Японская поэзия – ХОККУ. Необычное в обычном: поэтические открытия. 4-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4

Ключевые слова: Хокку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Предмет: Литературное чтение, 4 класс.

Цели:

  • развивать умение анализировать образные средства языка японской поэзии - хокку (хайку);
  • учить в «немногом» видеть «многое»;
  • закрепить знания формы и особенностей хокку;
  • использовать межпредметные связи (литературное чтение, филология, окружающий мир, технология)
  • раскрывать творческие способности детей, развивать речь учащихся, обучая их построению собственных высказываний, и привлекая к написанию небольших стихотворений на заданную тему;
  • продолжить обучать прогнозированию содержания литературного произведения перед чтением с целью воссоздания в воображении образов и картин, соответствующих литературному произведению;
  • воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний;
  • создать условия для воспитания положительных качеств, присущих людям.

1. Организационный момент

2. Сообщение целей урока

Начало презентации.

СЛАЙД №1. Вступительное слово: Ребята, на экране вы видите слова: «ТАКОЙ НЕЗНАКОМЫЙ ЗНАКОМЫЙ МИР!»

- В чём смысл названия? (В том, что знакомый мир может оказаться не таким уж и понятным, обыкновенным. Он может таить в себе массу загадок и неожиданностей.)

СЛАЙД №2. На нашем уроке мы продолжим искать необычное в обычном, а учить нас этому будут писатели и поэты. Как это будет происходить пока загадка…

СЛАЙД №3.

Те тайны, что нас окружают,
Не каждому дано познать.
Ну, а поэт, художник помогают,
Все чудеса охотно открывают.
А нам с тобою нужно их понять.

№4. Рисунок и ХОККУ «РОЗЫ»

- Я поднялся на холм
Полон грусти и что же…
Там шиповник в цвету… (Басё)

Как вы думаете, ребята, что за стихотворение вы видите на экране? Верно, у стихотворений такой формы есть особенное название.

СЛАЙД №5. Это - хокку или по русски говорят - хайку.

СЛАЙД №6. В чём особенность этого стихотворения? (В нём нет рифмы и состоит оно из трёх строчек.) Более того поэты ещё и придерживались нормы написания хокку в 17 слогов.

СЛАЙД №7. Форма ХОККУ. Какая грусть!

В маленькой клетке подвешен
Плененный сверчок. (Дзёсо)

Я Вам предлагаю поработать с этим Хокку. Посчитайте количество слогов в каждой строке в Хокку великого Японского поэта Басё, подумайте, за какой картиной природы наблюдал поэт и о чём думал.

КАРТОЧКА (деление на слоги)

СЛАЙД №8. Попробуйте и Вы составить ХОККУ по озображению снежинки, одиноко падающей с тёмного, ночного неба, используя слова:

СЛАЙД №9.

Упала_________
Маленькой____
Прощай_______

КАРТОЧКА

СЛАЙД №10. И снова мы видим стихотворение:

И поля, и горы
Снег тихонько всё украл.
Сразу стало пусто… (Дзёсо)

Какой приём использует автор в этом Хокку? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ) Докажите, объясните. (Снег-воришка)

СЛАЙД №11. Вывод: Одна лишь деталь, предмет должны дать представление о всей картине.

*В этих стихах нет ничего лишнего, всё просто. Это умение сказать многое в немногих словах.

СЛАЙД №12. В какой стране появился этот удивительный вид поэзии? (В Японии.)

- Как вы думаете, почему такой миниатюрный жанр, как хокку, зародился в Японии? (Японцы любят всё маленькое: деревья, камни, букеты, стихи.

Может быть, потому что страна расположена на островах в Тихом океане и территория проживания очень маленькая. На каждого человека приходится только несколько метров земли, что способствует бережному отношению ко всему тому, что окружает японцев. Даже к слову.)

СЛАЙД № 13 БОНСАЙ

СЛАЙД № 14. НЕЦКЕ

СЛАЙД № 15. ХОККУ

СЛАЙД № 16. Рисунок «Золотые рыбки» - самостоятельно.

ЖИЛИ____________
ДВЕ______________
ОДНА______, ДРУГАЯ___________.

(У бабуси, две весёлых рыбы, одна грустная, другая - невесёлая…)

СЛАЙД № 17. ИТОГ: Стихи в жанре хокку передают гармонию отношений человека и природы, а законам красоты и гармонии следует учиться.

Всматривайтесь в малое - и вы увидите великое.

В ПОДАРОК НАШИМ ГОСТЯМ - ОРИГАМИ - искусство складывания поделок из бумаги, в переводе с Японского «Сложенная бумага».

СЛАЙД № 18.

ВРЕМЯ ДЛЯ___________
ТЫ БЕРЕГИ____________
БУДЕШЬ__________

КАРТОЧКА

Упала_________
Маленькой____
Прощай_______

Пояснительная записка к авторской презентации

Предмет: литературное чтение, 3 класс

Тема: «Необычное в обычном»

Цель: развивать умение анализировать образные средства языка японской поэзии - хокку (хайку).

Этап урока

№ слайда

Содержание этапа

Оргмомент

Подготовка рабочего места.

Вступительное слово:

Те тайны, что нас окружают,
Не каждому дано познать…
Ну, а поэт, художник помогают,
Все чудеса охотно открывают.
А нам с тобою нужно их понять…

Подготовка к восприятию

- Прочитайте название новой главы: «Такой незнакомый знакомый мир».
- В чём смысл названия главы? (В том, что знакомый мир может оказаться не таким уж и понятным, обыкновенным. Он может таить в себе массу загадок и неожиданностей.)
- Рассмотрите картинку. В чём особенность нарисованного дерева? (Она рассказывает о возможности чудесного превращения: голые веточки весной распускаются, цветут, превращаются в листочки. Это говорит о том, что в природе полно волшебства.)
- На наших уроках мы будем учиться видеть необычное в обычном, а учить нас этому будут писатели и поэты.

Работа по теме

- Прочитайте эпиграф к главе. Понятен ли вам смысл? (У природы есть свои способы оставлять нам свои сообщения.)
- В чём особенность стихотворения хокку? (В нём нет рифмы и состоит оно из трёх строчек.)

Слайд № 1.

- У стихов такой формы есть своё особенное название. Это - хокку (хайку).
- Какой стране появился этот удивительный вид поэзии? (В Японии.)

Слайд № 2.

- В этих стихах нет ничего лишнего, всё просто. Это умение сказать многое в немногих словах. Классические хокку строятся на соотнесении человека и природы.
- Как вы думаете, почему такой миниатюрный жанр, как хокку, зародился в Японии? (Японцы любят всё маленькое: деревья, камни, букеты, стихи. Может быть, потому что страна расположена на островах в Тихом океане и территория проживания очень маленькая. На каждого человека приходится только несколько метров земли, что способствует бережному отношению ко всему тому, что окружает японцев. Даже к слову.)

Слайд № 3.

- Известная переводчица японской поэзии Соколова-Делюсина говорила: «В японском трёхстишии собрана вся суть японской культуры». Хокку и есть один из видов искусства, тесно связанный с такими видами традиционного японского искусства, как графика хайгу, икебана и чайная церемония.
- Давайте полюбуемся образцами традиционного японского искусства.
(Просмотр слайдов №4, №5 и №6 учитель может сопровождать комментариями.)

Слайд № 7.

- Образцы икебаны будут демонстрироваться под традиционную японскую музыку.
(На этом слайде автоматически под музыку меняются иллюстрации икебаны.)

Слайд № 8.

- Далее мы видим атрибуты и обстановку чайной церемонии.
(Иллюстрации меняются так же автоматически).

Слайды № 9, № 10, № 11.

- Давайте познакомимся с некоторыми наиболее известными поэтами, сочинявшими хокку.
(На слайдах даны краткие сведения о поэтах Мацуо Басё, Ёса Бусоне и Кобаяси.)

Слайды №12, № 13, № 14.

Хокку с иллюстрациями. Читаем, анализируем, соотносим.

Слайд № 15.

Подготовка к чтению и восприятию хокку Мацуо Басё.

Слайд № 16.

Чтение и анализ хокку о цветах.

Рефлексия

- Вам понравились хокку? Я хочу познакомить вас с синквейном. Это стихотворение, которое так же, как и хокку, строится по определённым правилам.
Слово синквейн происходит от французского «пять».
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Однако не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи - но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

Итог урока.
Домашнее задание

- Домашнее задание - сочинить синквейн.

Приложение 1