Литература
-
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5-м классе по учебнику Кудиной-Новлянской 2010
В ходе освоения программы было много трудностей, начиная с изменения собственных взглядов и установок на преподавание литературы, приобретения методических пособий и заканчивая адаптацией данного курса в условиях обычной сельской школы, где на преподавание отводится два часа в 5-м классе, хотя данный курс предполагает четыре. В данной работе предложено календарно-тематическое планирование уроков литературы из расчёта 2 часа в неделю.
-
Смысл названия рассказа Паустовского "Телеграмма". Авторская позиция. Отношение Насти к матери 2010
Рассказ «Телеграмма» дает замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «Я», выявляющем себя во всем многообразии взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции, в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров, в речи персонажей, специфике деталей, интерьера и др. художественных средств.
-
Родная природа в стихотворениях Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева и в музыке С.В. Рахманинова 2010
Урок ориентирован на самопознание и самоопределение личности обучающихся. Девизом урока могут стать слова И.С. Тургенева: «Открывая писателя, поэта, мы открываем самих себя». Урок с элементом интеграции, что дает ученику достаточное и широкое и яркое представление о природе.
-
Литературная игра "Русские потешки" 2010
В процессе проведения игры учащиеся смогут научиться понимать славянские обычаи, обряды и верования, проникнуть в глубокий смысл народных песен, пословиц и загадок, поиграть в народные игры.
-
Урок-рассуждение с элементами дискуссии "Есть ли место "хлестаковщине" в современном мире?" 2010
Данный урок представляет собой урок-рассуждение с элементами дискуссии. Его основной целью является обобщение и систематизация знаний учащихся по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». На уроке у учащихся развиваются навыки анализа текста и выразительного чтения, а также развитие творческих способностей учащихся.
-
Урок по теме "Художественный мир русской поэзии начала ХХ века. Поэзия Серебряного века как эстетический феномен" 2010
Данный урок позволяет создать условия для формирования у учащихся представления о художественном мире русской поэзии начала XX века, воспитать толерантное отношение к творчеству поэтов, создавших новую концепцию мира и человека в этом мире.
-
Приемы и средства развивающейся речевой среды в школе (Из опыта работы) 2010
Задача учителя - развивать творческие силы и в маленьком человеке. В творчестве происходит слияние человека с его делом, если это дело человека захватывает, увлекает.
-
Сценарий театрализованного вечера, посвященного жене А.С. Пушкина Наталье Гончаровой "Чистая звезда любви" 2010
Вечер, посвященный Наталье Николаевне Гончаровой. Наталья Гончарова – чистая звезда любви Пушкина... Благодаря ей вспыхивало чувство и сердце поэта, благодаря ей мы сегодня можем с трепетом произносить его стихи, соизмеряя свои чувства с чувствами великого Пушкина.
-
Память как нравственная ценность 2010
Повесть «Последний поклон» – это поэтическая летопись народной жизни, начиная с 1920-х годов и до конца войны, а характер юного героя лишь одно слагаемое в характере народа. Каждый эпизод биографии героя непреднамеренно превращается в нечто содержащее емкое: яркое представление не только о нем самом, но и о времени, в котором он живет, о событиях, которые он пережил, о людях, с которыми его свела судьба.
-
Сценарий литературной гостиной "Поэты Кузбасса" 2010
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с поэзией кузбасских авторов. Получают представление о ее тематике, проблематике.
-
Урок – композиция по литературе "Женские образы в русской литературе XIX–XX вв.". 11-й класс 2010
Урок поможет обобщить знания о женских образах в русской литературе XIX–XX веков (роль женщины в семье и обществе), показать умения учащихся анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания.
-
Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" 2010
Проблематика урока: соотношение добра и зла в романе. Последний урок - это обобщение, проверка знаний, подведение итогов, размышление над финалом романа с опорой на личный опыт учеников, ответы на проблемные вопросы, представление своих работ.
-
Интегрированный урок (литература + история + иностранный язык) "Родина… Отечество… Отчизна…" (10-й класс) 2010
Урок дает возможность подойти к изучению темы более профессионально, формирует у учащихся образное восприятие и целостную картину мира.
-
Урок внеклассного чтения в 8-м классе "Тема войны на примере стихотворения Н.Демидовой "Победа!" 2010
Урок посвящён формированию у учащихся патриотических чувств, воспитанию уважительного отношения к героям войны на примере стихотворения «Победа!».
-
Интегрированный урок литературы, развития речи и МХК на тему "Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель" 2010
Форма урока - защита проектов. Одновременно с освоением информации идет работа по развитию речи: изложение текста искусствоведческой статьи о художественных особенностях портрета Толстого работы Крамского и подготовка учащихся на основе анализа исходного текста (дневников писателя) к написанию сочинения-рассуждения на нравственную тематику.
-
Урок литературы в 7-м классе "В сем справедливость от вас нимало не пострадала" Постников – герой-праведник (Н.С. Лесков "Человек на часах") 2010
Необходимость разговора о нравственном выборе диктуется современными условиями жизни. Перед учащимися в начале урока поставлен вопрос: почему автор изменил название рассказа? Необычное оформление, эмоциональный настрой, слово учителя – все это вызывает у учащихся интерес к уроку.
-
Урок чтения в 5-м классе по произведению О.Тихомирова "Слава героям" 2010
Данный урок в коррекционной школе является действенным средством нравственного и патриотического воспитания учащихся с недостатками интеллекта. Учащиеся знакомятся с историей России, поступками героев, учатся давать им оценку. Работа над содержанием прочитанного произведения помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать и обогатить словарь, совершенствовать словесную систему мышления.
-
Проблема добра и зла (по повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Черное ухо" 2010
Творческая мастерская призвана проанализировать повесть в соответствии с темой урока; расширить запас слов учащихся, объясняя значение эпических терминов, развивать речь учащихся, способствовать воспитанию доброты, жалости, чувства любви, ответственности, как составляющих понятия «доброта»,учить видеть и различать добро и зло, способствовать формированию интереса к данной проблеме, порождающего явление высказаться.
-
Урок развития речи. Подробное обучающее изложение "История одной сказки" (5-й класс) 2010
Урок развития речи тесно связан с уроком литературы. Работа с текстом Г.Цыферова «Девочка со спичками» становится подготовкой к восприятию одноименной сказки Г.-Х. Андерсена. На уроке дети учатся составлять план, подбирая ключевые слова, учатся анализировать текст. Тест, включенный в урок, может быть использован как отдельная работа, изучающая формирование ОУУН учащихся.
-
Тема милосердия в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина 2010
Тема милосердия раскрывается при анализе сцен встреч Гринева с Пугачевым. Проникновенные диалоги главных героев повести представляют собой историю поисков той соборной истины, которая служит одновременно и мерилом истинности, и путем спасения для человека. Пушкин в "Капитанской дочке" предстает перед нами не просто мастером-художником, но и очень мудрым человеком с глубоким нравственным опытом.
-
"Любовь – удел немногих". Испытание любовью героев повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" 2010
Цель урока: формирование у учащихся представлений о решении темы любви в творчестве Куприна. Задача учителя – вызвать эмоциональный отклик на проблему; показать, что любовь – это высшая нравственная ценность, нет несчастливой любви; даже безответная любовь – благодатна. Вместе с учащимися ищем ответ на основной вопрос урока: а в чем же загадка любви, по Куприну?
-
Программа предпрофильного курса "Наставники жизни и спасения – праведники земли русской" 2010
Время вновь востребовало обратиться к истокам духовно-нравственной русской культуры, её ценностям. Жизнь показала, что без знания традиций своего народа, без знания истории страны, без тесного сотрудничества светского и религиозного воспитания невозможно подготовить к будущей жизни достойное молодое поколение: честных, самостоятельных, истинных граждан своей Отчизны.
-
"Если б не было войны…". Час памяти, посвященный 65-й годовщине Победы 2010
Материал представляет собой сценарий литературно-музыкальной композиции для проведения урока по теме «Литература военных лет и литература о Великой Отечественной войне». К сценарию прилагаются: презентация о поэтах-фронтовиках и музыкальные фрагменты для сопровождения.
-
Урок литературы с использованием приемов ТРКМЧП "Духовный мир героев И.С. Тургенева на примере рассказа "Бирюк" 2010
Технология РКМЧП очень эффективна. Она формирует самостоятельность, вооружая способами и методами самостоятельной работы, а также, не отвергая парную и групповую формы работы, учит конструктивному взаимодействию детей друг с другом. Ребята работают с идеями, предложенными ими самими, а не учителем, это помогает поддержать интерес и мотивацию.
-
Конспект урока в 5-м классе "Добро и зло в сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" 2010
Представленный материал ориентирован на учащихся с особыми образовательными потребностями. На уроке учащиеся учатся различать положительных и отрицательных героев; давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучаются умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст.
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Но без труда талант не впрок!" (по рассказу А.И. Куприна "Тапер") 2010
Раскрываются характеры детей и взрослых, изображённых в рассказе Куприна «Тапёр». Формируется у учащихся умение аналитического чтения прозаического произведения, работа над развитием логического мышления. Воспитывается у учащихся интерес к творчеству писателя, любовь к литературе.
-
Сценарий "Заочная экскурсия в село Михайловское" 2010
У каждого народа есть первое имя в литературе, которое является бесспорным. Для нас это имя – Александр Сергеевич Пушкин. Посетив музей А.С. Пушкина в Михайловском, захотелось рассказать об этом месте учащимся нашего Центра образования. Так появилась литературно-музыкальная композиция, которую назвали ««Заочная экскурсия в село Михайловское».
-
Урок-рецензия. Вячеслав Кондратьев "Сашка" 2010
Урок-рецензия по повести В.Кондратьева «Сашка» с целью подготовки учащихся к сочинению-рецензии.
-
Урок внеклассного чтения по русской поэзии второй половины XX века "Судьба поэта" 2010
Почему в России во все времена судьба истинного Поэта являет собой трагедию? В поисках ответа на этот вопрос мы обращаемся к судьбам и творчеству В.Высоцкого, Н.Коржавина, И.Бродского. «Поэт в России – больше, чем поэт»… Согласившись с этим утверждением Евтушенко, мы приходим к выводу, что особая миссия, которую Поэт берет на себя, предопределяет его судьбу.
-
Образ дома в поэзии Серебряного века 2010
Основная цель урока – актуализировать для учащихся значимость нравственных категорий человеческой жизни (дом, любовь к родине, почитание, уважение) на материале русской поэзии Серебряного века. В рамках учебного занятия обучающиеся познакомятся с понятиями «дисгармония», «эсхатология», «самостоянье», рассмотрят образ Дома, его составляющие в поэзии Серебряного века, сделают попытку проанализировать значимость категории Дома для поэтов XX века.