Цель: помочь учащимся понять философские взгляды писателя, тонкий психологизм произведений; раскрыть обаяние личности И.С.Тургенева; помочь в постижении художественного мира писателя; развивать творческое воображение учащихся и их способность чувствовать прекрасное; воспитывать собеседника, внимательного и чуткого.
Учебные материалы:
- Сборники произведений И.С. Тургенева (отрывки из романов “Отцы и дети”, “Дворянское гнездо”, “Рудин”, “Накануне”, стихотворение “В дороге”, “Стихотворения в прозе”), стихотворение И. Мятлева.
- Портреты И.С. Тургенева и П. Виардо.
- Иллюстрации к произведениям писателя.
- Аудиозаписи музыки Ф.Шопена, романса “Утро туманное”
- Свеча в подсвечнике, букет роз в вазе.
- Стихотворение И. Бунина “Старик сидел...”.
- Статья Ги де Мопассана “Иван Тургенев”, портрет Мопассана.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Итак, сегодня я приглашаю вас на урок, который я назвала бы уроком-откровением. “Откровение, – читаем у В. Даля, – открытие, просветление свыше, открытие истин, до коих человек умом своим не доходит, задатки понятий и убеждений духовных или нравственных”. Я открыла для себя мир непостижимо чудесный и хочу поделиться с вами тем, что открылось душе моей. Я несу вам своё открытие-откровение...
Обращение к словам Ги де Мопассана: “Не было души, более открытой, более тонкой и проникновенной, не было таланта, более пленительного, не было сердца, более честного и более благородного”.
Человек приходит из детства. Именно там, в счастливом, солнечном детстве находит он (или, увы, не находит) то, что будет сопровождать его всю жизнь, согревая, обнадёживая, помогая. Часто это происходит как бы вне зависимости от чьей-либо воли. Просто случается встреча, и всё меняется вокруг – навсегда. “Давным-давно тому назад”, в раннем детстве, я услышала по радио: “Утро туманное...” (напевается первый куплет романса). Это была моя первая встреча с человеком, о котором пойдёт речь, и это была счастливая встреча. Пусть такой же она будет и для вас.
2. Работа со стихотворением “В дороге”
Положите перед собой лист со стихотворением, вслушайтесь в него и попытайтесь представить себе автора, опишите его в нескольких словах. (Исполнение стихотворения учителем или учащимся).
Словесное рисование: учащиеся рассказывают о том, каким представился им автор этих строк.
Вывод-обобщение учителя. Когда-то меня очень поразили детские ответы (учитель зачитывает одну из ранее созданных детских работ): “Это очень романтичный человек, с красивыми грустными глазами, с седыми волосами, с прекрасным голосом. Он одиноко доживает свой век, вспоминая молодость, в которой было всё: и дружба, и настоящая любовь. Он создал песню-воспоминание, эта песня печальна, потому что ушедшие годы не вернуть...”.
Вы тоже утверждаете, что это умудрённый жизнью человек, седовласый и, возможно, седобородый. Между тем, строки эти принадлежат перу молодого человека. Вот каким помнят его современники: “Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умён, образован, двадцать пять лет – я не знаю, в чём природа отказала ему” (Ф. Достоевский).
Это был любимец женщин, он удивлял их красивой фигурой, изящным французским языком, блестящим изложением мыслей, изумительным слогом. (Демонстрируется портрет И.С. Тургенева в возрасте 25 лет, который обычно вызывает изумление: дети не знают такого Тургенева).
И вот что поразительно! Через тридцать с лишним лет он станет именно таким, каким увидели его вы, каким увидел его французский писатель Мопассан (чтение отрывка из статьи): “Дверь отворилась. Вошёл великан. Великан с серебряной головой, как сказали бы в волшебной сказке. У него были длинные седые волосы, густые седые брови и большая седая борода, отливавшая серебром, и в этой сверкающей снежной белизне – доброе, спокойное лицо”. (Демонстрируется один из известных портретов писателя). Вы, конечно же, узнали: это Иван Сергеевич Тургенев. Им, двадцатипятилетним, написано стихотворение “В дороге”. Вижу ваши изумлённые лица: Тургенев – и стихотворения... Но дело в том, что молодой Тургенев искал себя именно как поэт, и его поэзия самым благотворным образом повлияла на всё его творчество. Самое же известное раннее стихотворение Тургенева, неоднократно положенное на музыку, осталось в исторической памяти народа. (Звучит в аудиозаписи романс на стихи И.С. Тургенева, дальнейшее – на фоне романса).
Написанное в ноябре 1843 года, вероятнее всего, оно навеяно впечатлениями от встреч с французской певицей Полиной Виардо, которая осенью того же года давала в России концерты. (Портрет Полины Виардо).
Встреча с Виардо определила всю дальнейшую жизнь Тургенева. До последнего вздоха он был предан этой женщине, всю жизнь старался быть рядом, всю жизнь прожил “на краешке чужого гнезда”. (Музыка стихает).
Более чем через 30 лет после первой встречи с Виардо Тургенев начал одно из своих замечательных стихотворений в прозе строками поэта Мятлева, с которым вместе три десятилетия назад он восхищался Виардо, её изумительным, бархатным голосом. (Чтение учителем или учащимся начала стихотворения И. Мятлева “Как хороши, как свежи были розы...”).
... Стихотворения в прозе. Такие разные, такие сказочно чудесные...
Автор подчёркивал автономность каждой из миниатюр, указывал на возможность прочитывать их самостоятельно: “Добрый мой читатель! Не пробегай этих стихотворений подряд... но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу”. Давайте сегодня прочтём одно из чудесных стихотворений в прозе.
3. Работа с текстом стихотворения “Как хороши, как свежи были розы...”
(Стихотворение звучит в исполнении учителя, читается наизусть. Зажигаются свечи, звучит музыка Ф. Шопена).
– Как вам слушалось? Каковы ваши впечатления? (Беседа).
– А каковы особенности композиции
стихотворения?
В ходе беседы составляется план:
1) Давно прошедшее – настоящее.
2) “Теперь зима...”.
3) “Летний вечер тихо тает...”.
4) “А в комнате всё темней...”.
5) “... весёлый шум семейной деревенской жизни”.
6) “ Все они умерли...”
Учащиеся делают вывод: в стихотворении 6 композиционных частей.
4. Выполнение заданий по группам
1-я группа (художники): определить цветовые ощущения каждой части.
2-я группа (психологи): попытаться понять психологическую атмосферу, “тепловые” ощущения каждой части.
3-я группа (статисты): подсчитать количество строк в каждой части. (Задания выполняются под музыку Ф. Шопена и Ф. Листа).
5. Проверка выполнения задания (обобщение, выводы)
№ части | Цвет | Тепло | Объём |
1 | Неопределённый | Скорее грустно | 3 |
2 | Белый, чёрный, жёлтый | Мороз, едва ощутимое тепло: свеча | 3 |
3 | Многоцветье красок лета | Тепло, романтично, пылко: любовь! | 11 |
4 | Чёрный, жёлтый | Лютый холод за окном; тепло свечи сходит на нет. | 3 |
5 | Радужные, солнечные: алый, золотистый | Тепло, весело, очень уютно | 9 |
6 | Только тёмные цвета | Холод смерти | 4 |
В основе композиции – приём контраста. Какую смысловую роль он выполняет? ( Учащиеся делают выводы на основе своих наблюдений: 1): цвет меркнет, гаснет, остаётся только чёрный – полная, абсолютная темнота; 2): мороз извне сковывает всё и внутри (жилища и человека), тепло свечи слабеет – она догорает: жизнь оставляет человека; 3): о настоящем – коротко, о прошедшем – подробно: позади вся жизнь, яркая, большая, впереди – совсем короткий срок и... смерть. Миниатюра, таким образом, строится на противопоставлении двух временных пластов, прошлого и настоящего, чередование которых придаёт ей не только неповторимое лирическое, но и глубокое философское звучание).
Каков же вывод? Тургенев – пессимист? Правы те, кто услышал лишь безнадёжную печаль в стихотворении? Не будем торопиться. Если вдумчиво читать миниатюры, то станет ясно: речь идёт не о преобладании горестных мотивов, а о высокой настроенности поэта на решение основных вопросов бытия: рождение, любовь, время, смерть, бессмертие, вечность.
“Стихотворения в прозе” венчают философско-поэтические искания Тургенева. Здесь – выношенные мастером выводы, квинтэссенция всех его, и стихотворных, и прозаических, образов. Давайте убедимся в этом.
6. Чтение учащимися отрывков из романов
“Дворянское гнездо” | Со слов “Звёзды начинали бледнеть...” до слов “прибавил он с улыбкой” |
“Рудин” | Со слов “В половине десятого Рудин уже был в беседке” до слов “Наконец ему послышались лёгкие, торопливые шаги” |
“Накануне” | “Между тем Елена вернулась в свою
комнату...” “сама не зная зачем, протянула к этому небу свои обнажённые, похолодевшие руки” |
“Отцы и дети” | “Сюда... часто приходят два уже
дряхлых старичка...” “...они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной” |
Что удивило вас? (Учащиеся отвечают: те же картины, похожие образы, настроение – всё очень созвучно стихотворению в прозе.)
7. Чтение последней части стихотворения, комментарий
Жизнь покидает человека, уста цепенеют, скованные холодом смерти. Цепенеет сознание. Шестикратно употреблённое многоточие красноречиво рисует умирание. И всё же... Каково последнее слово стихотворения? Это не слово “умерли”, нет! Это в последний раз звучащее: “Как хороши, как свежи были розы...”. Разве не звучат эти слова как гимн жизни, как завещание (“Любите людей, как я их всегда любил”), как откровение?
Прочитанная нами миниатюра – это песнь о вечно движущейся жизни, о её бесконечном очаровании, и строчка Мятлева, звучащая в конце каждой части – лучшее тому подтверждение: “Вот она, тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, бессмертие!”
Недаром П. Анненков назвал “Стихотворения в прозе” тканью “из солнца, радуги, алмазов, женских слёз и благородной мужской мысли”.
Обращение к эпиграфу урока, словам П. Анненкова:
“...что за гуманность, что за тёплое слово, при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое своё существование”.
Оглядка старика оказалась заглядом автора в будущее: “Стихотворения...” оказали огромное влияние на всю нашу литературу – от современников Тургенева до Бунина, Пришвина, Паустовского, Астафьева, Куранова.
Убедиться в этом нетрудно (чтение стихотворения И.А. Бунина “Старик сидел, покорно и уныло...”).
8. Заключительное слово учителя
“Давным-давно тому назад” я услышала: “Как хороши, как свежи были розы”. Тогда, ещё ребёнком, я интуитивно почувствовала, что это – гимн красоте, любви, жизни, что это строки о счастье бытия. Здесь “всё говорило о любви”. Бесконечно благодарна Тургеневу за эту любовь.
На фоне звучащего романса “Утро туманное...”:
Иван Тургенев родился осенью. Выйдя из дому в осеннюю мглу, вспомните удивительно красивое лицо, обрамлённое седыми волосами, вспомните, “глядя задумчиво в небо широкое”, что он завещал нам свои сокровенные мысли, свою любовь, бесконечную, как жизнь. (Звучит в аудиозаписи стихотворение в прозе “Когда меня не будет”).
Пусть, обращённое к любимой женщине, слово Тургенева будет адресовано и вам. Чувствуете? Здесь “всё говорило о любви”. Всё говорит о любви ... и о жизни бесконечной.