Цели и задачи:
- расширять представления учащихся о древнерусской литературе и ее темах,
- развивать навыки работы с летописными источниками, умение сопоставлять их с литературными версиями;
- рассмотреть воплощение идеи праведничества в произведениях русской литературы разных эпох; воспитывать уважение к традициям русского народа, стремление изучать их и брать за основу формирования собственной духовности.
Оборудование: экран, проектор, презентация со специально выстроенным видеорядом и музыкальными фрагментами; на доске схема города с местами для вставки раскрасок-заготовок (Рисунок 1); тексты музыкальное сопровождение – отрывки из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
План урока:
- Вступительное слово учителя: чтение отрывка из повести М. Горького
- Сообщение темы и цели урока
- Анализ летописного источника
- Просмотр презентации
- Чтение летописного источника
- Работа с отрывком из поэмы А. Майкова «Странник»
- Определение понятия «праведник»
- Анализ летописного источника
- Продолжение работы с презентацией
- Прослушивание отрывка из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и чтение отрывка из романа П.И. Мельникова-Печерского «В лесах»
- Выводы: проверка творческого домашнего задания, через которое выясняются основы русской духовности
- Работа со строчками из стихотворения М. Волошина
- Заключительное слово учителя: чтение отрывка из произведения В. Крупина
- Итоги
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя: чтение отрывка из повести М. Горького.
«Мне нравилось бывать в церквах; стоя
где-нибудь в углу, где просторнее и темней, я
любил смотреть издали на иконостас – он точно
плавится в огнях свеч, стекая густозолотыми
ручьями на серый каменный пол амвона; тихонько
шевелятся тёмные фигуры икон; весело трепещет
золотое кружево царских врат, огни свеч повисли в
синеватом воздухе, точно золотые пчёлы, а головы
женщин и девушек похожи на цветы.
Всё вокруг гармонично слито с пением хора, всё
живёт странною жизнью сказки, вся церковь
медленно покачивается, точно люлька, – качается
в густой, как смола, тёмной пустоте.
Иногда мне казалось, что церковь погружена
глубоко в воду озера, спряталась от земли, чтобы
жить особенною, ни на что не похожею жизнью.
Вероятно, это ощущение было вызвано у меня
рассказом бабушки о граде Китеже, и часто я,
дремотно покачиваясь вместе со всем окружающим,
убаюканный пением хора, шорохом молитв, вздохами
людей, твердил про себя певучий, грустный
рассказ:
Обложили окаянные татарове
Да своей поганой силищей,
Обложили они славен Китеж-град
Да во светлый час, заутренний...
Ой ли, господи, боже наш,
Пресвятая богородица!
Ой, сподобьте вы рабей своих
Достоять им службу утренню,
Дослушать святое писание!
Ой, не дайте татарину
Святу церкву на глумление,
Жён, девиц – на посрамление,
Малых детушек – на игрище,
Старых старцев на смерть лютую!
А услышал господь Саваоф,
Услыхала богородица
Те людские воздыхания,
Христианские жалости.
И сказал господь Саваоф.
Свет архангеле Михаиле:
– А поди-ка ты, Михайло,
Сотряхни землю под Китежем,
Погрузи Китеж во озеро;
Ин пускай там люди молятся
Без отдыху да без устали
От заутрени до всенощной
Все святы службы церковные
Во веки и века веков!»
– Это отрывок из повести М. Горького «В людях». Герой, запомнив бабушкой рассказанную историю, в стихах передал основное содержание «Сказания о невидимом граде Китеже».
2. Сообщение темы и цели урока
Именно это сказание и его литературные варианты будут в центре нашего сегодняшнего разговора; нам предстоит обсудить основные идеи произведения, рассмотреть, как они были поняты и приняты писателями и поэтами XIX, XX века, отыскать отзвуки китежских колоколов «на дне души» собственной.
3. Анализ летописного источника
СКАЗАНИЕ О ГРАДЕ КИТЕЖЕ – литературное воплощение народной легенды, дошедшей до нас в поздней (вторая половина XVIII в.) письменной обработке. Повествует о скрытом до времени святом граде, путь в который находят лишь праведники. Состоит из двух достаточно обособленных частей, из которых первая рассказывает о том, как возник невидимый Китеж в годы Батыева нашествия на Русь, а вторая представляет собой своего рода путеводитель к невидимому городу, наставление о том, как попасть туда.
Итак, что же узнаем мы на первых страницах летописи?
4. Пересказ одним из учащихся отрывка из «Сказания»:
«Был сей святой благоверный и великий князь
Георгий Всеволодович сын святому благоверному и
великому князю Всеволоду, псковскому чудотворцу,
что во святом крещении наречен был Гавриилом. Сей
святой благоверный и великий князь Всеволод сын
был великому князю Мстиславу, внук же святому и
равноапостольному великому князю Владимиру
Киевскому, самодержцу Русской земли. Святой же
благоверный и великий князь Георгий
Всеволодович – правнук святому благоверному и
великому князю Владимиру.
А святой благоверный князь Всеволод сначала
княжил в Великом Новгороде. Но в свое время
возроптали новгородцы на него и решили сами
промеж себя: князь наш, некрещеный, владеет нами,
крещеными. И сотворили совет, и пришли к нему, и
изгнали вон. Он же пришел в Киев к дяде своему
Ярополку и сказал ему все, за что изгнан был
новгородцами. А тот, узнав об этом, дал ему во
владение Вышгород. И здесь уже умоляли его
псковичи княжить у них, и он пришел к ним в город
Псков. И по некотором времени восприял благодать
святого крещения, и наречен был во святом
крещении Гавриил. И пребывал в великом лощении и
воздержании, а спустя один год в вечный покой
отошел, 6671 (1163) года, месяца февраля в
одиннадцатый день. И погребен был сыном своим
благоверным и великим князем Георгием. И были
чудеса многие от святых мощей его во славу и
хвалу Христу, богу нашему, и всем святым. Аминь.
Сей святой благоверный князь Георгий Всеволодович по преставлении отца своего благоверного князя Всеволода, нареченного во святом крещении Гавриилом, остался на месте его по мольбе псковичей. Было же это в 6671 (1163) году. Изволил святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович ехать к благоверному князю Михаилу Черниговскому. И когда пришел к благоверному князю Михаилу благоверный и великий князь Георгий, то поклонился благоверному князю Михаилу и сказал ему: "Здрав будь, о благоверный и великий князь Михаил, на многие лета, сияя благочестием и верою Христовою, во всем уподобился прадедам нашим и прабабке нашей, благоверной великой княгине, христолюбивой Ольге, которая обрела самое дорогое и великое сокровище – Христа и веру его святых пророков и апостолов и святых отцов, и благоверному христолюбивому царю и равноапостольному прадеду нашему царю Константину". И сказал ему благоверный князь Михаил: "Здрав будь и ты, о благоверный и великий князь Георгий Всеволодович, пришел ко мне с благим советом и независтливым оком. Ведь что приобрел из-за зависти к дедам нашим Святополк, который возжелал власти и убил братьев своих, благоверных и великих князей! Бориса повелел копьем пронзить, Глеба же ножем заклать, в годы княженья их. Ведь обманул он их льстиво по наущению сатаны, будто мать их при смерти. Они же, как незлобивые агнцы, уподобились благому пастырю своему Христу, не стали супротив брата, врага своего. Господь же прославил святых угодников своих, благоверных князей и великих чудотворцев Бориса и Глеба".
И князь Георгий с князем Михаилом дали друг другу целование, и праздновали духовно, и веселилися; и сказал благоверный и великий князь Георгий благоверному князю Михаилу: "Дай мне грамоту, на Руси нашей по укрепленным местам церкви божий строить и города". И сказал ему благоверный и великий князь Михаил: "Как хочешь, так и созидай церкви божий во славу и хвалу пресвятому имени божию. За такое доброе твое намерение награду примешь в день пришествия Христова".
И пировали они много дней. И когда решил благоверный князь Георгий вернуться в свой удел, тогда благоверный князь Михаил повелел грамоту написать и свою руку приложил к грамоте. И когда благоверный князь Георгий поехал во свое отечество и град, тогда благоверный князь Михаил с великою честью отпускал его и провожал. И когда были уже оба князя в пути и поклонились друг другу на прощание, то благоверный князь Михаил дал грамоту. Благоверный же князь Георгий взял грамоту у благоверного князя Михаила и поклонился ему, а тогда и тот в ответ ему.
И поехал князь Георгий по городам, и когда приехал в Новгород, повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164). Из Новгорода поехал во Псков, город свой, где преставился отец его благоверный князь Всеволод, а во святом крещении Гавриил, новгородский и псковский чудотворец. И поехал из Пскова-града к Москве, и повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы. и приснодевы Марии в год 6672 (1164). И поехал из Москвы в Переславль-Залесский, а из Переславля-града в Ростов-град. В то самое время был в городе Ростове великий князь Андрей Боголюбский. И повелел благоверный князь Георгий в городе том Ростове церковь строить во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164), месяца мая в двадцать третий день. Во дни великого князя Георгия начали рвы копать под основание церкви и обрели погребенные мощи святителя Христова Леонтия, епископа ростовского, чудотворца, который обратил в Ростове-граде людей в веру Христову и крестил их от мала и до велика. И возрадовался радостью великою благоверный князь Георгий, и прославил бога, давшего ему такое многоценное сокровище, и отпел молебен. И повелел ехать Андрею, князю боголюбскому, в город Муром и строить в городе Муроме церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии.
Сам же благоверный и великий князь поехал из города Ростова и приехал в город Ярославль, что на берегу Волги-реки стоит. И сел в струг, и поехал вниз по Волге, и пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его, и начали молить все люди города того благоверного князя Георгия, чтобы образ чудотворный иконы пресвятой богородицы Федоровской перенес в город к ним. Он же прошение исполнил. Начали петь молебен пресвятой богородице. И когда кончили и хотели образ тот нести в город, то образ не сошел с места того, нисколько не сдвинулся. Благоверный же князь Георгий, увидав произволение пресвятой богородицы, избравшей здесь место себе, повелел построить на том месте монастырь во имя пресвятой богородицы Федоровской».
5. Просмотр презентации: выяснение исторических реалий повествования (Приложение 1, слайды 1-19)
6. Чтение летописного источника
«Сам же благоверный князь Георгий поехал с места того сухим путем, а не по воде. И переехал реку Узолу, и вторую реку, именем Санду, и третью реку переехал, именем Саногту, и четвертую переехал, именем Керженец, и приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное; и по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно красиво, а на другом берегу озера того была дубовая роща.
И советом и повелением благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича начали рвы копать для укрепления места этого. И начали строить церковь во имя Воздвижения честного креста господня, а вторую церковь – во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии, и третью церковь – во имя Благовещения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии. В тех же церквах повелел князь Георгий приделы сделать и в честь других праздников господних и богородичных. Так же и образы всех святых написать повелел.
И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий еще сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину – двести сажен, а в ширину – сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1167), месяца сентября в тридцатый день, на память святого священномученика Григория, епископа Великой Армении.
И поехал в Малый Китеж, что на берегу Волги стоит, благоверный князь Георгий Всеволодович. И по построении городов тех, Малого и Большого, повелел он измерить в поприщах, сколь много они расстояния меж собою имеют. И по повелению благоверного князя Георгия намерили сто поприщ. И благоверный князь Георгий Всеволодович, узнав сие, воздал славу богу и пресвятой богородице и повелел также и книгу летописец написать. А сам благоверный и великий князь Георгий повелел всю службу отслужить. И молебен пропев пресвятой богородице Федоровской, по совершении службы той, отплыл в струге своем в путь свой в прежде упомянутый город свой Псков. Народ провожал его с великой честью; и, попрощавшись с ним, отпустили.
Благоверный же князь Георгий Всеволодович, приехав в город свой, прежде названный Псков, много дней пребывал в молитве, и в посте, и в бдении, и раздал много милостыни нищим, и вдовицам, и сиротам. А по построении городов тех прожил семьдесят пять лет».
– Перечитаем еще раз строки рассказа бабушки Алеши Пешкова (в распечатке на каждом столе). О чем в них говорится?..
– А как описано это событие в летописи?
Продолжение чтения отрывка:
«Было же в год 6747 (1239). Попущением божиим, грехов ради наших, пришел на Русь войной нечестивый и безбожный царь Батый. И разорял он города, и огнем пожигал их, и церкви божий тоже разорял, и огнем пожигал. Людей же мечу предавал, а малых детей ножом закалывал, младых дев блудом осквернял. И был плач великий.
Благоверный же князь Георгий Всеволодович, слышав обо всем этом, плакал горько. И, помолившись ко господу и пресвятой божией матери, собрал свое воинство, и пошел против нечестивого царя Батыя с воинами своими. И когда вступили в сражение оба воинства, была сеча великая и кровопролитие. В ту пору у благоверного князя Георгия было мало воинов, и побежал благоверный князь Георгий от нечестивого царя Батыя вниз по Волге в Малый Китеж. И долго сражался благоверный князь Георгий с нечестивым царем Батыем, не пуская его в город свой.
Когда же наступила ночь, тогда благоверный князь Георгий вышел тайно из этого города в Большой град Китеж. Наутро же, когда проснулся тот нечестивый царь, то приступил приступом с воинами своими к городу и захватил его. И всех людей в городе этом побил и порубил. И, не найдя благоверного князя в городе том, начал мучить одного из жителей, а тот, не вытерпев мук, открыл ему путь. Тот же нечестивый погнался вослед князю. И когда пришел к городу, напал на него со множеством своих воинов и взял тот город Большой Китеж, что на берегу озера Светлояра, и убил благоверного князя Георгия, месяца февраля в четвертый день. И ушел из города того нечестивый тот царь Батый. И после него взяли мощи благоверного князя Георгия Всеволодовича. И после того разорения запустели города те, Малый Китеж, что на берегу Волги стоит, и Большой, что на берегу озера Светлояра».
– Чем же отличается летописное изложение событий от того, которое мы находим у М. Горького?
7. Работа с отрывком из поэмы А. Майкова «Странник»
– А теперь предоставим слово (один из учащихся выполнял индивидуальное задание: читал поэму А. Майкова «Странник», подготовил отрывок к выразительному чтению и небольшую сравнительную характеристику отрывка)
А вот еще другое место есть:
Есть целый град, стоящий многи веки
Невидимый, при озере. И было
Сие вот так: егда на Русь с татары
Прииде лютый царь Батый, и грады
Вся разорял, и убивал людей,
И, аки огнь, потек по всей стране,
Против него великий князь Георгий
Ходил с полки свои, и был побит,
И побежал во славный Китеж-град –
Его же сотвори во славу божью;
И погнались татарове за ним;
И бысть во граде плач; и прибегоша
Во храмы люди, умоляя бога, –
И бог яви свою над ними милость
И сотвори неслыханное чудо:
Егда татары кинулись на приступ,
Внезапу град содеяся невидим!
И по ся дни стоит незрим, и токмо
На озере, когда вода спокойна,
Как в зеркале, он кажет тень свою:
И видны стены с башнями градскими,
И терема узорчаты, часовни
И церкви с позлащенными главами...
Пречудное то зрелище! И явно –
Всё на тени: как люди идут в церковь,
И старицы и старцы, в черном платье,
По старине одетые... И слышен
Оттуда гул колоколов... И тамо
Жизнь беспечальная, подобно райской!
А виден град всем жителям побрежным
Круг озера по утренней заре
Иль в тихие вечерние часы, –
Но внити в оный может токмо тот,
Кто путь прейдет, ни на минуту бога
Из мысли не теряя; бо сей путь,
"Батыева тропа" рекомый, страхи
И чудищи различными стрегом!
Претерпишь хлад и глад. Зверь нападет
И змии на тебя. Восстанет буря.
И бесы на тебя наскочут, с песьей
Главою, с огненными языками,
И эфиопы черные, как уголь!
Ты всё ж иди вперед и богомысли!
И победишь все дьявольские страхи,
Ни хлад тебя, ни глад не остановит,
Ни зверь, ни змий, ни сатанинский табор
Нигде тебе в пути не воспретит –
Тебе врата отверзнутся во граде,
И выйдут старцы друг за другом, с песнью
Приемлющи сподвижника и брата.
8. Определение понятия «праведник»
– Как видите, и этот литературный вариант заканчивается обещанием встречи с погруженным под воду городом. Но кто увидит его? Кто удостоится? Почему только праведнику откроется чудный град, в котором
И звон-то, звон колоколов послушать...
А звон у них серебряный и чистый,
И словно как не колокол гудит,
А ровно что небесная лазурь
Сама звенит.
9. Анализ летописного источника
– Требование к тому, кто хочет попасть в Китеж, содержатся во второй части летописи – «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже». Прочитаем отрывок:
«И хотящему идти в таковое место святое
никакого помысла не иметь лукавого и
развращенного, смущающего ум и уводящего на
сторону мысли того человека, хотящего идти.
Крепко блюдись мыслей злых, стремящихся отлучить
от места того. И не помышляй о том да о сем. Такого
человека направит господь на путь спасения. Или
извещение придет ему из града того или из
монастыря того, что сокрыты оба, град и монастырь.
Есть ведь и летописец-книга о монастыре том. К
первому слову возвращусь.
Если же пойдет, и сомневаться начнет, и славить
везде, то таковому закроет господь град. И
покажется он ему лесом или пустым местом. И
ничего таковой не получит, но только труд его
всуе будет. И соблазн, и укор, и поношение ему
будет за это от бога. Казнь приимет здесь и в
будущем веке, осуждение и тьму кромешную за то,
что над таковым святым местом надругался, над
чудом, явившимся под конец века нашего: стал
невидим град подобно тому, как и в прежние
времена было много монастырей, сделавшихся
невидимыми, об этом было писано в житиях святых
отцов, там подробнее прочтешь.
И сей град Большой Китеж невидим стал и оберегаем
рукою божиею, – так под конец века нашего
многомятежного и слез достойного покрыл господь
тот град дланию своею. И стал он невидим по
молению и прошению тех, кто достойно и праведно к
нему припадает, кто не узрит скорби и печали от
зверя-антихриста».
10. Продолжение работы с презентацией (чтение одним из заранее подготовленных учащихся материала из книги Мельникова-Печерского на фоне слайдов №20-31 Приложения 1):
– Итак, «в заволжских лесах есть озеро.
Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера
лежат неподвижно и днем и ночью. Лишь изредка
легкая зыбь пробегает по озеру. Бывают дни, когда
до тихих берегов озера доносится протяжное пение
и слышится далекий колокольный звон.
Давным-давно, еще до прихода татар, на месте озера
стоял славный град Китеж. В центре города
возвышалось шесть глав церквей. Придя на Русь,
завоевав многие земли наши, Батый услыхал про
славный Китеж-град и устремился к нему со своими
ордами.
Татары грозовой тучей обложили город и хотели
взять его силой, но когда они прорвались к его
стенам, то изумились. Жители города не только не
построили никаких укреплений, но даже не
собирались защищаться. До татар доносился лишь
колокольный звон церквей. Жители молились о
спасении, так как от татар нечего было ждать
добра.
И как только татары ринулись к городу, воды озера
разлились и стали затоплять город. Китеж стал
уходить под воду. Воды озера сомкнулись над
городом. Татары в страхе бежали прочь.
Это легендарное озеро находится в Нижегородской
области, в Воскресенском районе, а называется оно
Светлояр. Действительно, вода в нем прозрачная,
чистая, голубая, теплая.
А еще люди говорят, что если три круга вокруг
озера проползти на коленях, то смоешь с себя все
грехи».
Прослушивание отрывка из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и чтение отрывка из романа П.И. Мельникова-Печерского «В лесах»
– А сейчас я предлагаю вам прослушать увертюру к опере Н.А. Римского-Корсакова, посмотреть несколько эскизов к опере, а затем подобрать аргументы в защиту качества, которое, по-вашему, должно царить в доме, чтобы его обитатели могли надеяться увидеть Китеж-град (на фоне слайдов 32-40 Приложения 1).
11. Выводы: проверка творческого домашнего задания, через которое выясняются основы русской духовности.
В результате на доске «выстраивается» город из разноцветных домиков, под крышами которых написано: любовь, доброта, милосердие, взаимопомощь, вера в Бога и т.п.
– Вспомните: когда Высшая Сила хотела наказать человека, она посылала землетрясения (Вавилонская башня), наводнения (Всемирный Потоп). Это были наказания. Наказан ли Китеж?..
– Мысль о спасении (а не наказании!) города через погружение под воду является общей и для летописного источника, и для всех литературных его обработок. Потому что это мысль – основа веры русского человека в рай на земле. Рай, имя которому – Китеж.
12. Работа со строчками из стихотворения М. Волошина
– Итак, сказка или быль?.. Решать каждому из вас. Но разве не реальны те качества, которые, по-вашему, должны главенствовать в семьях, домах?..
– В начале XX века нашу страну сотрясали революции и войны. И Максимилиан Волошин – один из очевидцев происходящего вокруг – восклицал:
Святая Русь покрыта Русью грешной,
И нет в тот град путей,
Куда зовет призывный и нездешной
Подводный благовест церквей.
– В этом восклицании столько всего: и вера в Китеж, и осознание того, что через войны и смерть к нему уже не пробраться… Поэтому-то в заключительных строчках поэт говорит:
Молитесь же, терпите же, примите ж
На плечи крест, на выю трон.
На дне души гудит подводный Китеж –
Наш неосуществимый сон!
13. Заключительное слово учителя:
– Прошло время смут и треволнений; мужественно перенесла Россия все посланные ей испытания и осталась великой державой, которая по-прежнему опирается на веру, Бога, поэтому и рождаются в умах ее детей такие слова (чтение отрывка из произведения В. Крупина):
«Любящему Россию.
Брат! Сестра!
Ты живешь в России. У тебя нет запасной Родины.
Нет двойного гражданства. В России могилы твоих
предков. Здесь будет и твоя могила.
Здесь сохранится память о тебе. Такая, какую ты
заслужил своими делами при жизни.
Ты веришь в возрождение России? Веришь в то, что в
России есть сила, способная ее возродить? Ты сам
– часть этой силы.
Скажи себе: я люблю Россию больше своей жизни.
Я знаю, что у России было величайшее прошлое, что
она спасла мир, что духовное тело мира – в России,
я знаю, что у России – великое будущее…»
– Это мысли писателя Владимира Крупина. Но мне кажется, что они должны быть созвучны мыслям любого русского человека, который хочет, чтобы вся его страна стала «раем на земле».
14. Итоги