 мин |
Цель: создать проблемную ситуацию для определения учащимися целей и задач урока
- Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке?
|
Отвечают на вопросы.
|
Р: принимают, понимают и решают учебные задачи урока, планировать свои учебные действия уметь выражать свои мысли (К). |
||||||||||||||||||||||||
4. Открытие новых знаний. СЛАЙД 8 |
Цель: организовать деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.
1. Первичное чтение произведения "Отец и сыновья" учителем. - Послушайте басню Л. Толстого "Отец и сыновья". Слушая, подумайте о ком и о чем это произведение? |
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.) |
понимают, принимают и сохраняют учебную задачу (Р), воспринимают на слух художественное произведение в исполнении учителя (П), слушают и извлекают нужную информацию (П)
участвуют в коллективном обсуждении прочитанного (К) |
||||||||||||||||||||||||
5. Закрепление нового. Работа над текстом |
Цель: пробудить интерес к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе, обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения, развитие связной устной речи и логического мышления.
2. Работа над текстом. - О чем это произведение? - Объясните, почему сыновья ссорились? - Что тогда отец сказал сыновьям? - Объясните, почему они не смогли сломать веник, но легко переломали прутья? |
Ответы на вопросы
(о том, что надо всегда жить в мире и согласии). |
|||||||||||||||||||||||||
3. Вторичное чтение произведения:
Мотивация перечитывания и анализа произведения. - Откройте учебник на с.83. Прочитайте произведение. Подумайте, к какому жанру относится это произведение? |
Чтение по сигнальной цепочке. | ||||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 9 |
После чтения:
-В толковом словаре Ожегова слово ВЕНИК означает: "Связка веток, прутьев, сухих длинных стеблей". - "Веники - это орудие труда, которое сопровождало человечество практически с момента его поселения в пещерах. Трудно себе представить в какой хлам превратилось бы жилище человека, если бы не веник.
|
Ответы на вопросы |
Понимают содержание прочитанного, строят рассуждения об объекте (П), осуществляют синтез как составление целого из частей, проводят сравнение (П), принимают, понимают и решают учебные задачи урока (Р), осуществляют контроль своих действий (Р), участвуют в коллективном обсуждении (К). |
||||||||||||||||||||||||
Физминутка
Цель: обеспечить условия для снятия усталости, оказать помощь детям в переключении их деятельности. |
Выполняют упражнения для глаз | ||||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 10 |
Наш Полкан попал в капкан.
Работа с пословицами. Подчеркните пословицы, подходящие к произведению Л.Н.Толстого «Отец и сыновья». Приложение 3 |
Работа в парах. | К: планируют учебное сотрудничество | ||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 11 |
1. Нет друга - ищи, а нашел - береги.
Проверка работы в группах. |
|
|
||||||||||||||||||||||||
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
5 минут |
Цель: организовать деятельность учащихся по применению новых знаний.
|
Самостоятельная работа по карточкам. |
осуществляют контроль своих действий (Р),
|
||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 13 |
ПРОВЕРКА. (На экране - ответы на кроссворд)
|
Осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном. Высказывают свое мнение. |
формулируют несложный вывод (П), участвуют в коллективном обсуждении прочитанного (К), вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого, соблюдают правила общения (К) |
||||||||||||||||||||||||
9. Рефлексия деятельности (итог)
|
Цель: предоставить возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.
Моделирование обложки.
Семья
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
высказывают суждения о значении нравственных качеств (К), обмениваются мнениями с одноклассниками по поводу прочитанных произведений (К) |
||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 15 |
Что может быть семьи дороже?
Семья - это счастье, любовь и удача, Семья - это летом поездки на дачу. Семья - это труд, друг о друге забота, Семья - это много домашней работы. Семья - это важно! Семья - это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! |
Стихотворение читает заранее подготовленный ученик | |||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 16-17 |
Подведение итогов урока.
Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.
|
Высказывают свое мнение. |
|
||||||||||||||||||||||||
10. Домашнее задание.
|
- Дома предлагаю вам выполнить задания по выбору:
|
Записывают домашнее задание в дневник |
|