Цели:
- Продолжить знакомство с творчеством А.А.Фета; учить анализировать поэтический текст, находить изобразительно-выразительные средства; учить выразительному и осознанному чтению.
- Развивать:
– культуру художественного восприятия,
– образное мышление,
– ценностный и духовный мир ребенка,
– устную монологическую речь. - Воспитывать бережное отношение к слову, к его звучанию; интерес к прекрасному.
Оборудование : магнитофон, солнечные лучи из цветной бумаги, цветные жетоны для оценивания.
Наглядность: портрет А.А.Фета, фото с изображениями лета, облаков, звуки птиц.
Эпиграф:
Главное достоинство А.А.Фета – умение ловить неуловимое.
(Н.А.Некрасов)
Ход урока
1. Организационный момент
Ребята, чтобы нам было легче работать на уроке, я хочу предложить несколько правил. Если вы согласны с предложенным правилом, то хлопаете в ладоши.
– слушаю, когда хочется
– один говорит – все слушают
– уважаю только свое мнение
– любое мнение заслуживает уважения
– один говорит – все перебивают
2. Подготовка к восприятию учащихся.
А сейчас представьте, что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде, чем начнем знакомство с темой урока, ответьте на вопросы:
– Какое самое теплое время года вы знаете? (Лето.)
– Назовите символ лета. (Солнце.)
Свои размышления о лете вы будете записывать или зарисовывать (класс предварительно делится на группу художников и поэтов).
Задание художникам: подобрать 4 солнечных луча, характеризующие летнее настроение.
Задание поэтам: на готовых солнечных лучах написать прилагательные, характеризующие лето.
Каждая команда вслух комментирует свою работу.
Учитель:
– Ребята, это ваши ощущения лета. Вам интересно узнать, каким представляет себе лето поэт ? Эти ощущения мы запишем на отдельном солнце.
– А каких поэтов, писавших о природе вы знаете?
Одним из таких поэтов был А.А.Фет
Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением “Под липой” и попытаемся услышать звуки лета, а также увидеть краски.
Тема урока: “Звуки и краски в поэзии А.А.Фета”.
Тема природы в лирике поэта является одной из из главных тем.
Обратите внимание на эпиграф урока. Как вы его понимаете?
3. Выразительное чтение стихотворения.
4. Текстуальный анализ стихотворения.
– Объясните значение слов: опахало, неугомонный, подернуты, почиющий.
– Какие цвета вы увидели? (Учитель выбирает из набора лучи разных цветов и на доске изображает солнце.)
Посмотрите, какое яркое, насыщенное лето у А.А.Фета
– Какие чувства испытывает поэт? (Спокойствие, умиротворенность.)
– Какое настроение передает автор? (Ссветлое.)
– Что использует поэт для передачи выразительности ? (Изобразительно-выразительные средства.)
Учитель раздает задания по группам:
– художникам в тексте найти эпитеты и метафоры;
– поэтам – олицетворения, сравнения
Когда группы работают, звучит пение птиц
Эпитеты: душистые опахала, жгучий воздух, снотворный звон, почиющая природа.
Метафоры: опахала, мгла ветвей
Олицетворения: воздух сверкает, дремлет, облака проходят
Сравнения: небо-дымка, облака-мечты
Вывод:
- Для чего А.А.Фет использует эти тропы?
- Какие звуки слышим?
- Какой воздух чувствуем?
- Почему свежо, ведь поэт рисует зной?
- Какова основная мысль стихотворения?
5. Обобщение.
– Каким рисует лето А.А.Фет?
– Ваши впечатления похожи на впечатления поэта?
– Почему автор подобрал такое название?
6. Рефлексия.
Представьте, что вы все поэты. Предлагаю написать стихотворение о лете. Это особое стихотворение, без рифмы, а называется оно синквейн. Перед вами трудная задача: необходимо найти самые яркие и красивые слова, рисующие лето. Каждая группа пишет по одному стихотворению и затем вслух представляет. (Обращение внимания учащихся на фото с изображением лета, облаков.)
Правила написания синквейна:
Первая строка – название темы.
Вторая строка – описание темы в двух словах признаках (прилагательных).
Третья строка – описание действия (3 глагола).
Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строка – синоним из одного слова, повторяющий суть темы.
Лето
Радужное и ласковое.
Приходит, греет, радует.
Почему оно так быстротечно?
Благодать!
Молодцы, ребята! Вы все можете считать себя начинающими поэтами.
7. Итог.
Ребята, что мы делали сегодня на уроке?
Прошу оценить себя за работу на уроке, выбрав жетон определенного цвета (красный – 5, синий – 4, желтый – 3 ). (Данная форма контроля имеет результат, если используется учителем систематически.)
8. Домашнее задание.
- Нарисовать иллюстрацию к данному стихотворению.
- Выразительное чтение стихотворения
Под липой.
Как здесь свежо под липою густою,
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал.А там вдали сверкает воздух жгучий,
Колебляся, как будто дремлет он.
Так резко-суз снотворный и трескучий
Кузнечика неугомонный звон…За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подернуты слегка,
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые проходят облака.