Литература
-
Открытый урок по теме "Сердце матери" (по рассказу В.М. Шукшина "Материнское сердце") 2010
Проводится урок с целью формирования чуткого и уважительного отношения к матери, любви к малой родине. На уроке читаются стихотворения, посвященные маме, написанные самими учащимися. Объяснение нового материала строится в вопросно-ответном общении. Закрепление знаний – написания сочинения-миниатюры "Признание маме".
-
"Черный человек" Сергея Есенина 2010
Урок литературы, посвященный анализу произведения и его значения в творчестве и жизни поэта.
-
Урок-лекция "История создания поэмы-эпопеи Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" 2010
Урок построен в форме лекции. Рассказывая об истории создания поэмы Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», студенты узнают исторические сведения о крестьянской реформе 1861 года, о жизни крестьян после «освобождения». Учитель знакомит обучающихся с жанром, композицией поэмы. На уроке идет подготовка к восприятию первой части поэмы – «Пролога».
-
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Последний шмель" (текст и подтекст) (6-й класс) 2010
Урок построен, с одной стороны, как традиционный анализ стихотворения, с другой – как поиск секретов стихотворения, объяснения «странностей стихотворения». Ученики искали философскую подоплеку стихотворения, которую сразу не уловили, но через иллюстрации почувствовали. Анализ формальных элементов помог выйти на идейно-тематический уровень.
-
Красота в поэзии Серебряного века 2010
При изучении поэзии важным представляется воспитать художественный вкус школьников, научить их понимать поэтическое слово. Эту задачу решает урок, который на доступном пятиклассникам уровне учит постигать особенности поэзии Серебряного века. Урок сопровождается презентацией.
-
Внеклассное мероприятие "Все начинается с детства" 2010
Тема детства – одна из важнейших в русской литературе. Внеклассное мероприятие проходит в виде устного журнала по замечательным произведениям Л.Толстого, И.Бунина, М.Горького, посвященным этой теме. Цель мероприятия – сформировать у учащихся представление о детстве как лучшей поре в жизни человека.
-
Викторина по литературе 2010
Данный материал был использован на одном из этапов школьной интеллектуальной игры - "Литературная гостиная". Материал может быть использован как для внеклассной работы (для литературных викторин), так и в конце года для проверки качества усвоения знаний по литературе.
-
М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. "Бородино" – отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа стихотворения 2010
Стихотворение "Бородино" сравнительно небольшое по размеру, и его можно прочитать и обсудить в классе. Предлагаю такой ход работы над стихотворением, который поможет детям учиться работать непосредственно с текстом произведения, ставить вопросы к нему, для ответов на эти вопросы подключая все имеющиеся знания. Урок построен в форме эвристической беседы.
-
Открытый урок по литературе. А.Островский "Свои люди — сочтемся!" 2010
Предложен урок-спектакль с анализом художественного произведения, цель которого - организовать групповую деятельность учащихся по прочтению, осмыслению и перевоплощению в литературного героя с последующим инсценированием отдельных актов произведения Островского "Свои люди - сочтёмся!"
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Трагическое осмысление Октябрьской революции 1917 года в творчестве М.Волошина и З.Гиппиус" 2010
Учащимся даётся возможность полно представить объективную картину как самих революционных событий, так и литературного процесса 20-х годов. Неоднозначный подход к творчеству разных писателей предполагает формирование у школьников своего мнения о художественном произведении.
-
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5-м классе по учебнику Кудиной-Новлянской 2010
В ходе освоения программы было много трудностей, начиная с изменения собственных взглядов и установок на преподавание литературы, приобретения методических пособий и заканчивая адаптацией данного курса в условиях обычной сельской школы, где на преподавание отводится два часа в 5-м классе, хотя данный курс предполагает четыре. В данной работе предложено календарно-тематическое планирование уроков литературы из расчёта 2 часа в неделю.
-
Смысл названия рассказа Паустовского "Телеграмма". Авторская позиция. Отношение Насти к матери 2010
Рассказ «Телеграмма» дает замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «Я», выявляющем себя во всем многообразии взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции, в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров, в речи персонажей, специфике деталей, интерьера и др. художественных средств.
-
Родная природа в стихотворениях Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева и в музыке С.В. Рахманинова 2010
Урок ориентирован на самопознание и самоопределение личности обучающихся. Девизом урока могут стать слова И.С. Тургенева: «Открывая писателя, поэта, мы открываем самих себя». Урок с элементом интеграции, что дает ученику достаточное и широкое и яркое представление о природе.
-
Литературная игра "Русские потешки" 2010
В процессе проведения игры учащиеся смогут научиться понимать славянские обычаи, обряды и верования, проникнуть в глубокий смысл народных песен, пословиц и загадок, поиграть в народные игры.
-
Урок-рассуждение с элементами дискуссии "Есть ли место "хлестаковщине" в современном мире?" 2010
Данный урок представляет собой урок-рассуждение с элементами дискуссии. Его основной целью является обобщение и систематизация знаний учащихся по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». На уроке у учащихся развиваются навыки анализа текста и выразительного чтения, а также развитие творческих способностей учащихся.
-
Урок по теме "Художественный мир русской поэзии начала ХХ века. Поэзия Серебряного века как эстетический феномен" 2010
Данный урок позволяет создать условия для формирования у учащихся представления о художественном мире русской поэзии начала XX века, воспитать толерантное отношение к творчеству поэтов, создавших новую концепцию мира и человека в этом мире.
-
Приемы и средства развивающейся речевой среды в школе (Из опыта работы) 2010
Задача учителя - развивать творческие силы и в маленьком человеке. В творчестве происходит слияние человека с его делом, если это дело человека захватывает, увлекает.
-
Сценарий театрализованного вечера, посвященного жене А.С. Пушкина Наталье Гончаровой "Чистая звезда любви" 2010
Вечер, посвященный Наталье Николаевне Гончаровой. Наталья Гончарова – чистая звезда любви Пушкина... Благодаря ей вспыхивало чувство и сердце поэта, благодаря ей мы сегодня можем с трепетом произносить его стихи, соизмеряя свои чувства с чувствами великого Пушкина.
-
Память как нравственная ценность 2010
Повесть «Последний поклон» – это поэтическая летопись народной жизни, начиная с 1920-х годов и до конца войны, а характер юного героя лишь одно слагаемое в характере народа. Каждый эпизод биографии героя непреднамеренно превращается в нечто содержащее емкое: яркое представление не только о нем самом, но и о времени, в котором он живет, о событиях, которые он пережил, о людях, с которыми его свела судьба.
-
Сценарий литературной гостиной "Поэты Кузбасса" 2010
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с поэзией кузбасских авторов. Получают представление о ее тематике, проблематике.
-
Урок – композиция по литературе "Женские образы в русской литературе XIX–XX вв.". 11-й класс 2010
Урок поможет обобщить знания о женских образах в русской литературе XIX–XX веков (роль женщины в семье и обществе), показать умения учащихся анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания.
-
Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" 2010
Проблематика урока: соотношение добра и зла в романе. Последний урок - это обобщение, проверка знаний, подведение итогов, размышление над финалом романа с опорой на личный опыт учеников, ответы на проблемные вопросы, представление своих работ.
-
Интегрированный урок (литература + история + иностранный язык) "Родина… Отечество… Отчизна…" (10-й класс) 2010
Урок дает возможность подойти к изучению темы более профессионально, формирует у учащихся образное восприятие и целостную картину мира.
-
Урок внеклассного чтения в 8-м классе "Тема войны на примере стихотворения Н.Демидовой "Победа!" 2010
Урок посвящён формированию у учащихся патриотических чувств, воспитанию уважительного отношения к героям войны на примере стихотворения «Победа!».
-
Интегрированный урок литературы, развития речи и МХК на тему "Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель" 2010
Форма урока - защита проектов. Одновременно с освоением информации идет работа по развитию речи: изложение текста искусствоведческой статьи о художественных особенностях портрета Толстого работы Крамского и подготовка учащихся на основе анализа исходного текста (дневников писателя) к написанию сочинения-рассуждения на нравственную тематику.
-
Урок литературы в 7-м классе "В сем справедливость от вас нимало не пострадала" Постников – герой-праведник (Н.С. Лесков "Человек на часах") 2010
Необходимость разговора о нравственном выборе диктуется современными условиями жизни. Перед учащимися в начале урока поставлен вопрос: почему автор изменил название рассказа? Необычное оформление, эмоциональный настрой, слово учителя – все это вызывает у учащихся интерес к уроку.
-
Урок чтения в 5-м классе по произведению О.Тихомирова "Слава героям" 2010
Данный урок в коррекционной школе является действенным средством нравственного и патриотического воспитания учащихся с недостатками интеллекта. Учащиеся знакомятся с историей России, поступками героев, учатся давать им оценку. Работа над содержанием прочитанного произведения помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать и обогатить словарь, совершенствовать словесную систему мышления.
-
Проблема добра и зла (по повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Черное ухо" 2010
Творческая мастерская призвана проанализировать повесть в соответствии с темой урока; расширить запас слов учащихся, объясняя значение эпических терминов, развивать речь учащихся, способствовать воспитанию доброты, жалости, чувства любви, ответственности, как составляющих понятия «доброта»,учить видеть и различать добро и зло, способствовать формированию интереса к данной проблеме, порождающего явление высказаться.
-
Урок развития речи. Подробное обучающее изложение "История одной сказки" (5-й класс) 2010
Урок развития речи тесно связан с уроком литературы. Работа с текстом Г.Цыферова «Девочка со спичками» становится подготовкой к восприятию одноименной сказки Г.-Х. Андерсена. На уроке дети учатся составлять план, подбирая ключевые слова, учатся анализировать текст. Тест, включенный в урок, может быть использован как отдельная работа, изучающая формирование ОУУН учащихся.
-
Тема милосердия в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина 2010
Тема милосердия раскрывается при анализе сцен встреч Гринева с Пугачевым. Проникновенные диалоги главных героев повести представляют собой историю поисков той соборной истины, которая служит одновременно и мерилом истинности, и путем спасения для человека. Пушкин в "Капитанской дочке" предстает перед нами не просто мастером-художником, но и очень мудрым человеком с глубоким нравственным опытом.