Предмет: Литературное чтение, 4 класс.
Цели:
- развивать умение анализировать образные средства языка японской поэзии - хокку (хайку);
- учить в «немногом» видеть «многое»;
- закрепить знания формы и особенностей хокку;
- использовать межпредметные связи (литературное чтение, филология, окружающий мир, технология)
- раскрывать творческие способности детей, развивать речь учащихся, обучая их построению собственных высказываний, и привлекая к написанию небольших стихотворений на заданную тему;
- продолжить обучать прогнозированию содержания литературного произведения перед чтением с целью воссоздания в воображении образов и картин, соответствующих литературному произведению;
- воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний;
- создать условия для воспитания положительных качеств, присущих людям.
1. Организационный момент
2. Сообщение целей урока
Начало презентации.
СЛАЙД №1. Вступительное слово: Ребята, на экране вы видите слова: «ТАКОЙ НЕЗНАКОМЫЙ ЗНАКОМЫЙ МИР!»
- В чём смысл названия? (В том, что знакомый мир может оказаться не таким уж и понятным, обыкновенным. Он может таить в себе массу загадок и неожиданностей.)
СЛАЙД №2. На нашем уроке мы продолжим искать необычное в обычном, а учить нас этому будут писатели и поэты. Как это будет происходить пока загадка…
СЛАЙД №3.
Те тайны, что нас окружают,
Не каждому дано познать.
Ну, а поэт, художник помогают,
Все чудеса охотно открывают.
А нам с тобою нужно их понять.
№4. Рисунок и ХОККУ «РОЗЫ»
- Я поднялся на холм
Полон грусти и что же…
Там шиповник в цвету… (Басё)
Как вы думаете, ребята, что за стихотворение вы видите на экране? Верно, у стихотворений такой формы есть особенное название.
СЛАЙД №5. Это - хокку или по русски говорят - хайку.
СЛАЙД №6. В чём особенность этого стихотворения? (В нём нет рифмы и состоит оно из трёх строчек.) Более того поэты ещё и придерживались нормы написания хокку в 17 слогов.
СЛАЙД №7. Форма ХОККУ. Какая грусть!
В маленькой клетке подвешен
Плененный сверчок. (Дзёсо)
Я Вам предлагаю поработать с этим Хокку. Посчитайте количество слогов в каждой строке в Хокку великого Японского поэта Басё, подумайте, за какой картиной природы наблюдал поэт и о чём думал.
КАРТОЧКА (деление на слоги)
СЛАЙД №8. Попробуйте и Вы составить ХОККУ по озображению снежинки, одиноко падающей с тёмного, ночного неба, используя слова:
СЛАЙД №9.
Упала_________
Маленькой____
Прощай_______
КАРТОЧКА
СЛАЙД №10. И снова мы видим стихотворение:
И поля, и горы
Снег тихонько всё украл.
Сразу стало пусто… (Дзёсо)
Какой приём использует автор в этом Хокку? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ) Докажите, объясните. (Снег-воришка)
СЛАЙД №11. Вывод: Одна лишь деталь, предмет должны дать представление о всей картине.
*В этих стихах нет ничего лишнего, всё просто. Это умение сказать многое в немногих словах.
СЛАЙД №12. В какой стране появился этот удивительный вид поэзии? (В Японии.)
- Как вы думаете, почему такой миниатюрный жанр, как хокку, зародился в Японии? (Японцы любят всё маленькое: деревья, камни, букеты, стихи.
Может быть, потому что страна расположена на островах в Тихом океане и территория проживания очень маленькая. На каждого человека приходится только несколько метров земли, что способствует бережному отношению ко всему тому, что окружает японцев. Даже к слову.)
СЛАЙД № 13 БОНСАЙ
СЛАЙД № 14. НЕЦКЕ
СЛАЙД № 15. ХОККУ
СЛАЙД № 16. Рисунок «Золотые рыбки» - самостоятельно.
ЖИЛИ____________
ДВЕ______________
ОДНА______, ДРУГАЯ___________.
(У бабуси, две весёлых рыбы, одна грустная, другая - невесёлая…)
СЛАЙД № 17. ИТОГ: Стихи в жанре хокку передают гармонию отношений человека и природы, а законам красоты и гармонии следует учиться.
Всматривайтесь в малое - и вы увидите великое.
В ПОДАРОК НАШИМ ГОСТЯМ - ОРИГАМИ - искусство складывания поделок из бумаги, в переводе с Японского «Сложенная бумага».
СЛАЙД № 18.
ВРЕМЯ ДЛЯ___________
ТЫ БЕРЕГИ____________
БУДЕШЬ__________
КАРТОЧКА
Упала_________
Маленькой____
Прощай_______
Пояснительная записка к авторской презентации
Предмет: литературное чтение, 3 класс
Тема: «Необычное в обычном»
Цель: развивать умение анализировать образные средства языка японской поэзии - хокку (хайку).
Этап урока |
№ слайда |
Содержание этапа |
Оргмомент |
|
Подготовка рабочего места. Вступительное слово:
Те тайны, что нас окружают,
|
Подготовка к восприятию |
|
- Прочитайте название новой главы: «Такой незнакомый знакомый мир».
|
Работа по теме |
|
- Прочитайте эпиграф к главе. Понятен ли вам смысл? (У природы есть свои способы оставлять нам свои сообщения.)
|
Слайд № 1. |
- У стихов такой формы есть своё особенное название. Это - хокку (хайку).
|
|
Слайд № 2. |
- В этих стихах нет ничего лишнего, всё просто. Это умение сказать многое в немногих словах. Классические хокку строятся на соотнесении человека и природы.
|
|
Слайд № 3. |
- Известная переводчица японской поэзии Соколова-Делюсина говорила: «В японском трёхстишии собрана вся суть японской культуры». Хокку и есть один из видов искусства, тесно связанный с такими видами традиционного японского искусства, как графика хайгу, икебана и чайная церемония.
|
|
Слайд № 7. |
- Образцы икебаны будут демонстрироваться под традиционную японскую музыку.
|
|
Слайд № 8. |
- Далее мы видим атрибуты и обстановку чайной церемонии.
|
|
Слайды № 9, № 10, № 11. |
- Давайте познакомимся с некоторыми наиболее известными поэтами, сочинявшими хокку.
|
|
Слайды №12, № 13, № 14. |
Хокку с иллюстрациями. Читаем, анализируем, соотносим. |
|
Слайд № 15. |
Подготовка к чтению и восприятию хокку Мацуо Басё. |
|
Слайд № 16. |
Чтение и анализ хокку о цветах. |
|
Рефлексия |
|
- Вам понравились хокку? Я хочу познакомить вас с синквейном. Это стихотворение, которое так же, как и хокку, строится по определённым правилам.
|
Итог урока.
|
|
- Домашнее задание - сочинить синквейн. |