Урок-исследование "Характеры и герои в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка": Емельян Пугачев, Маша Миронова

Разделы: Литература


Цели и задачи для учителя:

  • создать условия для работы с текстом и отбора необходимого для анализа материала;
  • учить выявлять способы и средства характеристики героев;
  • развивать умение делать умозаключения и выводы как устные, так и письменные;
  • развивать внимательное отношение к слову, учебную самостоятельность, активную читательскую позицию;
  • способствовать социальной адаптации учащихся, вовлекая их в формы коллективной, групповой и индивидуальной работы.

Цели и задачи для учащихся:

  • путем аналитического чтения отобрать материал для характеристики литературных героев;
  • уметь находить средства создания образа, его характеристики;
  • уметь определять авторскую позицию и средства ее выражения;
  • уметь формулировать собственное высказывание (устное и письменное).

Оборудование: А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (тексты любого издания), иллюстративно-раздаточный материал к повести А.С. Пушкина из альбома «А.С. Пушкин»,  карточки-задания для групп, клише для подготовки связного сообщения о героях повести

Ход урока

I. Актуализация знаний учащихся

– Почему повесть «Капитанская дочка» А.Пушкина можно смело назвать исторической? Какое событие из истории России нашло в ней отражение? (Рассказывает о крестьянском восстании 1772-1774 годов под предводительством Емельяна Пугачева)

– Назовите имена исторических лиц, являющихся и героями повести. (Емельян Пугачев, Екатерина II)

– Вспомните «пророческий сон» Петра Гринева в гл.II. Почему рассказчик не смог его забыть и как он сбылся? (Гриневу приснился незнакомый мужик с черной бородой (Пугачев), который размахивает топором и ласково приглашает Петрушу под свое благословение. Сон не только поразил Гринева, но и оказался пророческим: Петр Андреевич стал участником подавления бунта под предводительством казака и получил его благословение на любовь и брак с Машей Мироновой раньше, чем от родителей)

II. Вступительное слово учителя

– Дальнейшие события, описанные Петром Гриневым в его дневнике, подробно знакомят нас с характерами, судьбами героев, их тесным переплетением с жизнью самого рассказчика.  Кого  из героев повести, положительно повлиявших на течение жизни и судьбу Гринева, вы могли бы назвать? (Емельян Пугачев, Маша Миронова)

– Сегодня в ходе самостоятельной работы вам предстоит  обобщить материал по характеристике этих героев и создать связный рассказ о них. Для этого мы разделимся на две группы (можно по желанию), каждая из которых получит задания для работы с текстом и клише, которые помогут вам при подготовке на последнем этапе.

III. Задания для исследования группам

  • Отобрать для анализа соответствующие вопросам эпизоды.
  • Перечитать эпизод. Ответить на поставленные к нему вопросы, заполняя предложенную в карточке таблицу.
  • Записать с опорой на клише вывод в виде мини-сочинения.

IV. Самостоятельная работа групп. В случае затруднения учитель корректирует работу детей в нужном направлении.

1-я группа «Образ Емельяна Пугачева»

Карточка № 1а

Обратите внимание на портрет, речь, поведение героя в следующих главах  и отразите свои наблюдения в таблице

Эпизод из главы

Портрет

Речь

Поведение

Черты характера

Авторская позиция

«Вожатый»

 

 

 

 

 

«Пугачевщина»

 

 

 

 

 

«Приступ»

 

 

 

 

 

«Незваный гость»

 

 

 

 

 

Карточка № 2а

Вынесите в тетрадь выводы, опираясь на данное клише (Текст-опора, в котором необходимо вставить недостающие фразы)

Прототип пушкинского Пугачева – реальное историческое лицо, ________________________. Однако в романе он не тождествен своему историческому прототипу, т.к. дан в восприятии героя романа –____________________________. Как персонаж Пугачев появляется только тогда, когда его жизнь пересекается с жизнью мемуариста. Облик Емельяна П. физически конкретен, рассказчику вполне ясен и его социальный статус: он ________________________________________________.   С появлением в романе Пугачева возникает тревожная, загадочная обстановка. В главе «Вожатый» перед нами предстает человек, внешность которого выразительна, своеобразна, но обманчива: ___________________________________________________________________________________.    Его речь пестрит народными пословицами и поговорками, намеками и  иносказаниями:____________________________________________________________________________. В его поступках и отношении к герою повести можно отметить__________________________________________________________________________.

Важнейший принцип создания образа Пугачева – превращение, метаморфоза Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений. В главах «Пугачевщина» и «Приступ» перед читателем предстает не «бродяга», а _______________________________________.  В нем проступают то черты плутоватого казака, то мудрость народного вождя и полководца. В одних эпизодах он ________________________________,  в других – __________________________________________.

В повести постоянно говорится о глазах Пугачева: ___________________________________________________________. Эта деталь необходима для создания его динамичного портрета. 

В восприятии Гринева, Пугачев – человек – стихия, который представляется ему [человеком] _____________________________, посланным самой судьбой в каждый поворотный момент его жизни. Образ Емельяна Пугачева – центральный образ романа, хотя Пугачев и не является главным действующим лицом. С ним связаны размышления Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и  жизни исторической.

2-я группа «Образ Маши Мироновой»

Карточка № 1б

Обратите внимание на портрет, речь, поведение героя в следующих главах  и отразите свои наблюдения в таблице

Эпизод из главы

Портрет

Речь

Поведение

Черты характера

Авторская оценка

«Крепость»

 

 

 

 

 

«Поединок»

 

 

 

 

 

«Любовь»

 

 

 

 

 

«Приступ»

 

 

 

 

 

Карточка № 2б

Вынесите в тетрадь выводы, опираясь на данное клише (Текст-опора, в котором необходимо вставить недостающие фразы)

С особенной теплотой в повести обрисован образ Маши Мироновой, внешне ничем не примечательной девушки, ______________________________________________, по определению матери.

Первое впечатление об этой героине у Петра Гринева сложилось на основе______________________________________________. Однако более близкое знакомство с добросердечной и простой семьей капитана Миронова помогает главному герою заметить, что Маша -_______________________________________________, которая смогла пробудить в его душе первое трепетное чувство. Это обыкновенная русская девушка,_______________________________________. Жила Маша______________________; женихов в деревне не было. Бесприданница, у которой только и есть,  «что частый гребень, да веник, да алтын денег», легко разбирается в людях: __________________________________________.

Маша способна на_____________________________________________________, но врожденное благородство не позволяет ей поступиться принципами, привитыми семейным  воспитанием. Она готова ___________________________________________________________. ____________________ и ______________________________ натурой показана Маша Миронова, начиная с главы «Осада города». Она вырастает в ________________________________________________ героиню. Именно поэтому роман назван в честь нее «Капитанская дочка».

V. Прослушивание и обсуждение полученных письменных сообщений

– Можно ли сказать, что созданы уже полные картины образов обсуждаемых нами сегодня героев? (Нет, потому что отработана только часть повести)

VI. Итог

– Какие средства характеристики героев помогли вам в создании мини-сочинения?

– Возможна ли объективная характеристика героя без учета авторской позиции и работы с «живым словом»?

VII.   Домашнее задание

  • Монологический ответ по прослушанной на уроке теме (Возможна работа по клише).
  • Отметить материал для характеристики Гринева и Пугачева в главах VIII-XII.

 

Предполагаемые ответы учащихся

1. Прототип пушкинского Пугачева – реальное историческое лицо, самозванец, глава восставших. Однако в романе он не тождествен своему историческому прототипу, т.к. дан в восприятии героя романа – Петра Андреевича Гринева. Как персонаж он появляется только тогда, когда его жизнь пересекается с жизнью мемуариста. Облик Пугачева физически конкретен, рассказчику вполне ясен и его социальный статус: он казак, «бродяга», главарь «шайки разбойников».

С появлением в романе Пугачева возникает тревожная, загадочная обстановка. В главе «Вожатый» перед нами предстает человек, внешность которого выразительна, своеобразна, но обманчива. Его речь пестрит народными пословицами и поговорками, намеками и  иносказаниями. В его поступках и отношении к герою повести можно отметить добросердечность, открытость, чувство благодарности.

Важнейший принцип создания образа Пугачева – превращение, метаморфоза Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений. В главах «Пугачевщина» и «Приступ» перед читателем предстает не «бродяга», а «великий государь». В нем проступают то черты плутоватого казака, то мудрость народного вождя и полководца. В одних эпизодах он властный и грозный государь,  в других – милосердный спаситель.

В повести постоянно говорится о глазах Пугачева. Эта деталь необходима для создания его динамичного портрета. 

В восприятии Гринева, Пугачев – человек-стихия, который представляется ему [человеком] исключительным, посланным самой судьбой в каждый поворотный момент его жизни. Образ Емельяна Пугачева – центральный образ романа, хотя Пугачев и не является главным действующим лицом. С ним связаны размышления Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и  жизни исторической.         

2. С особенной теплотой в повести обрисован образ Маши Мироновой, внешне ничем не примечательной девушки, скромной, застенчивой и даже робкой, «трусихи», по определению матери.

Первое впечатление об этой героине у Петра Гринева сложилось на основе характеристики, данной Швабриным. Однако более близкое знакомство с добросердечной и простой семьей капитана Миронова помогает главному герою заметить, что Маша – «благоразумная и чувствительная девушка», которая смогла пробудить в его душе первое трепетное чувство. Это обыкновенная русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в деревне не было. Бесприданница, у которой только и есть,  «что частый гребень, да веник, да алтын денег», легко разбирается в людях: она распознает в Швабрине неискреннего позера, лицемера и изменника.

Маша способна на глубокую и искреннюю любовь, но врожденное благородство не позволяет ей поступиться принципами, привитыми семейным  воспитанием. Она готова отказаться от личного счастья, потому что нет на него благословения родителей Гринева.

Сильной  и решительной натурой показана Маша Миронова, начиная с главы «Осада города». Она вырастает в смелую,  способную отстоять свое право на счастье с любимым человеком героиню. Именно поэтому роман назван в честь нее «Капитанская дочка».