Конспект урока литературы в 11-м классе по роману Е.Замятина "Мы". Тема: "Судьба личности в тоталитарном государстве"

Разделы: Литература

Класс: 11

Ключевые слова: Е.И.Замятин «Мы», жанр утопии и антиутопии


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: дать представление о жанре утопии и антиутопии, учить определять замысел автора, проблематику произведения, формировать общечеловеческие ценности, воспитывать думающего читателя.

Планируемые результаты:

  • Предметные: знание текста романа Е.Замятина «Мы», умение анализировать художественное произведение, умение пересказывать использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог.
  • Личностные: осознание значимости своей деятельности в учебном процессе, наличие адекватной позитивной самооценки, способность к решению проблем в результате столкновения, сопоставление с позициями, отличными от собственной, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
  • Метапредметные: самостоятельное определение цели своего обучения, развитие интереса своей познавательной деятельности, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; осуществлять планирование и регуляцию своей деятельности; владеть устной и письменной речью, формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.

Формируемые универсальные учебные действия:

  • регулятивные: самостоятельная постановка учебной цели, умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, организация коммуникативного взаимодействия в группе, владение начальными формами познавательной рефлексии;
  • познавательные: умение создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, умение извлекать и анализировать информацию из предложенных источников и представлять ее в виде выступления;
  • коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, публичное представление информации;
  • личностные: самоопределение, понимание личной значимости нового знания.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть.
Сегодня мы с вами поведем разговор о романе Е.Замятина «Мы». Запишем эпиграф к уроку.

Своя воля лучше.
Ф.М.Достоевский

- Как вы понимаете его?

Приветствуют учителя.
Слушают учителя, настраиваются на урок.

Объясняют значение эпиграфа.

- Вы познакомились с биографией писателя. В качестве дополнения хочу зачитать вам фрагмент статьи Е.Замятина «Я боюсь».
«Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, еретики, мечтатели, бунтари, скептики. А если писатель должен быть благоразумным, должен быть католически-правомерным, должен быть сегодня полезным…тогда нет литературы бронзовой, а есть только бумажная, которую читают сегодня и в которую завтра заворачивают глиняное мыло…»
- В конце урока мы скажем, актуально ли произведения Е.Замятина и будут ли его читать завтра. А сейчас подумайте и скажите, каким писателем был Е.Замятин, дайте одно точное определение.
- Действительно, Замятин - неудобный писатель.
Слушают фрагмент статьи, отвечают на вопрос.
Актуализация знаний - Его роман был опубликован только в 1988 году. Современники (с чтением его Замятин не раз выступал на вечерах, знакомил с рукописью критиков и литературоведов) восприняли как злую карикатуру на социалистическое и коммунистическое общество будущего. Самое время вспомнить, что такое утопия. Какие утопии вы знаете?
- Не приходится ли человеку от чего-то отказаться, чтобы стать счастливым?
Так, каким же способом достигается счастье для всех?
- Таким образом, авторы утопий выводят в своих произведениях абсолютно одинаковых людей, лишенных свободы.
Обучающиеся называют «Утопию» Томаса Мора, «Город солнца» Т.Кампанеллы, о которых говорили в 10 классе при изучении романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?
(социалистическая утопия в снах веры Павловны), вспоминают определение утопии.
Отвечают на вопросы.
- И совсем не случайно дома вы писали сочинение на тему «Как соотносятся понятия «свобода» и «счастье»?». Послушаем несколько работ.
- Сделаем вывод. По-вашему, нельзя быть счастливым человеком, будучи несвободным? Так думают многие. Вот поэтому параллельно с развитием жанра утопии в литературе возникают антиутопии. Что же это за жанр?
- Роман Е.Замятина «Мы» по праву считают первой антиутопией, написанной в 20 веке. В нем он покажет, как не надо жить.

Обучающиеся зачитывают свои мини-сочинения.

Сообщение ученика о жанре антиутопии.

Целеполагание - Итак, мы подошли к теме нашего урока «Судьба личности в тоталитарном государстве». Я вам предлагаю воспользоваться приемом «Корзина идей». Работая в паре, проанализировав то, о чем мы уже с вами говорили, сформулируйте и запишите по данной теме урока вопросы, на которые нам предстоит дать ответ.
- Таким образом, нам предстоит ответить на вопросы:
Может ли человек, гражданин Единого Государства, быть в нем действительно счастливым человеком? О чем хотел предупредить и от чего предостеречь своим романом Е.Замятин?
Обучающиеся составляют вопросы, высказывают свои предположения, анализируют, отбирают главное.
Поиск новых знаний
(осмысление содержания, выделение главного)

- Обратимся к самому роману. Уже на первых страницах Е.Замятин создает модель идеального, с точки зрения утопистов, государства, где граждане обрели наконец желаемое счастье. Какова же модель этого государства? Что оно собой представляет? Предлагаю вам поработать самостоятельно и составить кластер.

Составляют кластер.
Первичное усвоение новых знаний

- Шесть ключевых слов. Предлагаю поработать в группах. Раскройте смысл одного из понятий, опираясь на текст романа.

1 группа.
Неусыпный контроль.
Наверху - Благодетель - глава государства. Господствует неусыпный контроль над всеми, пресечение всех отклонений от ритуалов, разработан порядок слежки, сыска, кары. Безжалостно и решительно пресекаются все «идейные шатания».
Проходя по улицам Единого Государства вместе с Д-503, мы видим изящно замаскированные аппараты подслушивания. Нумера живут всегда на виду. В прозрачных клетках - «нам нечего скрывать». В Бюро Хранителей толпятся доносчики.

2-6 группы (приложение)

Обучающиеся работают в группах. Готовят краткое выступление.
- Теперь, связав эти понятия, скажите, какая это форма государства, режим правления? Вспомните историю.
Тоталитаризм- одна из форм авторитарного государства, характеризующаяся полным контролем государства над всеми сферами жизни, фактическая ликвидация конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении инакомыслящих.
Обучающиеся отвечают на вопрос, дают определение тоталитаризма.
Проверка понимания

- Какие же меры предприняло Единое Государство, чтобы сделать своих граждан счастливыми?
1. - Для чего построена Стена?
Действительно, человека легче убедить, что он счастлив, оградив его от внешнего мира, не давая соприкасаться с иными формами жизни, отняв возможность сравнивать и анализировать.
2. - Почему пища для нумеров делается из нефти?
(Отчуждение от матери- земли, человек- машина, механизм.)
3. - Почему Государство посчитало, что лучше жить без любви?
(Нет страданий от неразделенной любви. Человека лишают личных привязанностей, чувства долга.)
4. - Почему Государство против создания семьи, воспитания детей?
(Семья - небольшое объединение, а объединяться можно только вокруг государства. В каждой семье свои методы воспитания, а воспитывать нужно одинаково.)
5. Почему создаются именно марши, а не другие музыкальные произведения?
(Маршируя, ритмично отбиваешь такт, не приходится мечтать)
- Так живет Единое Государство. По улицам ходят нумера с лицами, не омраченными безумием, ходят рядами, по четыре, сотни, тысячи нумеров в голубоватых юнифах, а рядом Хранители. Юнифы те же униформы.
- Кто знает значение слова унификация?
Миллионы недумающих счастливых людей.

Работают с текстом, отвечают на вопросы.
- Действительно ли счастлив человек в таком государстве?
- Расскажите о главном герое романа Д-503 по предложенному плану.

Опираясь на предложенный план, рассказывают об основных событиях в жизни главного героя, о роли I-330.

Рефлексия
(подведение итогов, обобщение)
- Финал романа трагичен. Чем завершается роман?
- Может ли человек, гражданин единого Государства, быть счастливым?
- Как вы поняли идею романа? О чем хотел предупредить Е.Замятин?
(Неестественное преломление «я» в «мы», и если человек поддается воздействию тоталитарной системы, он перестает быть человеком. Отказавшись от свободы, человек превращается в придаток машины.
Нельзя строить мир только по разуму, забыв, что у человека есть душа.
Машинный мир не должен существовать без нравственного.
Нельзя насильно загонять в счастливое будущее.
Е.Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери имени как собственного «я».)
Отвечают на вопросы, формулируют выводы.

- Многие, читавшие роман Замятина и не знавшие, в какой год он написан, предполагали, что он создан в 40-50-е годы. Какие события предсказал Е.Замятин?
(Черты социально-политического режима: обожаемый Благодетель (отец народов Сталин, Гитлер), политическая полиция (в образах Хранителей легко угадываются черты гестаповцев, сотрудников НКВД), изоляция от окружающего мира (Зеленая Стена - Железный занавес), великие операции (фашистские эксперименты над человеческой психикой); экологические катастрофы, рост промышленности, превращение людей в подобие механизмов.)

Мы продолжим знакомство с жанром антиутопии при изучении творчества Платонова, Булгакова и других писателей.

Всем спасибо за урок. Нам удалось ответить на вопросы, поставленные вначале.

Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: ответить на вопросы
- Что в романе Е.Замятина осталось для меня непонятным?
- В каком из двух миров, изображенных в романе, мне бы хотелось жить?

Отвечают на вопросы, высказывают предположения.