Урок внеклассного чтения в 6-м классе «Память не угаснет никогда» (о жизни и творчестве поэта-земляка)

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6

Ключевые слова: внеклассное чтение, Людмила Осанова


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (802 кБ)


Урок внеклассного чтения в 6 классе.

Общая цель: на примере жизни и творчества выпускницы школы, участника Великой Отечественной войны, Людмилы Осановой, развивать нравственное, духовное и патриотическое начало учащихся.

Частные цели:

  • Дать общее представление о жизни и творчестве поэта, вызвать интерес к творчеству Людмилы Осановой.
  • Закрепить навыки анализа поэтического произведения.
  • Приобщать учащихся к письменной культуре речи.
  • Развивать навыки выразительного чтения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация, книга Л.Осановой «Позови меня, позови…».

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок развития речи.

Вид деятельности: индивидуальная, парная.

Ход урока

Память
не угаснет
никогда.

Л.Осанова

1. Вызов интереса

Слово учителя: Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством человека, который преодолевал беду и праздновал победу, с человеком, который прошел войну, постигая истинный смысл этого слова.

Этот человек - выпускник нашей школы, ветеран войны, Людмила Михайловна Осанова. Ученики нашего класса провели исследовательскую работу, изучая документы школьного музея, и подготовили материал о жизни Осановой. На уроке прозвучат стихи ветерана войны. Эпиграфом урока станут строчки из ее стихотворения: «Память не угаснет никогда…»

2. Осмысление темы

Ученик 1. Людмила Михайловна Осанова родилась в городе Цивильске 16 сентября в 1923 году. Через всю свою жизнь пронесла она любовь к родному краю:

Цивиль, Цивиль - река родная.
Ци-виль - звучит, как птичий свист.
Здесь родилась я, где впадает
Малый Цивиль в Большой Цивиль.

Именно в нашем городе прошло ее детство. Отец научил ее любить и понимать природу. Вместе с ним часто ходила в лес, любовалась красотами родного края:

Мой отец был мечтатель
И русской природы знаток.
Он меня уводил
Зимним утром из дома
По следам по русачьим
В Берендеев волшебный чертог.

Когда подошло время, Людмила Осанова пошла в школу, как и многие ее сверстники. Закончилось беззаботное время, пришла пора упорного труда в постижении знаний. Здесь, в нашей школе, прошло ее детство. Об этом периоде жизни у ветерана остались самые светлые воспоминания. В письме родной школе она пишет: «Всю жизнь тепло вспоминаю школу, одноклассников, которых теперь мало осталось в живых, и учителей, которые так много вложили в мою душу».

И милая, родная школа,
И класс десятый, выпускной…
Надеждами, мечтами полный
Последний год перед войной…

В 1940 году она оканчивает школу.

Ученик 2. Людмила Осанова поступает в Горьковский университет. Любовь к природе, стремление постичь ее тайны привели Осанову на биологический факультет:

Пришла ко мне семнадцатая осень
И в институт учиться позвала.
Из мира кленов, и берез, и сосен
Вошла я в мир из камня и стекла.
Вхожу, робея, в университет я,
Гляжу вокруг, дыханье затая,
А мудрые ученые с портретов
Так строго, строго смотрят на меня.

Но через год начинается Великая Отечественная война, которая прервала мирную жизнь:

Ушла на войну я из юности звонкой
Семнадцатилетней задорной девчонкой.
И туфель нарядных сносить не успела,
Из грубой кирзы сапожищи надела.

В первый год войны уходит на фронт ее отец, который погибает, защищая Москву:

А потом, в сорок первом
По первой повестке
Он в солдатской шинели
Навеки покинул свой дом.
Он не кончил войны,
Не дошел до Берлина.
Он погиб в Подмосковье,
В бою на лесном берегу.

В 1942 году из Цивильска на фронт уходит Людмила Осанова.

Ученик 3. С апреля 1942 года по август 1945 года Людмила Михайловна Осанова защищает Отечество, служа в 101-ом отдельном батальоне ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение, связь), где в основном были молодые девушки. Им приходилось в любую погоду тянуть катушки с кабелем, днем и ночью стоять на посту, оповещать о приближении вражеских самолетов:

Служба ВНОС - это та еще служба,
Это редкие дни без тревог,
Это самая крепкая дружба,
Это длинные версты дорог...

Здесь неожиданно происходит встреча Осановой с одноклассницей и близкой подругой Любовью Сергеевной Немиловой, которая после войны будет преподавать историю в нашей школе. Подруги напополам делили все тяготы войны:

Зато умели мы шинели скатывать,
В секунды собирать затвор винтовочный.
И по тревоге в миг единый вскакивать,
В мгновенье сапоги надеть кирзовые.
Мы всю войну в сырых землянках прожили,
Несли мы службу трудную, солдатскую.
Не все друзья до дней Победы дожили,
Остались у дорог могилы братские.

Наступил май 1945 года. Три ордена, множество медалей и тяжелое ранение - таков итог войны для поэта. После войны Людмила Осанова оканчивает Горьковский университет. В эти годы, когда шло восстановление страны после военной разрухи, чтобы прокормиться, она встает наравне с мужчинами на ночную разгрузку пароходов в порту. Любимое дело - преподавание - также требует напряжения сил. Приходится много работать, чтобы поднять на ноги сына. И потому сохранившихся стихов за период от 40-х до 70-х годов не так уж много. Некоторое время живет в Германии, где работает корреспондентом газеты «Во славу Родины».

Ученик 4. Двадцать три года Людмилы Осановой связаны с Харьковским государственным университетом, где она работает старшим преподавателем. Своих студентов она учит не только биологии, но и любви к природе, умению увидеть прекрасное в повседневной жизни:

Остановись, прохожий, полюбуйся,
В начале марта день не оброни.
Взгляни, как с крыш воды сбегают струйки,
На поднебесье ясное взгляни.

В 1983 году, уже на пенсии, Осанова находит для себя новое увлечение: она изучает народную медицину. Через некоторое время получает сертификат на право лечения.

23 февраля 1988 года Л. Осанову приглашают в родную школу на встречу ветеранов войны, выпускников Цивильской средней школы №1. Здесь она встречает одноклассников, друзей:

А многие из сверстников
Лежат под обелисками.
Мальчишки-одноклассники,
Ребята с нашей улицы, -
Былой войны участники
Со сраженья не вернулись.

Весной 1988 года случилась новая трагедия - Л.Осанова потеряла зрение. Но мужественная женщина не сложила руки, не покорилась судьбе. Она продолжает жить, полностью посвятив себя творчеству. В 1999 году в Харькове, где жила Осанова, выходит сборник ее стихов «Позови меня, позови…», в 2003 - сборник поэзии «Мы с тобой», в 2004 году сборник стихов «Собрались однажды лирики». 19 сентября 2010 года Людмилы Осановой не стало. Ей было 87 лет и три дня, когда она ушла из жизни.

3. Пробы

Слово учителя. В книге Осановой собраны стихи, написанные в течение многих лет. Даже утратив зрение, она сохраняет яркое и точное видение природы. В ее стихах поражает точность и достоверность детали, им присуща особая, доверительная интонация. Стихи Осановой настоящие, они выстраданы собственной жизнью и кровью. И, по скромности умалчивая о собственных военных заслугах, она умеет выразительно передать, как больно задевает её небрежение к памяти погибших. Для чтения и обсуждения вам предлагаются стихотворения о войне.

Работа по группам.

Каждой группе предложено проанализировать стихотворение, ответить на вопросы и выполнить творческие задания.

I группа

Кладу букеты летние… Какие полдни жаркие,
И воздух зноем дышит…
Июнь цветами яркими
Луга за речкой вышил.

Иду тропинкой узенькой
По берегу над речкою,
И кажется мне музыкой
Трескучий звон кузнечиков.

И кажется мелодией
Жужжание пчелиное
Над зарослями донника,
Над васильками синими.

И кажется мне песнею
Все, что судьбою выдано.
Не всем моим ровесникам
Такое счастье выпало.

Вдоль берега отвесного
Иду над речкой чистою -
А многие из сверстников
Лежат под обелисками.

Мальчишки-одноклассники,
Ребята с нашей улицы,-
Былой войны участники
Со сраженья не вернулись.

Лежат недолюбившие,
Не ведая о почестях,
А их невесты бывшие
Седеют в одиночестве.

И чтя их память светлую,
Склонив седую голову,
Кладу букеты летние
Под обелиски голые.

1. Прочитайте стихотворение.

2. Подготовьте выразительное чтение.

2. Ответьте на вопросы.

  1. Какую картину природы рисует поэт? (летний жаркий день)
  2. Какое чувство возникает у лирического героя от летнего дня? (испытывает счастье)
  3. Что мешает лирическому герою полностью насладиться счастьем? (мысль о погибших на войне)
  4. Как лирический герой относится к погибшим? (чтит их память, не забывает их)
  5. Найдите средства художественной выразительности.

II группа учеников

Угасает осень

Угасает осень, угасает,
Старый сад осыпался, поблек.
Робко лег на землю и растаял
Чистый, бескорыстный первый снег.

Суетятся птицы у кормушки,
Мокрый, ржавый лист прилип к окну.
Пригласи меня, мой друг, послушать,
В лесопарк послушать тишину.

Поведи меня к мемориалу,
К строгим плитам, к вечному огню.
Положи там гроздь рябины алой,
Над гранитом голову склоню.

Там лежат в торжественном покое
Юные ровесники мои.
Скоро вьюга белая завоет,
Засвистят над ними снегири.

Статуя от инея седая,
Стынет в лужах темная вода…
Угасает осень, угасает,-
Память
не угаснет
никогда.

1. Прочитайте стихотворение.

2. Подготовьте выразительное чтение.

3. Ответьте на вопросы.

  1. Какие приметы осени отмечает поэт? (сад осыпается, первый снег, мокрый ржавый лист, стынет в лужах вода).
  2. Приведите примеры олицетворения (угасает осень, стынет вода, память не угаснет).
  3. Куда в осенний день стремится лирический герой? (к мемориалу почтить память погибших).
  4. Что хотел сказать нам поэт, какова основная мысль произведения? (память не угаснет никогда о погибших на войне).
  5. Какие чувства вы испытываете, читая стихотворения? (печаль, грусть).

III группа учеников

Стоит сентябрь

Стоит сентябрь, и холодеют росы,
И мелкий дождик сыплет без причин.
К ровесникам моим приходит осень,
У глаз рисуя веточки морщин.

Но и у нас была весна когда-то,
Была весна у мертвых и живых…
Вот смотрим с фотографий мы - солдаты,
В шинелях и пилотках боевых.

Как многих наших сверстников не стало!
В полях России столько полегло…
И если шестьдесят я разменяла,
То мне, наверно, очень повезло.

1. Прочитайте стихотворение.

2. Подготовьте выразительное чтение.

3. Ответьте на вопросы.

  1. С чем ассоциируется осень природы у поэта? (с жизнью, которая подходит к концу).
  2. Какие художественные средства использует автор? (олицетворение «стоит сентябрь», «холодеют росы», «приходит осень» и метафору «веточки морщин»).
  3. К какому выводу приходит автор (последняя строфа).

4. Рефлексия

  • Людмила Осанова - выпускник нашей школы, участник войны, поэт.
  • На уроке прозвучали стихотворения Осановой о войне, которые объединяет общая мысль: память о погибших не угаснет никогда.
  • Через всю жизнь Людмила Михайловна Осанова пронесла любовь к малой родине.

5. Домашнее задание

Учащиеся получают задание написать сочинение-миниатюру «Память не угаснет никогда».

Приложение 1

Используемый материал

  1. Воспоминания Л.C.Немиловой о Л.М.Осановой (документальный материал школьного музея).
  2. Осанова Л.М. Позови меня, позови… Стихотворения разных лет. Харьков, 1999.
  3. Осанова Л.М. Собрались однажды лирики. Сборник стихов. Харьков, 2004.
  4. Сборник «Мы с тобой». Харьков, 2003.
  5. Сборник стихов «Собрались однажды лирики». Харьков, 2004.
  6. Письмо школе Л.М.Осановой.
  7. Валерия Белоус «Мы поэзией делаем прозу…» http://mspu.org.ua/pulicistika/2383-my-poyeziej-delaem-prozu.html