Цели и задачи для учителя:
- создать условия для работы с текстом и отбора необходимого для анализа материала;
- учить выявлять способы и средства характеристики героев;
- развивать умение делать умозаключения и выводы как устные, так и письменные;
- развивать внимательное отношение к слову, учебную самостоятельность, активную читательскую позицию;
- способствовать социальной адаптации учащихся, вовлекая их в формы коллективной, групповой и индивидуальной работы.
Цели и задачи для учащихся:
- путем аналитического чтения отобрать материал для характеристики литературных героев;
- уметь находить средства создания образа, его характеристики;
- уметь определять авторскую позицию и средства ее выражения;
- уметь формулировать собственное высказывание (устное и письменное).
Оборудование: А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (тексты любого издания), иллюстративно-раздаточный материал к повести А.С. Пушкина из альбома «А.С. Пушкин», карточки-задания для групп, клише для подготовки связного сообщения о героях повести
Ход урока
I. Актуализация знаний учащихся
– Почему повесть «Капитанская дочка» А.Пушкина можно смело назвать исторической? Какое событие из истории России нашло в ней отражение? (Рассказывает о крестьянском восстании 1772-1774 годов под предводительством Емельяна Пугачева)
– Назовите имена исторических лиц, являющихся и героями повести. (Емельян Пугачев, Екатерина II)
– Вспомните «пророческий сон» Петра Гринева в гл.II. Почему рассказчик не смог его забыть и как он сбылся? (Гриневу приснился незнакомый мужик с черной бородой (Пугачев), который размахивает топором и ласково приглашает Петрушу под свое благословение. Сон не только поразил Гринева, но и оказался пророческим: Петр Андреевич стал участником подавления бунта под предводительством казака и получил его благословение на любовь и брак с Машей Мироновой раньше, чем от родителей)
II. Вступительное слово учителя
– Дальнейшие события, описанные Петром Гриневым в его дневнике, подробно знакомят нас с характерами, судьбами героев, их тесным переплетением с жизнью самого рассказчика. Кого из героев повести, положительно повлиявших на течение жизни и судьбу Гринева, вы могли бы назвать? (Емельян Пугачев, Маша Миронова)
– Сегодня в ходе самостоятельной работы вам предстоит обобщить материал по характеристике этих героев и создать связный рассказ о них. Для этого мы разделимся на две группы (можно по желанию), каждая из которых получит задания для работы с текстом и клише, которые помогут вам при подготовке на последнем этапе.
III. Задания для исследования группам
- Отобрать для анализа соответствующие вопросам эпизоды.
- Перечитать эпизод. Ответить на поставленные к нему вопросы, заполняя предложенную в карточке таблицу.
- Записать с опорой на клише вывод в виде мини-сочинения.
IV. Самостоятельная работа групп. В случае затруднения учитель корректирует работу детей в нужном направлении.
1-я группа «Образ Емельяна Пугачева»
Карточка № 1а
Обратите внимание на портрет, речь, поведение героя в следующих главах и отразите свои наблюдения в таблице
Эпизод из главы |
Портрет |
Речь |
Поведение |
Черты характера |
Авторская позиция |
«Вожатый» |
|
|
|
|
|
«Пугачевщина» |
|
|
|
|
|
«Приступ» |
|
|
|
|
|
«Незваный гость» |
|
|
|
|
|
Карточка № 2а
Вынесите в тетрадь выводы, опираясь на данное клише (Текст-опора, в котором необходимо вставить недостающие фразы)
Прототип пушкинского Пугачева – реальное историческое лицо, ________________________. Однако в романе он не тождествен своему историческому прототипу, т.к. дан в восприятии героя романа –____________________________. Как персонаж Пугачев появляется только тогда, когда его жизнь пересекается с жизнью мемуариста. Облик Емельяна П. физически конкретен, рассказчику вполне ясен и его социальный статус: он ________________________________________________. С появлением в романе Пугачева возникает тревожная, загадочная обстановка. В главе «Вожатый» перед нами предстает человек, внешность которого выразительна, своеобразна, но обманчива: ___________________________________________________________________________________. Его речь пестрит народными пословицами и поговорками, намеками и иносказаниями:____________________________________________________________________________. В его поступках и отношении к герою повести можно отметить__________________________________________________________________________.
Важнейший принцип создания образа Пугачева – превращение, метаморфоза Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений. В главах «Пугачевщина» и «Приступ» перед читателем предстает не «бродяга», а _______________________________________. В нем проступают то черты плутоватого казака, то мудрость народного вождя и полководца. В одних эпизодах он ________________________________, в других – __________________________________________.
В повести постоянно говорится о глазах Пугачева: ___________________________________________________________. Эта деталь необходима для создания его динамичного портрета.
В восприятии Гринева, Пугачев – человек – стихия, который представляется ему [человеком] _____________________________, посланным самой судьбой в каждый поворотный момент его жизни. Образ Емельяна Пугачева – центральный образ романа, хотя Пугачев и не является главным действующим лицом. С ним связаны размышления Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и жизни исторической.
2-я группа «Образ Маши Мироновой»
Карточка № 1б
Обратите внимание на портрет, речь, поведение героя в следующих главах и отразите свои наблюдения в таблице
Эпизод из главы |
Портрет |
Речь |
Поведение |
Черты характера |
Авторская оценка |
«Крепость» |
|
|
|
|
|
«Поединок» |
|
|
|
|
|
«Любовь» |
|
|
|
|
|
«Приступ» |
|
|
|
|
|
Карточка № 2б
Вынесите в тетрадь выводы, опираясь на данное клише (Текст-опора, в котором необходимо вставить недостающие фразы)
С особенной теплотой в повести обрисован образ Маши Мироновой, внешне ничем не примечательной девушки, ______________________________________________, по определению матери.
Первое впечатление об этой героине у Петра Гринева сложилось на основе______________________________________________. Однако более близкое знакомство с добросердечной и простой семьей капитана Миронова помогает главному герою заметить, что Маша -_______________________________________________, которая смогла пробудить в его душе первое трепетное чувство. Это обыкновенная русская девушка,_______________________________________. Жила Маша______________________; женихов в деревне не было. Бесприданница, у которой только и есть, «что частый гребень, да веник, да алтын денег», легко разбирается в людях: __________________________________________.
Маша способна на_____________________________________________________, но врожденное благородство не позволяет ей поступиться принципами, привитыми семейным воспитанием. Она готова ___________________________________________________________. ____________________ и ______________________________ натурой показана Маша Миронова, начиная с главы «Осада города». Она вырастает в ________________________________________________ героиню. Именно поэтому роман назван в честь нее «Капитанская дочка».
V. Прослушивание и обсуждение полученных письменных сообщений
– Можно ли сказать, что созданы уже полные картины образов обсуждаемых нами сегодня героев? (Нет, потому что отработана только часть повести)
VI. Итог
– Какие средства характеристики героев помогли вам в создании мини-сочинения?
– Возможна ли объективная характеристика героя без учета авторской позиции и работы с «живым словом»?
VII. Домашнее задание
- Монологический ответ по прослушанной на уроке теме (Возможна работа по клише).
- Отметить материал для характеристики Гринева и Пугачева в главах VIII-XII.
Предполагаемые ответы учащихся
1. Прототип пушкинского Пугачева – реальное историческое лицо, самозванец, глава восставших. Однако в романе он не тождествен своему историческому прототипу, т.к. дан в восприятии героя романа – Петра Андреевича Гринева. Как персонаж он появляется только тогда, когда его жизнь пересекается с жизнью мемуариста. Облик Пугачева физически конкретен, рассказчику вполне ясен и его социальный статус: он казак, «бродяга», главарь «шайки разбойников».
С появлением в романе Пугачева возникает тревожная, загадочная обстановка. В главе «Вожатый» перед нами предстает человек, внешность которого выразительна, своеобразна, но обманчива. Его речь пестрит народными пословицами и поговорками, намеками и иносказаниями. В его поступках и отношении к герою повести можно отметить добросердечность, открытость, чувство благодарности.
Важнейший принцип создания образа Пугачева – превращение, метаморфоза Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений. В главах «Пугачевщина» и «Приступ» перед читателем предстает не «бродяга», а «великий государь». В нем проступают то черты плутоватого казака, то мудрость народного вождя и полководца. В одних эпизодах он властный и грозный государь, в других – милосердный спаситель.
В повести постоянно говорится о глазах Пугачева. Эта деталь необходима для создания его динамичного портрета.
В восприятии Гринева, Пугачев – человек-стихия, который представляется ему [человеком] исключительным, посланным самой судьбой в каждый поворотный момент его жизни. Образ Емельяна Пугачева – центральный образ романа, хотя Пугачев и не является главным действующим лицом. С ним связаны размышления Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и жизни исторической.
2. С особенной теплотой в повести обрисован образ Маши Мироновой, внешне ничем не примечательной девушки, скромной, застенчивой и даже робкой, «трусихи», по определению матери.
Первое впечатление об этой героине у Петра Гринева сложилось на основе характеристики, данной Швабриным. Однако более близкое знакомство с добросердечной и простой семьей капитана Миронова помогает главному герою заметить, что Маша – «благоразумная и чувствительная девушка», которая смогла пробудить в его душе первое трепетное чувство. Это обыкновенная русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в деревне не было. Бесприданница, у которой только и есть, «что частый гребень, да веник, да алтын денег», легко разбирается в людях: она распознает в Швабрине неискреннего позера, лицемера и изменника.
Маша способна на глубокую и искреннюю любовь, но врожденное благородство не позволяет ей поступиться принципами, привитыми семейным воспитанием. Она готова отказаться от личного счастья, потому что нет на него благословения родителей Гринева.
Сильной и решительной натурой показана Маша Миронова, начиная с главы «Осада города». Она вырастает в смелую, способную отстоять свое право на счастье с любимым человеком героиню. Именно поэтому роман назван в честь нее «Капитанская дочка».