Интегрированный элективный курс "Историко-литературная драма XIX века"

Разделы: История и обществознание, Литература


Теоретический курс (8 часов)

Тема урока

Форма организаций учебных занятий

Основное содержание

Методы обучения

Кол-во часов

Домашнее задание

Человек эпохи – М.М. Сперанский «Пушкин для русской бюрократии»

Интегрированный урок-лекция с элементами эвристической беседы

Изучение реформаторской деятельности М.М. Сперанского, через призму его мировоззренческих представлений, гражданской позиции. Влияние исторической обстановки на судьбу и деятельность чиновника, костность властных структур российского общества, препятствия к осуществлению плана преобразования. Анализ отрывка из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» о природе взаимоотношений А.Болконского, М.М. Сперанского и Кочубея.

Словесные, репродуктивные, индуктивные

2

Изучить исторические материалы о личности М.М. Сперанского

14 декабря 1825 года: «Отчизны взор – награда» или «... Постыдной доли их – презренье...»

Интегрированный урок-художественная лекция с использованием ТСО

Восстание декабристов через призму исторических реалий и литературных произведений. Трагедия судеб декабристов, радевших за процветание Отечества. Использование фрагментов фильма «Звезда пленительного счастья», материалов CD диска «Энциклопедия истории России. 862 – 1917». Анализ литературного творчества декабристов.

Словесные, репродуктивные, индуктивные, дедуктивные

2

Написание рефератов по теме с использованием анализа литературных произведений декабристов и сочинения эссе. Темы см. в приложении.

Крымская война: «...Моральная сила русского народа, грустное положениевойска и государства»

Интегрированный урок -лекция с элементами исследовательской работы и использованием ТСО

Знакомство с хроникой исторических событий с привлечением анализа литературных источников: Л.Н. Толстой, рассказы: «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный», «Севастопольские рассказы», автобиографические воспоминания. Героизм русского народа и несостоятельность политики государства. Метод «диалектики души» Л.Н. Толстого, как средство передачи душевного состояния героев-защитников Севастополя. Использование материалов CD диска «Энциклопедия истории России. 862 – 1917»

Словесные, дедуктивные, проблемно-поисковые

2

Выполнение творческих заданий по вариантам. Содержание заданий см. в приложении.

Драма российского самодержца: Александр II – Освободитель народа, «освобождённый народом»

Урок открытых мыслей.

Противостояние: Александр II и идеологическая оппозиция в лице народничества. Анализ произведений Н.Г. Чернышевского «Письма без адреса», лирика В. А. Жуковского, сказки М.Е. Салтыкого-Щедрина «Либерал», произведения А.И. Герцена «Письма к Александру II», речи Н.А.Некрасова и Н.Г. Чернышевского на похоронах Н.А. Добролюбова.

Словесные, аналитико-синтетические

2

Изучение и систематизация материалов о политической, социальной и культурной жизни России 1855–1881 г.г.

Разработка урока элективного курса: «Историко-литературная драма ХIХ века» (10 класс)

«Мы были дети 1812 года. Принести в жертву все, даже самую жизнь, ради любви к Отечеству было сердечным побуждением. Наши чувства были чужды эгоизма». М.И. Муравьев-Апостол, декабрист

Тема урока: «14 декабря 1825 года: «Отчизны взор – награда» или «Постыдной доле их – презренье»»

Тип урока: Интегрированный, художественная лекция с использованием ТСО.

Цели и задачи урока:

  1. Изучение восстания декабристов в сочетании с литературными жанрами. Причины, цели участников, ход, итоги.
  2. Сопоставление реальных фактов с художественными.
  3. Формирование умений анализа и обобщения полученной информации.
  4. Развитие нестандартного восприятия исторических фактов, рефлексии.
  5. Воспитание героико-патетических чувств на примере драматической судьбы декабристов.

Оборудование урока: доска, CD «Энциклопедия Истории России 862 – 1917 г.г.», художественный фильм «Звезда пленительного счастья», сборник «Поэзия и письма декабристов», отрывки из исторических источников о восстании декабристов, плакат – схема расположения войск у Сената.

Ход урока

Звучит музыка из к/ф «Звезда пленительного счастья», учитель литературы читает строки стихотворения Н.Огарева.

... В Петербурге в день присяги Был бунт, исполненный отваги. Полк вышел чуть не на заре И стал на площади в каре, Готов на смерть и жаждет воли Не надо больше рабской доли! Ребята! Стойте в добрый час, Святая Русь помянет вас! Далее демонстрируются первоначальные кадры из к/ф « Звезда пленительного счастья » о выступлении декабристов на Сенатской площади.

Учитель истории комментирует и поясняет ход исторических событий: династический кризис, сложившийся в России накануне восстания, характеризует цели и задачи декабристов, освещает программные документы «Северного» и «Южного» общества. Далее работа с литературным источником – воспоминание декабриста М.А. Бестужева. Учащиеся делают вывод о положении декабристов, вышедших на Сенатскую площадь, через анализ отрывка;

«День был сумрачный – ветер дул холодный. Солдаты, затянутые в парадную форму с 5-ти часов утра, стояли на площади уже более 7-ми часов. Со всех сторон мы были окружены войсками – без главного начальства (потому что диктатор Трубецкой не являлся), без артиллерии, без кавалерии, – словом, лишенные всех моральных и физических опор для поддержания храбрости солдат. Они с необычайною энергией оставались непоколебимы и, дрожа от холода, стояли в рядах, как на параде...».

Учитель истории с помощью схемы рассказывает о расположении войск у Сената и на Адмиралтейской площади после трех часов по полудни 14 декабря 1825 года. Создание эмоционального фона урока.

Учитель литературы делает краткий обзор стихов декабристов, через которые передает патриотические настроения, заботу об Отечестве, желание видеть его свободным от пороков самодержавия (стихи: К. Рылеев «Гражданское мужество»; М.А. Бестужев «Посвящение  М.И. Муравьеву-Апостолу», отрывок  из стихотворения Ф.Н. Глинки «Сон русского на чужбине»; С.И. Муравьев-Апостол «Задумчив одинокий...»; В.Ф. Раевский «Предсмертная дума»).

Далее идет просмотр фрагмента о подавлении восстания CD «Энциклопедия История России 862 – 1917 г.г.

Учитель истории переходит к освещению заключительного этапа восстания на основе анализа хроники событий по воспоминаниям их участников. Учащиеся анализируют выдержки о подавлении восстания.

1. «Мы были окружены со всех сторон, бездействие поразило оцепенением умы; дух упал, ибо тот, кто на этом поприще раз остановился, уже побежден в половину.... Вдруг мы увидели, что полки, стоявшие против нас, расступились на две стороны, и батарея артиллерии стала между ними с разверстыми зевами, тускло освещаемая серым мерцанием сумерек»

Н.А. Бестужев о восстании.

2. «К нам подскакал Сухозанет и передал последнюю волю царя: чтобы мы положили оружие, или в нас будут стрелять – Отправляйтесь назад, – вскрикнули мы, а Пущин прибавил: – И пришлите кого-нибудь почище вас. На возвратном скаку к батарее он вынул султан из шляпы, что было условленно как сигнал к стрельбе, и выстрел грянул.... Много солдат моей роты упали и стонали, катаясь по земле в предсмертном мучении. Прочие побежали к Неве.... По середине ее я остановил солдат и с помощью моих славных унтер- офицеров начал строить густую колонну с намерением идти по льду Невы до самой Петропавловской крепости и занять ее. Если бы это удалось, мы бы имели прекрасную точку опоры, куда бы мы могли собраться и от куда мы бы могли с Николаем начать переговоры при пушках, обращенных во дворец.... Я взглянул в отворенные ворота Академии, столь для меня памятной, ... вспомнил залы античных статуй..., и – мгновенная мысль, что заняв их, мы можем долго защищаться, – вскричал: «Сюда ребята!»... Молодцы дружно принялись за дело: ворота уже потрескивали под их ударами, но мы увидели эскадрон кавалергардов, во весь карьер мчавшихся на нас. У солдат опустились руки. Можно ли было думать о сопротивлении при такой суматохе, когда все столпились в одну нестройную кучу? – Спасайтесь ребята, кто как может! – И солдаты разбежались в разные стороны».

М.А. Бестужев 14.12.1825 г.

Вопросы для анализа.

  1. Была ли возможна победа декабристов?
  2. Выделите ключевые фразы, подтверждающие ваше мнение.

Учитель истории повествует о расправе над участниками восстания и о их дальнейшей судьбе, подчеркивая драматизм исторической ситуации.

Учитель литературы выражает это стихотворением Ф.Тютчева, которое пронизано духом предопределённости.

О, жертвы, мысли безрассудной,
Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить!
Едва дымясь она сверкнула,
На вековой громаде льдов,
Зима железная дохнула –
И не осталось и следов.

И стихотворением К. Рылеева:

Тюрьма мне в честь – не в укоризну, За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей, Когда ношу их за Отчизну.

Логическим завершением темы урока является сопоставление фрагментов к/ф «Звезда пленительного счастья»: апогей счастливой, безмятежной жизни, полной любви и неги, и драма судеб, порожденная исторической действительностью.

Заключительная часть занятия – рефлексия.

Опорные вопросы:

– Что узнал (а)?

– Мне кажется...

– Хочу узнать...

– Я думал иначе...

Делаются выводы, подводятся итоги. Учащиеся получают домашнее задание – подготовить рефераты или сочинение эссе.

Темы рефератов.

  1. «Отражение либеральных идей в «духовных одах» Ф.Н.Глинки».
  2. «Патриотический пафос в поэзии К.Ф.Рылеева»
  3. «А.С.Пушкин ода «Вольность», стихотворения «Деревня» и «К Чаадаеву». Восприятие. Истолкование. Оценка.

Тема сочинения-эссе.

С.И. Муравьёв-Апостол: «Задумчив, одинокий. Я по земле пройду, не знаемый никем. Лишь пред концом моим. Внезапно озаренный. Познает мир, кого лишился он».