Литературное развитие читателя–ученика

Разделы: Литература


Почему люди стали меньше читать? Прежде всего, происходят мощные личностные сдвиги, и чтение оказывается лишним звеном в системе отношений человека с миром. Идет постепенная подмена ключевых слов культурно-исторического сознания, уходит духовная мысль и переживания. Мы уже не досчитываемся нескольких сотен слов, значит и понятий. А изучение литературы требует от ученика проявления эмоциональной отзывчивости, конкретизации литературных образов в воображении, осмысления авторской позиции, реализации личностного восприятия прочитанного в продуктивно-творческой деятельности. Поэтому так остро встает вопрос о необходимости литературного развития каждого ребенка.

Приступая к рассмотрению темы, выясним, что такое литературное развитие.

Литературное развитие -

  1. литературное развитие является частью общего развития;
  2. это обогащение ребенка смысловым опытом в процессе общения с литературой, формирование у него новых форм отношения к действительности;
  3. это формирование опыта осмысления одних и тех же вещей с разных точек зрения, исходя из разных смысловых перспектив, позволяющего по-новому увидеть то, что, казалось бы, давно известно.

Рассмотрим уровень развития литературных способностей и некоторые приёмы, формирующие способности.

1. Потребность выразить чувство, представление, мысль в слове.

- О чём рассказала тебе музыка?

- Представь себя деревом, цветком, камнем, животным, опиши свои ощущения.

- Расскажи о самом грустном или о самом радостном событии.

2. Потребность образной конкретизации слова.

«Что на что похоже..?»

- На что может быть похожа капелька росы на лепестке цветка?

- кузнечик, стрекочущий в траве,

- набухшие почки на деревьях ранней весной…

3. Эмоциональная чуткость к слову, интонации.

- Восстанови рифму.

- Вставь пропущенные эпитеты, сравнения.

- Попробуй восстановить нарушенный ритм стихов.

- Что ты слышишь, читая эти строки?

- Что помогает тебе это услышать?

- Раскрась стихи. Какие слова помогли тебе выбрать краски?

4. Целостное отношение к литературному произведению.

- Догадайся, как поэт озаглавил это стихотворение.

- Озаглавь отрывок из произведения.

- Попробуй кратко, в одном предложении пересказать текст: « Это сказка о том,..»

- С каким видом искусства можно сравнить этот отрывок?

- Придумай название к рассказу.

Выявляем уровень литературного развития.

1. Круг чтения.

- Назовите 3 последние прочитанные книги.

- Назови любимую книгу и ее автора.

- Какие книги тебе нравится читать (о природе, животных и т.п.)

2. Активность оценки прочитанного.

- Напиши аннотацию, отзыв.

3. Объем теоретических знаний и умений их применять.

- Найди в предложенном отрывке эпитеты, сравнения, олицетворения.

- Расшифруй метафору.

- Определи род литературы.

- Чем отличаются стихи от прозы?

- Придумайте образное сравнение к слову ландыш, заря, тучка.

4. Развитие разных сторон читательского восприятия.

- Какое из известных тебе произведений написано о нечуткости к близкому человеку, об искуплении вины, о трогательном внимании к близким людям?

5. Умение анализировать художественное произведение.

- Анализ отрывка.

- Прочитай отрывок и ответь на вопросы.

6. Литературно-творческая деятельность.

- Опиши состояние радости, не употребляя этого слова.

- Опиши тишину, не употребляя слова « тихо».

- Опиши звуки осеннего леса.

- Попробуй в одной строчке передать шум моря.

- Опиши обложку к любимой книге.

- Напиши сочинение «Мой друг из книги».

Критерии литературного развития:

1.

- развитое воссоздающее воображение, способность к дорисовке целостного образа на основе отдельных художественных деталей;

- способность эмоционально реагировать на особое виденье автора, его мировосприятие;

- художественная впечатлительность, легкость возникновения творческого состояния;

- художественное сопереживание в процессе чтения художественного произведения и после него;

- эмоционально-экспрессивная передача своих мыслей.

Задания на выявление данных показателей: что запомнилось? Какие картины, образы произвели наиболее сильное впечатление? О чем задумались? Какие вопросы хотелось бы задать? С чем не согласны? С чем хотелось бы поспорить В какой форме откликнуться на прочитанное (отзыв, письмо, сокровенный разговор с близким…)

2.

- виденье авторской позиции в художественном произведении, осознание и понимание ее смысла;

- освоение и использование лексики этического содержания;

- осознание ценностного смысла литературных явлений.

Задания: какие мысли автора произвели впечатление? Какие авторские уроки запомнились? Насколько важны выделенные вами мысли автора? В чем смысл сказанного героем? В чем современность мыслей автора? Чем они могут нам помочь сегодня? Что хотел сказать автор названием произведении? Выделите ключевые слова, помогающие понять сказанное автором, раскрывающие смысл написанного.

3.

- восприятие и понимание переносного значения слов;

- восприятие и понимание значения других тропов;

- способность видеть необычные художественные образы и постигать их значимость в контексте целого;

- видение разных способов создания художественных образов в тексте;

- умение видеть художественную деталь, понимать ее роль в тексте;

- осознавать значение художественной детали в контексте общего смысла произведения.

Задания: какие образы произвели впечатление? Какие запомнились? Найдите наиболее значимые с вашей точки зрения художественные образы. Объясните их смысл. Как вы понимаете фразу, выражение? В чем оригинальность образа? В чем символическое значение данного художественного образа? Какая художественная деталь помогает понять смысл произведения?

4.

- сопереживание героям произведения;

- умение выделить и назвать чувства, переживания героев;

- умение мотивировать поступки героев;

- понимание особенностей внутреннего мира героев;

- умение находить в тексте знаки, характеризующие поведения героя.

Задания: какой из героев произвел наиболее сильное впечатление? Почему? Кто является главным героем этого произведения? Найдите словесный портрет героя. Что автору важнее всего в его облике? Какую роль в раскрытии характера героя играет эпизод? Как показывает писатель, что происходит в душе героя? Какая ситуация в судьбе героя , на ваш взгляд, является наиболее значимой?

Как характеризует героя его речь? Как помогает понять героя мир его вещей?

5.

- желание выполнить творческие работы;

- активность участия в творческой деятельности ( быстрота реагирования, разнообразие и богатство ассоциаций);

Задания:

- сочинение;

- создание и описание обложки к произведению;

- создание дневника героя, рассказ о понравившейся книге, словесное создание интерьера, аннотация к прочитанной книге, сочинения в различном жанре (сказка, загадка, басня, рассказ, пейзажная зарисовка с созданием цветообраза, звукообраза, рассказ по пословице и поговорке). Опыты стилизации (дописывание произведения в стилистической манер писателя, создание эпилога), сочинение-рефлексия, сочинение-размышление.

Литературное развитие через приемы анализа и актуализации вещного мира в художественном произведении:

1. «Диалог неодушевленных предметов»

Этот прием привлекает внимание не только сказочностью и игровым моментом, но и развитие в сознании ребенка «родственного внимания» к предметам и вещам окружающего мира.

Представить. Что веще ожили на страницах вашей книги и заговорили. Что они могут рассказать друг другу? Темы для диалога выбираются в соответствии с их смыслом для нужного нам контекста произведения или эпизода: «О чем могли бы поведать друг другу розы, вырванные нами из цветника Герды?», «Спор света, цветка и камня в повести «Дети подземелья».

Этот вид работы помогает проникнуть в суть происходящего, глубже понять героев, их настроения, переживания, мотивы поступков.

2. Прием «Музей литературного героя»

Обучающимся предлагается разобраться в представленной коллекции и доказать необходимость той или иной вещи с опорой на знание текста. При этом надо не только хорошо знать текст, но и понимать героя. После экскурсии ученик могут домысливать с опорой на текст, что еще могло быть, чем нужно его пополнить.

В музее Катерины Ивановны, героини рассказа К.Паустовского «Телеграмма», может быть самовар, теплый платок, стеклярусная шляпа, страусовые перья, сморщенные перчатки и что еще? Письмо Насте, письмо от Насти? Читаем в рассказе: «Писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца веселы молодой почтарь Василий приносил К.П. перевод на 200 рублей». А вот теперь можно порассуждать о чужой или недостающей вещи и ее значении в жизни героев.

3. Прием «Откровение вещи»

Если вещь одухотворена человеком, которому она принадлежит, значит она может нам что-то о нем поведать.

Такой рассказ, сочиненный учеником, поможет ему глубже проникнуться происходящим на страницах произведения, прочувствовать события, пропустить их через свое сердце.

Вещные детали, превращаясь в образы, обретают символический смысл.

Например, в рассказе И.Бунина «Лапти» есть две существенные вещные детали - лапти и валенки. Их противопоставление задает смысл случившемуся. Лапти - летняя обувь. Валенки - зимняя. Красный цвет, связанный с пламенем свечи, с огненными видениями мечущегося в жару ребенка, это, по логике произведения и вообще, теплый, горячий цвет лета («лето красное»), цвет жизни. Белый - цвет безжизненности, холода, смерти. В мире рассказа - зима, болезнь, вьюга, смерть Нефеда. Противопоставляются не только красный цвет жизни и белый цвет смерти, но и само состояние обуви: лапти «новенькие», валенки - «разбитые», значит, старые. Перед нами две жизненные дороги: одна (мальчика) только начинается, вторая (Нефеда) заканчивается. Уходящая жизнь поддерживает начинающуюся. Смерть Нефеда - выздоровление мальчика.

Роль художественной детали, как элемента изобразительно-выразительного мира произведения, в литературном развитии обучающегося огромна.

4. Прием создания сказочного контекста

  1. Придумать начало к сказке, в которой будет действовать твой герой.
  2. Выбрать понравившиеся предметы, которые вызывают чувство комфорта, уюта, тепла.
  3. Выбрать два-три любых других предмета.
  4. Нарисовать место, где будет жить ваш герой.
  5. Разложить на рисунки выбранные предметы.
  6. Описать место, где живет твой герой.

Представьте себе место, где живет ваше существо. Что это за место? Что там есть? Какое это место? Ровное, холмистое? Что там растет? Травы, деревья, кустарники, цветы? Какие там краски? Мягкие, неброские, яркие, сочные, светлые, темные? Там влажно или сухо? Жарко или холодно? Какие там запахи? Резкие, тонкие, приятные, пряные, острые? Есть ли там вода? Какие там звуки? Резкие, тихие, громкие, слабые, неприятные, нежные? Как ваше существо там себя чувствует?

На уроках литературы развивается эстетическое восприятие ученика, воображение, логическое и ассоциативное мышление. Целенаправленная работа в этом направлении даст свои результаты.