Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: дать представление о жанре утопии и антиутопии, учить определять замысел автора, проблематику произведения, формировать общечеловеческие ценности, воспитывать думающего читателя.
Планируемые результаты:
- Предметные: знание текста романа Е.Замятина «Мы», умение анализировать художественное произведение, умение пересказывать использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог.
- Личностные: осознание значимости своей деятельности в учебном процессе, наличие адекватной позитивной самооценки, способность к решению проблем в результате столкновения, сопоставление с позициями, отличными от собственной, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
- Метапредметные: самостоятельное определение цели своего обучения, развитие интереса своей познавательной деятельности, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; осуществлять планирование и регуляцию своей деятельности; владеть устной и письменной речью, формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.
Формируемые универсальные учебные действия:
- регулятивные: самостоятельная постановка учебной цели, умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, организация коммуникативного взаимодействия в группе, владение начальными формами познавательной рефлексии;
- познавательные: умение создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, умение извлекать и анализировать информацию из предложенных источников и представлять ее в виде выступления;
- коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, публичное представление информации;
- личностные: самоопределение, понимание личной значимости нового знания.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Мотивационный этап |
- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть.
Своя воля лучше.
- Как вы понимаете его? |
Приветствуют учителя.
Объясняют значение эпиграфа. |
- Вы познакомились с биографией писателя. В качестве дополнения хочу зачитать вам фрагмент статьи Е.Замятина «Я боюсь».
«Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, еретики, мечтатели, бунтари, скептики. А если писатель должен быть благоразумным, должен быть католически-правомерным, должен быть сегодня полезным…тогда нет литературы бронзовой, а есть только бумажная, которую читают сегодня и в которую завтра заворачивают глиняное мыло…» - В конце урока мы скажем, актуально ли произведения Е.Замятина и будут ли его читать завтра. А сейчас подумайте и скажите, каким писателем был Е.Замятин, дайте одно точное определение. - Действительно, Замятин - неудобный писатель. |
Слушают фрагмент статьи, отвечают на вопрос. | |
Актуализация знаний |
- Его роман был опубликован только в 1988 году. Современники (с чтением его Замятин не раз выступал на вечерах, знакомил с рукописью критиков и литературоведов) восприняли как злую карикатуру на социалистическое и коммунистическое общество будущего. Самое время вспомнить, что такое утопия. Какие утопии вы знаете?
- Не приходится ли человеку от чего-то отказаться, чтобы стать счастливым? Так, каким же способом достигается счастье для всех? - Таким образом, авторы утопий выводят в своих произведениях абсолютно одинаковых людей, лишенных свободы. |
Обучающиеся называют «Утопию» Томаса Мора, «Город солнца» Т.Кампанеллы, о которых говорили в 10 классе при изучении романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?
(социалистическая утопия в снах веры Павловны), вспоминают определение утопии. Отвечают на вопросы. |
- И совсем не случайно дома вы писали сочинение на тему «Как соотносятся понятия «свобода» и «счастье»?». Послушаем несколько работ.
- Сделаем вывод. По-вашему, нельзя быть счастливым человеком, будучи несвободным? Так думают многие. Вот поэтому параллельно с развитием жанра утопии в литературе возникают антиутопии. Что же это за жанр? - Роман Е.Замятина «Мы» по праву считают первой антиутопией, написанной в 20 веке. В нем он покажет, как не надо жить. |
Обучающиеся зачитывают свои мини-сочинения.
Сообщение ученика о жанре антиутопии. |
|
Целеполагание |
- Итак, мы подошли к теме нашего урока «Судьба личности в тоталитарном государстве». Я вам предлагаю воспользоваться приемом «Корзина идей». Работая в паре, проанализировав то, о чем мы уже с вами говорили, сформулируйте и запишите по данной теме урока вопросы, на которые нам предстоит дать ответ.
- Таким образом, нам предстоит ответить на вопросы: Может ли человек, гражданин Единого Государства, быть в нем действительно счастливым человеком? О чем хотел предупредить и от чего предостеречь своим романом Е.Замятин? |
Обучающиеся составляют вопросы, высказывают свои предположения, анализируют, отбирают главное. |
Поиск новых знаний
(осмысление содержания, выделение главного) |
- Обратимся к самому роману. Уже на первых страницах Е.Замятин создает модель идеального, с точки зрения утопистов, государства, где граждане обрели наконец желаемое счастье. Какова же модель этого государства? Что оно собой представляет? Предлагаю вам поработать самостоятельно и составить кластер.
|
Составляют кластер. |
Первичное усвоение новых знаний |
- Шесть ключевых слов. Предлагаю поработать в группах. Раскройте смысл одного из понятий, опираясь на текст романа.
1 группа.
2-6 группы (приложение) |
Обучающиеся работают в группах. Готовят краткое выступление. |
- Теперь, связав эти понятия, скажите, какая это форма государства, режим правления? Вспомните историю.
Тоталитаризм- одна из форм авторитарного государства, характеризующаяся полным контролем государства над всеми сферами жизни, фактическая ликвидация конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении инакомыслящих. |
Обучающиеся отвечают на вопрос, дают определение тоталитаризма. | |
Проверка понимания |
- Какие же меры предприняло Единое Государство, чтобы сделать своих граждан счастливыми?
|
Работают с текстом, отвечают на вопросы. |
- Действительно ли счастлив человек в таком государстве?
- Расскажите о главном герое романа Д-503 по предложенному плану. |
Опираясь на предложенный план, рассказывают об основных событиях в жизни главного героя, о роли I-330. |
|
Рефлексия
(подведение итогов, обобщение) |
- Финал романа трагичен. Чем завершается роман?
- Может ли человек, гражданин единого Государства, быть счастливым? - Как вы поняли идею романа? О чем хотел предупредить Е.Замятин? (Неестественное преломление «я» в «мы», и если человек поддается воздействию тоталитарной системы, он перестает быть человеком. Отказавшись от свободы, человек превращается в придаток машины. Нельзя строить мир только по разуму, забыв, что у человека есть душа. Машинный мир не должен существовать без нравственного. Нельзя насильно загонять в счастливое будущее. Е.Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери имени как собственного «я».) |
Отвечают на вопросы, формулируют выводы. |
- Многие, читавшие роман Замятина и не знавшие, в какой год он написан, предполагали, что он создан в 40-50-е годы. Какие события предсказал Е.Замятин?
Мы продолжим знакомство с жанром антиутопии при изучении творчества Платонова, Булгакова и других писателей. Всем спасибо за урок. Нам удалось ответить на вопросы, поставленные вначале.
Оцените свою работу на уроке.
|
Отвечают на вопросы, высказывают предположения. |