Урок литературного чтения на тему "Л.Толстой. Отец и сыновья". 2-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Мастер-класс

Класс: 2

Ключевые слова: литературное чтение, Л.Н.Толстой, Л.Толстой. Отец и сыновья»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Задачи:

  • Образовательные:
    • создать условия для ознакомления с произведением Л.Н.Толстого, обучения нахождению главной мысли в тексте;
    • способствовать формированию навыков работы с текстом, умения различать жанры.
  • Развивающие:
    • развивать умение слушать и понимать речь говорящего;
    • логическое мышление, технику чтения и речь, воображение.
  • Воспитательные:
    • воспитывать коммуникативные качества; формировать самооценку собственной учебной деятельности;
    • воспитывать уважение и сострадание к родным людям.

Планируемые результаты (предметные):

  • ориентируются в тексте, определяют главную мысль, пользуются средствами речевой выразительности.

Метапредметные:

  • познавательные:овладевают приемами понимания произведения, строят речевые высказывания, выделяют существенную информацию в тексте, строят рассуждения;
  • регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие, адекватно воспринимают оценку учителя;
  • коммуникативные:планируют учебное сотрудничество.

Личностные результаты: приобретают первичные навыки оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, в парах, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование урока: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределение к деятельности. Оргмомент
СЛАЙД 1-2
3 мин.

Цель: настроить учащихся на работу, способствовать активизации познавательной деятельности.
- Начинаем урок литературного чтения .
Наверное, вы согласитесь, что литературное чтение- необычный урок. Авторы произведений могут превратить простые слова в необычные и загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово - не поймёшь его смысл. Только внимательные читатели могут его разгадать. Надеюсь, что такими читателями вы и будете сегодня на уроке.

Подготовка к работе

Л: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Вы правы, наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно достаем и используем. И сегодня наш урок даст частицу мудрости каждому из вас. А какую, вы скажете в конце урока сами.

Ответы детей
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
СЛАЙД 3
Цель: активизировать знания учащихся, определить типичные недостатки.
1. Портрет Л.Н. Толстого - Кто это?
Вспомним, что знаем об этом писателе.
-У вас на партах карточка с биографией писателя. Прочитайте сделав следующие пометки. Приложение 1
Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Инсертное чтение.
П: выделяют существенную информацию в тексте, строят рассуждения
4 мин «+» - это я знаю
«-» - этого я не знал
«?» - есть вопросы
Обсуждение, ответы детей.
СЛАЙД 4 Лев Николаевич родился 9 сентября 1828 года в имении отца Ясная Поляна, недалеко от Тулы. Это уголок русской земли, которой известен всему миру. Там прошло его детство. Сейчас в Ясной Поляне музей.
Человек, чьё имя хорошо известно не только в нашей стране, но и во всём мире, произведения которого переведены на разные языки. Лев Николаевич Толстой прожил долгую, удивительную жизнь. Многое он испытал в своей жизни, участвовал в Кавказской и в Крымской войнах с турками, где подвергался смертельной опасности; был путешественником и сельским хозяином, педагогом и писателем.
Граф Лев Николаевич Толстой любил крестьянский труд и сам много трудился.
Жужжащее чтение.

СЛАЙД 5

- Я хочу продолжить наш урок словами Л.Н.Толстого:
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. /Л.Н.Толстой/
- Как вы понимаете слова Толстого?
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать? Разгадайте кроссворд.
- Правильно, сегодня мы поговорим о семье. Семья играет большую роль в жизни каждого из нас.

2. Работа в группах по карточкам Приложение 2
- Предлагаю вам вспомнить произведения, которые мы читали в разделе « Семья и я», а для этого поработать в группах.
Задание: Прочитать отрывок из произведения, определить автора, название и жанр.

СЛАЙД 6

Проверка.
1-Е.Пермяк, «Случай с кошельком», рассказ.
2-М. Лермонтов « Спи, младенец, мой прекрасный», стихотворение.
3-Пословица.
4-В. Осеева «Волшебная иголочка», сказка.
5-Л. Толстой, «Лучше всех», быль.

К: планируют учебное сотрудничество:
П: выделяют существенную информацию в тексте, строят рассуждения

3. Постановка учебной задачи.

СЛАЙД 7

2 мин

Цель: создать проблемную ситуацию для определения учащимися целей и задач урока
- Мы познакомились не со всеми произведениями раздела « Семья и я» - Соберите слова и узнаете название произведения Л.Н.Толстого.

3

1

2

4

10

5

6

9

11

8

12

7

е

о

т

ц

в

и

с

о

ь

н

я

ы

- Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке?
- Какие задачи поставим?

Отвечают на вопросы.
Читают в учебнике название и автора: Л.Н.Толстой "Отец и сыновья"
Ставят цели, формулируют тему урока.

Р: принимают, понимают и решают учебные задачи урока, планировать свои учебные действия уметь выражать свои мысли (К).

4. Открытие новых знаний.

СЛАЙД 8

Цель: организовать деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.
1. Первичное чтение произведения "Отец и сыновья" учителем.
- Послушайте басню Л. Толстого "Отец и сыновья". Слушая, подумайте о ком и о чем это произведение?
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.) понимают, принимают и сохраняют учебную задачу (Р), воспринимают на слух художественное произведение в исполнении учителя (П), слушают и извлекают нужную информацию (П)
участвуют в коллективном обсуждении прочитанного (К)
5. Закрепление нового. Работа над текстом Цель: пробудить интерес к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе, обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения, развитие связной устной речи и логического мышления.
2. Работа над текстом.
- О чем это произведение?
- Объясните, почему сыновья ссорились?
- Что тогда отец сказал сыновьям?
- Объясните, почему они не смогли сломать веник, но легко переломали прутья?
Ответы на вопросы
(о том, что надо всегда жить в мире и согласии).
3. Вторичное чтение произведения:
Мотивация перечитывания и анализа произведения.
- Откройте учебник на с.83. Прочитайте произведение. Подумайте, к какому жанру относится это произведение?
Чтение по сигнальной цепочке.
СЛАЙД 9

После чтения:
- К какому жанру относится это произведение?
- Докажите, что это басня. Прочитайте мораль этой басни.
- Рассмотрите иллюстрацию. Что это? Найдите и зачитайте слова из текста, которые подходят к рисунку.

-В толковом словаре Ожегова слово ВЕНИК означает: "Связка веток, прутьев, сухих длинных стеблей". - "Веники - это орудие труда, которое сопровождало человечество практически с момента его поселения в пещерах. Трудно себе представить в какой хлам превратилось бы жилище человека, если бы не веник.
- Спасительный веник приходил на помощь в любой момент времени и был доступен всем людям. Даже сейчас, в век научно-технического прогресса, современные цифровые интернет-пылесосы так и не смогли вытеснить веник из дома.»
- Русская народная пословица гласит: "У нас так ведется, что изба веником метется".
Растение, из которого делают веники, по научному называют СОРГО, а в народе просто веники.
Вот так оно выглядит, где-то в конце августа.
- Сорго убирают тогда, когда стволы станут цвета соломы, то есть как бы высохнут.
- Прочитайте слова, которые говорят о том, что дети не смогли сломать веник? (сколько ни бились)
- Назовите глагол. Подберите к нему синоним.
- Как понимаете слова жить в согласии. (быть дружными, не ссориться, уважать друг друга)
- Прочитайте слова, в которых заключена главная мысль произведения?
- Скажите, чему учит нас произведение, над чем же надо задуматься?

Ответы на вопросы

Понимают содержание прочитанного, строят рассуждения об объекте (П), осуществляют синтез как составление целого из частей, проводят сравнение (П), принимают, понимают и решают учебные задачи урока (Р), осуществляют контроль своих действий (Р), участвуют в коллективном обсуждении (К).

Физминутка
Цель: обеспечить условия для снятия усталости, оказать помощь детям в переключении их деятельности.
Выполняют упражнения для глаз
СЛАЙД 10 Наш Полкан попал в капкан.
Работа с пословицами.
Подчеркните пословицы, подходящие
к произведению Л.Н.Толстого «Отец и сыновья». Приложение 3
Работа в парах. К: планируют учебное сотрудничество

СЛАЙД 11

1. Нет друга - ищи, а нашел - береги.
2. Согласную семью и горе не берёт.
3. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
4. Своя семья - самые верные друзья.
5. Сердце матери лучше солнца греет.
6. Вся семья вместе, так и душа на месте.
7. Уговор дороже денег.

Проверка работы в группах.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
СЛАЙД 12

5 минут

Цель: организовать деятельность учащихся по применению новых знаний.
Разгадывание кроссворда Приложение 4.
По вертикали:
1. Автор прочитанного произведения.
2. Что велел принести отец?
3. Назовите синоним слов мир, лад, единодушие.
4. Счастье - это когда у тебя есть большая, дружная, заботливая, любящая ...........
5. Герои прочитанного произведения.
6. Продолжите пословицу: "Не надобен и клад, коли в семье ...."
7. Назовите жанр прочитанного произведения.

Самостоятельная работа по карточкам.

осуществляют контроль своих действий (Р),
осознают познавательную задачу (П), ориентируются в тексте и в учебнике(П), извлекают нужную информацию (П),

СЛАЙД 13

ПРОВЕРКА. (На экране - ответы на кроссворд)
- Прочитайте слово, которое у вас получилось по горизонтали.
- А что такое легенда?

Осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.

Высказывают свое мнение.

формулируют несложный вывод (П), участвуют в коллективном обсуждении прочитанного (К), вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого, соблюдают правила общения (К)

9. Рефлексия деятельности (итог)
СЛАЙД 14

Цель: предоставить возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Моделирование обложки.
- На чистом листке смоделируйте обложку книги для произведения Л.Толстого «Отец и сыновья»
(на одной стороне листа).
А сейчас я вам предлагаю составить синквейн (с фр. 5 строк) на тему «Семья»(на второй стороне листа)
1. Первая строчка - одно слово-существительное. Это тема синквейна.
2. Вторая строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3.Третья строчка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4.Четвёртая строчка-фраза (афоризм, пословица, цитата),состоящая из нескольких слов, с помощью которой ученик выражает своё отношение к теме.
5.Пятая строчка - слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме.

Семья
Большая, дружная.
Помогает, выручает, учит.
Вся семья вместе - душа на месте.
Родители

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

высказывают суждения о значении нравственных качеств (К), обмениваются мнениями с одноклассниками по поводу прочитанных произведений (К)

СЛАЙД 15 Что может быть семьи дороже?
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Стихотворение читает заранее подготовленный ученик

СЛАЙД 16-17

Подведение итогов урока.
- С каким произведением познакомились?
- Чему научились на уроке? - Какие задачи мы ставили в начале урока? Справились?
- Какую частицу мудрости вы приобрели на сегодняшнем уроке?

Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.
- Отметить смайликом свою работу на уроке.

Высказывают свое мнение.

10. Домашнее задание.
2 мин

- Дома предлагаю вам выполнить задания по выбору:
- нарисуете иллюстрации к понравившимся эпизодам.
- пересказ
- работа в печатной тетради.

Записывают домашнее задание в дневник